Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Автотрансформаторы
Автотрансформатор — однообмоточный трансформатор. От двухобмоточного отличается тем, что вторичная обмотка является частью первичной и, естественно, обмотки имеют не только магнитную, но и гальваническую связь. Автотрансформаторы бывают однофазные и трехфазные. На рис. 8.21 изображена схема однофазного автотрансформатора. В автотрансформаторе электрическая энергия из первичной цепи во вторичную передается и через гальваническую связь, и посредством переменного магнитного потока. Автотрансформатор целесообразно применять при малых коэффициентах трансформации (n ≤ 2). При малых коэффициентах трансформации на изготовление обмотки требуется значительно меньше (по массе) провода, чем на изготовление двухобмоточного трансформатора (при n = 2 примерно в 2 раза). При этом несколько снижается масса магнитопровода. По этой причине автотрансформатор значительно дешевле, меньше весит и имеет больший КПД, чем двухобмоточный. Однако автотрансформатор нельзя применять там, где по условиям техники безопасности или другим причинам недопустима гальваническая связь между первичной и вторичной обмотками.
Рис. 8.21. Схема автотрансформатора
Автотрансформатор часто используется в лабораторной практике, при проведении всякого рода экспериментальных исследований, в качестве регулятора напряжения. Такой автотрансформатор имеет подвижный скользящий контакт а (рис. 8.21), который касается обмотки, для чего последняя лишена изоляции по ходу подвижного скользящего контакта. Напряжение U 2 определяется, как и для обычного двухобмоточного трансформатора, из соотношения
откуда U 2 = U 1 w 2/ w 1. Ток нагрузки I 3 = U 2/ z н. Ток I 1 определяется из уравнения МДС. Если пренебречь током холостого хода, а это не вносит существенных погрешностей, то I 1(w 1 - w 2) + I 2 w 2 = 0. (8.17) Подставив значение тока I 2, равного I 2 = I 1 + I 3, получим I 1 = - I 3 w 2/ w 1, или I 1 = I 3 w 2/ w 1. Значение тока I 1 можно определить также из закона сохранения энергии. Если пренебречь потерями мощности в трансформаторе, то
I 1 = I 3 w 2/ w 1.
Рис. 8.22. Схема включения потребителя с реостатом ( а ) и с автотрансформатором ( б ) к примеру 8.3 Ток I 2 определяется из уравнения (8.17):
Определим значения токов I 1, I 2 и I 3 для автотрансформатора при n = 2: w 2 = w 1/2; U 2 = U 1 w 2/ w 1; I 3 = U 2/ z н = U 1/2 z н;
Расчеты показали, что численно I 2 = I 1. Следовательно, автотрансформатор при n = 2 имеет обмотку с w 1 витками, провод которой должен быть рассчитан на ток I 1. Если использовать вместо автотрансформатора двухобмоточный трансформатор, то его первичная обмотка с тем же числом витков w 1, что и обмотка автотрансформатора, должна быть рассчитана на ток I 1, а вторичная с числом витков w 2 = w 1/2 должна быть рассчитана на ток I 2 = I 1 w 1/ w 2 = 2 I 1. Из этого следует, что для изготовления автотрансформатора потребуется примерно в 2 раза (по массе) меньше провода, чем для изготовления двухобмоточного трансформатора. Пример 8.3. Для регулирования напряжения приемника переменного тока можно использовать реостат или автотрансформатор (рис. 8.22, а, б). Определить потери мощности в реостате и автотрансформаторе при условии, что U 1 = 220 В, U п = U 2 = 100 В, ток потребителя I = 5 А, если принять, что КПД автотрансформатора η = 0, 9. Решение 1. Потери мощности в реостате Δ P р = U 1 I - U 2 I = 220 • 5-100 5 = 600 Вт 2. Потери мощности в автотрансформаторе
|