![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.Стр 1 из 21Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ №1 Введение
Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории. Н.Г.Чернышевский Знание истории своего народа, своего государства: · вырабатывает чувство национальной принадлежности, национальног о достоинства, чувство гордости и чувство горечи за свою страну, · помогает определить место своего государства в мировом историческом процессе, оценить вклад своего народа в развитие мировой цивилизации, что, по большому счету, является залогом жизнестойкости нашего государства в мировой истории. Знание истории своего Отечества также формирует активную гражданскую позицию, помогает наилучшим образом раскрыть нравственные качества человека во имя самореализации и во благо своего Отечества. Кроме того, в условиях перехода ведущих мировых стран к информационному обществу роль и значение усвоения мирового исторического опыта и опыта каждого народа в отдельности заметно возрастают. Изучение Отечественной истории имеет значение для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.
позволяет решить задачу взаимодействия гуманитарных и социально - экономических наук с дисциплинами естественно - научного профиля. Содержание дисциплины " Отечественная история" опирается на такие вспомогательные исторические дисциплины, как источниковедение отрасль исторической науки, истории, разрабатывающая теорию и методику изучения и использования исторических источников историография − дисциплина, изучающая историю исторической науки. археология − д исциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. археография − дисциплина, разрабатывающая теорию и практику издания письменных источников. геральдика − дисциплина, занимающаяся изучением гербов. нумизматика дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. топонимика − наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. этнология − наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды этнография − часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. «Отцом» истории считается древнегреческий историк Геродот, живший между 490 и 480 – 425 гг. до н.э. Именно ему принадлежит первое дошедшее до нас системное описание древних племен, проживавших на территории нашего Отечества. Слово " история" (от греч. Historia). употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс 2) как познание процесса. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах". Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передаёт его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. В.О. Ключевский писал: " Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу". Предметом изучения истории являются закономерности развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях
Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Заметим, что главной задачей историка является воссоздание исторической картины, адекватной прошлой реальности во всей её сложности, в борьбе страстей и эмоций. Каждая историческая эпоха уникальна. Историк, изучая неповторимое, стремится познать общие законы развития человеческого общества, выявить ту часть исторического опыта, которая необходима человеку в современности, проследить " связь времён", ту путеводную нить, которая соединяет древние пласты истории с сегодняшним днём. Но чтобы раскрыть процесс исторического развития, осмыслить особенности каждого из его периодов, необходимо иметь определённую научную методику.
|