Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 16. Эффективность и управление исследованием
Целепологание в исследовании систем управления. Исследование систем управления всегда должно иметь некоторую цель. Цель определяет то, ради чего проводят исследование. Цель исследования - это желаемый результат этого исследования в будущем: обнаружение проблемы в деятельности; диагностика причин этой проблемы; доработка (устранение недостатков), модификация системы управления объектом или процессом. Качество формулировки проблемы и цели исследования предопределяет успех или неудачу исследования. Цель исследования систем управления - это конкретные результаты, которые предполагается получить при определенных условиях, объекте управления, предмете исследования, периоде времени, отведенном на исследование, расходе ресурсов. При формулировке цели исследования важно помнить, что цель определяет весь ход исследования, то, ради чего создают систему. После достижения цели с помощью системы управления получают конкретные результаты, которые предполагается получить после реализации результатов исследования в определенных условиях и в фиксированном периоде времени. В процессе исследования систем управления возникают различные взаимосвязи и взаимоотношения между целью исследования, объектом исследования, предметом исследования, подходами и методами исследования. Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр. Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются " вечными", другие - преходящими или созревающими. Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность которого определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках. Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их работа зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения. Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности. Итак, на первом этапе исследования систем управления определяют цель или цели исследования. Основные требования к целям. 1. Цели должны быть недвусмысленно сформулированы и понятны исполнителям. Для компаний, у которых нет ясных целей не будет и благоприятных условий. 2. Цель должна быть измеряемая. 3. Цель должна иметь сроки исполнения. Отсутствие срока будет все время возвращать исполнителя к начальной точке действий. 4. Цель должна мотивировать действия исполнителя в необходимом для ее достижения направлении. Поэтому цели организации должны быть связаны с системой вознаграждения. 5. Цели организации и отдельных групп исполнителей должны быть совместимы. 6. Цель должна формализоваться в критерии. Формализация целей имеет место при формировании критерия оценки эффективности системы. Сложность исследований находит отражение в различных вариантах определений критерия. Исследуемая система управления не будет эффективной, если допущены ошибки: • целеполагания и формулировки критериев; • маркетинга, " т.е. неправильно определены способы и инструменты достижения поставленной цели; • менеджмента вследствие отсутствия или неверных планирования, организации, мотивации, контроля. Поэтому в дополнение к системным исследованиям объекта и системы управления как целого могут проводиться научные исследования отдельных элементов процесса и(или) средств управления. Могут проводиться научные исследования процессов целеполагания, маркетинга, менеджмента, а также комплексов технических средств, на которых эти процессы реализуют. Совершенствование систем управления может осуществляться и путем последовательного исследования правильности и устранения ошибок в целеполагании, маркетинге, менеджменте, выборе технических средств. При частных исследованиях целеполагания стремятся определить, правильно ли сформулированы и формализованы в критерии оценки эффективности цели деятельности. Если окажется, что цель или критерий функционирования исследуемой системы управления сформулированы неправильно, то ее деятельность не может быть успешной. 7. Цель должна быть корректируема при изменении условий или состояния объекта, системы управления. Цели становятся инструментом управления, когда они: 1) определены или сформулированы; 2) известны персоналу; 3) приняты работниками к исполнению. Формулирование целей - сложный процесс. Для этого необходимо не только сформулировать основную цель - желаемый результат, но и определить подцели основной цели как во времени, так и по основным направлениям исследования. Для коммерческих организаций основной целью является максимизация прибыли. При этом могут формулироваться дополнительные ограничивающие требования, например, обеспечение безопасности, недопущение ущерба и т. п. Подробнее рассмотрим классификацию целей (схема). Официальные цели определяют общее назначение организации {субъекта деятельности), их декларируют в ее Уставе или Положении, публично заявляют