Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия в начале XX века






Особенности социально-политического строя России

В России конца XIX века в отличие от западноевропейских стран отсутствовали механизмы регулирования взаимоотношений между различными социальными группами и воздействия общества на политику государства. Общество было разделено на сословия (группы населения, имеющие особый правовой статус), сохранялась самодержавная форма правления, практически отсутствовал диалог между властью и обществом (не было представительных органов, свободы печати, запрещалась политическая деятельность).

Население России по переписи 1897 г. составляло 127 млн. человек. Самым крупным сословием продолжало оставаться крестьянство- около 80% населения, мещане составляли 11%, дворяне - примерно 1, 5%, купцы и духовенство - по 0, 5%. Переход к однородному в правовом отношении обществу к концу XIX в. так и не завершился.

Проводимая в эпоху Александра III (1881 - 1894 гг.) внутренняя политика позволила усилить контроль бюрократии над обществом и приглушить голоса инакомыслящих, но не могла решить назревших социальных проблем.

Одним из самых острых являлся аграрный вопрос. Не имея возможности вести хозяйство интенсивными методами, крестьянство столкнулось с нехваткой надельной земли. Причем, основная масса не имела средств и на покупку земли. В деревне нарастало скрытое аграрное перенаселение (около 20 млн. человек к концу XIX в.), т.е. появились лишние рабочие руки, которые не были востребованы и российской промышленностью. Объектом притязаний крестьянства естественно становились частновладельческие земли и, в первую очередь, помещичьи. Конфликт усугублялся различиями между крестьянами и помещиками на культурном уровне: первые оперировали понятиями справедливости, вторые говорили на языке права. Сложные взаимоотношения между этими социальными группами в любой момент могли перерасти и перерастали в политическую борьбу, потому что правительство неизменно стояло на страже частной собственности.

Прокатившиеся по России в 1870 - 1880 гг. забастовки показали, что в стране появилась новая социальная группа - рабочие. Принятие ряда фабричных законов не решало всех вопросов по регулированию взаимоотношений рабочих с предпринимателями. Проблема могла быть смягчена легализацией профессионального движения, однако самодержавие не шло на это, поэтому любая забастовка рабочих приводила к столкновению с властями. Таким образом, решение профессиональных споров приобретало также политический характер.

Несмотря на активную политику самодержавия, направленную на развитие своей национальной промышленности, определенное недовольство режимом высказывала и формирующаяся российская буржуазия. Ей мешали рамки жесткого контроля государства над предпринимательской деятельностью; ее также не устраивало отстранение от формирования политического курса страны.

Помимо социальных проблем, сложным в России был национальный вопрос. Русификаторская политика правительства в национальных районах встречала все большее сопротивление на местах, которое постепенно из борьбы за сохранение культурного своеобразия территории перерастало в политические формы. В рамках национальных отношений самым острым, пожалуй, был еврейский вопрос. Евреи имели наибольшее число ограничений (" черта оседлости", запрещение владеть земельной собственностью, квоты при приеме в высшие учебные заведения и др.), при попустительстве властей нередки были еврейские погромы. Антисемитизм был в известном смысле частью национальной политики правительства.

Почвой для социальных конфликтов был низкий уровень жизни основной массы населения, особенно крестьянства, неразвитость системы здравоохранения и образования, разрыв между культурой образованных слоев общества и традиционной народной культурой.

В 1894 г. на российский престол вступил император Николай II. Волею судьбы встав во главе огромной страны, этот человек ни в психологическом, ни в интеллектуальном отношении не был сильной личностью. Самодержавная форма правления предполагает высокую степень централизации управления государством. Российский император сосредотачивал в своих руках и законодательную, и исполнительную власть, возглавлял церковь, от его имени в империи вершился суд. При такой форме правления личность императора оказывала едва ли не решающее влияние на функционирование государственной власти. Усложнившаяся в конце XIX - начале XX вв. социально-экономическая и политическая жизнь страны требовала от нового царя серьезных волевых усилий, организаторских способностей, интеллектуального напряжения, поиска новой концепции развития страны. Однако Николай II в качестве программы своего царствования объявил следование идеалам своего отца, а любые нововведения " бессмысленными мечтаниями".

Формирование политических партий. Революция 1905 - 1907 гг.

Недостаточное внимание правительства к социальным проблемам, отсутствие у бюрократической машины энергичного руководства и вялость ее действий создали благоприятные условия для активизации общественного движения.

