Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие культуры Казахстана в сер. 40-х - сер. 60-х гг
В послевоенные годы материальная база культуры была очень слабой, а сама культурная жизнь по-прежнему находилась под идеологическим прессом, в основе которого лежала догма о связи культуры с политикой, как гарантии непобедимости социализма. Культурное строительство исключало любые проявления научного свободомыслия. В 50-е годы положение в области культуры начало понемногу улучшаться. В июне 1946 года в научной и культурной жизни республики произошло знаменательное событие на базе Казахского филиала ЛИ СССР была создана Академия наук Казахской ССР. Первым президентом Академии был избран основатель казахской советской науки Каныш Имантаевич Сатпаев. Группа ученых под руководством К.Сатпаева открыла законы распространения минерального сырья в природе и составила металлогеническую и прогнозную карту. За 1946-1949гг научно-исследовательскими учреждениями АН Казахской ССР было передано для внедрения в производство свыше 900 исследований и предложений. Для более эффективной отдачи научных изысканий стали практиковаться выездные сессии АН Казахской ССР. В 50-е годы была значительно расширена сфера исследований в общественных науках. Начали издаваться собрания сочинений Ш.Уалиханова, Ы.Алтынсарина. В КазГУ был открыт факультет философии. В 1958 году был создан Институт философии и нрава АН КазССР, в 1961 году - Институт языкознания, литературы и искусства. Главной причиной нарастающего кризиса общественных наук во второй половине 50-х годов было господство коммунистической идеологии. Особенно в сложных условиях оказались общественные науки. Малейшие оттенки инакомыслия, плюрализм мнений квалифицировались как попытки «очернения социализма». Общественная мысль была полностью мобилизована на реализацию политических целей командной администрации. Так заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана обвинил известного культуролога того времени Ильяса Омарова в «потакании» взглядам Е. Бекмаханова. Были изъяты из обращения и сожжены тиражи первого тома «Истории Казахской ССР», министерство просвещения пересматривало школьные программы, были запрещены многие произведения казахского героического эпоса. Учёные-обществоведы с разных позиций «доказывали», что капитализм «загнивает» и в ближайшем будущем «полностью исчезнет». Огромный вред казахстанской науке нанесла кампания за торжество учения Мичурина-Лысенко. Полуграмотный специалист Лысенко обещал обеспечить изобилие сельхозпродуктов и требовавший классового подхода к развитию естественных наук, он изгнал из пауки настоящих биологов-генетиков, добился ареста знаменитого учёного А.Вавилова, который умер в тюрьме. «Лысенковщина» задержала развитие генетики и биологии на многие десятки лет. Одновременно развернулась кампанию против «космополитов», куда был посмертно зачислен В.Бартольд, их обвиняли в «низкопоклонстве перед веем иностранным». Политические преследования известных деятелей культуры сильно тормозили развитие литературы и искусства, но не смогли полностью остановить его. Национальное искусство было на подъёме. Развитие системы образования. Хрущевские идеи приближения умственного и физического труда и укрепления связи между школой и производством привели к проведению в конце 50-х-начале 60-х годов радикальной реформы образования. В 1958г. был принят союзный закон, продублированный в 1959 г. республиканским Законом " Об укреплении связи школы с жизнью". Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершению которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой или учиться в средних политехнических школах с производственным обучением. Поступление в вузы теперь обусловливалось производственным стажем, а не теоретической подготовкой абитуриентов. В Казахстане переход к новой системе был завершен в 1962-1963гг.
