Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6 Учет доходов, денежных средств и дебиторской задолженности






Цель: рассмотрение понятия денежных средств, задач учета денежных средств, изучение порядка ведения учета денежных средств в кассе и текущих банковских счетах, изучение понятия доходов и порядка их учета

План:

1. Характеристика и задачи учета денежных средств

2. Правила ведения кассовых операций и их учет

3. Учет операций по расчетному счету и другим счетам

4. Учет операций в иностранной валюте

5. Учет доходов

Ключевые понятия: денежные средства, касса, счет, доход, кассовые документы, чек, банк,

 

1Денежные средства, наиболее ликвидные активы, являются стандартным средством обмена и основой для оценки и учета остальных статей. Денежные средства - включают деньги на текущих счетах в банках, денежные средства в кассе, депозиты до востребования. К денежным средствам относятся монеты, банкноты, валюта, текущие и депозитные счета, банковские переводные векселя, денежные переводы, чеки. Денежные средства отражаются в отчетности по объявленной или фактической стоимости. К э квивалентам денежных средств относятся краткосрочные и высоколиквидные вло­жения, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и под­вергающиеся незначительному риску изменения их стоимости.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

- достоверный, своевременный и полный учет этих средств и операций по их движению;

- контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;

- контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;

- выявление возможностей более рационального использования денежных средств;

- формирование достоверной отчетности о движении денежных средств.

Под движением денежных средств понимают поступления и выплаты денежных средств и их эквивалентов. Денежные потоки подразделяются на денежные поступления и платежи по трем видам деятельности - операционной, инвестиционной и финансовой.

2 Операции с денежными средствами предприятия, хранящиеся в кассе, называют кассовыми операциями. Хранятся в кассе не только денежные средства, но и документы, называемые бланками строгой отчетности: трудовые книжки, квитанции путевых листов автотранспорта, бланки удостоверений, дипломов, различные документы. Ведение кассовых операций основывается на документах:

1. Письмо Казначейства при Министерстве финансов РК от 16.10.1997 № 11-8-9/9120 «Разъяснение к временному порядку ведения кассовых операций в бюджетных организациях»

2. Приказ Министерства финансов РК от 25.04.2000 г. № 195 «Об утверждении правил ведения кассовых операций в государственных учреждениях».

3. Постановление Правления Национального банка РК от 05.04.2005 г. № 42 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правления Национального банка РК от 26.12.2003 № 467 «Об утверждении правил ведения кассовых операций с юридическими и физическими лицами в филиалах Национального банка РК».

4. Постановление Правления Национального банка РК от 26.12.2003 № 467 «Об утверждении правил ведения кассовых операций с юридическими и физическими лицами в филиалах Национального банка Республики Казахстан».

Правильная организация учета наличных денежных средств предприятия требует обязательного соблюдения следующих условий:

1. Наличие специального помещения – кассы

2. Полная материальная ответственность кассира

3. Ограничение доступа в кассу

4. Обеспечение сохранности денег во время транспортировки

5. Установление круга лиц, имеющих право на получение денежных средств в подотчет

6. Установление срока, в течение которого необходимо отчитаться об использовании денежных средств, полученных в подотчет

7. Определение круга лиц, имеющих право подписи кассовых документов

Существует два основных первичных кассовых документа:

· Приходный кассовый ордер, которым оформляется факт поступления денежных средств в кассу предприятия.

· Расходный кассовый ордер, которым оформляется факт выдачи денежных средств из кассы предприятия.

По умолчанию приходный кассовый ордер должен подписываться главным бухгалтером и кассиром компании. Расходный кассовый ордер должен подписы­ваться руководителем как распорядителем денежных средств компании, главным бухгалтером, кассиром и лицом, получившим де­нежные средства.

8. Соблюдение порядка выписки первичных кассовых документов

Существует следующий общепринятый порядок выписки первич­ных кассовых документов.

Приходный кассовый ордер

1. Выписывается отдельным бухгалтером (не кассиром) и одно­временно регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров с присвоением ему очередного по­рядкового номера.

2. Подписывается у главного бухгалтера или другого уполномоченного лица, передается в кассу предприятия.

3. После приема денег приходный кассовый ордер и квитанция к нему подписывается кассиром, заверяется круглой печатью ком­пании и на квитанции ставится штамп " Оплачено" с указанием даты.

4.Квитанция к приходному кассовому ордеру с круглой печатью, штампом и всеми подписями передается кассиром лицу, кото­рое внесло деньги в кассу.

У кассира предприятия должны хра­ниться образцы подписей тех со­трудников компании, которые име­ют право на подписание кассовых до­кументов.

Расходный кассовый ордер:

1. Выписывается отдельным бухгалтером (не кассиром) и одно­временно регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров с присвоением ему очередного порядкового номера.

2. Подписывается у руководителя организации, что служит под­тверждением целесообразности расходования денежных средств и у главного бухгалтера или других уполномо­ченных на то лиц и пе­редается лицу, которое будет получать деньги в кассе, или непосредствен­но кассиру.

3. Заполняется лицом, получающим денежные средства в кассе.

4. Подписывается кассиром, выдавшим денежные средства и ста­вится штамп " Получено".

Часто на предприятиях подобные документы отсутствуют в силу различных причин. Это вносит не­которую неопределенность в работу кассира и бухгалтера, а также мо­жет привести к разногласиям меж­ду кассиром, бухгалтером, руководи­телем и проверяющим налоговым инспектором. Чтобы избежать раз­личных недопониманий, кассиру(бухгалтеру) следует убедиться в их наличии и при отсутствии высту­пить инициатором создания этих документов.

Как уже упоминалось на предприятии в бухгалтерии должен вестись журнал регистрации приходных и расходных касс­овых ордеров, который имеет следующий вид:

 

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров

 

Приходные кассовые ордера Расходные кассовые ордера
Дата Сумма Примечание (за что получено) Дата Сумма Примечание (на какие цели выдано)
               
               

 

Первый такой журнал открывается в момент создания предприятия и ведется до конца года. На очередной календарный год заводится новый журнал. В журнале регистрируются все выписываемые бух­галтером приходные и расходные кассовые ордера за текущий год. Ведение такого журнала обеспечивает наличие последовательной нумерации кассовых документов и позволяет главному бухгалтеру вести контроль за учетом денежных средств в кассе.