руководителем. Официальные цели объясняют миссию организации, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж. Оперативные цели определяют, чем в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации. Их отражают в плане работы. Схема.1. Классификация целей исследования систем управления. Такие цели формулируют при постановке конкретных заданий отдельным группам и исполнителям. К внешним целям относятся цели, связанные с внешней средой функционирования организации. Например, цель - достижение фирмой определенной позиции среди фирм-конкурентов на рынке сбыта товара. Внутренние цели - это цели достижения каких-либо изменений внутри организации. Например, снижение расхода материалов на производимую продукцию. По функциональному признаку цели можно разделить на отдельные цели самостоятельных подразделений организации. Стратегические цели - долговременные цели организации, которые достигаются с помощью адаптации организации к внешней среде. Стратегические цели - это цели роста, развития, инновации. Эти цели исследования предполагают в результате внедрения исследования принятия организацией основополагающих решений. Целями бизнес-программ являются цели конкретных направлений бизнеса с учетом глубокого исследования внешней среды и возможностей фирмы. Если переходные процессы в системе управления могут вызвать нежелательный выход системы за заданные пределы работы системы, то появляется необходимость разработки стабилизационных целей. Стабилизационные цели могут определять в качестве идеального результата управления: 1) " удержание" параметров объекта управления в некотором заданном диапазоне (допуске) значений; 2) недопущение перехода объекта управления в область недопустимых или неуправляемых состояний. Стабилизационные цели могут выступать как элемент других типов целей или рассматриваться самостоятельно. Чаще всего в качестве целей исследования систем управления выступает необходимость: • повышения эффективности целевого функционирования системы; • снижения расхода ресурсов (сырья, материалов, электроэнергии и др.) на единицу изготавливаемой продукции, включая снижение брака, отходов; • повышение безопасности путем: устранения ее источников, обеспечения контроля риска (имущественного, финансового, экологического загрязнения внешней среды) в процессе хозяйственной деятельности и др. Организация исследования представляется как деятельность по упорядочению всех сторон проведения исследовательских работ, основанная на реализации совокупности соответствующих закономерностей, принципов, приемов и способов, функций, технических средств управления и другого методологического и методического инструментария, для достижения поставленных целей. Практика научных исследований показывает, что их максимальная результативность достигается при использовании правильно избранной методологии, методики и организации исследования. Тем не менее все это во многом зависит от научного потенциала, креативности и иных свойств исследователей, а также других влияющих на них факторов и условий. Результаты исследования определяются его качеством, представляющем конкретную совокупность свойств исследования, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять предъявляемые к нему требования. При построении и функционировании СУ возникает множество различных проблем. В общем виде проблема (древнегреч. problema — преграда, трудность, задача) — противоречие, которое требуют разрешения на основе проведения исследований. Научная проблема, возникшая сложная ситуация как результат осознания возникших в науке противоречий между обнаруженными новыми данными и не позволяющими дать их объяснения старыми теоретическими представлениями, затрудняющих дальнейшее развитие познания. Характер и пути разрешения проблемы во многом зависят от поставленной при этом цели, являющейся основой ее определения и выбора. Цель исследования и решаемая при этом проблема являются исходной базой для выбора подходов и методов проведения исследовательских работ. Проблемы могут быть фундаментальными и прикладными, теоретическими и эмпирическими, общими и частными, но как бы их не подразделяли, они всегда показывают на возникшие трудности в процессе реализации какого-либо процесса, которые необходимо разрешить. Часто используют термин «задача». Однако люба задача — это всего лишь часть проблемы, т.е. для разрешения проблемы следует решить, как правило, несколько задач, вопросов. Кроме того, некоторые специалисты считают, что решение проблемы требует применения знаний и приложения творчества, а задача – только знаний. В ряде случаев такое определение справедливо, но не всегда.
Процесс исследования систем управления включает в себя реализацию нескольких видов исследований: прогнозное, проектное и плановое. Все они выполняются в течение первых девяти этапов процесса управления и их называют предшествующими исследованиями. Необходимо обратить внимание, что исследование систем управления может происходить в двух вариантах: 1) создание новой системы управления; 2) изменение существующей системы управления. Создание новой системы управления необходимо при открытии нового производства, новой компании. Предварительные исследования новой системы позволят быстро построить механизм, отладить функции новой системы. Изменение существующей системы управления часто назревает как необходимость в борьбе с конкурентами. Освоение и применение новых технологий предполагает реструктуризацию существующей системы управления, ее полную модернизацию. Предварительное исследование существующей системы и нахождение оптимальных путей изменения также является актуальной задачей исследования систем управления. Предшествующие исследования систем проводят до начала реальной работы системы управления либо до изменения ее работы. Они направлены на получение информации и выбор вариантов системы управления на стадии ее проектирования. Такие исследования в мониторинговых и информационных целях получили название прогнозных, Предшествующие исследования с цепью принятия решения о вариан тах построения систем получили названия проектных, а о вариантах распределения ресурсов в операции - плановых исследований (табл. 16.1). Таблица 16.1 Основные виды и содержание предшествующих исследований
Предшествующее исследование выполняется до принятия решения, так как в управлении необходимо опережающим, т. е. предшествующим образом оценивать целевую эффективность (отдачу), затраты, риски операций и(или) средств (систем). Процесс исследования системы управления накладывается на управленческий цикл, который состоит в осознании проблемы, определении цели прогноза (плана), определении критериев оценки прогноза, прогнозировании и(или) планировании, принятии решений, распределении ресурсов, мотивации участников процесса, практической реализации прогноза, контроле и оценке результатов. Исследования выполняют при следующих условиях: 1) появлении рыночных возможностей или опасностей; 2) ухудшении или улучшения работы элементов (отдельных производств). Прогнозирование и планирование играют важную роль в исследовании систем управления. Обычно с их помощью предоставляется информация для принятия решений. Рассмотрим подробнее эти процессы. Прогноз - это вероятностное суждение о состоянии объекта в определенный момент времени в будущем и(или) об альтернативных путях достижения этого состояния. Прогнозирование - это процесс формирования прогнозов развития на основе анализа тенденций этого развития. Прогноз обычно осуществляется либо интуитивно, либо с применением определенных методов прогнозирования. План - это управленческое решение, директивное определение перечня и сроков действий исходя из определенных целей, ресурсов, выделяемых для достижения этих целей, научно обоснованных нормативов расходования ресурсов. Планирование - проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности. Рассмотрим основные отличия планирования и прогнозирования (табл.16.2). Таблица 16.2 Основные отличия прогнозирования и планирования
Прогнозирование осуществляется в интересах снятия неопределенности знаний о внешних условиях и имеет вероятностный характер. Планирование имеет директивный характер. Объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность системы управления и внешней среды. Прогнозирование в большей степени ориентировано на исследование развития внешней среды организационно-производственной системы, рассматривает бизнес или его элемент как некую целостность, имеет системный характер, Прогнози рование в большей мере имеет исследовательско-информационный характер и позволяет определить: 1) возможные состояния внешней среды; 2) перечень и вероятности достижения возможных целей; 3) перечень путей и соответствующие им вероятности достижения каждой из целей. Прогноз бывает поисковым и нормативным. Поисковый прогноз - прогноз, устанавливающий возможные состояния объекта прогнозирования в будущем. Нормативный прогноз - прогноз, устанавливающий пути и сроки достижения определенных состояний объекта прогнозирования. Планирование в большей степени относится к процессу управления внутренней средой организационно-производственной системы, а также менеджменту, который может быть представлен четырьмя взаимосвязанными функциями: планированием, организацией, мотивацией, контролем. Планирование осуществляется после принятия решений. Планирование осуществляется во внешних условиях, которые принимают определенными (детерминированными). Планирование проводится: 1) по составу множества целей функционирования; 2) по выделяемым ресурсам (времени, средствам и т.д.); 3) по путям и критериям достижения поставленных целей. Планирование позволяет уточнить критерии достижения цели и критерии оценки эффективности выбранных путей, определить состав работ, сроки, ресурсы, необходимые для выполнения работ. Планирование в большей степени имеет декомпозиционный, функциональный характер в соответствующих сферах бизнеса. Прогнозирование и планирование осуществляется исходя из научно обоснованных норм расходования ресурсов в процессе соответствующей деятельности. Но при прогнозировании, в связи с большим периодом упреждения, используются межотраслевые расчетные или экспертные нормы. При планировании же используются менее обобщенные, более точные, например, цеховые опытные и опытно-статистические нормы. Влияние прогнозирования или планирования по мере повышения темпов научно-технического прогресса возрастает. Основанием для этого является возрастание сложности объектов и систем управления по мере повышения уровня и темпов научно-технического прогресса. Действительно, если раньше было достаточно строить прогноз на уровне интуиции и проводить исследования систем управления только при возникновении серьезных проблем, то в настоящее время фирмы вводят прогнозирование и планирование на постоянной основе. Для принятия решений разрабатывают один или несколько вариантов прогноза. Это зависит от метода прогнозирования, возможностей организации. Прогнозный вариант - один их возможных прогнозов, который можно получить на прогнозной модели. Прогнозная модель - модель объекта прогнозирования, исследование и использование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и(или) путях и сроках их осуществления. Прогнозирование и планирование связаны со сбором, преобразованием и анализом больших объемов информации. В связи с изменчивостью рыночной ситуации, необходимостью наблюдения за положением организационно-производственной системы (ОПС) на рынке и оценкой состояний ее подсистем работы по сбору, обработке, анализу информации должны проводиться постоянно или с какой-то цикличностью. Поэтому, во-первых, необходима организация процесса прогнозирования и планирования, а во-вторых, автоматизация этого процесса. Автоматизация технологий подготовки и проведения исследований играет важную роль в обеспечении эффективности затрат на исследования, безопасности функционирования организационно-производственной системы в рыночных условиях. Фактор автоматизации принципиально изменяет подходы к проектированию и использованию автоматизированных систем исследований. Автоматизация планирования исследований (планов испытаний) позволяет увеличить число рассматриваемых вариантов исследований, открывает дополнительные возможности по сокращению затрат времени и средств на такую подготовку и проведение исследований и др. Автоматизация требует больших затрат времени и средств на этапах планирования и подготовки исследований, однако может существенно сокращать как время, так и затраты на этапах проведения и обработки результатов исследований. Частота прогнозирования и планирования может быть связана с некоторым календарным периодом (один раз в год, квартал и т. д.). Но если высока опасность критического отклонения параметров от заданных значений или появления недопустимых значений параметров, то прогноз выполняется так часто, насколько это возможно. При прогнозировании очень важна проверка достоверности прогноза. Верификация прогноза - оценка функциональной полноты, точности и достоверности прогноза. Прямая верификация прогноза - верификация путем разработки того же прогноза другим методом. Косвенная верификация прогноза - верификация путем сопоставления его с прогнозом или данными, полученными из других источников. Для разработки достоверного прогноза в настоящее время важно иметь современную систему сбора и анализа информации, которая обеспечивала бы менеджеров разных уровней необходимой информацией и квалифицированных менеджеров, способных использовать интуитивные (экспертные) методы, методы логического, функционально-логического, структурного и математического прогнозирования параметров объектов управления, систему поддержки принятия решения. Планированиепроцесса исследования систем управления. Успешное исследование любого элемента и компонента СУ во многом зависит от планирования исследовательских работ. Планирование исследования СУ — одна из важнейших функций менеджмента любой организации. Серьезный подход к планированию создает основу для получения объективных знаний о системе. Планирование — это не только умение составить весь порядок действий для осуществления исследования, но и способность предвидеть всякие неожиданности при выполнении исследовательских работ. Отсутствие плана исследования СУ ведет, как правило, к безвозвратным потерям времени и других ресурсов, а в конечном итоге — к невозможности получения эффективных результатов познавательной деятельности. Планирование обычно носит формально-директивный и достаточно жесткий характер. Однако применительно к исследованиям оно таковым может быть частично, поскольку из-за наличия неопределенностей, которые появляются в ходе проведения исследовательских работ, трудно заранее формализовать все детали и нюансы процесса познания, а также возможные риски и последствия принимаемых при этом решений. Тем не менее планирование необходимо для формирования исследовательских групп и исполнителей, установления и распределения функций, выявления взаимосвязей и взаимодействия между ними, определения необходимых ресурсов и их распределения, установления последовательности проведения исследовательских работ и их контроля. Обычно каждое исследование, в том числе СУ, должно начинаться с составления программы исследовательских работ. Программа исследования СУ представляет собой комплекс основополагающих положений проведения исследовательских работ, определяющих цели, задачи, объект, предмет, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его проведения. По существу, она является документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о планируемой исследовательской работе и характеризуется форма конкретизации целей исследования. Структурно программа, в основном, включает: 1) титульный лист; 2) список исполнителей и соисполнителей; 3) основную часть (обоснование актуальности проведения исследования, его цели и задачи, объект, предмет, ресурсы, методы и используемые технические средства, условия проведения, ожидаемые результаты, календарный план с указанием сроков проведения исследовательских работ; смету затрат; источники финансирования, контроль за ходом исследования). Содержание структурных разделов программы должно давать ответы на многие вопросы. В первую очередь это относится к вопросам актуальности и цели проведения исследования. Именно ответы на данные вопросы определяют содержание программы исследования. Организующим документом проводимых исследований СУ следует признать план, в соответствии с которым реализуется программа исследовательских работ. Он представляет собой обоснованный комплекс директивно устанавливаемых параметров и показателей, характеризующих последовательность выполнения ключевых мероприятий по практическому достижению целей и решению задач исследования. План составляется с учетом всех реальных организационных возможностей, выделяемых ресурсов и сроков исполнения. Формы отображения плановых работ могут быть ориентированны на процесс, результат, процесс и результат. К первому виду относятся: координационный план, ленточный график; сетевой график; сетевая матрица. Ленточный график отличается большей наглядностью, чем координационный план, но эта формане позволяет отобразить взаимозависимость выполняемых работ. Ко второму виду форм планов можно отнести дерево целей. Третий вид может включать блок-схему процесса управления и логико-информационную схему процесса управления. Недостатком этих планов является отсутствие указаний на взаимосвязь работ, т.е. по данным формам нельзя ответить на некоторые вопросы (например: можно ли какую-либо работу начать раньше? что будет, если отдельные работы буду: выполнены досрочно или позже установленного срока? как это повлияет на сроки начала и окончания других работ?). Многие из указанных недостатков можно преодолеть, отображая планы с использованием сетевых методов. Независимо от формы отображения практически всегда план исследования является конкретным продолжением намеченной ранее программы исследовательских работ. Однако, при выполнении исследований могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, нарушающие технологию плановых работ, обуславливая необходимость корректировки. Поэтому в ряде случаев, особенно при проведении сложных исследовательских работ, следует разрабатывать соответствующие алгоритмы, предусматривающие возможность возвратных операций исследования. Такой подход требует составления гибких исследовательских планов, в которых указываются «диапазонные» сроки выполнения операций. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ИССЛЕДОВАНИЯ При планировании исследования СУ необходимо руководствоваться рядом принципов, например: • системность — планирование при соблюдении этого принципа должно учитывать цели исследования, взаимосвязь и взаимодействие всех элементов исследуемых объектов, подразделений и выполнение общего цикла управления при исследовании; • необходимое участие — при проведении исследований, в зависимости от объектов и масштабов проводимых исследовательских работ, должны принимать плановое участие все, кто связан с этим процессом, т.е. планирование должно быть партисипативным; • непрерывность — планировать работу так чтобы она осуществлялась постоянно и непрерывно, т.е. плановые работы должны следовать одна за другой; • гибкость — выполнение этого правила позволяет вносить изменения в направленность плановых работ с учетом возникающих внутренних и внешних воздействий; во многом гибкость планирования может достигаться наличием различного вида ресурсов; • достаточная значительность — плановые работы должны соответствовать поставленным исследовательским целям и задачам; • необходимая трудоемкость -— трудоемкость плановых работ должна быть соизмеримой с целями и задачами исследования; • реальность — плановые работы по проведению исследований должны быть реально выполнимыми обеспеченными ресурсами; • конкретность — все плановые работы должны быть сформулированы ясно, доходчиво и конкретно; • адресность и ответственность — форма планов должна предусматривать адресную регламентацию ответственных лиц и исполнителей по каждому из мероприятий; • контролируемость — плановые работы должны предусматривать возможность простого, наглядного и эффективного контроль их исполнения, а также возможность корректировки отклонений от запланированных мероприятий. Формы представления планов исследования могут быть различными. Наибольшее распространение получили планы следующих видов: матрично-столбцовые, планы-графики, сетевые графики, циклограммы и др. Организацияпроцесса исследования систем управления. Организация исследования СУ может рассматриваться как совокупность форм, методов, руководств, методик, регламентов и работ по упорядочению ведения исследовательской деятельности по изучению данной системы (элемента, подсистемы) и созданию благоприятных условий для достижения определенной цели (для прикладных исследований). Среди работ следует отметить распределение между исполнителями исследовательских функций, полномочий, ответственности и ресурсов (в том числе временных — по срокам выполнения). В общем случае все исследовательские работы СУ, для которых исследования носят прикладной характер (такие исследования составляют подавляющее большинство всех исследовательских работ управляющих подсистем организаций), могут проводиться в основном в условиях: • действующих организаций, где систему требуется систематически совершенствовать или преобразовывать; • формирования новой организации и соответствующей для нее СУ из числа уже действующих, т.е. укрупнения или разукрупнения организации; • строительства новой организации, когда необходимо создать совершенно новую СУ. Могут быть и иные условия (например, при реконструкции организации, изменении производственного профиля и т.п.), но все они — частный случай предыдущих условий. Возможными участниками исследований СУ могут быть: • персонал исследуемой СУ организации, выполняющий профессиональные управленческие функции в соответствии со своим должностным положением и штатным расписанием; • персонал постоянного или временного специализированного исследовательского подразделения СУ организации; • консультанты специализированных консультационных организаций и подразделений других структур; • профессиональные исследователи вузов, научно-исследовательских, аудиторских организаций и других структур. Все участники могут проводить исследования в рамках изучаемой СУ как каждый в отдельности, так и комбинированно, т.е. в определенном сочетании. Например, исследование функционирующей СУ может осуществляться при сочетании персонала: • подразделений организации совместно с исследователями специализированного исследовательского подразделения СУ этой же организации; • подразделений исследуемой организации совместно с исследователями постоянного или временного специализированного исследовательского подразделения СУ этой же организации при участии консультантов специализированной консультационной организации; • специализированного исследовательского подразделения СУ организации и профессиональных исследователей вуза; • подразделений исследуемой организации совместно с исследователями специализированного исследовательского подразделения СУ этой же организации при участии профессиональных исследователей вуза. СТАДИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Весь процесс управленческого консультирования по достаточно сложным проблемам целесообразно подразделить на ряд стадии: • подготовительную (проведение переговоров с заказчиком и определение принципов работы, заключение договора, комплектация группы консультантов, планирование и организация консультационной работы); • исследовательеко-диагностическую (проведение предварительной и текущей диагностики, определение направлений оказания помощи); • заключительную (разработка рекомендаций по оказанию помощи, планирование и реализация рекомендаций). Каждая стадия традиционно должна содержать определенные этапы, а этапы — работы. Конкретный состав этапов и работ зависит от широты охвата объекта и продолжительности консультирования, специфики управления в организации и положений договора с заказчиком. Необходимо отметить, что предварительная диагностика по обоюдному согласию может проводиться перед заключением договора. Разработка планов по реализации рекомендаций по улучшению управления в организации и их выполнение также оговариваются при заключении договора. В ряде случаев это в работу консультантов не включается. Следовательно, отношения заказчика и консультирующей организации в зависимости от целей, особенностей заказчика и консультантов, способов и широты охвата работ по консультированию могут быть оформлены различными договорами (в зависимости от объемов и направлений консультационных работ): • периодически-продолжающимся договором (консультант 2— 3 раза в месяц проводит индивидуальные или групповые консультации, обучение и т.п.); • договором на обучение и (или) повышение квалификации менеджеров (например, по интегрированным СУ на основе государственных и международных стандартов); • договором на диагностику (проводится разовая или повторяющаяся диагностика); • договором на разработку проекта (например, системы менеджмента качества в соответствии с государственными и международными стандартами); • договором на развитие организации (диагностика, разработка стратегии развития, индивидуальные и (или) групповые консультации, обучение); • договором на экспертизу (экспертиза проекта, предложений и т.п.); • договором на реализацию программы работ (при наличии программы работ до заключения договора). Независимо от избранной формы организации процесса исследования проведение исследовательских работ в СУ можно осуществлять последовательно, параллельно и последовательно-параллельно. Каждый из этих видов проводимых работ имеет право на применение. Однако наиболее широко востребована и жизнеспособна последовательно-параллельная организация исследовательских работ, которая при проведении сложных исследований достаточно эффективно может быть реализована сетевым методом. Весь процесс исследования СУ можно сгруппировать в стадии, а стадии — в этапы. При этом все они во многом остаются типовыми и идентичными. Их конкретный перечень зависит от цели и вида исследования, характера, содержания и специфики объекта. При подходе к прикладным исследованиям как к работам, завершающимся не формулировкой результатов, а внедрением (реализацией), все стадии и этапы исследования СУ можно рассматривать в рамках организационного проектирования (оргпроектирования) социально-экономических систем. Свое развитие оргпроектирование получило от технического проектирования. Как у того, так и у другого вида проектирования наряду со многими общими чертами (особенно в процедурном отношении) имеются свои особенности, а в содержательной части они существенно отличаются друг от друга. Важнейшее различие состоит в том, что оргпроектированием охвачены не детали, узлы и комплексы технических устройств, а такие элементы, как управленческие и производственные функции, производственные и оргструктуры, технология управления, трудовые процессы, методы, информация и т.п., т.е. главное их различие в объектах проектирования. Проектирование позволяет охватить все стороны работы и отношений, что обеспечивает системный подход при организации и совершенствовании любого элемента, подсистемы или системы в целом. Результатом проектирования является разработка проекта системы и комплекса мероприятий по его внедрению. Таким образом, оргпроектирование представляет собой специальный вид деятельности, заключающийся в исследовании, разработке и внедрении оргпроектов создания и совершенствования элементов, подсистем и СУ в целом на основе новых результатов с целью повышения эффективности их функционирования. Для того чтобы исследовать, разработать и внедрить новую или усовершенствованную СУ в конкретной организации, необходимо осуществить довольно сложные работы по их оргпроектированию. В этом состоит одна из важнейших задач менеджмента организаций. Организации с относительно эффективно действующей СУ имеют более основательную базу для их исследования и дальнейшего совершенствования. Однако организация исследований этих систем требует от менеджеров творческого и вдумчивого подхода, глубокихзнаний и опыта оргпроектирования. СУ, внедренные по рационально разработанным проектам исследовательского характера, являются эффективно действующим инструментом системного менеджмента. Оргпроектирование как инструмент исследования СУ в последние десятилетия зарекомендовало себя достаточно положительно. При этом подтверждена возможность использования системного подхода в оргпроектировании как объективной необходимости, определяемой рыночнымиотношениями, усилением конкуренции, возрастанием объемов производства, сложности продукции, технологии производства и других элементов систем.
|