Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные этапы развития науки управления производством
Наука об организации и управлении производством (производственный менеджмент) в современном ее понимании возникла во второй половине XIX века, когда появилась крупная машинная индустрия с развитым разделением и специализацией труда. В 1910-е гг. получил распространение термин «производственный менеджмент», который отражал совокупность научных подходов к управлению производством, сводившихся к управлению детерминированными производственными процессами. Менеджмент в истекшем ХХ столетии прошел интенсивный путь. Принято выделять несколько этапов его развития, которым соответствует своя научная школа управления. В настоящее время американские исследователи говорят о пяти школах теории управления: 1) «классическая» школа, или рационалистическая школа управления производством; 2) доктрина «человеческих отношений»; 3) «эмпирическая» школа; 4) школа «социальных систем»; 5) «новая» школа науки управления.
1. «Классическая» теория организации и управления Эту школу сформировали в последнем десятилетии XIX века и развили американские инженеры-рационализаторы – Д. Вартон, Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, К. Барт, Г. Эмерсон и др. У ее истоков стоял американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), по имени которого она и была названа. Ныне ее также называют «рационалистической школой». Еще в 1903 году Ф. Тейлор издал свою первую научную работу «Ценовой менеджмент», а несколько позже – в 1911 году - «Принципы научного менеджмента». В этих работах Ф. Тейлор излагает свое понимание основных концепций научного управления. Сущность его концепции состоит в следующем. Первое. Дифференциация производственных функций на функции исполнительские и управленческие. При этом реализация управленческих функций возлагается на специально занятых их исполнением специалистов. Второе. Глубокая дифференциация производственного процесса и ориентирование рабочих на выполнение узко специализированных операций технологических процессов. Третье. Научно обоснованное нормирование времени выполнения каждой операции производственного процесса на основе большого количества проводимых хронометражных наблюдений и фотографий рабочего дня. Четвертое. Отбор наиболее рациональных приемов и методов выполнения трудовых процессов на основе того же хронометража и фотографий рабочего дня; проектирование на этой основе наиболее рациональных приемов выполнения процесса производства. Пятое. Введение сдельной оплаты труда. Соответственно, тейлоровская теория управления предусматривает: разработку оптимальных методов и приемов выполнения работы; стандартизацию инструмента с учетом специфики выполняемой работы; рациональный подбор и подготовку рабочих, рациональную организацию работы мастеров и бригадиров; разработку различных систем сдельной оплаты труда на основе оптимальных методов нормирования, т.е. нормирования на основе оптимальных методов и приемов выполнения работы. Классическая (тейлоровская) школа управления страдает существенным недостатком, суть которого в том, что она недооценивает роль человеческого фактора в производстве и использовании человеческого потенциала при совершенствовании производства. При этом, как правило, забываются человеческие интересы в сфере производства, игнорируются психология людей в процессе производства, их взаимодействие в трудовых коллективах, их материальные и социальные стимулы при реализации производственных процессов. В результате в основе тейлоровского учения лежит стремление обеспечить максимально возможную производительность труда рабочих на основе глубокой (максимально возможной) его специализации, ограничения интересов рабочих выполнением предельно упрощенных операций и гарантии определенного минимума оплаты труда рабочего. При этом рабочий полностью отстраняется от участия в организации и управлении производством.
2. Доктрина «человеческих отношений» Доктрина «человеческих отношений» возникла в начале 1930-х годов и связана с именем американского социолога и психолога Элтона Мэйо. Исследователи этой школы во главу угла ставят создание благоприятного психологического климата и комфортных условий труда в трудовых коллективах. Исходной концепцией доктрины «человеческих отношений» явилось максимальное использование человеческого потенциала с целью повышения эффективности производства. Представители этой школы считают необходимым: • создание благоприятных условий труда; • создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе; • создание и развитие корпоративного духа в трудовых коллективах; • вовлечение всех работающих в трудовых коллективах в управление процессами производства; • разработку эффективной системы материальной и психологической мотивации высокопроизводительного и эффективного труда. К 1970-м гг. управление человеческими отношениями конституировалось в специальную управленческую функцию, получившую название «управление персоналом». Ее основная цель состоит в том, чтобы, повышая благосостояние работника, вместе с тем давать ему возможность вносить максимальный личный вклад в эффективную работу всего предприятия. Управление персоналом связано главным образом с методами подбора, обучения и переподготовки кадров, а также с проблемами занятости персонала, эффективным использованием оборудования, организации совместных консультаций между предпринимателями и рабочими, а также с общепризнанными процедурами урегулирования трудовых споров. Видными представителями теории «человеческих отношений» являются Ч. Бернард, Д. МакГрегор. Новым шагом в развитии менеджмента в данном направлении стала разработка концепции управления человеческими ресурсами. Цель управления на основе человеческих ресурсов организации заключается в совершенствовании процесса принятия решений и эффективности контроля. В доктрине использования человеческих ресурсов менеджер допускает участие подчиненных и в управленческом процессе, ибо наиболее эффективные решения, как правило, принимаются теми, кого они непосредственно затрагивают. Моральный климат на предприятии, равно как и удовлетворенность работников, является продуктом творческого решения проблем, вызванных соучастием рабочих в управлении.
3. «Эмпирическая» школа управления Отличительной особенностью этой школы является то, что ее представители стремятся ассимилировать теоретические воззрения других школ и других направлений. Представители эмпирической школы считают, что решающее значение в управлении имеет опыт, и они доказывают, что сама по себе управленческая деятельность в значительной мере представляет искусство, которому учит не столько теория, сколько практика. Характерное для этой школы стремление максимально приблизить теоретические исследования к практике находит свое отражение и в подходе ее представителей к определению принципов управления предприятием. Много внимания представители эмпирической школы уделяют вопросам организационных структур предприятия, изучению мотивов поведения людей в производстве и проблемам коммуникаций; рекомендациям, памяткам, тестам и т.п. Последние разрабатываются не только специалистами по управлению, но и многими крупными фирмами, которые стремятся зафиксировать в них накопленный опыт. Большинство представителей эмпирической школы разрабатывают сугубо практические рекомендации, однако не исключают и широких обобщений. Наиболее известные представители эмпирической школы Р. Фэлк, Ньюмен.
4. Школа «социальных систем» В основе исходных теоретических положений школы «социальных систем» лежит стремление рассматривать социальную организацию как комплексную систему с совокупностью составляющих ее подсистем. Это определяет в первую очередь необходимость изучения взаимодействия подсистем. Поэтому основным методологическим понятием здесь является понятие «связи», или понятие «связующих процессов», обеспечивающих взаимодействие всех подсистем для достижения единой цели, и это выдвигает на первый план задачу установления связей и средств коммуникаций. Наиболее видными представителем школы «социальных систем» принято считать Ч. Бернарда и Г. Саймона. В рамках этой школы весьма отчетливо вырисовывается системный подход к решению управленческих задач, связанный с развитием кибернетики и теории автоматического управления. Математическая теория системного подхода стала известна как теория общих (математических) систем. Системный подход явился результатом осмысления опыта исследования операций, с одной стороны, и теории автоматического управления и кибернетики - с другой. Главная задача системного подхода состоит в повышении эффективности работы организации в целом, что, однако, не тождественно задаче оптимизации эффективности всех элементов организации. Сущность системного подхода характеризуется следующим: • формированием целей и установлением их иерархии до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением и, в частности, с принятием решений; • получением максимального эффекта, т. е. достижением поставленных целей с помощью сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора; • количественной оценкой целей и средств их достижения, основанной на всесторонней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности.
5. «Новая» школа в управлении Специфической особенностью новой школы теории управления является стремление внедрить в науку об управлении методы и аппарат точных наук. Ее представители главное внимание уделяют исследованиям процессов принятия решений, позволяющих применять математические методы и средства, в том числе электронно-вычислительную технику. Значительное внимание в рамках «новой» школы было уделено исследованию операций. Одно из основных направлений было связано с построением математических моделей часто встречающихся подзадач управления. В настоящее время существует множество классификаций научных школ в управлении организациями и производством. В табл. 1.2 приведена условная классификация с позиции определения конкурентных преимуществ и источников добавленной стоимости в производстве – от капитала и рабочей силы до интеллектуальных систем. Таблица 1.2 Эволюция управленческих перспектив и возможностей
1.3.3.Последние тенденции в организации и управлении производством
1. Глобализации экономики. Главные черты глобальной экономики - усиление и укрепление глобального мирохозяйственного взаимодействия, переплетение национальных хозяйств разных стран на основе рыночной экономики, либерализация всех экономических связей между государствами. В результате - значительное усиление конкуренции по всему миру, непредсказуемые колебания рынка, ценовое давление, сокращение жизненного цикла продуктов, изменение ценностных представлений и т.д. 2. Производственные стратегии. Важность производственной стратегии для общего успеха бизнеса и необходимость соотносить производственную стратегию с общей стратегией деятельности компании. 3. Всеобщее управление качеством (Total Quality Management - TQM). Все предприятие от президента до рабочего вовлекается в непрерывный процесс улучшения качества товаров и услуг. Ключевые методы включают командный подход, обнаружение и устранение проблем, акцент на обслуживание потребителя и непрерывную работу по совершенствованию системы. 4. Гибкость. Способность быстро приспособиться к изменениям в объеме спроса, в ассортименте и в дизайне изделий стала главным фактором конкурентоспособности предприятия. 5. Сокращение затрат времени. Сосредоточение усилий организации на сокращении времени выполнения различных производственных задач, чтобы повысить конкурентоспособность.
|