Приходные и расходные кассовые ордера имеют утвержденную форму и заполняются бухгалтером собственноручно, без каких­ либо исправлений и подчисток. Если допущена ошибка, то бланк с ошибкой подлежит немедленному уничтожению и выписывается новый правильный документ.

Частному физическому лицу или представителю юридического лица, внесшему деньги в кассу, выдают квитанцию к приходному кассовому ордеру, подписанную главным бухгалтером и кассиром. Прием и выдача денег по кассовым документам производится толь­ко в день их оформления. Получив кассовые ордера, кассир дол­жен их проверить:

- проследить за правильностью оформления;

- убедиться в подлинности подписей директора и главного бух­галтера;

- потребовать наличия указанных приложений.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяю­щему его документу отдельному лицу кассир требует предъявле­ния документа (паспорта или другого документа), удостоверяю­щего личность получателя, записывает наименование и номер до­кумента, кем и когда выдан и забирает расписку получателя.

При выплате из кассы заработной пла­ты, аванса, премии составляется пла­тежная ведомость. На ти­тульном листе платежной ведомости ставится разрешительная надпись о вы­даче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера, указываются сроки выдачи денег и общая сумма прописью.

После окончания отведенно­го для выплаты времени пла­тежная ведомость закрыва­ется, независимо от того, все ли указанные в ней сотруд­ники получили деньги или только часть из них. Закрытие ведомости заключается в том, что кассир подсчитывает общую сум­му всех выданных денежных средств по данной ведомости и записы­вает эту сумму прописью непосредственно в платежной ведомости. После того как выданная сумма зафиксирована, ведомость считается закрытой и на ее основании составляется один расходный кассовый ордер на всю сумму денежных средств, выданных по ведомости.

При приеме денежных средств в качестве оплаты или пре­доплаты покупателей за реализованную продукцию, работы, услуги и другие ценности кассир должен вместе с квитанци­ей к приходному кассовому ордеру выдать покупателю фискаль­ный чек на полученную сумму денег.

9 Наличие контрольно-кассовой машины (ККМ) с фискальной памятью

Наличие контрольной кассовой машины в кассе предприятия является обя­зательным условием при приеме наличных денежных средств от покупателей за реализованные товары, работы и услуги. Предприятие обязано использовать ККМ и выда­вать покупателю не толь­ко квитанцию к приходно­му кассовому ордеру, но и фискальный чек на опла­ченную сумму.

Осуществлять деятельность без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью имеют право только:

1) индивидуальные предприниматели (кроме реализующих подак­цизные товары):

- осуществляющие деятельность на основе разового талона или патента в рамке специального налогового режима для субъектов малого бизнеса;

- если с момента государственной регистрации налогоплатель­щика в качестве индивидуального предпринимателя не истек­ло шесть месяцев;

- осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима для крестьянских (фермерских) хозяйств.

Регистрация ККМ осуще­ствляется налоговым орга­ном в течение двух рабо­чих дней с момента подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Регистрации подлежат технически исправные ККМ, модели которых включены в Государственный реестр контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, раз­решенных к использованию на территории Республики Казахстан.

Перечень документов, необходимых юридическому лицу для регистрации ККМ с фискальной памятью:

1) регистрационные карточки в количестве двух штук;

2) заявление установленного образца;

3) фискальный чек с оборотом (выдается сервисным центром);

4) договор на постановку на техническое обслуживание в центре технического обслуживания машины;

5) свидетельство о государственной регистрации, выданное Ми­нистерством юстиции (копия);

6) статистическая карта (копия);

7) свидетельство налогоплательщика (РНН) (копия);

8) свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика НДС (если налогоплательщик является плательщиком НДС) (копия);

9) лицензия на лицензируемый вид деятельности;

10) кассовая книга предприятия, подтверждающая отсутствие рас­четов с населением за наличный расчет за реализованные то­вары (работы и услуги);

11) пояснительная записка на имя зам. председателя регионального НК и справка из банка о поступлении наличных денежных средств на расчетный счет;

12) в случае регистрации дополнительной машины предоставить ко­пии регистрационных карточек ранее зарегистрированных ККМ с фискальной памятью.

При регистрации ККМ с фискальной памятью, быв­шей в употреблении, следу­eт предоставить копию спра­вок о снятии с учета ККМ с фискальной памятью пре­жним его владельцем.

Обязанности по приобретению ККМ и ответственность за работу без ККМ возлагается на руководителя предприятия. Однако в большинстве случаев приобретением ККМ и ее по­становкой на регистрационный учет в налоговом комитете занимаются работники бухгалтерии. Существует утвержден­ный Правительством перечень тех ККМ, которые допускаются к использованию на территории Республики Казахстан. Данный пе­речень периодически пополняется новыми моделями ККМ и пе­чатается в средствах массовой информации.

Проверенный отчет кассира с приложенными первичными доку­ментами представляет собой регистр аналитического учета опе­раций по движению денежных средств в кассе.

Синтетический учет операций по счету 1010 " Денежные средства в кассе" ведется в журнале-ордере №1 по кредиту сче­та 1010 и в ведомости к журналу-ордеру №1 по дебету счета 1010.

Заполнение ведомости и журнала-ордера производится на осно­вании представленных отчетов кассира, в которых бухгалтером проставлены корреспондирующие счета. Журнал-ордер и ведо­мость по 1010 счету имеют построчное заполнение. Обычно каж­дая отдельная строка соответствует отдельному отчету кассира. В случае когда в отчете кассира отражено несколько операций, име­ющих одинаковую корреспонденцию счетов, в журнале-ордере или ведомости они отражаются одной общей суммой.

Итак, в бухгалтерии составляются: журнал хозяйственных операций, ПКО, РКО, журнал регистрации ПКО и РКО, платежные ведомости, журнал-ордер № 1, ведомость к ЖО № 1, в кассе происходит выдача, получение денежных средств, ведется кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, отчет кассира, Z-отчет ККМ.

 

3 Независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности организация обязана хранить свободные денежные средства в учреждении банка.

Организации проводят расчеты по своим обязательствам, как правило, в безналичном порядке через банки, открывая в них расчетные, валютные, специальные счета. Расчетные счета открываются организациям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс. Наличие расчетного и других банковских счетов является признаком самостоятельности финансово-хозяйственной деятельности организации.

