![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий юнгианских терминов ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Амплификация (Amplification) – метод интерпретации, развитый Юнгом и заключающийся в том, что образы или мотивы сна конкретного пациента расширяются, проясняются и наполняются смыслом посредством сравнения их с аналогичными образами из мифологии, фольклора или религии. Анима (Anima) (лат. душа) – бессознательная женская часть личности мужчины. В сновидениях анима воплощается в образе женщин. Спектр персонажей очень широк – от проститутки и соблазнительницы до духовной наставницы. Анима несет в себе закон Эроса и подчиняется ему, поэтому развитие мужской анимы отражается в отношении мужчины к женщине. Идентификация с анимой может проявляться в подверженности перепадам настроения, в изнеженности и чрезмерной чувствительности. Юнг называл аниму архетипом самой жизни. Анимус (Animus) (лат. дух) – бессознательная мужская часть личности женщины. Он подчиняется закону Логоса. Идентификация с анимусом проявляется у женщины в жесткости, стремлении отстаивать свою точку зрения и склонности к аргументации. Говоря о позитивной стороне анимуса, можно представить его как внутреннего мужчину, который, подобно мосту, соединяет Эго женщины с творческими ресурсами ее бессознательного. Архетипы (Archetypes) – понятие, которое трудно представить конкретно, но воздействие архетипов проявляется в сознании в качестве архетипических образов и идей. Это универсальные паттерны или мотивы, которые всплывают из коллективного бессознательного и являются основой религий, мифов, легенд и сказок. В психике человека они возникают в снах и видениях. Комплекс (Complex) – эмоционально заряженная совокупность идей и образов. В «центре» комплекса находится архетип или архетипический образ. Констелляция (Constellation) – о констелляции (возбуждении, активном состоянии) комплекса свидетельствует сильная эмоциональная реакция на человека или ситуацию. Эго (Ego) – центральный комплекс, существующий в поле сознания. Сильное Эго может объективно относиться к возбужденному содержанию бессознательного (то есть к другим комплексам), а не идентифицироваться с ним. Чувство (Feeling) – одна из четырех психических функций в юнгианской модели типов личности. (Другими являются мышление, ощущение и интуиция.) Это функция, с помощью которой человек оценивает ценность отношений и ситуаций. Чувство следует отличать от эмоций аффектов, возникающих при активации комплекса. Индивидуация (Individuation) – осознание человеком своей уникальной психологической реальности, включающей в себя как его сильные, так и слабые стороны. Индивидуация приводит к тому, что регулирующим центром психики становится Самость. Мистическая сопричастность (Participation mistique) – примитивные бессознательные связи, в которых человек не может отличить себя от других людей или даже предметов. Это то, что лежит в основе феноменов идентификации и проекции. Персона (Persona) (от лат. маска актера) – социальная роль человека, обусловленная его воспитанием и общественными ожиданиями. Персона бывает полезна для облегчения контактов с другими людьми и как средство защиты, но идентификация с конкретной персоной (врач, учащийся, артист и т. п.) тормозит психологическое развитие личности. Проекция (Projection) – естественный процесс, в котором бессознательная характеристика самого человека воспринимается им как качество внешнего объекта или другого человека. Самость (Self) – архетип целостности и регуляторный центр психики, переживаемый как нуминозная энергия, выходящая за пределы Эго (например, Бог). Тень (Shadow) – преимущественно бессознательная часть личности, характеризующаяся как позитивными, так и негативными чертами и установками, которые сознательное Эго часто отвергает или игнорирует. Символ (Symbol) – наилучшая форма выражения для чего‑ то малоизвестного. Символическое мышление нелинейно, имеет отношение к правому полушарию и комплементарно линейному логическому мышлению, относящемуся к левому полушарию. Синхрония (Synchronity) – акаузальное значимое совпадение между событием во внешней жизни и психологическим состоянием человека. Трансцендентная функция (Transcendent function) – примиряющая новая перспектива, возникающая из бессознательного (в виде символа или новой установки) после того, как конфликтующие противоположности были сознательно дифференцированы и между ними сохранилось определенное напряжение. Перенос и контрперенос (Transference and countertransference) – особые разновидности проекций, которые обычно используются для описания бессознательных эмоциональных связей, возникающих в аналитических или терапевтических отношениях между аналитиком и пациентом.
