Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 2 Центры древней культуры и цизивилизации: Вавилон и Египет.






Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.

Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют “Миср”. Название “Египет” происходит от древнегреческого наименования “Айгуптос”. В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов - Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли “Кеме” - “Черная”, по цвету её тёмной почвы, в отличие от “красной” земли окрестной пустыни.

Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени.

Для полноты изучения представления египтян о смерти и загробном мире необходимо осветить основные этапы развития культа Осириса как владыки мертвых и показать его особенности и на основе приведенного материала сделать выводы о влиянии этого культа на древних египтян.

Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян испытал ужасные страдания в своей земной жизни. Его жизнь освещена в мифе " Озирис и Исида". Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновременно просветителем (в области сельского хозяйства, законов, богослужений). Он много путешествовал по миру с просветительскими целями, причем убеждал отказаться от дикости словами и музыкой, а не оружием. (Это позволило позже грекам отождествить его с Дионисом). Его брат Сет - бог пустыни, заманил его в ловушку и отправил в плавание в закрытом ящике. Исида - сестра и жена Осириса после долгих поисков привезла тело мужа в Египет и спрятала в Дельте. Сет случайно обнаружил тело и разрубил его на несколько частей. Он разбросал их по всему Египту. Но Исида и жена Сета Нефтида с сыном Анубисом разыскали все части. Исида собрала их в единое тело.

По другой версии Исида специально создала несколько мест возможного захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего.

Затем появляется сын Осириса и Исиды - Хор. Осирис явился к сыну, чтобы вдохновить на битву с Сетом. После нескольких сражений Хор победил злого Сета. Осирис встал во главе мира мертвых, Хор - во главе мира живых. Хор стал отождествляться с божественной сущностью фараона, который убивает зло которое может повредить вечной жизни.

Популярность культа Осириса обусловлена несколькими причинами: во-первых, Осирис был сначала человеком; во-вторых, с помощью богов он стал бессмертным - правителем мертвых; в-третьих, любой мог повторить его судьбу, если после смерти выдержит проверку на честность и почитание богов; в-четвертых, каждый хотел вечной и счастливой жизни.

С течением времени Осирис из примера воскресения становится его причиной.

Родиной культа Осириса при ранних династиях являлся Абидос. К XII династии Осирис стал всеобщим богом. Его стали приравнивать к космическим богам, а затем Осирис поглотил некоторых из них, его человеческая сущность была забыта. При XVIII и XIX династиях он спорил за главенство с эннеадой богов, в некоторых гимнах его отождествляют с ними. В одном из гимнов его называют существом " дающим рождение мужчинам и женщинам во второй раз", то есть тем " кто делает так, чтобы смертные родились снова". Поскольку в том же разделе говорится об Осирисе " обновляющем себя", потому что он делает себя " молодым, подобно Ра, каждый день" то под " вторым рождением мужчин и женщин" подразумевается именно воскрешение умерших, т.е. их рождение в новой жизни. Осирис стал не только богом мертвых, но и богом живых, и во времена последних династий его роль стала исключительной. На суде Осирис играл роль судьи - самого важного лица для умершего, поэтому в зал суда душу вводил Хор и просил за нее, что обеспечивало благосклонность Осириса.

Культ Осириса существовал вплоть до прихода христианства, как и мумификация, но культ Осириса - это только часть представлений египтян о загробном мире, другая часть - " Главы о восхождении к свету" или " Книга мертвых".

Итак, культ Осириса с течением времени усиливал свое влияние, его роль в повседневной жизни египтян стала ведущей, ибо Осирис - это то, к чему стремился каждый, т.е. к божественной вечной жизни.

 

Для древних египтян " Книга Мёртвых" была чем-то вроде Библии для современных христианских фундаменталистов: её воспринимали слишком буквально (особенно в период поздних династий, когда первоначальный смысл книги безусловно затерялся в глубине времени).

Название " Книга мертвых" не отражает точного перевода надписи, звучащей как " РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ", что означает " Главы о восхождении к свету". Но кроме этих глав обычно включают и некоторые другие, поэтому название " Книга мертвых" самое удачное название.

Самое главное в " Книге мертвых" - сцена Суда, ибо Суд в Дуате был тем испытанием, за которым следовало либо наказание, либо награда за праведную жизнь, в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными.