На расчетном счете организации аккумулируются свободные денежные средства, поступающие от покупателей за проданные им товары, материалы, оказанные услуги, выполненные работы, а также кратко­срочные и долгосрочные кредиты и займы, получаемые от банка или юридических и физических лиц, другие поступления.

Для открытия расчетного счета в учреждение коммерческого бан­ка клиентом (организацией) представляются следующие документы:

- заявление об открытии расчетного счета;

- копии устава и учредительного договора, заверенные нота­риусом;

- копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная также нотариально или органом, регистрирующим организацию;

- протокол собрания учредителей с решением о создании данной организации и избрании директора;

- две карточки с образцами подписей и оттиском печати организации;

- свидетельство о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Перечисленные документы сдаются в банк. После соответству­ющей экспертизы между организацией и банком заключается договор банковского счета, в котором оговариваются все вопросы взаимоотно­шения этих двух юридических лиц по расчетно-кассовому обслуживанию. Подлинные документы возвращаются клиенту, копии остаются в банке. Организации присваивается номер расчетного счета и откры­вается лицевой счет для учета движения денежных средств в безналич­ной форме.

Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, проводится банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денеж­ных средств или на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие.

Инкассовое распоряжение является расчетным документом, на основа­нии которого производится списание денежных средств со счетов орга­низации (плательщика) в бесспорном порядке, при следующих условиях:

  • законодательном установлении бесспорного порядка взыскания денежных средств, в том числе для взыскания денежных средств орга нами, выполняющими контрольные функции;

· взыскания по исполнительным документам;

· в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при предоставлении банку, обслуживающему плательщика, права на спи­сание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, име­ющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться. Чеки бывают двух видов именные и на предъявителя.

Вексель - платежный документ строго установленной формы, содержащий одностороннее безусловное денежное обязательство. Различают простой и переводной векселя.

Простой вексель (соло) - содержит ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по требованию или в определенное время в будущем обозначенную в векселе сумму денег векселедержателю.

Переводный вексель (тратта) содержит ничем не обусловленное предложение (приказ) векселедателя (трассанта) третьему лицу (трассату) уплатить первому век­селедержателю (ремитенту) или по его приказу в определенное время в будущем, либо при предъявлении обозначенную в векселе сумму денег.

Вексель должен содержать: наименование " вексель", включенное в сам текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен; ничем не обусловленный приказ уплатить определенную сумму денег; наименование того, кто должен платить (плательщика) - только в переводном векселе, указание срока платежа, указание места, в котором должен быть совершен платеж; наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен; указание даты и места составления векселя; подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи средств в пользу получателя по предъявлении последним документов, соответствующих условиях аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. При использовании аккредитивов поставщик гарантирован в поступлении платежа от поку­пателя.

Аккредитивы бывают следующих видов:

· покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

· отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре и содержит следующие основные моменты:

·наименование банка-эмитента, банка, обслуживающего получателя средств, самого получателя средств;

·сумму, вид и сроки действия аккредитива;

·условие оплаты и ответственность за неисполнение обяза­тельств

Аналитический учет ведется отдельно по каждому выставляемо­му организацией аккредитиву.

Наиболее распространенным способом сдачи выручки в банк тор­говыми организациями является ее сбор инкассаторами в соответствии с заключенными договорами инкассации с банками. На сдаваемые инкассатору наличные денежные средства выписывается препроводительная ведомость в трех экземплярах с указанием общей суммы сда­ваемых денег. Суммы, сданные через инкассатора, на расчетный счет организации будут зачислены только на следующий день. Поэтому до их зачисления на расчетный счет и получения выписки из расчетно­го счета они учитываются на счете 1020 «Денежные средства в пути».

 

4 Все платежи по операциям между резидентами должны осуществляться только в тенге, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами. Валютные опе­рации, осуществляемые резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан, проводят через уполномоченные банки и уполномоченные небанковские финансовые учреждения, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Нацио­нального банка Республики Казахстан, налоговым и таможенным законодательством.

Основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный банк, осуществляющий функции валютного регулирования в соответс­твии с действующим законодательством. Осуществление любых валютных операций, минуя уполномоченные банки и обменные пункты, запрещается. Для совершения ва­лютных операций, кроме обменных, юридические лица открывают валютные счета в одном из уполномоченных банков по месту открытого расчетного счета.

Иностранная валюта, поступающая на счета юридических лиц-резидентов в уполномоченных банках в безналичном порядке, зачисляется без ограничений. Юридические лица-резиденты при проведении платежа в пользу нерезидента обязаны представлять в уполномоченные банки надлежащим образом оформлен­ные документы (договоры, контракты, соглашения, инвойсы, коносаменты и др.). В случае проведения валютных операций, по которым требуются лицензия и/или свидетельство о регистрации в Нацбанке, юридические лица-резиденты обязаны предоставлять в уполномоченный банк копии соответствующих документов.

Неиспользованная часть ранее изъятой наличной иностранной валюты юридически­ми лицами-резидентами подлежит обязательному зачислению на их банковские счета в уполномоченных банках. Обязанность по зачислению на банковский счет в уполномо­ченном банке ранее изъятой наличной иностранной валюты возлагается на юридическое лицо-резидента, изъявшего такую валюту.

Юридическим лицам-резидентам запрещается осуществление расчетов по валютным операциям в наличном порядке. Официальный курс тeнгe для целей налогообложения, бухгалтерского учета и таможенных платежей к денежным единицам иностранных гocyдарств определяется Нацбанком и публикуется в официальных документах.

Валютные операции отражаются в бухгалтерском учете в двух оценках: в иностранной валюте и национальной валюте, в которую в соответствии с законодательством обязательно пересчитывается иностранная валюта. Для учета иностранной валюты предназначены счета 1012 «Денежные средства в кассе в валюте» и 1032 «Денежные средства на текущих банковских счетах в валюте». Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка и приложенных к ним оправдательным документов. Дата совершения операции – это дата зачисления на валютный счет организации денежных средств в иностранной валюте или дата их списания, т. е. дата выписки банка или иной кредитной организации, где находится валютный счет организации. В результате изменения курса НБ РК в учете возникают курсовые разницы.

Курсовые разницы – это суммовые разницы между оценками валютных активов и пассивов по курсу на дату регистрации их в бухгалтерском учете и на дату фактического осуществления расчетов. Курсовые разницы бывают положительными и отрицательными. Курсовые разницы учитываются в составе внереализационных доходов и расходов предприятия.

