Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этика государственного управления, специфические требования к государственному аппарату и его работникам
Этика государственного служащего — это кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности. В Указе Президента РФ № 885 от 12 августа 2002 г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» подчеркивается, что госслужащий призван: § исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа; § исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих; § осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа; § не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан; § исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; § соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих; § соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений; § соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; § проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций; § проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; § воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; § при угрозе возникновения конфликта интересов — ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, — сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов; § не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся; § воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности; § соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации; § уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации. Из конституционных требований и положения Закона «Об основах государственной службы РФ» вытекает принцип беспристрастности и независимости, нашедший правовое обеспечение в ряде ограничений, связанных с государственной службой. Государственному служащему запрещается заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного органа любого уровня, заниматься предпринимательской деятельностью и состоять членом органа управления коммерческой организации; использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию и др. 10.2.Эффективность управления: сущность, критерии и показатели
Эффективность управления состоит в обеспечении достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т. п. Общую формулу эффективности управленческого труда (Еу) можно представить следующим образом: Еу = эффект (результат)/затраты управленческого труда; В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно выделить результат. Эффективное управление иногда рассматривается как способность решать возникающие проблемы. Однако следует помнить, что в большинстве случаев (за исключением природных аномалий, не зависящих от людей) именно некомпетентность в управления выступают причинами самих проблем, степени их обострения и глубины поражающего воздействия на общество. Следует учитывать, что на эффективность управления влияет ряд факторов, в том числе: · потенциал сотрудников, их способность выполнять определенную работу; · средства производства; · культура организации; · организационная структура управления · характер взаимодействия с внешней средой и др.
Критерий в общепризнанном смысле - это признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация. Критерии эффективности представляют собой признаки, стороны проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам обществам. Показатель - это категория, отражающая ход или развитие какого-либо процесса. Необходимо различать понятия " критерий" и " показатель эффективности". Критерии обозначают объективную направленность эффективности, а показатели оценивают ее уровень. Например, критерии определяются по прибыли, экономии, затратам, а показатели указывают на их количественные характеристики. Каждый из видов управления имеют свои критерии эффективности. Например, социальная эффективность отличается от экономической, прежде всего, спецификой числителя: здесь используются показатели, с разных сторон характеризующие изменения качества жизни людей, - показатели смертности и рождаемости, реальных доходов населения, количества студентов и т. д. В качестве критерия эффективности производства используются показатели: • обобщающие - объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.; • частные - использования отдельных видов ресурсов: труда, основных фондов, инвестиций. К критериям эффективности социального управления можно отнести: • уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам; • темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН; • уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой по доходам различных категорий населения, а также в сравнении со стандартами развитых стран; • упорядоченность, безопасность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом. В обществе интегрирующ им показателем эффективности управления выступает повышение качества ж изни граждан при наименьших затратах ресурсов. Именно качество жизни - основная цель общественного развития и главный критерий эффективности. Критерии и показатели дифференцируются по сферам жизни: экономической, социальной, политической, духовно-культурной. К числу экономических критериев и показателей относятся: • темпы роста экономики; • совокупный национальный доход; • рост производительности труда; • техническая оснащенность производства и др. Социальные критерии: • душевой доход; • семейный доход; · минимальный прожиточный уровень; • потребительская корзина и др. Состояние духовно-культурной жизни общества, как правило, оценивается уровнем развития науки, культуры, образования. Например, приемлемым для развития общества в развитых странах в области образования является такой показатель, когда расходы на образование составляют не меньше 6% процентов государственного бюджета, иначе неизбежна стагнация в развитии общества. В то же время следует обратить внимание и на то, что, на взгляд некоторых специалистов, корректной оценки эффективности социального управления пока еще нет. При этом они считают, что трудности измерения эффективности управления не исключают возможности ее регулирования, опираясь на анализ, диагностику и проектирование управления. Наиболее удачной попыткой, как признают экономисты, разрабатывающие критерии и показатели эффективности, можно считать разработанный специалистами программы развитие ООН индекс человеческого развития (ИЧР), называемый также индексом развития человеческого потенциала. ИЧР (индекс человеческого развития) стал средством измерения и оценки имеющихся возможностей для удовлетворения материальных и духовных запросов и потребностей людей. Он используется в мониторинге социально-экономического развития человека, отдельных стран и человечества в целом. ИЧР отражает как величину благосостояния, так и качество жизни населения той или иной страны и представляет собой среднею арифметическую из трёх наиболее наглядных индикаторов уровня жизни: Jx1 - индекс ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении; Jx2 - индекс уровня образования населения (комбинированный показатель, рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование); Jx3 - индекс реального ВВП на душу населения, исчисляемого по паритету покупательной способности (ППС) валют разных странах в долларах США. ИЧР = (Jx1+ Jx2 +Jx3) / 3 Согласно методологии ПРООН, при расчёте каждой из составляющих сводного индекса используются фиксированные стандарты минимального и максимального значений, с которыми сравниваются фактические показатели по той или иной стране: Jxi = фактическое значение xi – минимальное значение xi максимальное значение xi – минимальное значение xi
Для индекса продолжительности предстоящей жизни за максимальный уровень принят срок в 85, минимальный 25 лет. Для индекса образования населения стандарты составляют соответственно 0 и 100 %. Для индекса реального ВВП на душа населения – 100 долларов ППС и 40 000 долларов [Теория управления / под общ. ред А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2003. - С 179- 180]. Анализ значений ИЧР достаточно наглядно показывает, сколько ещё предстоит сделать стране для достижения названых ориентиров. Чем ближе значение этого индекса к единице, тем выше степень человеческого потенциала в данной стране и тем ближе это общество на пути к желаемым целям, и социальное управление можно считать эффективным. Диапазон значений ИЧР в «Докладе о развитии человека за 2007/2008 год» варьируется от 0, 965 в Норвегии до 0, 311 в Нигере (данные за 2005 г.). Порогом высокого уровня развития человеческого потенциала является значение 0, 800. В группу развитых входят уже 63 страны. C 2005 г. Россия вошла в их число с индексом 0, 802 (в 2001 г. — 0, 779), но занимает только 67 место, между Беларусью и Албанией. Главная причина скромного места в рейтинге – не столько невысокие доходы, сколько чрезвычайно низкая ожидаемая продолжительность жизни россиян. Центральная проблема методологии эффективности – согласование целей (общих и частных, стратегических, среднесрочных и оперативных), выбор приоритетов, учет сроков и достижения тех или иных результатов. Поэтому необходимым условием получения эффективности является, во-первых, согласованность результатов с фундаментальными, перспективными целями развития социальной системы; во-вторых, ориентация на человека, “человеческий ресурс” как цель и решающий фактор всех перемен, накопления потенциала развития. Критерии и показатели эффективности управления должны быть построены на одной концептуальной основе, объединены единым банком данных в рамках информационной системы и соотнесены с международными нормативами, критериями.
|