Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Улицы Привокзального района
Привокзальный район образован 22 декабря 1917 года. На его территории находится Московский вокзал, поэтому район называют воротами Города-героя. Протяженность района - 25 км. В него входят бывшие поселки: Косая Гора, Лихвинка, Михалкове, 12 лет Октября, Толстовский; и деревни: Нижнее и Верхнее Волохово, Пирово, Ново-Басово.
КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ПРОСПЕКТ
В начале XIX века улица называлась Тамилинской (в честь тульского губернатора Я. М. Тамилина). Была она узкой, ухабистой, грязной. Проехать по ней стоило особого труда, очень утомительного. Населяли улицу мелкие чиновники, торговцы, мастеровые и, конечно, железнодорожники. Преобладали лачуги, лишь кое-где стояли дома зажиточных горожан. Встречались кустарные предприятия. Например, самоварная фабрика Н. А. Воронцова. 6 мая 1900 года страна широко отмечала 100-летие со дня смерти выдающегося русского полководца генералиссимуса А. В. Суворова. Его именем и была названа Тамилинская улица. Однако заботы к улице со стороны «отцов города» не прибавилось. Она продолжала пребывать в ужасном состоянии. Тамилинская улица описана Г. И. Успенским в его повести «Нравы Растеряевой улицы». Писатели-туляки М. Ф. Чумандрин в романе «Год рождения 1905» и Н. Я. Москвин в повести «Конец старой школы» (первоначальное название повести «Гибель реального») описали бывшую Суворовскую улицу. У Михаила Чумандрина читаем: «Знакомая Суворовская улица была разбита вдребезги, мостовая разворочена, деревянный тротуар исковеркан, перила моста через овраг, пересекавший улицу, сорваны, и самый мост зиял крупными, зловещими дырами - разрушался... На Суворовской стояли вагоны конки. Выпряженные лошади бродили в канаве и громко щипали мокрую прошлогоднюю траву, выглянувшую из-под снега» [Чумандрин М. Год рождения 1905.-Л., 1958.-С. 90]. В повести Николая Москвина встречаемся с конкой на Суворовской улице. «Перед конкой бегут две чахлые лошади. Туловища их тесно прижаты друг к другу, прижаты до мыльной пены, до пота - срослись будто, головы разведены в стороны: одна лошадь круто смотрит налево, другая круто - направо. И кажется, перед конкой бежит одна жирная лошадь о двух головах. В конке скучающие пассажиры-путешественники к центру города. Пыльный и безысходный взгляд в окно конки-ящика: доедем ли? Под ящиком крутятся колесики, визгливые, хрупкие, словно от детской коляски. Доедем ли?» [Москвин Н. Конец старой школы.- Тула, 1983.- С. 9] Вагоны были снабжены звонками, фонарями и тормозами. Они имели номер и название линии движения: Киевская, Миллионная, Курская. Кондуктор был в форме, носил нагрудный номерной знак. Входили в вагон конки на ходу. Конка приостанавливалась лишь для дам, детей, больных и престарелых. Если на пути конки появлялись крестный ход, похороны, арестанты или пожарная команда, то конка останавливалась и пропускала их. Двигалась конка очень медленно. Поэтому над ней порой подшучивали: «Конка, догони цыпленка!» В 1918 году Суворовскую переименовали в Красноармейскую, а в 1974 -в Красноармейский проспект. Разумеется, вид улицы к тому времени изменился в лучшую сторону. Прогулку по Красноармейскому проспекту начнем от Московского вокзала (бывшего Московско-Курского), от «парадного подъезда» города. 7 сентября 1868 года была открыта Московско-Курская железная дорога, проходящая через Тулу. В это время в городе появилось деревянное строение станции «Тула». В 1914 году на месте деревянного вокзала построили каменный. Затем его неоднократно перестраивали. В 1953-1957 годах реконструировали по проекту архитекторов К. Гурьева, Б. Сергеева, Р. Челноковой. В таком виде предстает вокзал в наши дни. У вокзала два подземных перехода: первый соединяет привокзальную площадь с платформой, второй - платформу пригородных поездов с трамвайным кольцом. У главного входа в вокзал - памятная доска: «Отсюда 28 сентября 1941 г. начал свой боевой путь бронепоезд № 13 «Туляк», изготовленный коллективом железнодорожников тульского узла». На вокзале бывали выдающиеся люди. О некоторых рассказывают