 

Корреспонденция счетов типовых операций

 

 

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
Д-т К-т
  Поступление денег в кассу:    
  С расчетного счета    
  В счет погашения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков -работников - прочей дебиторской задолженности    
  Выдано из кассы    
  - подотчетные суммы    
  - займы работникам    
  - сданы на расчетный счет    
  - выдана заработная плата    
  - оплачены расходы по рекламе, перевозке    
  Отражение курсовой разницы    
  Выявлена при инвентаризации недостача денежных средств    
  Выявление излишка денег при инвентаризации    
  Поступление денег на текущий банковский счет    
  - в счет погашения дебиторской задолженности по отгруженной готовой продукции    
  - с карт-счетов в банках    
  - в счет полученных займов    
  Перечисление авансов    
  Погашение задолженности    
  - по налогам, сборам и другим обязательным платежам -по корпоративному подоходному налогу, подлежащему уплате -по индивидуальному подоходному налогу -по НДС -по акцизам -по социальному налогу -по земельному налогу -по налогу на транспорт -по налогу на имущество -по прочим налогам -по социальному страхованию -по другим обязательным платежам -по прочим обязательным платежам -по прочим добровольным платежам    
  - перед поставщиками и подрядчиками    
  - по текущей аренде    
  Оплата расходов по реализации общих, административных расходов    

 

5.Действующая система налогообложения заставляет современных бухгалтеров особое внимание уделять четкой организации налогового и бухгалтерского учетов, в основе которых лежит их взаимосвязь с доходами и расходами. Сегодня, характеризуя структуру доходов юридических лиц в Республике Казахстан, нельзя не отметить их многообразие. Доход – это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период в виде поступления или увеличения полезности активов, либо уменьшение его обязательств, в результате чего увеличивается собственный капитал, за исключением увеличения, связанного с вкладами участников. Доходы могут быть результатом поставки или производства товаров, оказания услуг или осуществления других видов деятельности. Доходы представляют собой совокупность денежных средств, концентрируемых в руках конкретных лиц, в т.ч. раз­личных субъектов или государства, для выполнения ими своих функций. В целом же доходы делятся на:

· доходы юридических лиц (резидентов и нерезидентов);

· доходы физических лиц.

В бухгалтерском учете порядок учета доходов, полученных в ре­зультате деятельности субъекта, определен МСБУ 18 «Доход». Доходы могут быть получе­ны как от основной, так и от неосновной деятельности субъекта, кото­рые и составляют его совокупный годовой доход, например от реализации товарно-материальных запасов (да­лее - товар), оказания услуг, передачи в пользование активов, при­надлежащих субъекту и приносящих процент, роялти и дивиденды или привилегии.

1) закончена ли операция;

2) сохраняет ли продавец за собой любой контроль над передан­ными товарами в той степени, которая, как правило, ассоциируется с правом собственности.

Под признанием дохода подразумеваются следую­щие условия:

1) сумма дохода оценивается с большей степенью достоверности ­это означает, что обе стороны, участвующие в сделке, знают о том, какую сумму запрашивает продавец и какую сумму должен заплатить покупатель, например: услуги, оказываемые за почасовую оплату;

2) существует вероятность того, что экономические выгоды, свя­занные со сделкой, будут получены субъектом - это означает, что ока­зывающая услуги сторона уверена в том, что клиент выплатит огово­ренную в договоре сумму за реализованные товары или оказанные ус­луги, выполненные работы.

Кроме перечисленных выше условий, существуют еще критерии, уточняющие все гарантированные условия для признания дохода, ко­торые во многом определяют разновидность отрасли, процессы, свя­занные с получением прибыли, а также методы расчетов. В целом бухгалтерская отчетность улучшается, если на практике со­блюдать следующие моменты признания доходов от реализации товаров:

1) доход, признанный при передаче (момент продажи);

2) доход, признанный после передачи;

3) доход, признанный до передачи.

Доход, признанный при передаче товара

Условия для признания дохода - выполнение договора и возмож­ность получения выручки - обычно выполняются в момент передачи товаров или работ (услуг). Право собственности на товары пере­ходит от продавца к покупателю (заказчику) с момента передачи. При этом согласно Гражданскому кодексу РК передачей признает­ся вручение вещей приобретателю, точно так же, как их сдача транспортной организации или на почту для пересылки приобре­тателю вещей. К передаче товара приравнивается передача коно­самента или иного распорядительного документа (транспортная накладная, расходная накладная или акт выполненных работ, счет-­фактура). Так, например, доход от продажи продуктов обычно признается в день продaжи, т.е. в тот день, когда продукт вручен клиенту. Это так называемый метод момента продаж.

Доход не nризнается, когда есть только намерение приобрести или произвести товары для доставки.

В наши дни часто встречаются ситуации, когда многие потреби­тельские товары продаются в рассрочку или по плану отсроченных платежей, однако это не означает, что учет по ним ведется с использованием метода продаж в рассрочку. У большинства фирм, занимающихся розничной торговлей, значительную долю от всех про­даж составляет продажа в рассрочку. Мгновенное признание дохода возможно в момент продажи, т.к. у фирмы есть прочная основа для оценки скидки по счетам. Нельзя путать розничную продажу в рас­срочку и признание дохода методом продаж в рассрочку. При прода­же в рассрочку должен быть подписан контракт, обязывающий поку­пателя осуществлять платежи в соответствии с планом периодичес­ких платежей.

Метод продаж в рассрочку - это метод признания дохода, приме­няемый в особых случаях, и доход признается только тогда, когда будут получены деньги, а не в момент продажи. Этот метод имеет очень ограниченное применение. Например, его используют для ве­дения учета по продажам недвижимости, когда предоплата является относительно низкой и конечное денежное поступление не совсем гарантировано.

При использовании метода продаж в рассрочку существуют спе­циальные учетные требования, которые должны быть оговорены в учетной политике субъекта. Одно из основных требований - в бух­галтерском учете должны вестись отдельные счета для продаж в рас­срочку, а также отдельные счета для валовой прибыли по продажам в рассрочку.

Доход, nризнанный до передачи товара

Существуют такие отрасли, когда процесс получения дохода явля­ется долгим и продолжается в течение нескольких отчетных периодов. Примерами того могут быть строительство, производство оборудова­ния по добыче нефти и т.д. В таком случае в контракт (договор) закла­дываются положения о том, что строитель, как только будут выполне­ны согласованные в контракте этапы, будет выписывать акты выпол­ненных работ. Однако возникает проблема учета доходов и расходов тогда, когда компания заключает долгосрочный контракт. К оконча­нию строительства большинство или все акты выполненных работ оплачены, но строитель (продавец) ожидает завершения строительства объекта, для того чтобы признать доход. В таком случае информация по доходам и расходам, включенным в финансовую отчетность, будет надежной и достоверной, но несвоевременной.

Отсроченный доход

Наряду с указанными разновидностями доходов существуют такие доходы, которые получены предприятием в отчетном периоде, но от­носятся к последующим временным границам (доходы будущих пери­одов). При возникновении сомнений в отражении таких доходов необ­ходимо руководствоваться принципом осторожности и отражать их в обязательном порядке в пассиве баланса. В соответствии с СБУ 5 и Методическими рекомендациями к нему доход при таких сделках при­знается на основе метода равномерного начисления в течение отчет­ного периода, когда товары отправляются. Такой вид доходов возника­ет у компаний, продающих подписку на журналы, или у авиакомпа­нии, продающей билет на какую-либо будущую дату и получающей наличные до того, как происходит доставка товара или услуг. И хотя критерий реализуемости удовлетворен, процесс получения доходов является неполным до тех пор, пока продукт не будет доставлен.

Корректировка дохода производится по итогам того налогового пе­риода, в котором произошли указанные изменения. В подразделе 60 «Доход от реализации продукции и оказания услуг» помимо счетов, предусмотренных для отражения доходов, есть счета, на которых учитываются понесен­ные убытки хозяйствующим субъектом. К таким счетам относятся 6020 «Возврат проданной продукции», 6030 «Скидки с цены и продаж». На счете 6020 учитывается доход от возврата проданных товаров. Одним из стимулирующих факторов взаимоотношений поставщиков и покупателей является предоставление скидки с цены либо с продаж.

Счет 6030 предназначен для учета дохода от скидки с продаж, которые бывают следующего характера:

скидка за платеж наличными - предоставляется покупателям, оплачивающим счета наличными;

скидка с объема продаж - скидка, предоставляемая покупателям по результатам объема продаж за месяц, квартал и другой период времени;

скидка «сконто» (ценовая скидка) - предоставляется покупателям, осуществляющим досрочную оплату счетов (инвойсов) по сравнению с контрактом или сроком, указанным поставщиком в счете (инвойсе), и может составлять 3 - 5% от стоимости сделки;

скидка дuлерная - скидка, предоставляемая агентом и посредником, организующим сбыт (продажу) товаров;

скидка закрытая - скидка с продажи товаров, предоставляемая с объема реализации продукции, обращающейся в замкнутых экономи­ческих единицах;

скидка функциональная - предоставляется производителем (поставщиком) службам товаропродвижения, продажи товаров, его перевоз­ки, хранения, охраны, ведения учета и т.п.

 

Вопросы для контроля

1. Какие операции называются текущими?

2. Что такое денежные средства?

3. На каком счете ведется учет денежных средств в кассе?

4. Как должна быть оборудована касса?

5. Какой договор заключается с кассиром перед тем, как он приступит к работе?

6. На каких счетах ведется учет денежных средств в кассе?

7. Что такое денежные средства в пути?

 

Литература: 2, 4, 7, 9, 14, 17, 20, 21

 

 

Тема 7. Запасы и себестоимость реализованной продукции.

 

Цель: рассмотрение понятия товарно-материальных запасов, их классификации, оценки, изучение организации учета ТМЗ на складе и в бухгалтерии

План:

1. Запасы и их роль в хозяйственной деятельности субъектов

2. Учет запасов

3. Оценка стоимости запасов

4. Инвентаризация и переоценка запасов

Ключевые понятия: запасы, оценка, себестоимость, склад, НЗП, переоценка, инвентаризация,

 

1Запасы - это активы:

а) предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности;

б) в процессе производства для такой продажи; или

в) в форме сырья или материалов, предназначенных для использова­ния в производственном процессе или при предоставлении услуг.

Запасы могут классифицироваться как:

- товары, закупленные и хранящиеся для перепродажи;

- имущество, предназначенное для перепродажи (земля, здания, автомобили и др.);

- готовая продукция, произведенная организацией и предназначенная для продажи;

- сырье и материалы, предназначенные для производства готовой продукции (или услуг), а также предназначенные для обеспечения самого производства;

- незавершенное производство - продукция, не достигшая стадии готовности, полуфабрикаты, предназначенные для последующей доработки;

- прочие вспомогательные запасы.

Запасы, как и другой любой актив, отражаются в учете только при наличии следующих критериев признания (необходимых характеристик для возможности включения учетного элемента в баланс или отчет о прибылях и убытках организации):

- при наличии вероятности получения экономической выгоды по данному активу в будущем;

- при возможности оценки фактических затрат на приобретение или про­изводство объекта учета.

В процессе производства запасы учитыва­ются по-разному. Одни из них полностью потребляются в произ­водственном процессе (сырье, материалы, комплектующие изде­лия, полуфабрикаты и др.), другие изменяют только свою форму (смазочные материалы, лаки, краски), третьи входят в изделие без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвертые толь­ко способствуют изготовлению изделий, не входят в их массу или химический состав (инструмент, спецодежда и др.).

Важной предпосылкой правильной организации учета запасов является их классификация по назначению и роли в процессе производства и техническим признакам. По функциональной роли и назначению в процессе производства все запасы подразделяются на:

· основные - товарно-материальные запасы, образующие мате­риальную (вещественную) основу продукта (например, металл в выпуске машин, кожа в изготовлении обуви, шерсть в произ­водстве пряжи и другие);

· вспомогательные - товарно-материальные запасы, используе­мые для воздействия на основные материалы и придания про­дукту определенных потребительских свойств (например, лаки и краски для автомобилей, перец и другие специи в колбасном производстве) или для обслуживания и ухода за орудиями тру­да и облегчения процесса производства (смазочные, обтироч­ные материалы и другие), а также для содействия производ­ственному процессу, включая выпуск сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки.

Деление запасов на основные и вспомога­тельные носит условный характер и определяется особенностями технологии и организации производства (например, крахмал в тек­стильной промышленности относится к группе вспомогательных, а в пищевой - основных материалов).

В целях рациональной организации учета и контроля за использо­ванием запасов и в связи с их широким ассортиментом производ­ственные компании, помимо укрупненной экономической класси­фикации запасов, используют более детальную их группировку по техническим признакам и свойствам. Например, сырье и ос­новные материалы подразделяются на черные и цветные метал­лы, химикаты и др. Внутри групп и подгрупп ценности показыва­ются в разрезе отдельных видов, марок, сортов и типоразмеров. С этой целью производственные компании разрабатывают номенк­латуру (перечень) потребляемых в производстве товарно-матери­альных запасов по их однородным признакам. При этом каждому наименованию, типоразмеру и сорту материалов присваивается условное цифровое обозначение - номенклатурный номер (код), который затем проставляется во всех документах по наличию и движению товарно-материальных запасов.

Номенклатурные номера строятся по-разному. Структура номенк­латурных номеров, имеющих девять знаков, следующая: первые три знака образуют номер балансового счета, четвертый - номер субсчета, пятый - номер группы товарно-материальных запасов, шестой и седьмой - номер подгруппы в каждой группе, два после­дних - порядковый номер материального запаса в подгруппе. При этом система шифровки может быть порядковая, серийная, пораз­рядная и комбинированная. Число знаков в шифре должно быть минимальным, но достаточным для того, чтобы охватить важней­шие признаки всего перечня применяемых материальных ценнос­тей. Некоторое количество шифров следует резервировать для за­пасов, которые могут поступить впервые. Присвоение номенкла­турного номера (кода) вновь поступившим запасам производится бухгалтерией или отделом снабжения (маркетинга).

 

2 В настоящее время в Республике Казахстан учет запасов ведется в соответствии с МСФО 2 «Запасы».

Под движением запасов понимается их поступление в компанию, перемещение внутри компании и выбытие. Источниками поступ­ления и причины выбытия товарно-материальных запасов быва­ют самые различные.

Первичные документы по движению за­пасов играют важную роль в организации материального учета. Первичные документы по движению запасов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все необходимые реквизи­ты. В настоящее время действуют типовые формы первичных документов, утвержденные приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 19.03.2004 г. №128. По учету запасов применяются следующие формы:

1. З-1 «Доверенность»

2. З-2 «Журнал учета выданных доверенностей»

3. З-3 «Приходный ордер»

4. З-4 «Акт о приемке товарно-материальных запасов»

5. З-4а «Акт о недостачах и потерях товарно-материальных запасов в процессе заготовления, хранения и в производстве»

6. З-4б «Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных запасов»

7. З-5 «Карточка учета товарно-материальных запасов»

8. З-6 «Реестр приема-сдачи документов»

9. З-7 «Ведомость учета остатков товарно-материальных запасов на складе»

10. З-8 «Акт о приемке оборудования»

11. З-9 «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж»

12. З-10 «Акт о выявленных дефектах оборудования»

13. З-11 «Акт об оприходовании товарно-материальных запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений»

 

Первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверж­дены уполномоченным органом, разрабатываются предпринима­телями и организациями самостоятельно и должны содержать сле­дующие обязательные реквизиты:

· наименование документа (формы);

· дату составления;

· наименование организации или фамилию и инициалы предпринимателя, от имени которого составлен документ;

· содержание операции или события;

· единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);

· наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение собы­тия) и правильность ее (его) оформления.

 

В зависимости от характера операции или события, требования нормативных правовых актов и способа обработки учетной ин­формации в первичные документы могут быть включены допол­нительные реквизиты.

3 Одним из важнейших вопросов учета запасов является их оценка. Сопоставление и сведение в едином балансе разных объектов учета возможно с помощью такого метода бухгалтерского учета, как оценка. Оценка - это процесс определения денежных сумм, по которым элементы финансовой отчетности должны признаваться и включаться в баланс и в отчет о доходах и расходах.

В соответствии с МСФО 2 запасы должны оцениваться по наи­меньшей из двух величин: себестоимости и воз­можной чистой стоимости реализации. То есть компании должны отражать запасы в финансовой отчетности по правилу низшей оценки. Суть его со­стоит в том, что в силу действия принципа осмотрительности за­пасы оцениваются по наименьшей из возможных стоимостей.

Чистая стоимость реализации товарно-материальных запасов ­это ожидаемая цена продаж при нормальном ходедел, за выче­том возможных затрат на доводку и возможных затрат по прода­же активов.

Себестоимость запасов может оказаться невозмещаемой, если эти запасы повреждены, если они полностью или частично устарели или если их продажная цена снизилась. Себестоимость запасов может также оказаться невозмещаемой, если увеличились возмож­ные затраты на завершение или на осуществление продажи. Прак­тика списания запасов ниже себестоимости до чистой стоимости реализации отвечает мнению, что активы не должны учитываться выше сумм, получение которых ожидается от их продажи или ис­пользования (правило низшей оценки).

Разница между стоимостью запасов и чистой стоимостью реали­зации списывается на расходы текущего периода.

Существует три основных метода оценки запасов по правилу ми­нимальной (низшей) оценки:

1) постатейный метод или метод единицы запаса;

2) метод основных товарных групп;

3) метод общего уровня запасов.

При использовании постатейного метода производится сравнение себестоимости и чистой стоимости реализации для каждого отдель­ного вида или единицы запаса. В каждом отдельном случае опреде­ляется наименьшая величина, которые затем суммируются.

При использовании метода основных товарных групп производит­ся сравнение себестоимости и чистой стоимости реализации ос­новных категорий (групп) запасов, по каждой из которых выбира­ется наименьшая величина, которые затем суммируются.

При использовании метода общего уровня запасов производится сравнение себестоимости и чистой стоимости реализации всех запасов компании, затем наименьшая величина берется для оцен­ки запасов.

Расчеты чистой стоимости возможной реализации основываются на самом надежном доказательстве, то есть величине запасов, пред­назначенных для реализации, на момент выполнения расчетов. Эти расчеты учитывают колебания цены или себестоимости, непос­редственно относящиеся к событиям, происходящим после окон­чания периода, в той степени, в какой такие события подтвержда­ют условия, существовавшие на конец периода.

Оценки чистой стоимости реализации проводятся периодически каждый отчетный период. Когда меняются обстоятельства, кото­рые первоначально привели к частичному списанию запасов до чистой стоимости реализации, списанная сумма возмещается до величины, характеризующей себестоимость запасов (новая балан­совая стоимость должна представлять собой наименьшее значе­ние из: себестоимости и чистой стоимости реализации). Это про­исходит, например, тогда, когда статья запаса, учтенного из-за сни­жения его продажной цены, по чистой стоимости реализации все еще остается в запасе на конец следующего отчетного периода, а его продажная цена возросла. При этом разница относится на уменьшение расходов данного отчетного периода, то есть призна­ется как снижение себестоимости реализованных товарно-мате­риальных запасов. В этом случае в бухгалтерском учете компании производят запись:

 

Д-т 1310, 1320, 1330, 1350 К-т 7010

 

Методы учета товарно-материаль­ных запасов зависят от типа производства, вида продукции, ее сложности.

В случае порчи запасов их себестоимость не может быть возме­щена. Поэтому по таким запасам на основании акта ф. №ТМ3-4б производится доведение их себестоимости до чистой стоимости реализации. Согласно СБУ 7 чистая стоимость реализации товарно-материальных запасов - это предполагаемая цена продажи за­пасов за минусом расходов по предпродажной подготовке и его продаже. При этом может быть использован один из методов оп­ределения чистой стоимости реализации: постатейный, метод ос­новных товарных групп или метод общего уровня запасов.

При составлении финансовой отчетности должно быть раскры­то следующее:

  • учетную политику, принятую для оценки запасов;
  • расшифровку балансовой стоимости по классификации товарно-материальных запасов;

· существенное списание товарно-материальных запасов до чистой стоимости реализации с описанием причин;

· себестоимость реализованных товарно-материальных запасов;

· балансовую стоимость товарно-материальных запасов, заложенных в качестве гарантии за обязательства на конец отчетного периода с описанием причин.

Вопросы для контроля

1. Что входит в состав ТМЗ?

2. Какие документы оформляются при движении ТМЗ?

3. Какие существуют методы оценки ТМЗ?

4. Что такое готовая продукция и незавершенное производство?

Литература: 2, 4, 7, 9, 14, 17, 20, 21

Тема 8 Долгосрочные активы: учет, износ и амортизация

 

Цель: рассмотрение понятия, классификации и оценки основных средств и нематериальных активов, учета движения основных средств и нематериальных активов, учета износа и амортизации основных средств и нематериальных активов, порядка проведения инвентаризации и переоценки основных средств и нематериальных активов

 

План:

1. Понятие, классификация и оценка основных средств и нематериальных активов

2. Учет наличия и движения основных средств и нематериальных активов

3. Учет износа и амортизации основных средств и нематериальных активов

4. Инвентаризация и переоценка основных средств и нематериальных активов

Ключевые понятия: основные средства, нематериальные активы, износ, амортизация, оценка, переоценка, инвентаризация

 

1 Основные средства - это материальные активы, которые принадлежат предприятию с целью использования в процессе производства, реализации товаров, оказания услуг или для административных целей и которые предполагается использовать в течении более, чем одного периода.

Биологические активы – это животное или растение, связанные с сельскохозяйственной деятельностью.

Основные средства, как и другой любой актив, отражаются в учете только при наличии следующих критериев признания (необходимых характеристик для возможности включения учетного элемента в баланс или отчет о прибылях и убытках организации):

- при наличии вероятности получения экономической выгоды по данному активу в будущем;

- при возможности оценки фактических затрат на приобретение или про­изводство объекта учета.

Учет основных средств на предприятии организуется в соответствии с МСБУ 16 «Недвижимость, здания и оборудования». Этот стандарт определяет методику учета основных средств, принадлежащих субъек­ту на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

В состав каждой из приведенных групп основных средств входят:

земля - количество и стоимость земли, приобретенной субъектом на правах собственности или правах постоянного землепользования. Право собственности или право постоянного землепользования на землю должно быть подтверждено " Актом на право собственности на земельный участок, право постоянного землепользования". Инвен­тарным объектом является каждый земельный участок, на который выдан такой Акт;

здания - архитектурно-строительные объекты, назначение которых состоит в создании условий для труда, жилья, социально-культурного обслуживания населе­ния и хранения материальных ценностей. Инвентарным объектом считается каждое отдельно стоящее здание;

сооружения - инженерно-строительные объекты, предназначенные для осу­ществления процесса производства путем выполнения тех или иных функций, несвязанных с изменением предметов труда (ствол шахты, нефтяная скважина, плоти­на, эстакада, мост, автомобильная дорога). Инвентарным объектом является каждое отдельное сооружение со всеми удобствами, составляющими с ним одно целое;

передаточные устройства - устройства для передачи электрической, тепловой или механической энергии (линии электропередач, трансмиссии, трубопроводы). Инвентарным объектом по электрическим сетям, например, является линия от рас­пределительного устройства электростанции или от клемм генераторов до распреде­лительных устройств, приемных подстанций и от подстанций до фидеров трансфор­маторных помещений;

машины и оборудование. Инвентарным объектом является каждая машина, если она не часть другого инвентарного объекта, включая входящие в ее состав приспо­собления, принадлежности, приборы, ограждения, фундамент. Эта группа основных средств состоит из пяти подгрупп:

силовые машины и оборудование - машины-генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию; машины-двигатели, превращающие различную энергию в механическую, Т.е. в энергию движения (тракторы и самоходные шасси, паровые двигатели, турбины, двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели);

рабочие машины и оборудование - машины, аппараты и оборудование, предна­значенные для механического, термического и химического воздействия на предмет труда в процессе создания продуктов труда (токарно-винторезные станки, лесопиль­ные paмы);

измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное обору­дование - приборы и устройства для измерений, регулирования производственных процессов, а также приборы и аппаратура, используемые в лабораториях (дозаторы, амперметры, микроскопы);

вычислительная техника - машины, устройства, приборы, предназначенные для ускорения и автоматизации процессов (компьютеры, управляющие и другие вычис­лительные машины);

прочие машины и оборудование - машины, аппараты и другое оборудование (обо­рудование телефонных станций, радиоузлов, пожарные машины);

транспортные средства - средства передвижения, предназначенные для переме­щения людей и грузов (подвижной состав автомобильного, железнодорожного и вод­ного транспорта, гужевой транспорт). Инвентарным объектом является отдельный объект со всеми относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями;

инструмент - механизированные и немеханизированные орудия ручного труда или прикрепленные к машинам предметы для обработки металлов, дерева и т.п. (режущие, ударные, давящие и уплотняющие орудия труда). Инвентарным объектом являются лишь те предметы, которые не входят в состав другого инвентарного объ­екта;

производственный инвентарь и принадлежности - предметы производствен­ного назначения, которые служат для выполнения или облегчения производственных операций; оборудование, способствующее охране труда; вместилища для хранения жидких, сыпучих и других материалов; предметы производственного назначения. Инвентарный объект - предмет, который не является частью какого-либо другого инвентарного объекта и имеет самостоятельное значение;

хозяйственный инвентарь - предметы офисного и хозяйственного обзаведения (столы, шкафы, ковры). Инвентарным объектом является каждый объект, имеющий самостоятельное значение;

рабочий и продуктивный скот. Рабочий скот - лошади, волы, верблюды и другие рабочие животные; скот продуктивный - крупный рогатый скот, жеребцы-производи­тели и племенные кобылы, верблюды-производители и матки, олени, маралы-матки и самцы (рогачи), хряки-производители и свиноматки, козы, овцематки и бараны-про­изводители. Инвентарным объектом является каждое взрослое животное;

многолетние насаждения - искусственные многолетние насаждения независимо от их возраста (плодовые и ягодные, виноградники, многолетние насаждения цветов, плантации роз, живые изгороди, полезащитные насаждения). Молодые насаждения учитываются отдельно от достигших полного развития (начало плодоношения, смы­кание кроны);

прочие основные средства - библиотечные фонды, спортивный инвентарь и другие.

В учете основных средств выделяют первоначальную, текущую, балансовую, справедливую, ликвидационную и амортизируемую стоимость основных средств.

Первоначальная (историческая) стоимость (себестоимость) - стоимость фактически про­изведенных затрат по возведению или приобретению основных средств, включая уплаченные не возмещаемые налоги и сборы (например, НДС уплаченный при приобретении легковых автомобилей, госпошлина, уплачиваемая при составлении договора на куплю-продажу), а также затраты по доставке, монтажу, установке, пус­ку в эксплуатацию, проценты за кредит, предоставленный на период строительства (такие затраты капитализируются в связи с длительностью использования кредита), и любые другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для его использования по назначению.

Текущая стоимость - стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определенную дату. В соответствии с СБУ 6 в целях приведения первона­чальной стоимости основных средств в соответствие с действующими ценами на определенную дату про изводится переоценка объектов, в результате которой основные средства отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости.

Балансовая стоимость - первоначальная или текущая стоимость основных средств за вычетом суммы накопленной амортизации, по которой актив отражается в учете и финансовой отчетности.

Справедливая стоимость - стоимость, по которой возможен обмен основных средств между хорошо осведомленными и готовыми к проведению сделки незави­симыми сторонами.

Ликвидационная стоимость - стоимость запасных частей, лома, отходов и других ценных материалов, возникающих при ликвидации основных средств в кон­це срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по выбытию, в оценке по ценам возможного использования.

Амортизируемая стоимость -разность между первоначальной и прогнозиру­емой ликвидационной стоимостью, которая систематически распределяется в виде амортизационных отчислений на расходы субъекта в течение всего срока полезной или нормативной службы, при этом:

срок полезной службы - это период, в течение которого предприятие предполага­ет получение экономической выгоды от использования основных средств;

срок нормативной службы - это период, в течение которого предприятие начисля­ет износ на основные средства в соответствии с установленными нормами.

Учет основных средств ведется на активных инвентарных счетах подраздела 2410 " Основные средства", биологических активов на счетах 2510 «Растения» и 2520 «Животные».

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Им считается совокупность прав, возникающих после оформления патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятель­ных функций в производстве продукции, выполнении работ или ока­зании услуг или использование для управленческих целей компании

 

 

2 Основные средства могут поступать на предприятие в результате строительства производственных и жилых зданий, сооружений, передаточных устройств; приобре­тения машин, оборудования, транспортных средств; изготовления своими силами инвентаря, оборудования, мебели, безвозмездного поступления от других субъектов и физических лиц; финансируемой аренды объектов (после перехода права собственности); вкладов в уставный капитал и др. Биологические активы могут поступать в результате логические активы могут поступать 10 " кохозяйственной деятельностью.чем одного периода.товаров, оказания услуг или для админис перевода молодняка животных в основное стадо; зачисления в основные средства декоративных, защитных и других насаждений.

Поступление, движение и выбытие основных средств на предприятии оформляется типовыми формами первичных документов, утвержденными приказом Министерства финансов РК № 128 от 19.03.2004 года:

1. № ОС-1 «Акт (накладная) приемки-передачи основных средств»

2. № ОС-2 «Акт приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов»

3. № ОС-3 «Акт на списание основных средств»

4. № ОС–4 «Акт на списание автотранспортных средств»

5. № ОС–5 «Инвентарная карточка учета основных средств»

6. № ОС-6 «Опись инвентарных карточек по учету основных средств»

7. № ОС-7 «Карточка учета движения основных средств»

8. № ОС-8 «Карточка учета арендованных (долгосрочно арендованных) основных средств»

9. № ОС-9 «Инвентарный список основных средств (по месту их нахождения, эксплуатации)»

10. № ОС-10 «Акт о приеме (поступлении) оборудования»

11. № ОС-11 «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж»

12. № ОС-12 «Акт о выявленных дефектах оборудования»

Учетной политикой хозяйствующего субъекта определяется порядок оприходо­вания поступивших основных средств, состав комиссии, осуществляющей осмотр и приемку объектов, их обязанности и порядок оформления соответствующей до­кументации.

При поступлении основных средств составляется следующая корреспонденция счетов.

 

Содержание операции Корреспонденция счетов
Д-т К-т
1. Приобретение объектов основных средств:    
- в счет выданных подотчетных сумм;   1250, 2150
- в счет ранее выданных авансов;    
- У дочерних, зависимых и совместно контролируемых    
юридических лиц;   3320, 3330, 3340
- У юридических и физических лиц (на договорную стоимость без НДС, кроме легковых автомобилей и жилых зданий в соответствии со ст. 236 Налогового кодекса)    
   
  3310, 4110, 3390, 4170
2. Поступление объектов основных средств на условиях    
финансируемой аренды    
3. Поступление объектов основных средств от учредителей    
(участников) в счет их вклада в уставный капитал    
4. Безвозмездное поступление объектов основных средств от юридических (физических) лиц    
    6220, 6230

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.07 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал