![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6 Учет доходов, денежных средств и дебиторской задолженности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Цель: рассмотрение понятия денежных средств, задач учета денежных средств, изучение порядка ведения учета денежных средств в кассе и текущих банковских счетах, изучение понятия доходов и порядка их учета План: 1. Характеристика и задачи учета денежных средств 2. Правила ведения кассовых операций и их учет 3. Учет операций по расчетному счету и другим счетам 4. Учет операций в иностранной валюте 5. Учет доходов Ключевые понятия: денежные средства, касса, счет, доход, кассовые документы, чек, банк,
1Денежные средства, наиболее ликвидные активы, являются стандартным средством обмена и основой для оценки и учета остальных статей. Денежные средства - включают деньги на текущих счетах в банках, денежные средства в кассе, депозиты до востребования. К денежным средствам относятся монеты, банкноты, валюта, текущие и депозитные счета, банковские переводные векселя, денежные переводы, чеки. Денежные средства отражаются в отчетности по объявленной или фактической стоимости. К э квивалентам денежных средств относятся краткосрочные и высоколиквидные вложения, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения их стоимости. Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются: - достоверный, своевременный и полный учет этих средств и операций по их движению; - контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; - контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; - выявление возможностей более рационального использования денежных средств; - формирование достоверной отчетности о движении денежных средств. Под движением денежных средств понимают поступления и выплаты денежных средств и их эквивалентов. Денежные потоки подразделяются на денежные поступления и платежи по трем видам деятельности - операционной, инвестиционной и финансовой. 2 Операции с денежными средствами предприятия, хранящиеся в кассе, называют кассовыми операциями. Хранятся в кассе не только денежные средства, но и документы, называемые бланками строгой отчетности: трудовые книжки, квитанции путевых листов автотранспорта, бланки удостоверений, дипломов, различные документы. Ведение кассовых операций основывается на документах: 1. Письмо Казначейства при Министерстве финансов РК от 16.10.1997 № 11-8-9/9120 «Разъяснение к временному порядку ведения кассовых операций в бюджетных организациях» 2. Приказ Министерства финансов РК от 25.04.2000 г. № 195 «Об утверждении правил ведения кассовых операций в государственных учреждениях». 3. Постановление Правления Национального банка РК от 05.04.2005 г. № 42 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правления Национального банка РК от 26.12.2003 № 467 «Об утверждении правил ведения кассовых операций с юридическими и физическими лицами в филиалах Национального банка РК». 4. Постановление Правления Национального банка РК от 26.12.2003 № 467 «Об утверждении правил ведения кассовых операций с юридическими и физическими лицами в филиалах Национального банка Республики Казахстан». Правильная организация учета наличных денежных средств предприятия требует обязательного соблюдения следующих условий: 1. Наличие специального помещения – кассы 2. Полная материальная ответственность кассира 3. Ограничение доступа в кассу 4. Обеспечение сохранности денег во время транспортировки 5. Установление круга лиц, имеющих право на получение денежных средств в подотчет 6. Установление срока, в течение которого необходимо отчитаться об использовании денежных средств, полученных в подотчет 7. Определение круга лиц, имеющих право подписи кассовых документов Существует два основных первичных кассовых документа: · Приходный кассовый ордер, которым оформляется факт поступления денежных средств в кассу предприятия. · Расходный кассовый ордер, которым оформляется факт выдачи денежных средств из кассы предприятия. По умолчанию приходный кассовый ордер должен подписываться главным бухгалтером и кассиром компании. Расходный кассовый ордер должен подписываться руководителем как распорядителем денежных средств компании, главным бухгалтером, кассиром и лицом, получившим денежные средства. 8. Соблюдение порядка выписки первичных кассовых документов Существует следующий общепринятый порядок выписки первичных кассовых документов. Приходный кассовый ордер 1. Выписывается отдельным бухгалтером (не кассиром) и одновременно регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров с присвоением ему очередного порядкового номера. 2. Подписывается у главного бухгалтера или другого уполномоченного лица, передается в кассу предприятия. 3. После приема денег приходный кассовый ордер и квитанция к нему подписывается кассиром, заверяется круглой печатью компании и на квитанции ставится штамп " Оплачено" с указанием даты. 4.Квитанция к приходному кассовому ордеру с круглой печатью, штампом и всеми подписями передается кассиром лицу, которое внесло деньги в кассу. У кассира предприятия должны храниться образцы подписей тех сотрудников компании, которые имеют право на подписание кассовых документов. Расходный кассовый ордер: 1. Выписывается отдельным бухгалтером (не кассиром) и одновременно регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров с присвоением ему очередного порядкового номера. 2. Подписывается у руководителя организации, что служит подтверждением целесообразности расходования денежных средств и у главного бухгалтера или других уполномоченных на то лиц и передается лицу, которое будет получать деньги в кассе, или непосредственно кассиру. 3. Заполняется лицом, получающим денежные средства в кассе. 4. Подписывается кассиром, выдавшим денежные средства и ставится штамп " Получено". Часто на предприятиях подобные документы отсутствуют в силу различных причин. Это вносит некоторую неопределенность в работу кассира и бухгалтера, а также может привести к разногласиям между кассиром, бухгалтером, руководителем и проверяющим налоговым инспектором. Чтобы избежать различных недопониманий, кассиру(бухгалтеру) следует убедиться в их наличии и при отсутствии выступить инициатором создания этих документов. Как уже упоминалось на предприятии в бухгалтерии должен вестись журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, который имеет следующий вид:
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
Первый такой журнал открывается в момент создания предприятия и ведется до конца года. На очередной календарный год заводится новый журнал. В журнале регистрируются все выписываемые бухгалтером приходные и расходные кассовые ордера за текущий год. Ведение такого журнала обеспечивает наличие последовательной нумерации кассовых документов и позволяет главному бухгалтеру вести контроль за учетом денежных средств в кассе. Приходные и расходные кассовые ордера имеют утвержденную форму и заполняются бухгалтером собственноручно, без каких либо исправлений и подчисток. Если допущена ошибка, то бланк с ошибкой подлежит немедленному уничтожению и выписывается новый правильный документ. Частному физическому лицу или представителю юридического лица, внесшему деньги в кассу, выдают квитанцию к приходному кассовому ордеру, подписанную главным бухгалтером и кассиром. Прием и выдача денег по кассовым документам производится только в день их оформления. Получив кассовые ордера, кассир должен их проверить: - проследить за правильностью оформления; - убедиться в подлинности подписей директора и главного бухгалтера; - потребовать наличия указанных приложений. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда выдан и забирает расписку получателя. При выплате из кассы заработной платы, аванса, премии составляется платежная ведомость. На титульном листе платежной ведомости ставится разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера, указываются сроки выдачи денег и общая сумма прописью. После окончания отведенного для выплаты времени платежная ведомость закрывается, независимо от того, все ли указанные в ней сотрудники получили деньги или только часть из них. Закрытие ведомости заключается в том, что кассир подсчитывает общую сумму всех выданных денежных средств по данной ведомости и записывает эту сумму прописью непосредственно в платежной ведомости. После того как выданная сумма зафиксирована, ведомость считается закрытой и на ее основании составляется один расходный кассовый ордер на всю сумму денежных средств, выданных по ведомости. При приеме денежных средств в качестве оплаты или предоплаты покупателей за реализованную продукцию, работы, услуги и другие ценности кассир должен вместе с квитанцией к приходному кассовому ордеру выдать покупателю фискальный чек на полученную сумму денег. 9 Наличие контрольно-кассовой машины (ККМ) с фискальной памятью Наличие контрольной кассовой машины в кассе предприятия является обязательным условием при приеме наличных денежных средств от покупателей за реализованные товары, работы и услуги. Предприятие обязано использовать ККМ и выдавать покупателю не только квитанцию к приходному кассовому ордеру, но и фискальный чек на оплаченную сумму. Осуществлять деятельность без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью имеют право только: 1) индивидуальные предприниматели (кроме реализующих подакцизные товары): - осуществляющие деятельность на основе разового талона или патента в рамке специального налогового режима для субъектов малого бизнеса; - если с момента государственной регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя не истекло шесть месяцев; - осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима для крестьянских (фермерских) хозяйств. Регистрация ККМ осуществляется налоговым органом в течение двух рабочих дней с момента подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Регистрации подлежат технически исправные ККМ, модели которых включены в Государственный реестр контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, разрешенных к использованию на территории Республики Казахстан. Перечень документов, необходимых юридическому лицу для регистрации ККМ с фискальной памятью: 1) регистрационные карточки в количестве двух штук; 2) заявление установленного образца; 3) фискальный чек с оборотом (выдается сервисным центром); 4) договор на постановку на техническое обслуживание в центре технического обслуживания машины; 5) свидетельство о государственной регистрации, выданное Министерством юстиции (копия); 6) статистическая карта (копия); 7) свидетельство налогоплательщика (РНН) (копия); 8) свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика НДС (если налогоплательщик является плательщиком НДС) (копия); 9) лицензия на лицензируемый вид деятельности; 10) кассовая книга предприятия, подтверждающая отсутствие расчетов с населением за наличный расчет за реализованные товары (работы и услуги); 11) пояснительная записка на имя зам. председателя регионального НК и справка из банка о поступлении наличных денежных средств на расчетный счет; 12) в случае регистрации дополнительной машины предоставить копии регистрационных карточек ранее зарегистрированных ККМ с фискальной памятью. При регистрации ККМ с фискальной памятью, бывшей в употреблении, следуeт предоставить копию справок о снятии с учета ККМ с фискальной памятью прежним его владельцем. Обязанности по приобретению ККМ и ответственность за работу без ККМ возлагается на руководителя предприятия. Однако в большинстве случаев приобретением ККМ и ее постановкой на регистрационный учет в налоговом комитете занимаются работники бухгалтерии. Существует утвержденный Правительством перечень тех ККМ, которые допускаются к использованию на территории Республики Казахстан. Данный перечень периодически пополняется новыми моделями ККМ и печатается в средствах массовой информации. Проверенный отчет кассира с приложенными первичными документами представляет собой регистр аналитического учета операций по движению денежных средств в кассе. Синтетический учет операций по счету 1010 " Денежные средства в кассе" ведется в журнале-ордере №1 по кредиту счета 1010 и в ведомости к журналу-ордеру №1 по дебету счета 1010. Заполнение ведомости и журнала-ордера производится на основании представленных отчетов кассира, в которых бухгалтером проставлены корреспондирующие счета. Журнал-ордер и ведомость по 1010 счету имеют построчное заполнение. Обычно каждая отдельная строка соответствует отдельному отчету кассира. В случае когда в отчете кассира отражено несколько операций, имеющих одинаковую корреспонденцию счетов, в журнале-ордере или ведомости они отражаются одной общей суммой. Итак, в бухгалтерии составляются: журнал хозяйственных операций, ПКО, РКО, журнал регистрации ПКО и РКО, платежные ведомости, журнал-ордер № 1, ведомость к ЖО № 1, в кассе происходит выдача, получение денежных средств, ведется кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, отчет кассира, Z-отчет ККМ.
3 Независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности организация обязана хранить свободные денежные средства в учреждении банка. Организации проводят расчеты по своим обязательствам, как правило, в безналичном порядке через банки, открывая в них расчетные, валютные, специальные счета. Расчетные счета открываются организациям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс. Наличие расчетного и других банковских счетов является признаком самостоятельности финансово-хозяйственной деятельности организации. На расчетном счете организации аккумулируются свободные денежные средства, поступающие от покупателей за проданные им товары, материалы, оказанные услуги, выполненные работы, а также краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, получаемые от банка или юридических и физических лиц, другие поступления. Для открытия расчетного счета в учреждение коммерческого банка клиентом (организацией) представляются следующие документы: - заявление об открытии расчетного счета; - копии устава и учредительного договора, заверенные нотариусом; - копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная также нотариально или органом, регистрирующим организацию; - протокол собрания учредителей с решением о создании данной организации и избрании директора; - две карточки с образцами подписей и оттиском печати организации; - свидетельство о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Перечисленные документы сдаются в банк. После соответствующей экспертизы между организацией и банком заключается договор банковского счета, в котором оговариваются все вопросы взаимоотношения этих двух юридических лиц по расчетно-кассовому обслуживанию. Подлинные документы возвращаются клиенту, копии остаются в банке. Организации присваивается номер расчетного счета и открывается лицевой счет для учета движения денежных средств в безналичной форме. Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, проводится банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств или на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Инкассовое распоряжение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов организации (плательщика) в бесспорном порядке, при следующих условиях:
· взыскания по исполнительным документам; · в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при предоставлении банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться. Чеки бывают двух видов именные и на предъявителя. Вексель - платежный документ строго установленной формы, содержащий одностороннее безусловное денежное обязательство. Различают простой и переводной векселя. Простой вексель (соло) - содержит ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по требованию или в определенное время в будущем обозначенную в векселе сумму денег векселедержателю. Переводный вексель (тратта) содержит ничем не обусловленное предложение (приказ) векселедателя (трассанта) третьему лицу (трассату) уплатить первому векселедержателю (ремитенту) или по его приказу в определенное время в будущем, либо при предъявлении обозначенную в векселе сумму денег. Вексель должен содержать: наименование " вексель", включенное в сам текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен; ничем не обусловленный приказ уплатить определенную сумму денег; наименование того, кто должен платить (плательщика) - только в переводном векселе, указание срока платежа, указание места, в котором должен быть совершен платеж; наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен; указание даты и места составления векселя; подпись того, кто выдает вексель (векселедателя). Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи средств в пользу получателя по предъявлении последним документов, соответствующих условиях аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. При использовании аккредитивов поставщик гарантирован в поступлении платежа от покупателя. Аккредитивы бывают следующих видов: · покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); · отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными). Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре и содержит следующие основные моменты: ·наименование банка-эмитента, банка, обслуживающего получателя средств, самого получателя средств; ·сумму, вид и сроки действия аккредитива; ·условие оплаты и ответственность за неисполнение обязательств Аналитический учет ведется отдельно по каждому выставляемому организацией аккредитиву. Наиболее распространенным способом сдачи выручки в банк торговыми организациями является ее сбор инкассаторами в соответствии с заключенными договорами инкассации с банками. На сдаваемые инкассатору наличные денежные средства выписывается препроводительная ведомость в трех экземплярах с указанием общей суммы сдаваемых денег. Суммы, сданные через инкассатора, на расчетный счет организации будут зачислены только на следующий день. Поэтому до их зачисления на расчетный счет и получения выписки из расчетного счета они учитываются на счете 1020 «Денежные средства в пути».
4 Все платежи по операциям между резидентами должны осуществляться только в тенге, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами. Валютные операции, осуществляемые резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан, проводят через уполномоченные банки и уполномоченные небанковские финансовые учреждения, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан, налоговым и таможенным законодательством. Основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный банк, осуществляющий функции валютного регулирования в соответствии с действующим законодательством. Осуществление любых валютных операций, минуя уполномоченные банки и обменные пункты, запрещается. Для совершения валютных операций, кроме обменных, юридические лица открывают валютные счета в одном из уполномоченных банков по месту открытого расчетного счета. Иностранная валюта, поступающая на счета юридических лиц-резидентов в уполномоченных банках в безналичном порядке, зачисляется без ограничений. Юридические лица-резиденты при проведении платежа в пользу нерезидента обязаны представлять в уполномоченные банки надлежащим образом оформленные документы (договоры, контракты, соглашения, инвойсы, коносаменты и др.). В случае проведения валютных операций, по которым требуются лицензия и/или свидетельство о регистрации в Нацбанке, юридические лица-резиденты обязаны предоставлять в уполномоченный банк копии соответствующих документов. Неиспользованная часть ранее изъятой наличной иностранной валюты юридическими лицами-резидентами подлежит обязательному зачислению на их банковские счета в уполномоченных банках. Обязанность по зачислению на банковский счет в уполномоченном банке ранее изъятой наличной иностранной валюты возлагается на юридическое лицо-резидента, изъявшего такую валюту. Юридическим лицам-резидентам запрещается осуществление расчетов по валютным операциям в наличном порядке. Официальный курс тeнгe для целей налогообложения, бухгалтерского учета и таможенных платежей к денежным единицам иностранных гocyдарств определяется Нацбанком и публикуется в официальных документах. Валютные операции отражаются в бухгалтерском учете в двух оценках: в иностранной валюте и национальной валюте, в которую в соответствии с законодательством обязательно пересчитывается иностранная валюта. Для учета иностранной валюты предназначены счета 1012 «Денежные средства в кассе в валюте» и 1032 «Денежные средства на текущих банковских счетах в валюте». Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка и приложенных к ним оправдательным документов. Дата совершения операции – это дата зачисления на валютный счет организации денежных средств в иностранной валюте или дата их списания, т. е. дата выписки банка или иной кредитной организации, где находится валютный счет организации. В результате изменения курса НБ РК в учете возникают курсовые разницы. Курсовые разницы – это суммовые разницы между оценками валютных активов и пассивов по курсу на дату регистрации их в бухгалтерском учете и на дату фактического осуществления расчетов. Курсовые разницы бывают положительными и отрицательными. Курсовые разницы учитываются в составе внереализационных доходов и расходов предприятия.
Корреспонденция счетов типовых операций
5.Действующая система налогообложения заставляет современных бухгалтеров особое внимание уделять четкой организации налогового и бухгалтерского учетов, в основе которых лежит их взаимосвязь с доходами и расходами. Сегодня, характеризуя структуру доходов юридических лиц в Республике Казахстан, нельзя не отметить их многообразие. Доход – это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период в виде поступления или увеличения полезности активов, либо уменьшение его обязательств, в результате чего увеличивается собственный капитал, за исключением увеличения, связанного с вкладами участников. Доходы могут быть результатом поставки или производства товаров, оказания услуг или осуществления других видов деятельности. Доходы представляют собой совокупность денежных средств, концентрируемых в руках конкретных лиц, в т.ч. различных субъектов или государства, для выполнения ими своих функций. В целом же доходы делятся на: · доходы юридических лиц (резидентов и нерезидентов); · доходы физических лиц. В бухгалтерском учете порядок учета доходов, полученных в результате деятельности субъекта, определен МСБУ 18 «Доход». Доходы могут быть получены как от основной, так и от неосновной деятельности субъекта, которые и составляют его совокупный годовой доход, например от реализации товарно-материальных запасов (далее - товар), оказания услуг, передачи в пользование активов, принадлежащих субъекту и приносящих процент, роялти и дивиденды или привилегии. 1) закончена ли операция; 2) сохраняет ли продавец за собой любой контроль над переданными товарами в той степени, которая, как правило, ассоциируется с правом собственности. Под признанием дохода подразумеваются следующие условия: 1) сумма дохода оценивается с большей степенью достоверности это означает, что обе стороны, участвующие в сделке, знают о том, какую сумму запрашивает продавец и какую сумму должен заплатить покупатель, например: услуги, оказываемые за почасовую оплату; 2) существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные со сделкой, будут получены субъектом - это означает, что оказывающая услуги сторона уверена в том, что клиент выплатит оговоренную в договоре сумму за реализованные товары или оказанные услуги, выполненные работы. Кроме перечисленных выше условий, существуют еще критерии, уточняющие все гарантированные условия для признания дохода, которые во многом определяют разновидность отрасли, процессы, связанные с получением прибыли, а также методы расчетов. В целом бухгалтерская отчетность улучшается, если на практике соблюдать следующие моменты признания доходов от реализации товаров: 1) доход, признанный при передаче (момент продажи); 2) доход, признанный после передачи; 3) доход, признанный до передачи. Доход, признанный при передаче товара Условия для признания дохода - выполнение договора и возможность получения выручки - обычно выполняются в момент передачи товаров или работ (услуг). Право собственности на товары переходит от продавца к покупателю (заказчику) с момента передачи. При этом согласно Гражданскому кодексу РК передачей признается вручение вещей приобретателю, точно так же, как их сдача транспортной организации или на почту для пересылки приобретателю вещей. К передаче товара приравнивается передача коносамента или иного распорядительного документа (транспортная накладная, расходная накладная или акт выполненных работ, счет-фактура). Так, например, доход от продажи продуктов обычно признается в день продaжи, т.е. в тот день, когда продукт вручен клиенту. Это так называемый метод момента продаж. Доход не nризнается, когда есть только намерение приобрести или произвести товары для доставки. В наши дни часто встречаются ситуации, когда многие потребительские товары продаются в рассрочку или по плану отсроченных платежей, однако это не означает, что учет по ним ведется с использованием метода продаж в рассрочку. У большинства фирм, занимающихся розничной торговлей, значительную долю от всех продаж составляет продажа в рассрочку. Мгновенное признание дохода возможно в момент продажи, т.к. у фирмы есть прочная основа для оценки скидки по счетам. Нельзя путать розничную продажу в рассрочку и признание дохода методом продаж в рассрочку. При продаже в рассрочку должен быть подписан контракт, обязывающий покупателя осуществлять платежи в соответствии с планом периодических платежей. Метод продаж в рассрочку - это метод признания дохода, применяемый в особых случаях, и доход признается только тогда, когда будут получены деньги, а не в момент продажи. Этот метод имеет очень ограниченное применение. Например, его используют для ведения учета по продажам недвижимости, когда предоплата является относительно низкой и конечное денежное поступление не совсем гарантировано. При использовании метода продаж в рассрочку существуют специальные учетные требования, которые должны быть оговорены в учетной политике субъекта. Одно из основных требований - в бухгалтерском учете должны вестись отдельные счета для продаж в рассрочку, а также отдельные счета для валовой прибыли по продажам в рассрочку. Доход, nризнанный до передачи товара Существуют такие отрасли, когда процесс получения дохода является долгим и продолжается в течение нескольких отчетных периодов. Примерами того могут быть строительство, производство оборудования по добыче нефти и т.д. В таком случае в контракт (договор) закладываются положения о том, что строитель, как только будут выполнены согласованные в контракте этапы, будет выписывать акты выполненных работ. Однако возникает проблема учета доходов и расходов тогда, когда компания заключает долгосрочный контракт. К окончанию строительства большинство или все акты выполненных работ оплачены, но строитель (продавец) ожидает завершения строительства объекта, для того чтобы признать доход. В таком случае информация по доходам и расходам, включенным в финансовую отчетность, будет надежной и достоверной, но несвоевременной. Отсроченный доход Наряду с указанными разновидностями доходов существуют такие доходы, которые получены предприятием в отчетном периоде, но относятся к последующим временным границам (доходы будущих периодов). При возникновении сомнений в отражении таких доходов необходимо руководствоваться принципом осторожности и отражать их в обязательном порядке в пассиве баланса. В соответствии с СБУ 5 и Методическими рекомендациями к нему доход при таких сделках признается на основе метода равномерного начисления в течение отчетного периода, когда товары отправляются. Такой вид доходов возникает у компаний, продающих подписку на журналы, или у авиакомпании, продающей билет на какую-либо будущую дату и получающей наличные до того, как происходит доставка товара или услуг. И хотя критерий реализуемости удовлетворен, процесс получения доходов является неполным до тех пор, пока продукт не будет доставлен. Корректировка дохода производится по итогам того налогового периода, в котором произошли указанные изменения. В подразделе 60 «Доход от реализации продукции и оказания услуг» помимо счетов, предусмотренных для отражения доходов, есть счета, на которых учитываются понесенные убытки хозяйствующим субъектом. К таким счетам относятся 6020 «Возврат проданной продукции», 6030 «Скидки с цены и продаж». На счете 6020 учитывается доход от возврата проданных товаров. Одним из стимулирующих факторов взаимоотношений поставщиков и покупателей является предоставление скидки с цены либо с продаж. Счет 6030 предназначен для учета дохода от скидки с продаж, которые бывают следующего характера: скидка за платеж наличными - предоставляется покупателям, оплачивающим счета наличными; скидка с объема продаж - скидка, предоставляемая покупателям по результатам объема продаж за месяц, квартал и другой период времени; скидка «сконто» (ценовая скидка) - предоставляется покупателям, осуществляющим досрочную оплату счетов (инвойсов) по сравнению с контрактом или сроком, указанным поставщиком в счете (инвойсе), и может составлять 3 - 5% от стоимости сделки; скидка дuлерная - скидка, предоставляемая агентом и посредником, организующим сбыт (продажу) товаров; скидка закрытая - скидка с продажи товаров, предоставляемая с объема реализации продукции, обращающейся в замкнутых экономических единицах; скидка функциональная - предоставляется производителем (поставщиком) службам товаропродвижения, продажи товаров, его перевозки, хранения, охраны, ведения учета и т.п.
Вопросы для контроля 1. Какие операции называются текущими? 2. Что такое денежные средства? 3. На каком счете ведется учет денежных средств в кассе? 4. Как должна быть оборудована касса? 5. Какой договор заключается с кассиром перед тем, как он приступит к работе? 6. На каких счетах ведется учет денежных средств в кассе? 7. Что такое денежные средства в пути?
Литература: 2, 4, 7, 9, 14, 17, 20, 21
Тема 7. Запасы и себестоимость реализованной продукции.
Цель: рассмотрение понятия товарно-материальных запасов, их классификации, оценки, изучение организации учета ТМЗ на складе и в бухгалтерии План: 1. Запасы и их роль в хозяйственной деятельности субъектов 2. Учет запасов 3. Оценка стоимости запасов 4. Инвентаризация и переоценка запасов Ключевые понятия: запасы, оценка, себестоимость, склад, НЗП, переоценка, инвентаризация,
1Запасы - это активы: а) предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности; б) в процессе производства для такой продажи; или в) в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг. Запасы могут классифицироваться как: - товары, закупленные и хранящиеся для перепродажи; - имущество, предназначенное для перепродажи (земля, здания, автомобили и др.); - готовая продукция, произведенная организацией и предназначенная для продажи; - сырье и материалы, предназначенные для производства готовой продукции (или услуг), а также предназначенные для обеспечения самого производства; - незавершенное производство - продукция, не достигшая стадии готовности, полуфабрикаты, предназначенные для последующей доработки; - прочие вспомогательные запасы. Запасы, как и другой любой актив, отражаются в учете только при наличии следующих критериев признания (необходимых характеристик для возможности включения учетного элемента в баланс или отчет о прибылях и убытках организации): - при наличии вероятности получения экономической выгоды по данному активу в будущем; - при возможности оценки фактических затрат на приобретение или производство объекта учета. В процессе производства запасы учитываются по-разному. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и др.), другие изменяют только свою форму (смазочные материалы, лаки, краски), третьи входят в изделие без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвертые только способствуют изготовлению изделий, не входят в их массу или химический состав (инструмент, спецодежда и др.). Важной предпосылкой правильной организации учета запасов является их классификация по назначению и роли в процессе производства и техническим признакам. По функциональной роли и назначению в процессе производства все запасы подразделяются на: · основные - товарно-материальные запасы, образующие материальную (вещественную) основу продукта (например, металл в выпуске машин, кожа в изготовлении обуви, шерсть в производстве пряжи и другие); · вспомогательные - товарно-материальные запасы, используемые для воздействия на основные материалы и придания продукту определенных потребительских свойств (например, лаки и краски для автомобилей, перец и другие специи в колбасном производстве) или для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (смазочные, обтирочные материалы и другие), а также для содействия производственному процессу, включая выпуск сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки. Деление запасов на основные и вспомогательные носит условный характер и определяется особенностями технологии и организации производства (например, крахмал в текстильной промышленности относится к группе вспомогательных, а в пищевой - основных материалов). В целях рациональной организации учета и контроля за использованием запасов и в связи с их широким ассортиментом производственные компании, помимо укрупненной экономической классификации запасов, используют более детальную их группировку по техническим признакам и свойствам. Например, сырье и основные материалы подразделяются на черные и цветные металлы, химикаты и др. Внутри групп и подгрупп ценности показываются в разрезе отдельных видов, марок, сортов и типоразмеров. С этой целью производственные компании разрабатывают номенклатуру (перечень) потребляемых в производстве товарно-материальных запасов по их однородным признакам. При этом каждому наименованию, типоразмеру и сорту материалов присваивается условное цифровое обозначение - номенклатурный номер (код), который затем проставляется во всех документах по наличию и движению товарно-материальных запасов. Номенклатурные номера строятся по-разному. Структура номенклатурных номеров, имеющих девять знаков, следующая: первые три знака образуют номер балансового счета, четвертый - номер субсчета, пятый - номер группы товарно-материальных запасов, шестой и седьмой - номер подгруппы в каждой группе, два последних - порядковый номер материального запаса в подгруппе. При этом система шифровки может быть порядковая, серийная, поразрядная и комбинированная. Число знаков в шифре должно быть минимальным, но достаточным для того, чтобы охватить важнейшие признаки всего перечня применяемых материальных ценностей. Некоторое количество шифров следует резервировать для запасов, которые могут поступить впервые. Присвоение номенклатурного номера (кода) вновь поступившим запасам производится бухгалтерией или отделом снабжения (маркетинга).
2 В настоящее время в Республике Казахстан учет запасов ведется в соответствии с МСФО 2 «Запасы». Под движением запасов понимается их поступление в компанию, перемещение внутри компании и выбытие. Источниками поступления и причины выбытия товарно-материальных запасов бывают самые различные. Первичные документы по движению запасов играют важную роль в организации материального учета. Первичные документы по движению запасов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все необходимые реквизиты. В настоящее время действуют типовые формы первичных документов, утвержденные приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 19.03.2004 г. №128. По учету запасов применяются следующие формы: 1. З-1 «Доверенность» 2. З-2 «Журнал учета выданных доверенностей» 3. З-3 «Приходный ордер» 4. З-4 «Акт о приемке товарно-материальных запасов» 5. З-4а «Акт о недостачах и потерях товарно-материальных запасов в процессе заготовления, хранения и в производстве» 6. З-4б «Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных запасов» 7. З-5 «Карточка учета товарно-материальных запасов» 8. З-6 «Реестр приема-сдачи документов» 9. З-7 «Ведомость учета остатков товарно-материальных запасов на складе» 10. З-8 «Акт о приемке оборудования» 11. З-9 «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж» 12. З-10 «Акт о выявленных дефектах оборудования» 13. З-11 «Акт об оприходовании товарно-материальных запасов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений»
Первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены уполномоченным органом, разрабатываются предпринимателями и организациями самостоятельно и должны содержать следующие обязательные реквизиты: · наименование документа (формы); · дату составления; · наименование организации или фамилию и инициалы предпринимателя, от имени которого составлен документ; · содержание операции или события; · единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении); · наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.
В зависимости от характера операции или события, требования нормативных правовых актов и способа обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. 3 Одним из важнейших вопросов учета запасов является их оценка. Сопоставление и сведение в едином балансе разных объектов учета возможно с помощью такого метода бухгалтерского учета, как оценка. Оценка - это процесс определения денежных сумм, по которым элементы финансовой отчетности должны признаваться и включаться в баланс и в отчет о доходах и расходах. В соответствии с МСФО 2 запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой стоимости реализации. То есть компании должны отражать запасы в финансовой отчетности по правилу низшей оценки. Суть его состоит в том, что в силу действия принципа осмотрительности запасы оцениваются по наименьшей из возможных стоимостей. Чистая стоимость реализации товарно-материальных запасов это ожидаемая цена продаж при нормальном ходедел, за вычетом возможных затрат на доводку и возможных затрат по продаже активов. Себестоимость запасов может оказаться невозмещаемой, если эти запасы повреждены, если они полностью или частично устарели или если их продажная цена снизилась. Себестоимость запасов может также оказаться невозмещаемой, если увеличились возможные затраты на завершение или на осуществление продажи. Практика списания запасов ниже себестоимости до чистой стоимости реализации отвечает мнению, что активы не должны учитываться выше сумм, получение которых ожидается от их продажи или использования (правило низшей оценки). Разница между стоимостью запасов и чистой стоимостью реализации списывается на расходы текущего периода. Существует три основных метода оценки запасов по правилу минимальной (низшей) оценки: 1) постатейный метод или метод единицы запаса; 2) метод основных товарных групп; 3) метод общего уровня запасов. При использовании постатейного метода производится сравнение себестоимости и чистой стоимости реализации для каждого отдельного вида или единицы запаса. В каждом отдельном случае определяется наименьшая величина, которые затем суммируются. При использовании метода основных товарных групп производится сравнение себестоимости и чистой стоимости реализации основных категорий (групп) запасов, по каждой из которых выбирается наименьшая величина, которые затем суммируются. При использовании метода общего уровня запасов производится сравнение себестоимости и чистой стоимости реализации всех запасов компании, затем наименьшая величина берется для оценки запасов. Расчеты чистой стоимости возможной реализации основываются на самом надежном доказательстве, то есть величине запасов, предназначенных для реализации, на момент выполнения расчетов. Эти расчеты учитывают колебания цены или себестоимости, непосредственно относящиеся к событиям, происходящим после окончания периода, в той степени, в какой такие события подтверждают условия, существовавшие на конец периода. Оценки чистой стоимости реализации проводятся периодически каждый отчетный период. Когда меняются обстоятельства, которые первоначально привели к частичному списанию запасов до чистой стоимости реализации, списанная сумма возмещается до величины, характеризующей себестоимость запасов (новая балансовая стоимость должна представлять собой наименьшее значение из: себестоимости и чистой стоимости реализации). Это происходит, например, тогда, когда статья запаса, учтенного из-за снижения его продажной цены, по чистой стоимости реализации все еще остается в запасе на конец следующего отчетного периода, а его продажная цена возросла. При этом разница относится на уменьшение расходов данного отчетного периода, то есть признается как снижение себестоимости реализованных товарно-материальных запасов. В этом случае в бухгалтерском учете компании производят запись:
Д-т 1310, 1320, 1330, 1350 К-т 7010