Эта реформа вызвала неоднозначные последствия. Усилилась текучесть кадров на производстве, где увеличилось число рабочих - " транзитников" на пути в вузы. Падал престиж высшего образования, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности. В 1964 г. некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось обязательное среднее десятилетнее обучение, начинают разрабатываться новые учебные программы и планы. Продолжала развиваться система высшего образования. В 1959г. в целях централизации управления вузами республики был образован государственный комитет, преобразованный затем в Министерство высшего и среднего специального образования Казахстана. Увеличивалось количество вузов. Если в 50-х годах в республике было 26 высших учебных заведений, то к 1980 г. их численность увеличилось до 55, в которых обучалось свыше 250 тыс. человек. Наука. Все научные учреждения Казахстана в 50-х-60-х годах делились на две группы собственно-казахстанские и учреждения центрального подчинения, работающие на территории республики. Последние осуществляли преимущественно разработки военного характера. Огромным успехом советской и казахстанской науки стало осуществление космической программы. 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур был выведен на орбиту Земли первый искусственный спутник. 12 апреля 1961 г. с территории Казахстана поднялся космический корабль с первым в мире космонавтом Ю. Гагариным. Развивалась и казахстанская теоретическая наука. С 1, 972г. Астрофизический институт АН КазССР стал ведущим в СССР по проблеме изучения планет-гигантов, динамике и физике галактик, изучались проблемы развития звездных систем. Литература. В послевоенное время началось усиление идеологического контроля за творчеством литераторов. Тем не менее, конец 40-х-начало 50-х гг. стали временном расцвета казахской советской литературы. В 1947 г. появляется второй том романа " Абай" М. Ауэзова, в 1948 г. роман - Сырдарья" С. Муканова, " Миллионер" Г.Мустафина, в 1949 г. роман " Солдат из Казахстана" Г. Мусрепова. В начале 50-х годов появляется ряд новых произведений, в том числе романы Г. Мустафина " Караганда", Г. Мусрепова Пробужденный край", произведения Д. Абилева, А. Тажибаева, Т. Жарокова, М. Алимбаева и многих других. В 1954 г. прошел 3-й съезд писателей Казахстана и 2-й Всесоюзный съезд, призвавший к изучению действительности на основе " творческого овладения марксизмом-ленинизмом". Своеобразной демонстрацией достижений казахстанской культуры стала Декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 г. Попытка десталинизации, предпринятая XX съездом КПСС, позже получила название «оттепели». Борьба с продолжением культа личности выразилась в реабилитации части невинно осуждённых. В феврале 1957 года выборочно были реабилитированы представители интеллигенции. В новых «основах уголовного права» было отменено понятие «враг народа». Но и в годы «оттепели» творить и писать разрешалось только в рамках «социалистического реализма». Огромную роль в развитии литературы сыграл выдающийся писатель М. Ауэзов, завершивший в 50-х годах четырехтомный роман " Путь Абая". В 1959 г. этот труд был отмечен Ленинской премией. Государственной премии были удостоены роман-трилогия Нурпеисова " Кровь и пот" и работы Ж. Молдагалиева. Важное место в казахской литературе этого периода заняли работы на историческую тематику, прежде всего, роман-трилогия И. Есенберлина " Кочевники" и труды А. Алимжанова, С. Муканова, С. Маркова, Д. Снегина и М. Симашко. В этот период становятся известными имена писателей Б.Момышулы, Т. Ахтанова, Ш. Муртазаева, А. Кекилбаева, 3. Шашкина и много других. Появились талантливые поэты Г. Кайрбеков, С. Мауленов, М. Макатаев, А. Тажибаев. В послевоенное время начинается новый этап в изучении литературного наследия казахского народа. В 1957 г. было принято специальное постановление ЦК Компартии Казахстана, посвященное этому вопросу, и в республике начались работы по сбору и публикации образцов народного творчества и произведений поэтов и писателей прошлого, была издана 3-томная история казахской литературы. Музыка, театр и кино. Знаменательным событием в мире культуры республики в 1946 году стала постановка оперы «Биржан-Сара», в 1949 году группа постановщиков, исполнителей и композитор Мукан Тулебаев были удостоены Государственной премии СССР за постановку этой оперы. Композитор Евгений Брусиловский написал оперу «Дударай», а совместно с Муканом Тулебаевым - оперу «Амангельды». В этот период расцвёл талант Бибигуль Тулегеновой, Ермека Серкебаева, балетмейстера Булата Аюханова, широкой популярностью пользовались кинокартины Шакена Айманова. Большую популярность у молодёжи приобрели музыкальные ансамбли: «Досмукасан», «Ариран», «Айгуль». Мировую известность получили казахские певцы, народные артисты СССР Б. Тулегенова, Р. Багланова, Е. Серкебаев, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбекова, дирижер Т. Мынбаев, певцы М. Мусабаев, Р. Жубатурова, А. Дни-шев, Р. Рымбаева, Г. Есимов и другие. Продолжало развиваться оперное и балетное искусство, созданы оперы К. Кужамьярова и Н. Тлендиева " Золотые горы", С. Мухамеджанова Айсулу, балеты Г. Жубановой " Легенда о белой птице" и " Хиросима" и многие другие. Казахстанские композиторы создают ряд симфонических произведений. Симфоническая поэма К. Кужамьярова " Ризвангуль" была удостоена Государственной премии Казахской ССР. В 60-е и 70-е гг. получает новый импульс балетное искусство, что было связано с творчеством талантливого балетмейстра Б. Аюханова. В республике в 50-е - 60-е гг. работал ряд профессиональных театров, в т.ч. Казахский, Русский театр драмы. Уйгурский театр музыкальной комедии. Корейский музыкально-драматический театр, ТЮЗ, театр кукол, областные казахские театры в Аркалыке, Гурьеве, Джамбуле, Караганде, Кызыл-Орде, Семипалатинске, Талды-Кургане и Чимкенте, областные русские театры в Актюбинске, Джамбуле, Караганде, Кокчетаве, Кустанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Талды-Кургане, Уральске, Усть-Каменогорске, Целинограде и Чимкенте. После войны производство игрового кино сократилось, было снято всего два полнометражных фильма " Золотой рог" (1948) и " Джамбул" (1952). Сформировалась группа скульпторов. Были созданы и установлены на площадях городов скульптуры Абая, Джамбула и других писателей, общественных деятелей.
|