Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания. 1 Стр. 21. может быть, она же послала по течению реки вереницу светочей- Речь идет об индийской традиции опускать вставленные в ореховые
1 Стр. 21. " " может быть, она же послала по течению реки вереницу светочей-" Речь идет об индийской традиции опускать вставленные в ореховые скорлупки свечи по течению реки.
2 Стр. 23-" -отступать от лучшего способа, то есть от сожжения". Кремация тел умерших считается в Индии лучшим способом погребения, т. к., с точки зрения эзотерических философских учений, смерть представляет собой отделение носителя жизненного начала — астрального тела — от физической оболочки и переход сознания-души на астральный план существования. Уничтожение отжившей физической оболочки облегчает астральному телу умершего начало новой фазы существования на другом плане бытия.
3 Стр. 25. " -лингам, в Элефанте". Лингам (фаллос) — символ творческой силы мужского начала. Первоначально имел космогоническое, философское значение; впоследствии философское содержание этого понятия было утрачено, что привело к вырождению некогда глубокого космогонического символизма в примитивный фаллический культ.
4 Стр. 27. " Складывается серия " Его страна" и начинается серия " Знамена Востока". Имеются в виду серии живописных работ Н. К. Рериха, многие из которых были написаны им во время трансгималайской экспедиции.
5 Стр. 29. " И. вылечить можно тогда только контрвнушением". Приемы черной магии (как и всей магии вообще) основаны на использовании силы мысли, в частности, мысленного внушения. Негативное психоэнергетическое воздействие, оказываемое колдуном на человека, осуществляется благодаря особой ментально-волевой посылке, иными словами, дистанционному гипнозу, или внушению (известный в современной психотерапии т. н. жесткий, или мгновенный, гипноз). Болезнь, вызванная данной причиной, как правило, поддается излечению только при условии более мощного психоэнергетического воздействия, направленного на выздоровление пациента.
6 Стр. 29. < Лицо, получившее волевой удар - ". (В современной биоэнерготерапии подобное психоэнергетическое воздействие называется также " энергетическим ударом".) В основе этого явления лежит поражение биополя и тонкоматериально го комплекса организма (прежде всего — эфирного и астрального тел) атакуемого субъекта направленным излучением психической энергии. " Энергетический удар" используется также мастерами различных школ восточного единоборства: кунгфу, у-шу и т. д.
7 Стр. 30. " лоонец ее мысли.. был неясен". В философском учении, созданном Рерихами в сотрудничестве с Учителями Шамбалы, говорится о том, что четко продуманная мысль представляет собой мыслеобраз — тонкоматериальную ментальную структуру, существующую в астрально-ментальном пространстве. Психически утонченные, отличающиеся особой чувствительностью люди (в частности, жители Востока) обладают способностью интуитивно улавливать, воспринимать подобные мыслеобразы — и даже реализовывать их на практике, как и произошло в данном случае. Но для того, чтобы какая-либо идея стала мыслеобразом, необходимы дисциплинированность мышления и способность к визуализации (созданию в воображении четкого зрительного представления желаемого).
8 Стр. 33. " -те, ради которых вы приехали в Индию-" Речь идет о Махатмах. См. Приложение к стр. 33
9 Стр. 35. " Когда сочетаются Солнце иЛуна, и Ъаиья, и Юпитер" * Тишья — лунный астеризм, астральная планета.
10 Стр. 37. " в том самом уединении в Гималаях. Имеются в виду ашрамы Шамбалы.
11 Стр. 37. " При " слушании* ламы часто закрывают голову тканью. " Слушание" лам — особый вид медитативного сосредоточения, позволяющего практикующему его слышать внутренний голос своего " высшего Я" (духовной интуиции) или духовного наставника.
12 Стр. 37. " На картине" они узнали точное изображение глетчера около Эвереста" *. — Н. К Рерих обладал многими необычными духовно-психическими способностями, в том числе и ясновидением, позволявшим ему видеть характерные черты отдаленных местностей (в том числе и рекордных по тем временам высот Эвереста), которые нельзя было ни посетить, ни увидеть обычным способом.
13 Стр. 38. " Призрак пламени костра над вдовицей ". Имеется в виду обряд сати — самосожжения вдов.
14 Стр. 41. " И камни, брошенные в Будду" камням Стефана". Возможно, речь идет о брате Преп. Сергия Радонежского Стефане, который, как и двоюродный брат Будды — Девадатта, бросивший в Будду камни с вершины горы, — завидовалсвятости и авторитету Сергия и одно время вредил ему.
15 Стр. 41. " посвящение совершилось еще севернее" В Индии существует немало легенд о посещении Буддой Шамбалы. См. Приложение, к стр. 41.
16 Стр. 41. " Но где был Иисус до тридцатилетия? " Существует гипотеза о том, что Иисус до тридцатилетия был не в Египте, а в Индии. (Эту версию подтверждает т. н. " Тибетское Евангелие", — древняя рукопись, найденная в одном из монастырей Тибета русским путешественником и журналистом Николаем Нотовичем.) На Востоке широко распространены легенды о путешествиях Христа по Индии и посещении Им Шамбалы. См. Приложение к стр. 41.
17 Стр. 42. " Ламы легко выделяют астральное тело" Астральное тело — тонкоматериальное невидимое тело, обычно выполняющее роль носителя сознания — души человека после смерти физического тела, но могущее быть носителем сознания и при земной жизни индивида, при условии его способности управлять этим невидимым телом. Последователи духовных учений Востока обладают способностью т. н. экстериоризации, то есть произвольного выделения астральной оболочки в полном сознании из физического тела, что дает им уникальные способности к познанию и посещению как различных мест земного шара, так и иных планов бытия.
В настоящее время существуют многочисленные научные подтверждения реального существования в человеческом организме этого невидимого энергоинформационного субстрата.
18 Стр. 43. " Мотала" имеет скрытые помещения большой древности ". Имеются в виду тайные подземные туннели большой протяженности, ведущие из Поталы в ашрамы Шамбалы. Дворец далай-лам Потала был построен по приказу одного из наиболее выдающихся государственных деятелей Тибета — Далай-ламы Пятого, или Великого, которого в народе считали сотрудником Великих Учителей.
19 Стр. 45 " Созвездие Ориона включает знаки " Три Мага *. " Три Мага", или " Три Волхва" — три звезды из созвездия Орион, образующие пояс символического изображения Ориона (охотника). В древних эзотерических учениях говорилось об огромном воздействии, оказываемом энергетическим излучением этого созвездия на эволюционные процессы в Солнечной системе и на Земле.
20 Стр. 47. " охранители входов.." — т. н. дхармапалы, см. Словарь.
21 Стр. 52. - времена бесед Св. Иоанна Делакруа со Св. Терезою..." Широко известные в католицизме св. Иоанн Делакруа и св. Тереза Авильская обладали способностью левитации: как говорится в жизнеописаниях, во время религиозных трансов эти святые непроизвольно поднимались к потолку их келий.
22 Стр. 52. " Искры обратного удара". " Обратным ударом" в эзотерических учениях называются последствия негативных действий (тем более — нападения) по отношению к человеку, имеющему ауру (биополе) более мощного энергетического потенциала, чем нападающий. Аура высокодуховных людей обладает повышенной способностью к защите от негативных воздействий любого характера, психоэнергетический потенциал которых возвращается назад, к нападавшему.
23 Стр. 58. " Истинная лепта вдовицы". Существует притча о том, как богач и бедная вдова принесли храму свои приношения: богатый пожертвовал много денег, а вдова — одну копейку; но ее приношение было признано более ценным, потому что она жертвовала, даже находясь в нужде и бедности, в то время как богатый прихожанин жертвовал от избытка.
24 Стр. 73. " Несуществующие материки. -" — имеются в виду Лемурия и Атлантида.
25 Стр. 73. " Матери Мира — этой светоносной материи". Очевидно, речь идет о космогоническом символизме понятия Матери Мира. В эзотерическом смысле это понятие ассоциируется с основой мироздания, материей.
26 Стр. 74. " Стрела, прилетевшая к Федору Тирону.." На Востоке существовала традиция посылки писем посредством прикрепления их к стреле, выпускаемой из лука в направлении дома получателя. По преданию, именно таким образом христианский святой — Федор Тирон — получил от доброжелателей письмо, извещающее его об опасности и о необходимости уехать, но не внял предупреждению; он был схвачен и казнен римлянами во время религиозных гонений на христиан.
27 Стр. 83. " Многие тысячи лет назад эти люди уже складывали свою гармонию и качества". Имеется в виду учение о перевоплощениях, существовавшее в раннем христианстве, что подтверждено многочисленными историко-философскими исследованиями, в частности работой Э. Пейджелс " Гностические Евангелия", основанной на переводах апокрифической раннехристианской литературы, и другими научными трудами. (См.: Pagels E. The Gnostic Gospels. N. Y., 1979; MacGregor G. Reincarnation in Christianity и др.)
28 Стр. 83. " Ориген, ^понимавший истинный смысл учения Иисуса". На русском языке издавались работы Оригена " О молитве", " Увещание к мученичеству", а так же наиболее значительный его труд " О началах".
29 Стр. 85. " - Бог, личный или безличный -". Основные принципы учения Махатм о Божественном Начале были изложены в " Письмах Махатм" и прокомментировано Е. И. Рерих. См, Приложение к стр. 85
30 Стр. 94. " Вспоминаем прекрасную книжечку Клода Брэгдона " Эпизоды из незаписанной истории". В данной работе Клода Брэгдона приводятся различные исторические свидетельства о встречах с Учителями Шамбалы.
31 Стр. 98. " -единственный кратчайший путь — через Шамбалу". Имеется в виду путь духовного самосовершенствования.
32 Стр. 108. " -в Тибете запрещено высовывать язык в знак преданности и признательности *. Высовывание языка — традиционное древнее приветствие в Тибете.
33 Стр. 147. " Франсис пишет -" Франсис Грант — сотрудница Рерихов в Нью-Йорке.
34 Стр. 148. " Поведение Дж. Вуда " Джон Вуд — резидент британской разведки, пытавшийся помешать продвижению Рерихов в Тибет всеми доступными способа1 ми, вплоть до вооруженных провокаций. Так, во время одного вооруженного нападения на экспедицию Рерихов в Тибете среди местных кочевников, обстрелявших караван экспедиции, Рерихами был узнан и шофер Вуда, принявший непосредственное участие в нападении.
35 Стр. 151. "..тропические фильмы" " Фильм" (от англ. " Film") в данном случае означает фотопленку.
36 Стр. 154. "..сияние двенадцатизначника Ее мощи ". Эзотерический символ Матери Мира — додэкаэдрон, двенадцатигранник.
37 Стр. 181. " Где-то встретим наших дорогих американцев? " Нью-йоркские сотрудники Рерихов — Зинаида и Морис Лихтман — должны были присоединить ся к экспедиции и пройти в ее составе часть намеченного маршрута.
38 Стр. 191. " -длиною 6 четвертей ". 6 четвертей — более одного метра; одна четверть (аршина) составляет 17, 78 см.
39 Стр. 194. " -.калмыцкий геген-перерожденец-". В ламаизме существует традиция назначать на высшие церковные должности лиц, в которых высокопоставленные ламы по особым приметам узнают перевоплощения известных в прошлом выдающихся духовных деятелей.
40 Стр. 195. " Сегодня день наших учреждений в Америке ". Учреждения Рерихов в США: Институт объединенных искусств (1921 г.), Международный центр искусства " Corona Mundi" (1922 г.), Музей Н. К Рериха (1924 г.), Американско-русская культурная ассоциация (АРКА, 1940-е гг.)
41 Стр. 195. " Точно вспоминают оба континента о своей бывшей соединенности, разделенной космической катастрофой ". Согласно эзотерическим учениям, до катастрофы Атлантиды Евразия и Америка составляли единый континент.
42 Стр. 197. " исказ о Шабистане.. " Шабистан — то же, что Шамбала, Шангри-ла, Калапа ит.д.
43 Стр. 214. " Очень плохого мнения об Оссендовском ". Доктор Фердинанд Оссендовский — путешествовавший по странам Азии ученый, автор книги " Звери, люди и боги", в которой также упоминается о существовании в Центральной Азии тайных ашрамов духовных Учителей Востока.
44 Стр. 221. " последняя в мире война ". В древних пророчествах говорится о том, что последняя битва Армагеддона (борьбы Добра и зла) произойдет в Сибири, на реке Катунь.
45 Стр. 223. " О черном камне здесь знают, ждут камень ". Черный камень — тоже, что и Чинтамани, " Мыслящий Камень". Эта древнейшая реликвия была передана Рерихам Учителями Белого Братства и сопровождала их в течение всего периода Трансгималайской экспедиции. См. Словарь и Приложение к стр. 223
46 Стр. 228. " Раз-мо-кропо-годилосъ". " Размо-кропо-го-дилос* — " Нет, коллега, не так! * — " Размо-кропо-годи-лос/* — " Да это просто Ванька написал размокропогодилось! " Так давно шутили по поводу экспедиции Радлова по исследованию надписей на скалах и камнях Сибири..." (Н. К Рерих, " Неповторимое").