Методы учета товарно-материальных запасов зависят от типа производства, вида продукции, ее сложности. В случае порчи запасов их себестоимость не может быть возмещена. Поэтому по таким запасам на основании акта ф. №ТМ3-4б производится доведение их себестоимости до чистой стоимости реализации. Согласно СБУ 7 чистая стоимость реализации товарно-материальных запасов - это предполагаемая цена продажи запасов за минусом расходов по предпродажной подготовке и его продаже. При этом может быть использован один из методов определения чистой стоимости реализации: постатейный, метод основных товарных групп или метод общего уровня запасов. При составлении финансовой отчетности должно быть раскрыто следующее:
· существенное списание товарно-материальных запасов до чистой стоимости реализации с описанием причин; · себестоимость реализованных товарно-материальных запасов; · балансовую стоимость товарно-материальных запасов, заложенных в качестве гарантии за обязательства на конец отчетного периода с описанием причин. Вопросы для контроля 1. Что входит в состав ТМЗ? 2. Какие документы оформляются при движении ТМЗ? 3. Какие существуют методы оценки ТМЗ? 4. Что такое готовая продукция и незавершенное производство? Литература: 2, 4, 7, 9, 14, 17, 20, 21 Тема 8 Долгосрочные активы: учет, износ и амортизация
Цель: рассмотрение понятия, классификации и оценки основных средств и нематериальных активов, учета движения основных средств и нематериальных активов, учета износа и амортизации основных средств и нематериальных активов, порядка проведения инвентаризации и переоценки основных средств и нематериальных активов
План: 1. Понятие, классификация и оценка основных средств и нематериальных активов 2. Учет наличия и движения основных средств и нематериальных активов 3. Учет износа и амортизации основных средств и нематериальных активов 4. Инвентаризация и переоценка основных средств и нематериальных активов Ключевые понятия: основные средства, нематериальные активы, износ, амортизация, оценка, переоценка, инвентаризация
1 Основные средства - это материальные активы, которые принадлежат предприятию с целью использования в процессе производства, реализации товаров, оказания услуг или для административных целей и которые предполагается использовать в течении более, чем одного периода. Биологические активы – это животное или растение, связанные с сельскохозяйственной деятельностью. Основные средства, как и другой любой актив, отражаются в учете только при наличии следующих критериев признания (необходимых характеристик для возможности включения учетного элемента в баланс или отчет о прибылях и убытках организации): - при наличии вероятности получения экономической выгоды по данному активу в будущем; - при возможности оценки фактических затрат на приобретение или производство объекта учета. Учет основных средств на предприятии организуется в соответствии с МСБУ 16 «Недвижимость, здания и оборудования». Этот стандарт определяет методику учета основных средств, принадлежащих субъекту на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. В состав каждой из приведенных групп основных средств входят: земля - количество и стоимость земли, приобретенной субъектом на правах собственности или правах постоянного землепользования. Право собственности или право постоянного землепользования на землю должно быть подтверждено " Актом на право собственности на земельный участок, право постоянного землепользования". Инвентарным объектом является каждый земельный участок, на который выдан такой Акт; здания - архитектурно-строительные объекты, назначение которых состоит в создании условий для труда, жилья, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Инвентарным объектом считается каждое отдельно стоящее здание; сооружения - инженерно-строительные объекты, предназначенные для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных функций, несвязанных с изменением предметов труда (ствол шахты, нефтяная скважина, плотина, эстакада, мост, автомобильная дорога). Инвентарным объектом является каждое отдельное сооружение со всеми удобствами, составляющими с ним одно целое; передаточные устройства - устройства для передачи электрической, тепловой или механической энергии (линии электропередач, трансмиссии, трубопроводы). Инвентарным объектом по электрическим сетям, например, является линия от распределительного устройства электростанции или от клемм генераторов до распределительных устройств, приемных подстанций и от подстанций до фидеров трансформаторных помещений; машины и оборудование. Инвентарным объектом является каждая машина, если она не часть другого инвентарного объекта, включая входящие в ее состав приспособления, принадлежности, приборы, ограждения, фундамент. Эта группа основных средств состоит из пяти подгрупп: силовые машины и оборудование - машины-генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию; машины-двигатели, превращающие различную энергию в механическую, Т.е. в энергию движения (тракторы и самоходные шасси, паровые двигатели, турбины, двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели); рабочие машины и оборудование - машины, аппараты и оборудование, предназначенные для механического, термического и химического воздействия на предмет труда в процессе создания продуктов труда (токарно-винторезные станки, лесопильные paмы); измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование - приборы и устройства для измерений, регулирования производственных процессов, а также приборы и аппаратура, используемые в лабораториях (дозаторы, амперметры, микроскопы); вычислительная техника - машины, устройства, приборы, предназначенные для ускорения и автоматизации процессов (компьютеры, управляющие и другие вычислительные машины); прочие машины и оборудование - машины, аппараты и другое оборудование (оборудование телефонных станций, радиоузлов, пожарные машины); транспортные средства - средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов (подвижной состав автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, гужевой транспорт). Инвентарным объектом является отдельный объект со всеми относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями; инструмент - механизированные и немеханизированные орудия ручного труда или прикрепленные к машинам предметы для обработки металлов, дерева и т.п. (режущие, ударные, давящие и уплотняющие орудия труда). Инвентарным объектом являются лишь те предметы, которые не входят в состав другого инвентарного объекта; производственный инвентарь и принадлежности - предметы производственного назначения, которые служат для выполнения или облегчения производственных операций; оборудование, способствующее охране труда; вместилища для хранения жидких, сыпучих и других материалов; предметы производственного назначения. Инвентарный объект - предмет, который не является частью какого-либо другого инвентарного объекта и имеет самостоятельное значение; хозяйственный инвентарь - предметы офисного и хозяйственного обзаведения (столы, шкафы, ковры). Инвентарным объектом является каждый объект, имеющий самостоятельное значение; рабочий и продуктивный скот. Рабочий скот - лошади, волы, верблюды и другие рабочие животные; скот продуктивный - крупный рогатый скот, жеребцы-производители и племенные кобылы, верблюды-производители и матки, олени, маралы-матки и самцы (рогачи), хряки-производители и свиноматки, козы, овцематки и бараны-производители. Инвентарным объектом является каждое взрослое животное; многолетние насаждения - искусственные многолетние насаждения независимо от их возраста (плодовые и ягодные, виноградники, многолетние насаждения цветов, плантации роз, живые изгороди, полезащитные насаждения). Молодые насаждения учитываются отдельно от достигших полного развития (начало плодоношения, смыкание кроны); прочие основные средства - библиотечные фонды, спортивный инвентарь и другие. В учете основных средств выделяют первоначальную, текущую, балансовую, справедливую, ликвидационную и амортизируемую стоимость основных средств. Первоначальная (историческая) стоимость (себестоимость) - стоимость фактически произведенных затрат по возведению или приобретению основных средств, включая уплаченные не возмещаемые налоги и сборы (например, НДС уплаченный при приобретении легковых автомобилей, госпошлина, уплачиваемая при составлении договора на куплю-продажу), а также затраты по доставке, монтажу, установке, пуску в эксплуатацию, проценты за кредит, предоставленный на период строительства (такие затраты капитализируются в связи с длительностью использования кредита), и любые другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для его использования по назначению. Текущая стоимость - стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определенную дату. В соответствии с СБУ 6 в целях приведения первоначальной стоимости основных средств в соответствие с действующими ценами на определенную дату про изводится переоценка объектов, в результате которой основные средства отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости. Балансовая стоимость - первоначальная или текущая стоимость основных средств за вычетом суммы накопленной амортизации, по которой актив отражается в учете и финансовой отчетности. Справедливая стоимость - стоимость, по которой возможен обмен основных средств между хорошо осведомленными и готовыми к проведению сделки независимыми сторонами. Ликвидационная стоимость - стоимость запасных частей, лома, отходов и других ценных материалов, возникающих при ликвидации основных средств в конце срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по выбытию, в оценке по ценам возможного использования. Амортизируемая стоимость -разность между первоначальной и прогнозируемой ликвидационной стоимостью, которая систематически распределяется в виде амортизационных отчислений на расходы субъекта в течение всего срока полезной или нормативной службы, при этом: срок полезной службы - это период, в течение которого предприятие предполагает получение экономической выгоды от использования основных средств; срок нормативной службы - это период, в течение которого предприятие начисляет износ на основные средства в соответствии с установленными нормами. Учет основных средств ведется на активных инвентарных счетах подраздела 2410 " Основные средства", биологических активов на счетах 2510 «Растения» и 2520 «Животные». Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Им считается совокупность прав, возникающих после оформления патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельных функций в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг или использование для управленческих целей компании
2 Основные средства могут поступать на предприятие в результате строительства производственных и жилых зданий, сооружений, передаточных устройств; приобретения машин, оборудования, транспортных средств; изготовления своими силами инвентаря, оборудования, мебели, безвозмездного поступления от других субъектов и физических лиц; финансируемой аренды объектов (после перехода права собственности); вкладов в уставный капитал и др. Биологические активы могут поступать в результате логические активы могут поступать 10 " кохозяйственной деятельностью.чем одного периода.товаров, оказания услуг или для админис перевода молодняка животных в основное стадо; зачисления в основные средства декоративных, защитных и других насаждений. Поступление, движение и выбытие основных средств на предприятии оформляется типовыми формами первичных документов, утвержденными приказом Министерства финансов РК № 128 от 19.03.2004 года: 1. № ОС-1 «Акт (накладная) приемки-передачи основных средств» 2. № ОС-2 «Акт приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов» 3. № ОС-3 «Акт на списание основных средств» 4. № ОС–4 «Акт на списание автотранспортных средств» 5. № ОС–5 «Инвентарная карточка учета основных средств» 6. № ОС-6 «Опись инвентарных карточек по учету основных средств» 7. № ОС-7 «Карточка учета движения основных средств» 8. № ОС-8 «Карточка учета арендованных (долгосрочно арендованных) основных средств» 9. № ОС-9 «Инвентарный список основных средств (по месту их нахождения, эксплуатации)» 10. № ОС-10 «Акт о приеме (поступлении) оборудования» 11. № ОС-11 «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж» 12. № ОС-12 «Акт о выявленных дефектах оборудования» Учетной политикой хозяйствующего субъекта определяется порядок оприходования поступивших основных средств, состав комиссии, осуществляющей осмотр и приемку объектов, их обязанности и порядок оформления соответствующей документации. При поступлении основных средств составляется следующая корреспонденция счетов.
|