Глава с изображением процедуры Суда шла обычно после двух первых гимнов и предваряла " Главы о Восхождении к Свету". Она обязательно сопровождалась виньеткой с изображением Осириса, наблюдающего за процедурой взвешивания сердца, и большого сборища богов, которых убеждал в своей праведной жизни умерший. Хотя виньетки с Судом из разных источников различаются в деталях, общее направление заметно во всех: " Только сердце решит все! "

Египтяне считали, что зал Суда - это вся ширь Небес, и на Суде обязательно присутствовало три Совета богов. Ведущее положение в иерархии погребального совета занимал Осирис, как его глава, а в последствии он стал единоличным судьей усопших. Суд над каждым усопшим в отдельности проходил сразу же после его смерти. Вступив в зал, умерший заявлял, что не совершал грехи, отрицания которых он подробно перечислял. Количество богов, как и признаний в праведности, было сорок два. Иногда усопший каждое из своих оправданий говорил определенному богу из совета, как бы ответственному за проверку этого вида оправданий. В конце главы успешно прошедшему испытание давали возможность помочь своим родственникам и сохранить в мире живых долгую память о себе, если он нарисует на плитке чистой земли сцену Суда. Тех, кто не прошел испытание, бросали в пасть Аммат - чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Но даже успешно прошедшему испытание грозила опасность быть убитым, так как в Дуате периодически происходили " чистки". На этот случай мертвого снабжали амулетами и заклинаниями.

Следует, также отметить, что львиную долю текстов занимают многочисленные имена богов, предметов и животных с заклинаниями для их подчинения умершему и отождествления с ним. Существовали даже заклинания, чтобы пищу на ладье доставляли умершему боги.

Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось огромным. Для знания текстов необходимо было умение читать, а тексты, хотя бы маленькую их часть, должен был знать каждый. Некоторые главы вместо текста содержат только потрясающие своей красотой виньетки, это указывает на то, с какой убежденностью общество верило в загробную жизнь, и для захоронения использовались самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта.

Одной из важнейших составных частей представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, о чем уже упоминалось ранее, эта вера многократно зафиксирована в текстах и рисунках.

Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ (" душа" - не точное, но единственное определение). Причем каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию, поэтому о каждой " душе" заботились, что отражалось в погребальном обряде.

Краткая характеристика каждой " души":

1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее. Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке.

Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.

2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым (в котором) она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда, в некоторых текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осирисом на небесах. Ба приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно.

3) Аб - сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке.

Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке. Здесь, однако, сердце рассматривается, как центр духовной жизни человека и его мышления, а также орган, в котором проявляются его пороки и добродетели, и оно олицетворяло все, что для нас сегодня слово " совесть".

4) Кхаибит (Шуит) - тень, была тесно связана с Ба и считалась неотъемлемой частью человека. Подобно Ка, питалось подношениями и передвигалась, где ей вздумается.

5) Кху - душа духа, часто упоминается вместе с Ба. По-видимому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека.

6) Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека. Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах упоминается вместе с душой и духом.

7) Рен - имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали, что без имени человек и его душа исчезают.

8) Саху - духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте, должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению. Все ментальные и духовные атрибуты физического тела объединялись в нем в новые силы совершенно иного рода.

Все верования относительно этих частей духовного и материального тел появились не одновременно, т.к. даже египтяне иногда не понимали назначений некоторых из " душ" (судя по противоречиям в текстах), что говорит об их древнем происхождении.

Из всего этого вытекает вывод о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в то же время общается с богами. Следовательно, живые могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих родственников, вознося им жертвы.

Это обуславливало столь трепетное отношение к " душам" и имени умершего.

Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, приносили им жертвы, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался " сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности.

В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.

Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.

Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VII в до н. э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.

Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела система орошения полей.

Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатил Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в IV тыс. до н. э.

Шумерская и вавилоно-ассирийская культуры во многом отличались от древнеегипетской. Достаточно взглянуть на египетские иероглифические или иератические тексты и сравнить их с любой клинописной системой, чтобы почувствовать всю глубину различия между двумя культурными мирами.

На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносном значении этого слова: здесь изготавливались из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое влияние на последующий прогресс не только в Месопотамии, но и прогресс всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготавливать цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система исчисления (счеты).

Жрецы вычислили длину года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.

Достаточно высока художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью.

В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда " Гильгамеш".

Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. При всем своем бесконечном разнообразии шумеро-вавилонские мифы и легенды, превращающиеся в дальнейшем в сказки и басни, представляют в итоге единую систему миросозерцания. В бесконечном и на первый взгляд хаотическом множестве фантастических событий из жизни богов и героев при более тщательном наблюдении выделяются звенья, складывающиеся в последовательную цепь образов и сюжетов. Так появляется связная (хотя и далекая от истины) картина развития природы и общества.

Сравнивая шумерскую и вавилонскую версии мифа о сотворении мира можно подметить основную черту, показательную для обеих версий: из первичного, нерасчлененного водного хаоса выделяется твердь, которая искусственно разделяется на две части - небо и землю. Выделяются также воздушная и огненная стихии. Далее рождаются (в шумерской версии) или создаются (в вавилонской версии) небесные светила, растения, животные и люди.

Бессилие первобытного человека перед природой заставляло его трепетать перед стихиями и представлять их себе в виде могущественных и сознательных существ, перед которыми надо преклоняться. Небо, земля, воздух и т.д. представляются в виде гигантских животных (например, небо у шумеров - в виде быка), позднее - человекообразных существ. Лишь постепенно возникает представление о том или ином явлении природы, как об атрибуте божества (например, луна считается тиарой Наннара, а не самим богом).

Что касается взаимоотношений между богами, то они на разных этапах общества рисуются по-разному. В эпоху первобытнообщинного строя единоличие среди богов считалось немыслимым. Как на земле совет племени мог сместить неугодного вождя, так и пятьдесят великих богов, возглавленные семеркой величайших небожителей, решающих судьбы мира, имели право отправить в ссылку своего главу - Энлиля. На более позднем (вавилонском) этапе бог Мардук изображается уже типичным деспотом, которому другие боги обязуются беспрекословно повиноваться.

Развитие человечества, отраженное в мифах шумеров имеет общие черты с древнегреческими и библейскими мифами. Существуют предания о райской жизни первых людей (греческий " золотой век") или о безоблачном счастье обитателей отдаленного острова (напоминающего библейский Эдем). По преданию, грехи людей повлекли за собой гнев и наказание богов в виде смешения языков и всемирного потопа (также прослеживается явная аналогия). Однако надо помнить, что с точки зрения теологического миросозерцания, выработанного в древневосточных деспотиях, главным грехом людей является их сила и самостоятельность. Настойчивое стремление доказать ограниченность человеческих сил красной нитью проходит через шумеро-вавилонскую традицию. Людям предписывается смирение. Они созданы для служения богам и не должны об этом забывать. В связи с этим подчеркивалось, что все то, чем обладает человечество, заранее уготовано богами и отнюдь не является результатом разума и воли людей. Здесь мы подходим к сюжету о дарах бога Энки.

Сто человеческих свойств, изобретений и установлений (положительных и отрицательных), регулирующих жизнь общества, овеществляются в этом своеобразном мифическом рассказе. Они оказываются заключенными внутрь каких-то амулетов или фетишей, которые хранятся в сокровищнице Энки в Эриду, а затем хитростью захватываются богиней Инанной, погружаются в ладью и перевозятся в Урук. Эти вполне осязаемые предметы таят в себе трудовые навыки, творческие и разрушительные силы, добродетели и пороки, заключенные магическим путем в материальную оболочку. В греческой мифологии аналогичные волшебные силы дифференцируются. Ремесла, искусства и знания приносятся людям Прометеем, а пороки и преступления выпускаются из чудесного ларца Пандорой.

В мифе о " ме" (предопределениях), подаренных богом мудрости Энки богине плодородия и любви Инанне, провозглашается вечность и неизменность существующего в Шумере строя.

Немало в шумерской мифологии сказаний о подземном царстве и путешествии в него богов, а также о различных умирающих и воскресающих божествах (нисхождение в царство мертвых богини Инанны, изгнание Энлиля). Наконец, к числу божеств, спускающихся в царство мертвых, оказалось возможным отнести и свирепого Нергала. В отличие от других умирающих божеств, он остается под землей навсегда и не жалеет об этом. Женившись на владычице " обширной страны" Эрешкигаль, Нергал получает в приданное ее царство.

Обуздание водной стихии человеком нашло фантастическое отражение в мифе о боге Нинурте и драконе Куре.

Мифология Двуречья богата легендами о подвигах героев. В отличие от богов, они смертны, и над ними тяготеет печальная необходимость рано или поздно покинуть землю. Тем не менее они в ряде случаев не желают быть безропотными исполнителями божественной воли. Они пытаются подчинить селе стихии и вырвать у природы ее тайны.

Смелый Адапа не останавливается перед борьбой с южным ветром, мешающим овладеть морскими путями. Мудрый Этана приручает орла и с его помощью хочет покорить воздушное пространство и проложить путь к небу (аналогия в греческой мифологии - Беллерофонт на Пегасе и Икар на восковых крыльях). Наконец, самый могучий из героев, Гильгамеш, овладевает горными склонами и спускается на дно океана. Он упорно стремится познать вселенную и найти пути во все ее сокровенные уголки.

Создатели легенд о героях отлично понимают бессилие человека древности и с горечью описывают печальное завершение из подвигов. Ни один герой не доводит до конца своего дела. После первых успехов они или гибнут, или смиряются. Жреческая традиция объясняет эти поражения волей богов, предназначивших человеку скромный удел подчинения высшим силам и не желающих, чтобы он переступил заповедную черту, познал вселенную и покорил ее.

В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал