Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение античных врачей.






Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине.

Гиппократ (460 – 377 г. до н.э.) – «отец медицины», в философии придерживался линии Демокрита. Наибольшую известность получило учение о темпераментах. По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки). Различия в соках у разных людей объясняют различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. Преобладание крови – основа сангвинического темперамента, слизи – флегматического, желтой желчи – холерического, черной желчи – меланхолического. Он произвел классификацию человеческих типов на соматической основе.

Античная медицина получила особенно интенсивное развитие в Александрии, которая в 3 в. до н.э. при Птолемеях в силу исторически сложившихся обстоятельств становится главным центром античной культуры. В Александрии некоторое время было разрешено вскрытие «безродных» людей.

Все анатомо-физиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил римский врач Гален (2 в. н.э.), автор сочинения по медицине, анатомии и физиологии, которое было настольной книгой врачей вплоть до 17 в. Ему принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Опытным путем доказал, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, а ни единого чувства». Гален различал по функции передние и задние корешки спинного мозга. Он развил учение о темпераментах Гиппократа. Выделял четыре начала всех вещей – теплое, холодное, сухое, влажное и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. От комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых один нормальный, а 12 представляет собой некоторое отклонение от нормы.

В поздней античности психологические знания развивались в рамках различных течений идеалистической философии (гностицизма, иудейско-александрийской философии, неоплатонизма, патристики и др.). Их социальной базой был кризис рабовладельческого способа производства, который обусловил новую концепцию человека в христианском мировоззрении. Т.е. на смену языческой религии приходит христианство. В этих условиях в психологии появляются новые тенденции: повышение интереса к внутреннему миру, к самосознанию; возникают новые представления о соотношении душевных способностей – воля и чувство получают примат над разумом; рождаются новые представления о путях душевного совершенствования.

Сведения о душе и её процессах, накопленные античными мыслителями, послужили «отправным пунктом и предпосылкой последующей эмпирической работы».

 

 

ТЕМА 3: Развитие психологии в Средневековье и Новое время.

История Средних веков охватывает длительный период: с 5 в. по 16 в. и первую половину 17 века. В исторической науке он определяется как эпоха возникновения, развития и упадка феодальной социально-экономической формации. В Средние века в рамках общей истории Восток играл передовую роль. На Востоке феодализм начал складываться раньше, чем на Западе. Однако на Востоке возникли и развивались такие условия, которые стали постепенно задерживать исторический процесс, замедлять развитие капиталистических элементов. В результате в определённый момент Средних веков центр тяжести в поступательном развитии человечества в Старом Свете стал перемещаться с Востока на Запад. Эпоха средневековья выдвинула плеяду великих людей, которыми гордится человечество. Это родоначальники утопического социализма (Томас Мор и Томмазо Кампанелла), великие мыслители и философы (Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Авиценна, Аверроэс, Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей), гениальные поэты и писатели (Омар Хайям, Данте, Петрарка, Шекспир, Сервантес), выдающиеся художники (Рафаэль, Микельанджело, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев, Рубенс, Рембрант).

В начале связь с античным миром была сильна. Образование строилось на основе изучения античных авторов-философов, а также естественнонаучных данных Гиппократа, Аристотеля, Галена. Затем знание приходит в полный упадок, над умами царит авторитет церкви. Появляются профессора мистики и каббалистики, процветет алхимия, астрология. В силу этого время с 5 в. по 8 в. называют «темными годами». Важнейшим институтом религии была церковь. Средневековье вошло в историю как время безоговорочного подчинения авторитету церкви. Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с тем накапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни. Особенно следует отметить деятельность арабов и мыслителей Авиценну (Ибн Сина), Аверроэс (Ибн Рушд). Авиценна дал более точное описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга.

Ибн Сина (11 в.) (в латинской транскрипции – Авиценну) создал «Канон медицинской науки». Он был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию. Физиологическая психология Ибн Сины включала таким образом, предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определённый устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Имеются сведения о том, что он предпринял попытку изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давалась одинаковая пища; при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное питание, начинал худеть и быстро погибал. Все это дает основание видеть зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Изучением функций глаза занимался Ибн Рошд (12 в.), обнаруживший, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией, так как Ибн Рошд отрицал бессмертие индивидуальной души. Он по-своему прокомментировал учение Аристотеля, сделав упор на разделение души и разума.

Тем временем в духовной жизни средневековой Европы утвердилась схоластика (от греч. «схоластикос» -школьный, ученый). Этот особый тип философствования («школьная философия») с 11 до 16 в. сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения. В схоластике имелись различные течения; общей же была установка на комментирование текстов.

Фома Аквинский (1226 – 1274) – самый видный схоласт, система которого стала ведущим направлением католицизма. Его учение позже было канонизировано в папской энциклике (1879) как истинно католическая философия (и психология) и получило название томизма ( несколько модернизированного в наши дни под именем неотомизма). Он учил, что душа одна. Она обладает бытием, отдельным от тела, нематериальным и индивидуальным. Душа выступает источником движения тела. Различаются способности, свойственные душе как таковой (разум, воля), а также растительные (вегетативные) и животные функции. Растительная и животные функции нуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Но учение о материи и форме изменяется. Различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. Человеческая душа – низшая из тех чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода (поэтому она – принцип всей органической жизни). Благодаря такому расчленению понятий душа получает значение узлового пункта в мировоззрении, а человеку выпадает на долю почетное призвание – соединить в себе оба круга бытия.

В Англии, где социальные устои феодализма подрывались наиболее энергично, против томистской концепции души выступил номинализм (от лат. «номен» - имя). Он возник в связи со спором о природе общих понятий, или универсалий, суть которого состояла в том, существуют ли эти общие понятия сами по себе, самостоятельно и независимо от нашего мышления, либо представляют лишь конкретные явления.

Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека.

Итак, в раннем средневековье под пластом чисто рассудочных построений, чуждых реальным особенностям психической деятельности, развивался родник новых идей, связанных с опытным познанием души и её проявлений. В противовес принятым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и её сил, для действия которых нет других оснований, кроме воли божьей, складывалась методология, основанная на опытном, детерминистском подходе. Своего расцвета этот подход достиг в следующую историческую эпоху.

Искателем новых путей в науке, предтечей эпохи Возрождения былРоджер Бэкон (1214 – 1292). В спорах с схоластами он провозгласил значение опытов и наблюдения в познании. Однако опыт, по его мнению, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. У Бэкона дается большой материал о зрительных нервах и зрительном восприятии, которое он объясняет из общих законов распространения, преломления и отражения света. В связи с развитием атомистических и физиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями в различных областях науки и техники понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела.

Френсис Бэкон (1561 – 1626) намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию её процессов (способностей). Бэкон развивает идеи о единой науке о человеке, составной частью которой является и психология. Наиболее полно Бэкон рассматривает проблемы познания. Он исходит из признания объективности существующего мира. Чувства являются исходным элементом познания, но они не обеспечивают всего познания. Данные чувств должны обрабатываться разумом. Бэкон приходит к выводу о том, что познание подвержено глубочайшим заблуждениям, которые обманывают не в частных вопросах, но на каждом шагу, как бы расставляя ловушки разуму. Эти заблуждения Бэкон обозначает словом «идолы». Первый вид – идолы рода (несовершенство наших органов чувств); второй - идолы пещеры; третий – идолы площади; четвертый – идолы театра ( результат неверных теорий, ложных законов). Главным орудием познания, по Бэкону, является метод, «самая важная проблема из всех существующих». Таким методом считает индукцию. Заслугой его является возведение индукции в общую теорию, выявление правил перехода от частного к общему. Учение Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки.

С именем Рене Декарта (1596 – 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Причина всех движений в том, что некоторые мускулы сокращаются, а противоположные им растягиваются. Это происходит из-за перераспределения духов между мышцами. Таким образом, движение возникает в результате воздействия предмета на тело, которое механически проводится к мозгу, от мозга – к мускулам. Чисто телесным механизмом объясняются не все движения, но только те, которые производятся без участия воли: ходьба, дыхание и вообще все отправления, общие для человека и животного. Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа. В то же время в рефлексе как механизме, совершенно независимом от психики, проявляется механистическая односторонность Декарта.

Он избирает новый способ исследования: отказываться от объективного описания «Я» и обращается к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), т.е. субъективных состояний. Мышление, по его мнению, это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Сознание Декарт описывает в противопоставлении телу, с которым отождествляет материю и дает геометрическое представление о материи. Учение Декарта о душе и теле и об их субстанциональном различии породили философскую психофизическую проблему: хотя различие между духовным и телесным признавалось и до Декарта, но четкого критерия выделено не было. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Психология Декарта идеалистична. Он дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевные движения…». Он разделял первичные и вторичные страсти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал