Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статус свободы (Status libertatis)
1). Рабы (servi) Рассмотрим прежде всего положение рабов, которое отличается двойственностью. Так, в соответствии с цивильным правом (ius civile) servi res sunt (т.е. “рабы суть вещи”), но в соответствии с естественным правом (ius naturale) за рабами признавалась человеческая личность. Соответственно личное положение рабов определялось этими двумя факторами а) По цивильному праву раб был объектом, а не субъектом права, т.е. мог быть предметом купли родажи, узуфрукта, залога, коллективной собственности и т.д. б) Связь раба с женщиной не признавалась браком (matrimonium), а считалось сожительством (contubernium), не влекущим правовых последствий. в) Однако в древнейший период в соответствии с сакральным правом за рабом признавалась личность. Так по законам XII таблиц раб мог выступать в качестве свидетеля, привлекался к уголовной ответственности, по положению был близок к сыну семейства (filius familias). г). Во все времена за ним признавалось также право погребения - его могила также считалась религиозным местом (locus religiosus). г) Наконец, в соответствии с естественным (но не цивильным) правом учитывались и родственные связи рабов (cognationes serviles). II-I вв. до н.э. - расцвет рабовладельческих отношений, связанный с активной завоевательной политикой Рима. Отсюда и дешевизна рабов. Однако уже Варрон и Цицерон призывали относиться к рабам как к наемным рабочим, выплачивая им должное. К концу I в. до н.э. относятся первые известные меры по регулированию положения рабов. - Закон Петрония 19 г. н.э. - запретил отдавать рабов в гладиаторы; - Эдикт императора Клавдия - предоставил свободу всякому старому и больному рабу, брошенному своим господином; - император Домициан (I в.н.э.) запретил кастрацию рабов; - император Адриан (II в.н.э.) запретил безнравственную торговлю рабами; сослал матрону из Умбрики на 5 лет за жестокость к рабыням; - император Антонин Пий (2 пол. II в.н.э.) издал конституцию, согласно которой а) насилие над рабами и незаконное их убийство преследовалось уголовным наказанием (однако уголовному преследованию в архаическом Риме подвергались даже животные); б) если раб искал убежище в храме или у статуи императора - получал защиту и его гоподин мог быть вынужден продать раба другому. - император Юстиниан (VI в.) признал родственные связи рабов (cognationes serviles).
Имущественное положение рабов - способность приобретать, т.е. раб обладал юридической дееспособностью, мог действовать от имени господина (ex persona domini) - формально обязательства рабов не распространялись на господина, но он обязан был возместить причиненный ими ущерб; - рабу нельзя было предъявить иск, но за ним признавалось натуральное обязательство; - в соответствии с преторским эдиктом ответственность господина за обязательства своего рабарегулировалась четырьмя исками: 1). Иск о пекулии (actio de peculio) - когда имущественная ответственность господина не превышала размера данного им рабу имущества 2). Иск инститорный (actio institoria) - когда господин отвечал за обязательства раба в объеме данных господином рабу функций приказчика. 3). Иск экзерциторный (actio exercitoria) - ответственность господина в объеме данных господином рабу функций капитана корабля. 4) Actio quod iussu - ответственность господина в объеме данных господином рабу распоряжений. В реальной жизни раб мог даже иметь состояние, давать взаймы господину и иметь своих рабов (servi vicarii). Особый статус имели государственные рабы (servi publici), они получали от государства нечто вроде жалования, имели право обзаводиться семьей и оставлять в наследство половину своего имущества. Способы установления рабства: 1) плен; 2) рождение от рабыни; 3) покупка; 4) наказание. Способы освобождения от рабства (manumissio): 1) Во время религиозных празднеств (сатурналии, лектистернии и т.д. 2) manumissio testamento - освобождение по завещанию господина. 3) manumissio vindicta - освобождение в присутствии претора в форме виндикации с участием т.н. assertor in libertatem. 4) неформальные манумиссии (появились в конце республики): a) manumissio inter amicos - освобождение в присутствии друзей, б) manumissio per epistolam - освобождение посредством письма, в) manumissio per mensam - освобождение путем обращения с рабом как со свободным. 5) освобождение в соответствии с государственным актом. 6) освобождение в церкви (с IV в.н.э.) - Закон Юния Норбана (19 г. н.э.) предоставил рабам, освобожденным неформально статус latini Iuniani при подтверждении их освобождения 5 свидетелями. - Закон Элия Сенция (4 г. н.э.) ввел ограничения манумиссий: 1). Господин, не достигший 20 лет, мог отпустить раба только с согласия особой комиссии. 2). То же условие по отношению к рабам в возрасте до 30 лет. 3). запрещено отпускать рабов в ущерб интересам кредиторов. 4). запрещено отпускать рабов, совершивших тяжкие преступления (клейменых). - Закон Фуфия Каниния (эпоха Августа) регулировал отпуск рабов по завещанию: господин, имевший 3 рабов, мог отпустить не более 2; имевший 10 рабов - не более половины; имевший до 30 рабов - не более трети; имевший до 100 рабов - не более четверти; имевший до 500 рабов - не более пятой части. - Юстиниан отменил закон Фуфия Каниния и ограничил закон Элия Сенция - возраст гоподина был снижен с 20 до 17 лет.
|