ЛИТЕРАТУРА
Auden, W.H. Collected Poems. New York: Random House, 1976. Becker, Ernest. Escape from Evil. New York: MacMillan, 1985. Bertine, Eleanor. Close Relationships: Family, Friendship. Marriage. Toronto: Inner City Books, 1992. Bly, Robert, ed. and trans. The Soul Is Here for Its Own Joy: Sacred Poems from Many Cultures. Hopewell, NJ: Eco Press, 1995. Bly, Robert; Hillman, James; and Meade, Michael, eds. The Rag and Bone Shop of the Heart: Poems for Men. New York: Harper Collins, 1992. Buber, Martin. I and Thou. Trans. Walter Kaufmann. New York: Scribner, 1970. Campbell, Joseph. This Business of the Gods. In Conversation with Fraser Boa. Caledon East, Ontario: Windrose Films, 1989. Carotenuto, Aldo. Eros and Pathos: Shades of Love and Suffering. Toronto: Inner City Books, 1989. Davis, Keith E. «Near and Dear: Friendship and Love Compared.» In Psychology Today, vol. 19, no.2 (Feb. 1985). Dunn, Stephen. New and Selected Poems, 1974–1984. New York: W.W. Norton and Co., 1994. Ellmann, Richard, and O'Clair, Robert, eds. Modern Poems: An Introduction to Poetry. New York: W.W. Norton and Co., 1976. Faulkner, William. «А Rose for Miss Emily.» In Collected Stories. New York: Random House, 1956. Fitzgerald, Penelope. The Blue Flower. New York: Houghton‑ Mifflin, 1995. Flores, Angel, ed. An Anthology of German Poetry from Holderlin to Rilke. New York: Doubleday Anchor, 1960. Freud, Sigmund. The Future of an Illusion. New York: W.W. Norton and Co., 1961. The Gospel According to Thomas. New York: Harper and Brothers, 1959. Hahn, Fred. «On Magic and Change.» In Voices. October 1975. Hanna, Edward. «The Relationship between the False Self Compliance and the Motivation to Become a Professional Helper.» In Smith College Studies in Social Work, vol. 18, no.3 (1990). Hollis, James. The Middle Passage: From Misery to Meaning in Midlife. Toronto: Inner City Books, 1993. Hollis, James. Swamplands of the Soul: New Life in Dismal Places. Toronto: Inner City Books, 1996. Hollis, James. Tracking the Gods: The Place of Myth in Modem Life. Toronto: Inner City Books, 1995. Hollis, James. Under Saturn's Shadow: The Wounding and Healing of Men. Toronto: Inner City Books, 1994. Hopkins, Gerard Manley. A Hopkins Reader. Ed. John Pick. New York: Doubleday, 1966. Homey, Karen. Neurosis and Human Growth: The Struggle toward Self‑ Realization. New York: W.W. Norton and Co., 1991. Jacoby, Mario. The Analytic Encounter: Transference and Human Relationship. Toronto: Inner City Books, 1984. Jung, C.G. The Collected Works (Bollingen Series XX). 20 vols. Trans. R.F.C. Hull. Ed. H. Read, M. Fordham, G. Adler, Wm. McGuire. Princeton: Princeton University Press, 1953–1979. Jung, C.G. Letters (Bollingen Series XCV). 2 vols. Ed. Gerhard Adler and Aniela Jaffe. Princeton: Princeton University Press, 1973. Jung, C.G. Memories, Dreams, Reflections. Ed. Aniela Jaffe. New York: Pantheon Books, 1961. Kafka, Franz. The Diaries of Franz Kafka, 1914–1923. Trans. Martin Greenberg. Ed. Max Brad. London: Seсker and Warburg, 1949. Kean, Sam, and Valley‑ Fox, Anne. Your Mythic Journey. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, Inc., 1989. Kunkel, Fritz. Selected Writings. Ed. John Sanford. Mahwah, NJ: Paulist Press, 1989. Lackie, Bruce. «The Families of Origin of Social Workers.» In Clinical Social Work Journal, vol. 32, no.l (1983). MacLeish, Archibald. Poems, 1924–1933. New York: Houghton‑ Mifflin, 1933. The Norton Anthology of Poetry. Ed. Alexander Alison et al. 3rd ed. New York: W.W. Norton and Co., 1970. The Norton Introduction to Poetry. Ed. J. Paul Hunter. New York: W.W. Norton and Co., 1991. Nouwen, Henri. The Genesee Diary. New York: Doubleday, 1989. Pascal, Blaise. Pensees. New York: E.P. Dutton and Co., 1958. Plato. The Republic. 2nd. ed. Trans. Desmond Lee. Harmondsworth, U.K.: Penguin Books, 1974. Plato. The Symposium. Trans. W.R.M. Lamb. Loeb Classical Library. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1961. Qualls‑ Corbett, Nancy. The Sacred Prostitute: Eternal Aspect of the Feminine. Toronto: Inner City Books, 1988. Riemann, Fritz. Grundformen der Angst. Munich: E. Reinhardt, 1977. Rilke, Rainer Maria. Ahead of All Parting: The Selected Poetry and Prose of Rainer Maria Rilke. Trans. Stephen Mitchell. New York: Modern Library, 1995. Rilke, Rainer Maria. Duino Elegies. Trans. C.F. McIntyre. Berkeley: University of California Press, 1963. Rilke, Rainer Maria. Rilke on Love and Other Difficulties. Ed. John Mood. New York: W.W. Norton, 1975. Sanford, John A. The Invisible Partners: How the Male and Female in Each of Us Affects Our Relationships. New York: Paulist Press, 1980. Sanford, John A. The Man Who Wrestled with God. Mahwah, NJ: Paulist Press, 1987. Sharp, Daryl. Getting To Know You: The Inside Out of Relationship. Toronto: Inner City Books, 1992. Sharp, Daryl. Jungian Psychology Unplugged: My Life As an Elephant. Toronto: Inner City Books, 1998. Sharp, Daryl. The Survival Papers: Anatomy of a Midlife Crisis. Toronto: Inner City Books, 1988. Tillich, Paul. Dynamics of Faith. New York: Harper and Row, 1956. Tillich, Paul. The Shaking of the Foundations. New York: Charles Scribner and Sons, 1948. von Franz, Marie‑ Louise. Alchemy: An introduction to the. Symbolism and the Psychology. Toronto: Inner City Books, 1980. von Franz, Marie‑ Louise. C.G.Jung: His Myth in Our Time. Trans. William H. Kennedy. Toronto: Inner City Books, 1998. von Franz, Marie‑ Louise. Projection and Re‑ Collection in Jungian Psychology. Trans. William H. Kennedy. La Salle, IL: Open Court, 1980. von Franz, Marie‑ Louise. Puer Aetemus: A Psychological Study of the Adult Struggle with the Paradise of Childhood. 2nd ed. Santa Monica: Sigo Press, 1981. Winnicott, Donald W. The Maturational Process and the Facilitating Environment. New York: International Universities Press, 1965.
|