Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человекаСтр 1 из 26Следующая ⇒
На протяжении относительно короткой истории становления теории систем и системного анализа представления о системах и закономерностях их построения, функционирования и развития неоднократно уточнялись и переосмысливались. Термин система используют в тех случаях, когда хотят охарактеризовать исследуемый или проектируемый объект как нечто целое (единое), сложное, о котором невозможно сразу дать представление, показав его, изобразив графически или описав математическим выражением (формулой, уравнением и т. п.). В первых определениях в той или иной форме говорилось о том, что система - это элементы (части, компоненты) и связи (отношения) междуними. Так, Л. фон Берталанфи (автралийский биолог) определял систему как " комплекс взаимодействующих компонентов" иликак " совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой". В понятии система (как и любой другой категории познания) объективное и субъективное составляют диалектическое единство, и следует говорить не о материальности или не материальности системы, а о подходе к объектам исследования как к системам, о различном представлении их на разных стадиях познания или создания. При проведении системного анализа нужно прежде всего отобразить ситуацию с помощью как можно более полного определения системы, а затем, выделив наиболее существенные компоненты, влияющие на принятие решения, сформулировать " рабочее" определение, которое может уточняться, расширяться или сужаться в зависимости от хода анализа. " Рабочее" определение системы помогает исследователю начать ее описание. Далее для того, чтобы правильно выбирать необходимые элементы, связи, их свойства и другие составляющие, входящие в принятое " рабочее" определение системы, нужно, чтобы лица, формирующие это первоначальное, вербальное представление системы, в одинаковом смысле использовали эти понятия.
На первых этапах системного анализа важно уметь отделить систему от среды, с которой взаимодействует система. Иногда даже определения системы, применяющиеся на начальных этапах исследования, базируются на отделении системы от среды. Частным случаем выделения системы из среды является определение ее входа и выхода, посредством которых система общается со средой. В кибернетике и теории систем такое представление системы называют " черным ящиком". На этоймодели базировалась начальное определение системы. Система образует особое единство со средой, как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка, а элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка". Такому представлению о среде соответствуетопределение, "...среда есть совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы". Выделяет систему из среды исследователь, который отделяет (отграничивает) элементы, включаемые в систему от остальных, т. е. от среды, в соответствии с целями исследования. При этом возможно три варианта положения исследователя, который: 1) может отнести себя к среде и, представив систему как полностью изолированную от среды, строить замкнутые модели (в этом случае среда не будет играть роли при исследовании модели, хотя может влиять на ее формирование); 2) включить себя в систему и моделировать ее с учетом своего влияния и влияния системы на свои представления о ней (ситуация, характерная для экономических систем); 3) выделить себя и из системы, и из среды, и рассматривать систему как открытую, постоянно взаимодействующую со средой, учитывая этот факт при моделировании (такие модели необходимы для развивающихся систем). Понятия, характеризующие строение системы: элемент, связь, подсистема. Понятия, входящие в определение системы, тесно связаны между собой и по мнению Людвига фон Берталанфи не могут быть определены независимо, а определяются, как правило одно через другое, уточняя друг друга. Элемент. Под элементом принято понимать простейшую, неделимую часть системы. Однако ответ на вопрос, что является такой частью, может быть неоднозначным. Например, в качестве элементов стола можно назвать " ножки, ящики, крышку и т. д.", а можно - " атомы, молекулы", в зависимости от того, какая задача стоит перед исследователем. Элемент - это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели. Систему можно расчленять на элементы различными способами в зависимости от формулировки задачи, цели и ее уточнения в процессе проведения системного исследования. При необходимости можно изменять принцип расчленения, выделять другие элементы и получать с помощью нового расчленения более адекватное представление об анализируемом объекте или проблемной ситуации. Компоненты и подсистемы. Иногда термин элемент используют в более широком смысле, даже в тех случаях, когда система не может быть сразу разделена на составляющие, являющиеся пределом ее членения. Однако при многоуровневом расчленении системы лучше использовать другие термины, предусмотренные в теории систем: сложные системы принято вначале делить на подсистемы, или на компоненты. Понятие подсистема подразумевает, что выделяется относительно независимая часть системы, обладающая свойствами системы, и в частности, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема, а также другие свойства - свойство целостности, коммуникативности и т. п., определяемые закономерностями систем. Если же части системы не обладают такими свойствами, а представляют собой просто совокупности однородных элементов, то такие части принято называть компонентами. Расчленяя систему на подсистемы, следует иметь в виду, что так же, как и при расчленении на элементы, выделение подсистем может меняться по мере ее уточнения и развития представлений исследователя об анализируемой объекте или проблемной ситуация. Связь. Понятие связь входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение ее целостных свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Связь определяют как ограничение степени свободы элементов. Действительно, элементы вступая во взаимодействие (связь) друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии. Связи можно охарактеризовать направлением, силой, характером (или видом). По первому признаку связи делят на направленные и ненаправленные. По второму - на сильные и слабые (иногда пытаются ввести " шкалу" силы связей для конкретной задачи). По характеру (виду) различают связи: подчинения, связи порождения (генетические), равноправные ( безразличные) связи, связи управления. Связи в конкретных системах могут быть одновременно охарактеризованы несколькими из названных признаков. Важную роль в моделировании систем играет понятие обратной связи. Обратная связь может быть положительной, сохраняющей тенденции происходящих в системе изменений того или иного выходного параметра, и отрицательной - противодействующей тенденциям изменения выходного параметра, т. е. направленной на сохранение, стабилизацию требуемого значения параметра (количество выпускаемой продукции, ее себестоимости и т. п.).
Обратная связь является основой саморегулирования, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования.
|