47 Стр. 229. " ~срок выезда М. и 3. " Речь идет о Морисе и Зинаиде Лихтманах.
48 Стр. 232. ".записки по основам буддизма ". Книга Е. И. Рерих " Основы буддизма" вышла в 1927 году в Урге (Улан-Батор) анонимно, а в 1940 г, была переиздана в Риге под псевдонимом Наталия Рокотова. В данной работе в краткой форме были изложены основные философские положения раннего буддизма.
49 Стр. 234-" По количеству этой массы судят о психическом развитии умершего ". Как считают в Тибете, вещество Рин-се, или Рингсэ, образуется благодаря деятельности высших энергетических центров человека (чакр), расположенных как в основании позвоночного столба, так и в головном мозге.
50 Стр. 239-" Вспоминаем сны — картины 1912 года.. " Данные картины были написаны Н. К Рерихом под впечатлением пророческих снов, увиденных им самим и Е. И. Рерих накануне первой мировой войны.
51 Стр. 251. " Сон Востока " — одна из картин Н. К Рериха.
52 Стр. 253. " " Стан половецкий" или " Заморские гости" * — картины Н. К Рериха.
53 Стр. 253-" Е.И. читает письмо Махатмы.. " Очевидно, речь идет о письме Махатм советскому правительству, привезенном Рерихами в Москву в 1926 году.
54 Стр. 255. " - город на месте новом ". Возможно, в данном случае имеется в виду пророчество Учителей о строительстве на Алтае нового города, который Рерихи называли Звенигородом, и которому суждено будет сыграть особую роль в духов ной жизни страны и в будущем развитии науки.
55 Стр. 255. " mom же 1936 год ". Согласно различным эзотерическим учениям и.древним пророчествам, 1936 год является космическим сроком Армагеддона — главной, завершающей фазы сражения Добра и зла.
56 Стр. 256. " Беловодье " — название Шамбалы у алтайских староверов.
57 Стр. 257. " И считает Вахрамей.." Вахрамей Атаманов — старовер, в доме которого Рерихи останавливались во время работы экспедиции на Алтае.
58 Стр. 258. " Сказ про Иосифа ". Сказание об Иосафе (Иосафате) входит в тексты знаменитой " Голубиной (Глубинной) книги" — сборника народной духовной поэзии XI — XIX веков.
59 Стр. 263. " скитания Лао-дзина ". Доктор Лао-дзин (Лао-цзы) — ученый, описавший в своей книге и статьях посещение им Шамбалы. В своих письмах Е. И. Рерих отметила, что Махатма М. подтвердил факт посещения Шамбалы Лао-дзином, отметив, что в своей книге ученый описал лишь то, что ему позволено было увидеть.
60 Стр. 267. " Общее благо " (" Община"). Книга " Община", впервые изданная в 1926 г., впоследствии вошла в серию " Агни Йога".
61 Стр. 273. ".получены указания чрезвычайного значения ". На всем протяжении экспедиции Рерихи имели телепатический контакт с Учителями, сообщения которых нередко вносили коррективы в их первоначальные планы.
62 Стр. 274. " - привозят сокровище" для вложения в чашу субургана ". Имеются в виду священные предметы, которые по традиции закладываются в основание суб-урганов.
63 Стр. 274. " Посылаю лучшие токи" * Н. К Рерих приводит текст последнего сообщения Учителя.
64 Стр. 274. " Энергия А Брат Д. К ". Биограф семьи Рерихов — П. Ф. Беликов — в своей книге " Рерих. Опыт духовной биографии" так комментирует эту запись Николая Константиновича: " В " Алтай — Гималаях" имеется многозначительная приписка, пропущенная при последнем издании книги у нас, в России. На стр. 255 после слов: " Направление с северо-востока на юг" в рукописи следовало " Энергия А. Брат ДК." В данном случае описывается наблюдение экспедицией шаровидного аппарата 5 августа 1927 года. Упоминание о Джул-Куле показывает, что свидание с Ним уже состоялось и при этом было рассказано об энергиях, которые могли исходить из Братства. Очевидно, об этом и вспомнил Рерих". (П. Ф. Беликов. " Рерих. Опыт духовной биографии" Новосибирск, 1994, стр. 259 — 260)
65 Стр. 275. " Остановиться нельзя ". На всем протяжении цайдамских солончаков нет ни растительности, ни пресной воды; и для того, чтобы вьючные животные не ослабели от отсутствия воды и кормов, караванам приходится проходить эту местность безостановочно.
66 Стр. 276. " Белоснежная, сверкающая заповедная граница *. Очевидно, речь идет о местах, рядом с которыми находятся пути в некоторые Ашрамы Шамбалы.
67 Стр. 278." труп был оставлен им на съедение ". В соответствии с тибетскими пофебальными ритуалами, тела умерших оставляют в специальных местах насъедение животным и хищным птицам. В основе этой традиции лежат природные условия Тибета — с одной стороны, каменистая почва, в которой крайне трудно выдолбить могилу, с другой — дефицит дерева и других видов топлива, использующегося при кремации.
68 Стр. 286. " Письма Махатм " — книга, составленная из писем Махатм М. и Кут-Хуми английскому журналисту А. П. Синнету. Переписка эта осуществлялась в 1880 — 1884 гг. по просьбе А. Синнета, познакомившегося с Е. П. Блаватской и пожелавшего вступить в общение (хотя бы письменное) с ее Учителями, чтобы лучше понять некоторые положения эзотерической философии Востока.
69 Стр. 287. ". британского резидента Бейли *. Британский резидент Бейли в действительности следил за экспедицией Рериха, всячески препятствуя ее продвижению во внутренние районы Тибета, т. к англичане подозревали Н. К Рериха в связях с советской разведкой и боялись социального влияния художника, сочувствовавшего антиколониальному национально-освободительному движению народов Востока. Полковник Бейли и английская дипломатия в Тибете сыфали основную роль в пятимесячной задержке экспедиции на высокогорном плато Тибета в заведомо гибельных, невыносимых для зимовки условиях.
70 Стр. 288. " Самый воздух Гималаев пропитан духовным напряжением — истинная Майтрейя Сангха *. Духовная атмосфера Гималаев необычна благодаря энергоинформационным излучениям, исходящим из Шамбалы.
71 Стр. 288. "...королем всех буддистов ". — Высшие ламы Тибета признали в Н. К Рерихе перевоплощение одного из наиболее выдающихся и неординарных государственных и духовных деятелей этой страны — Далай-ламы Пятого, прозванного Великим, сотрудника Учителей Шамбалы. Неверно интерпретированные слухи об отношении тибетских священнослужителей к Рериху, очевидно, и дали почву подобным легендам.
72 Стр. 290. " - предсказания о возвращении таши-ламьи." Благодаря древним пророчествам, возвращение таши-ламы в Тибет ассоциируется в сознании народа с наступлением лучших времен в жизни сфаны. Ныне утративший свою государственную независимость Тибет, оказавшийся в составе КНР, лишен и светского (далай-лама), и духовного (таши-лама) правителей.
73 Стр. 291. " фолланг-воскресение -." — временное " оживление" фупов с помощью некромантии, практикующееся черными магами Тибета. Осуществляется благодаря вселению в физическое тело умершего тонкоматериальных сущностей низших слоев астрального мира — элементалов негативного типа.
74 Стр. 292. " Старая тропа переодеваний - " — долгое время Тибет был официально закрыт для посещения его иностранцами, и западные исследователи этой страны могли проникнуть в нее лишь нелегально, переодевшись под местных жителей.
75 Стр. 295. " - молиться за лицо [Е. И], которое болело в это время ". Болезненное состояние Е. И. Рерих в тот период было вызвано " священными болями", сопровождающими открытие высших нервных центров (чакр), осуществляемое ею под руководством Учителей Шамбалы.
76 Стр. 296. " Наверху идам., и тот таши-лама-". Книга " Шамбала-лам-йиг" (" Путь в Шамбалу") была написана в XVIII веке Таши-ламой Третьим. Эта работа была переведена на немецкий язык профессором А. Грюнведелем.
77 Стр. 296. " Христиане св. Фомы-" Очевидно, имеется в виду Фома Кемпийский, (Томас Хамеркен, ок. 1380 — 1471), немецкий теолог и философ-мистик, монах-августинианец, автор книги " Подражание Христу", о духовном значении которой упоминалось в учении Живой Этики.
|