мемориальные доски. Здесь Л. Н. Толстой встречал И. С. Тургенева, М. А. Ульянова с дочерьми Анной и Марией провожали в 1897 году Владимира Ильича в сибирскую ссылку. Летом 1899 года, когда отмечалась 100-летняя годовщина со дня рождения А. С. Пушкина, отсюда в Козлову засеку уезжала большая группа туляков, чтобы отметить там этот торжественный день. Когда они вернулись в город, на Привокзальной площади на них напали жандармы, отобрали красный флаг, «арестовали» бюст Пушкина. Приезжал и уезжал с этого вокзала Д. И. Ульянов, младший брат Ленина. В 1902 году через Тулу в сибирскую ссылку отправлялись студенты-революционеры. Тогда перрон густо заполнила тульская молодежь, горячо сочувствующая арестантам. 14 апреля 1904 года многолюдная толпа туляков восторженно встречала здесь вернувшихся героев-моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». В 1905 году на Привокзальной площади митинговали железнодорожники. В сентябре 1919 года М. И. Калинин напутствовал здесь красноармейцев, отправлявшихся на фронт. В 1945 году здесь встречали советских воинов, возвращавшихся с победой домой. На привокзальной площади находится многоэтажная гостиница «Москва» (1972 г.), рядом - банк «Экспресс-Тула», через дорогу, на месте бывшей ватной фабрики Литвака, затем стадион «Локомотив» - торговый комплекс «Интерсити», самый большой универмаг в Тульской области. На другой стороне площади возвышается здание Научно-исследовательского института репрографии (НИИР.) Среди его продукции микрофильмы документации, книг, систем «микрофильм-сканер-компьютер», фотополимерные печатные формы, репрографическое оборудование и т. д. К югу от Привокзальной площади в непосредственной близости от нее пролегает улица Путейская, на которой в здании № 12 разместилось Тульское отделение-филиал федерального государственного предприятия «Московская железная дорога», сосредоточившее в своих руках управление сложным и обширным железнодорожным хозяйством самого большого транспортного узла области. Напротив, по другую сторону улицы Путейской, стоит здание Тульской таможни - государственного таможенного комитета Российской Федерации. Недалеко от Привокзальной площади в сквере у речки Воронки поставлен памятный знак жертвам политических репрессий. Каждую осень на траурный митинг здесь собираются туляки, чтобы почтить память наших сограждан, пострадавших в годы большевистского террора против собственного народа. Красив прямой, широкий Красноармейский проспект. Всюду многоэтажные дома из красного кирпича. От Московского вокзала Красноармейский проспект пересекают улицы Д. Ульянова, Ф. Смирнова, В. Вересаева, Фрунзе, Халтурина, Лейтейзена и Ленина. Здание акционерного общества «Туламебель» (д. № 19) принадлежало свечному заводу Тульской епархии. Построено оно было купцом Сушкиным. На месте Выставочного зала (д. № 16) с Художественным салоном и мастерскими художников стояла аптека Гончарова, потом - трамвайное депо, откуда 7 ноября 1927 года после праздничной демонстрации выехали в свой первый маршрут тульские трамваи. Сегодня рядом с Выставочным залом находятся вагоноремонтные мастерские. На противоположной стороне от здания Выставочного зала находится кинотеатр «Октябрь», открытый в 1979 году. На углу Красноармейского проспекта и улицы Ленина (д. № 5) стоит здание бывшего реального училища, построенное в 1909 году. Реальное училище первоначально открылось 12 декабря 1875 года в деревянном доме, стоявшем на этом месте. Через два года на объединенном заседании губернского земского собрания и Тульской городской думы почетным попечителем реального училища был избран Л. Н. Толстой, увлекавшийся в то время педагогикой и вопросами школьного преподавания. Реальное училище отличалось от гимназии тем, что в нем не преподавали древних языков - латинского и греческого, а делали упор на изучение точных наук: физики, химии, математики. Одним из выпускников реального училища был Воробьев Николай, впоследствии известный советский писатель Николай Яковлевич Москвин, автор повести «Конец старой школы». В здании бывшего реального училища в октябре-ноябре 1919 года находился Военный Совет Тульского укрепрайона, являвшийся высшей гражданской и военной властью в городе и губернии во время войны с Деникиным. Председателем военсовета являлся комиссар Д. Оськин. 1 сентября 1922 года в здании бывшего реального училища открылся рабфак. В актовом зале рабфака бывали писатели: В. Маяковский, Д. Бедный, А. Серафимович, А. Новиков-Прибой. Недалеко от учебного корпуса рабфака в переулке находилось общежитие рабфаковцев. Отсюда название переулка - Студенческий. Второе общежитие рабфаковцев размещалось в здании бывшей гостиницы Соборнова на Советской улице (здание не сохранилось). Тульский рабфак выпустил из своих стен много славных людей. Среди них - летчик, Герой Советского Союза генерал-майор Н. А. Токарев, погибший смертью храбрых в Великую Отечественную войну; А. Л. Орлов - дипломат, полпред в Дании. С 1954 года в здании бывшего реального училища находится сельскохозяйственный техникум, основанный на базе областной школы председателей колхозов. Здесь же помещаются четыре организации, имеющие отношение к сельскому хозяйству. Рядом - современное здание Тульской организации Союза художников и творческо-производственного комбината. В доме № 18 жил лауреат государственной премии академик Е. А. Чудаков. В начале проспекта (с левой стороны от Советской улицы) высится красивое жилое здание, в котором находится детская художественная школа.
УЛИЦА ДЕМОНСТРАЦИИ 1903 ГОДА
14 (27) сентября 1903 года в Туле состоялась первая политическая демонстрация. Демонстранты выступали против кровавой расправы царского правительства с участниками стачек и демонстраций в Ростове-на-Дону осенью 1902-го и весной 1903 года, против насилия и угнетения. Демонстрантов встретили черносотенцы и городовые, избили, арестовали 22 человека. Среди схваченных были Н. Батищев, С. Колесников, В. Балазип, С. Луначарская (впоследствии Смидович), Г. Жабров, Н. Рождественский, А. Шепетева (потом жена Рождественского) и другие. На месте столкновения боевой дружины с черносотенцами и полицией поставлен памятный обелиск: «Здесь проходила первая рабочая демонстрация в Туле в сентябре 1903 г.». 26 сентября 1933 года бюро Тульского горисполкома партии постановило переименовать Калужскую улицу в улицу Демонстрации 1903 года. Пока на этой улице одноэтажная старина соседствует с громадой новых многоэтажных зданий. Особенно следует отметить девятиэтажный жилой дом № 1 нестандартной конструкции. Его фасад радует взгляд. Улица неплохо озеленена, на газонах растет декоративная трава. Напротив многоэтажного жилого дома № 8 находится большой прекрасный сквер. В здании под № 131-а размещается 4 самостоятельная военизированная пожарная часть, напротив (д. № 132) - среднее городское профессионально-техническое училище железнодорожников № 9 имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова. Здесь, в школе ФЗУ при станции «Тула», с 1930-го по 1932 год учился наш прославленный летчик - Борис Феоктистович Сафонов, погибший 30 мая 1942 года. На здании училища - мемориальная доска с силуэтом героя-земляка. На углу улиц Демонстрации 1903 года и Дмитрия Ульянова находится Дом культуры железнодорожников, построенный в 1930-х годах и реконструированный по проекту архитектора Вишнякова в начале 1950-х годов.
УЛИЦА МАШИНИСТОВ
Улица появилась после войны 1941 - 1945 годов. Машинистам, их помощникам и кочегарам, работникам службы железной дороги потребовалось жилье. Началось строительство домов, в котором принимали участие все будущие жители. В конце лета 1947 года на полянке около новостроек состоялся торжественный митинг, посвященный заселению выстроенных домов. Двенадцать семей получили ключи от новых квартир. На первых порах новоселы отапливали квартиры углем. Вскоре здесь появилось паровое отопление, электричество, водопровод. К концу 1947 года было построено 25 домов, в 1960 году начали строить двухэтажные дома, постепенно их высота увеличилась до пяти этажей. Жители усердно озеленяли свою новую улицу. Они покупали деревья и своими руками сажали их, заботливо выращивали. Сейчас здесь один из красивейших, радующих глаз уголков города. Жители - настоящие хозяева улицы.
УЛИЦА ОДОЕВСКОЕ ШОССЕ
Из старой дороги, ведшей когда-то из Тулы на Одоев, постепенно образовалась улица, получившая по своему направлению название - Одоевское шоссе. В самом начале улицы по правую ее сторону размещаются корпуса старейшего предприятия - ЗАО «Тулажелдормаш», ведущего начало от появившихся в 1869 году паровозных мастерских по ремонту техники для Московско-Курской железной дороги. Ныне это известный по всей России, в странах СНГ и в дальнем зарубежье завод тяжелого машиностроения, выпускающий уникальные путевые машины и оборудование. Рядом в глубине сквера высится стела с выбитыми на ней именами погибших воинов, ушедших на фронт в 1941-1945 годах из коллектива Тульского завода железнодорожного строения. На Одоевском шоссе расположены крупнейшие предприятия пищевой промышленности Тулы и области. Широко известна продукция кондитерской фабрики Ясная Поляна (Одоевское шоссе, 83). Это вафельные и с мягкой начинкой конфеты, мармелад в шоколаде и конечно пряники, те самые, без которых Тулу так же нельзя представить, как без оружия и самоваров. 250 наименований изделий фабрики и среди них конфеты «Ясная Поляна», «Эвридика», «Волшебство», известные и в области и за ее пределами. Рядом с Ясной Поляной расположено ОАО «Пивоваренная компания Балтика», филиал Балтика-Тула, производящее 20 сортов пива. Не менее известны ЗАО «Депсона» (Одоевское шоссе, 91) - завод по производству соков, Тульское АООТ «Мясоптицакомбинат» (Одоевское шоссе 69), филиал в Туле ООО «Юнилезер СНГ» (Одоевское шоссе 93) - фабрика по производству продуктов питания.
УЛИЦА ТУЛЬСКОГО РАБОЧЕГО ПОЛКА
С 26 июня по 2 июля 1941 года решением обкома ВКП(б) для охраны особо важных объектов, борьбы с диверсантами и парашютистами противника в Туле был сформирован 91 -й истребительный батальон. 23 октября городской комитет обороны постановил объединить истребительный батальон и отряды народного ополчения и организовать тульский рабочий полк. 27 октября этот полк занял оборону на южной окраине города. 9 мая 1965 года решением горисполкома бывшая Лесная улица, проходящая с южной стороны мимо городского парка им. П. П. Белоусова, была переименована в улицу Тульского рабочего полка.
БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ КУЛИГА
Эти улицы находятся в бывшем селе Мясново, получившем свое название от фамилии владельца села. В 1689 году село существовало (это было первое поселение) под названием Клин. «Клин» - это часть поля, вдававшаяся в общую землю» (по словарю В. Даля). Потом здесь появились Клипские улицы, слободы. Выселки (Верхние и Нижние), Кулига (Большая и Малая), Солдатская, Верхняя и Нижняя Студенка, Савостин переулок, и вне черты села - тульская станция Московско-Курской (ныне Московской) железной дороги. Село Клин имело свыше двух тысяч жителей, волостное правление, школу, богадельню, торговые лавки не только местных, но и городских купцов. Здесь дважды в неделю проводились торги, три раза в год - ярмарки с веселыми народными гуляниями. Селом владел Никита Федорович Мясново, погребенный в местной церкви (ныне не существует). Затем село принадлежало сыну князя Павла Ивановича Цицианова. Здесь жили огородники, извозчики рыболовы, торговцы полотном вразноску по Южной России и Кавказу. Здесь находились две фабрики, изготовлявшие дверные петли. Работали селяне и на фабриках и заводах Тулы, на железной дороге. В Мяснове немало исторических, древних улиц. Например, Большая и Малая Кулига. Согласно словарю Ушакова, кулига - лесная поляна, расчищенная для земледелия. Остановимся еще на двух улицах с одинаковым названием –
ВЕРХНЯЯ И НИЖНЯЯ СТУДЕНКА
Названные улицы тоже древние. Их наименования связаны с местоположением: они находятся на открытом месте, на юру, продуваемы всеми ветрами.
|