Возрождающиеся неонароднические организации слились в 1901 г. в единую партию социалистов-революционеров (эсеров), которая достаточно быстро завоевала авторитет в массах. Лидерами и идеологами партии были бывшие народовольцы Г.Гершуни и Е.Брешко-Брешковская, а также А.В.Пешехонов, М.Р.Гоц, В.М.Чернов. Лозунги эсеров о конфискации всей помещичьей земли, ликвидации частной собственности на землю и уравнительном землепользовании (" социализация") естественно находили поддержку в крестьянской России. Партия широко использовала террор, который осуществлялся в условиях явно благоприятного к нему общественного мнения, считавшего бюрократию главной виновницей социально-политического кризиса. От рук эсеровских боевиков погибли десятки царских чиновников, в том числе министр внутренних дел Д.С.Сипягин (1902 г.) и сменивший его на этом посту В.К.Плеве (1904 г.).

В 1903 г. образовалась Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Ее лидерами были Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, Ю.О.Мартов. Партия почти сразу же раскололась на две фракции - меньшевиков и большевиков. Меньшевики считали, что рабочий класс России ни по своему численному составу (менее 10% населения), ни по культурному уровню и классовому самосознанию не готов возглавить борьбу за социалистические идеалы. По их мнению, в первую очередь необходимо было решить проблемы буржуазно-демократического развития страны. Большевики же настаивали на форсированной подготовке социалистической революции и установлении диктатуры пролетариата. Численно РСДРП была небольшой, а ее влияние на массы незначительным.

В конце XIX в. начался процесс консолидации либерального движения. В 1904 г. либеральные земцы и представители либеральной интеллигенции объединились в " Союз освобождения".

В начале 1904 г. Россия была втянута в войну с Японией. В победе над небольшим островным государством никто не сомневался, однако с самого начала военных действий российская армия стала терпеть поражения. Главная база российского военно-морского флота на Дальнем Востоке - Порт-Артур - была окружена японскими войсками, флот - блокирован, а сухопутная армия после ряда неудачных сражений отступила в глубь Маньчжурии. В декабре 1904 г. Порт-Артур пал. Поражения показали, что самодержавие не может решать не только внутренние, но и внешние проблемы.

Неудачи в войне с Японией еще более обострили внутриполитическую обстановку. Революционная пропаганда постоянно раздувала пламя социального недовольства. Росло стачечное движение, увеличилось число крестьянских волнений. Состоявшийся 6 декабря 1904 года земский съезд высказался за введение конституции. Сменивший на посту министра внутренних дел убитого Плеве князь П.Д.Святополк-Мирский советовал царю пойти на уступки умеренной части оппозиции, однако услышан не был. Наиболее дальновидные из царских чиновников понимали, что сила революционеров прежде всего в их социальной базе. Поэтому еще в 1898 г. начальник Московского охранного отделения полковник С.В.Зубатов выступил с инициативой создания рабочих организаций под патронажем полиции. Официального разрешения он не получил, но заручился поддержкой ряда влиятельных высокопоставленных чиновников. Реально помогая рабочим отстаивать их интересы перед предпринимателями, С.В.Зубатов и его последователи выбивали почву из-под ног революционеров. Движение ширилось, завоевывая все больший авторитет среди рабочих.

Продолжением зубатовской инициативы стала деятельность Г.А.Гапона в Петербурге. Созданное им " Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт - Петербурга" пользовалось таким влиянием, что увольнение нескольких ее членов с Путиловского завода привело к общегородской забастовке. Была выработана петиция с требованиями, и 9 января 1905 г. весь рабочий Петербург вышел на улицы, чтобы передать ее царю. Власти ответили расстрелом демонстрации. Было убито более тысячи и ранено более 4, 5 тысяч человек. Жестокость и бессмысленность этого акта потрясла Россию. В стране началась революция.

Потеряв всякий авторитет, власть оказалась почти полностью парализована. Число забастовщиков только за январь 1905 г. составило 444 тыс. человек, что в 10 раз превышало среднегодовой уровень предреволюционного десятилетия. В ходе стачек открыто выдвигались политические требования: свержения самодержавия, созыва Учредительного собрания, демократических свобод. В деревне запылали помещичьи имения. Почти беспрепятственно действовали революционные организации. Предпринимались попытки создания альтернативных органов власти. Первым из них был Совет уполномоченных всех предприятий в Иваново-Вознесенске, существовавший более полумесяца. Позднее такие организации появились и в других городах, в том числе в Петербурге. В июне 1905 г. вспыхнуло восстание на броненосце " Потемкин", что было опасным симптомом - заколебалась армия.

Пытаясь успокоить страну, царь издал 18 августа 1905 г. манифест, в котором говорилось о создании законосовещательной Государственной думы. Подобный статус представительного органа не удовлетворил ни одну общественную силу. Революция продолжалась. Осенью 1905 г. забастовочное движение слилось в общероссийскую Октябрьскую политическую стачку, в которой приняли участие не только рабочие, но и интеллигенция, учащиеся и др. В этих условиях царь вынужден был отступить. 17 октября 1905 г. вышел манифест, которым даровались населению " незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов" и обещалось создание законосовещательной Государственной думы. Государство вступало в новую фазу своего развития - парламентской монархии, и общество получило реальный рычаг для влияния на его политику.

Российский парламент состоял из двух палат: Государственного совета (верхняя палата) и Государственной думы (нижняя палата). Формировался он следующим образом: часть членов Государственного совета, созданного еще в 1810 г., избиралась, часть назначалась царем, а весь состав Государственной думы избирался. Парламент занимался преимущественно законотворческой деятельностью. Представленные законопроекты должны были быть одобрены обеими палатами, в противном случае они отклонялись. Одобренные законопроекты поступали на подпись к царю, т.е. последнее слово оставалось за самодержцем.

После появления манифеста 17 октября начался процесс создания либеральных партий. Наиболее крупными из них являлись: конституционно-демократическая партия (кадеты), лидерами которой были П.Н.Милюков и С.А.Муромцев, и " Союз 17 октября" (октябристы), лидеры А.И.Гучков, М.В.Родзянко. Одновременно шло объединение консервативно-монархических сил, среди которых крупнейшей партией стал " Союз русского народа".

Влияние радикалов (эсеров, большевиков и др.) стало падать. Обеспокоенные этим, они попытались вновь дестабилизировать обстановку. В декабре 1905 г. группы боевиков подняли восстания в ряде городов России, в том числе в Москве. Массовой поддержки они, однако, не получили, и правительству с помощью войск удалось быстро подавить разрозненные выступления.

В начале 1906 г. началась подготовка к выборам в Государственную думу. Кадеты, стоявшие на левом фланге российского либерализма, предлагали избирателям следующую программу: равенство всех перед законом, свобода совести и вероисповедания, свобода слова, собраний, союзов и другие демократические права. Высказываясь за парламентские формы правления, кадеты не предопределяли форму будущего государственного устройства России (республика или конституционная монархия), считая, что это должно решить созванное " в возможно кратчайший срок" Учредительное собрание. Аграрный вопрос предполагалось решить путем отчуждения государством части частновладельческих земель и передачи их крестьянам. Рабочим обещалась легализация рабочих союзов, право на стачки, законодательное введение восьмичасового рабочего дня, государственное страхование. В национальном вопросе предполагалось введение широкой национально-культурной автономии. Несмотря на то, что программа кадетов была по сравнению с требованиями революционных партий достаточно умеренной и, в целом, реалистично отражала потребности внутриполитической обстановки, царское правительство воспринимало ее как чрезвычайно левую. Кадетам поэтому так и не удалось до 1917 г. официально зарегистрировать свою партию и действовать в рамках легальности. Ядром конституционно-демократической партии (иное название - партия народной свободы) была интеллигенция, а социальной базой - наиболее образованные слои населения. Широта программы сделала кадетов популярными и в других слоях населения, партия насчитывала в 1907 г. около 100 тыс. членов.

Программа " Союза 17 октября" была более умеренной и расплывчатой, чем у кадетов: " обеспечение гражданских свобод", конституционная монархия, " развитие и укрепление начал местного самоуправления", " содействие подъему производительных сил" и т.д. Октябристы, отражавшие интересы предпринимателей, избегали определенных обещаний в таких вопросах, как рабочий. С различными оговорками они предлагали: " усовершенствование и расширение законодательства о рабочих", страхование, " ограничение рабочего времени", " свободу профессиональных союзов и стачек". Проблему крестьянского малоземелья они предлагали решить за счет продажи части государственных земель. Численность партии октябристов была небольшой и составляла в 1907 г. около 25 - 30 тыс. человек. В части тактики октябристы, как и кадеты, стояли за мирную пропагандистскую работу и парламентскую деятельность, отвергая какие-либо революционные акции. Помимо кадетов и октябристов в России существовал также ряд других либеральных партий, в том числе национальных.

Самая массовая и влиятельная из консервативно-монархических партий - " Союз русского народа" - образовалась в ноябре 1905 г. Председателем Главного совета являлся доктор А.И.Дубровин, а его заместителями - В.М.Пуришкевич и А.И.Тришатный. Самодержавие в программе объявлялось незыблемым, православие - господствующей в стране верой, а " русская народность" - единственной державной народностью. Партия исповедовала открытый антисемитизм и принимала на себя обязательство способствовать переселению евреев на их историческую родину. Значительное место в программе уделялось аграрному вопросу: неприкосновенность частной собственности, продажа крестьянам казенных и выкупаемых государством частновладельческих земель, предоставление крестьянам права свободного выхода из общины. Рабочим посвящалось всего несколько строк: возможность сокращения рабочего дня, государственное страхование, создание благоприятных условий для рабочих и промышленных артелей. Социальная база " Союза" была очень широкой. Его поддерживали малограмотные городские низы, мелкие чиновники и торговцы, патриархальная часть крестьянства. Численность партии в период ее наибольшей активности в 1905 - 1907 гг. составляла более 100 тыс. человек. Вместе с тем, несмотря на открытую поддержку царя и правительства, больших политических успехов партия не смогла добиться. Здравомыслящий избиратель понимал, что консервативный экстремизм не может быть действенным средством для решения назревших социально-политических проблем.

27 апреля 1906 г. начала работу I Государственная дума, оказавшаяся по составу депутатов достаточно левой. Крупнейшими фракциями в ней были кадетская (166 депутатов из 499) и трудовиков - крестьянских депутатов (130 - 140 человек). Начав обсуждать неприемлемые для правительства предложения по решению аграрного вопроса, Дума создала конфликтную ситуацию, и 8 июля 1906 г. была распущена.

II Дума (февраль 1906 г. - июнь 1907 г.) оказалась еще более левой по составу (трудовики - 104 депутата, кадеты - 98, социал-демократы - 65), поэтому надеяться на ее совместную работу с правительством не приходилось.

В 1906 г. на пост председателя Совета министров был назначен П.А. Столыпин. Реалистичный и дальновидный политик, сильный организатор, монархист по убеждениям, он представлял тип государственного деятеля, руководствующегося не личными интересами, а благом страны. Осознавая, что только репрессиями прекратить внутреннее брожение не удастся, он выдвинул программу преобразований. Кроме того, он ввел ряд чрезвычайных мер (военно-полевые суды) для обуздания насилия в стране, под какими бы политическими лозунгами оно не осуществлялось. Энергичной политикой Столыпину удалось стабилизировать внутреннее положение, революционное движение почти прекратилось.

“Третьеиюньская политическая система”

3 июня 1907 г. Столыпин распустил II Думу и, изменив избирательный закон в сторону большего представительства от состоятельных слоев населения, прежде всего помещиков, сумел создать достаточно лояльную для правительства III Государственную думу (1907 - 1912 гг.) Большинство в Думе получили октябристы - 154 депутата из 442, фракция националистов и умеренных насчитывала 97 депутатов, правые - 50, кадеты - 54, трудовики - 14, социал-демократы - 19, другие фракции - 54.

Политическая система, созданная Столыпиным, получила название " третьеиюньской политической системы". Она имела следующие признаки: государственное устройство приняло формы " мнимого конституционализма", при котором законодательная власть делится между представительными учреждениями и короной, а исполнительная не ответственна перед парламентом. Бюрократия в этих условиях приобретает значительную самостоятельность. Опираясь на октябристов в Думе, которые, блокируясь с фракциями справа и слева, могли создать два большинства - правооктябристское и октябристско - кадетское, - правительство могло сочетать политику репрессий с общим реформаторским курсом.

Центральной в преобразованиях Столыпина была аграрная реформа, в ходе которой на месте разрушенной общины предполагалось создание слоя мелких земельных собственников. Комплекс реформ также включал реформы местного самоуправления (земства) и административного управления, реформу суда, вероисповедную реформу и др. Однако из задуманного Столыпиным пакета преобразований удалось начать проведение только аграрной реформы, реализация которой началась с принятием указа от 9 ноября 1906 г.

Проведение других реформ из его программы встретило сильнейшее противодействие. Внесенные Столыпиным законопроекты или отклонялись, или изменялись до неузнаваемости в ходе различных обсуждений. Противники реформ (справа) действовали не без поддержки царя, который настороженно относился к энергичному и самостоятельному председателю Совета министров, считая, что тот ущемляет его власть. Отставка Столыпина была лишь делом времени, но 1 сентября 1911 г. он был убит.

Попытка Столыпина укрепить власть, приспособить ее к изменившейся политической обстановке не была завершена. Верх взяли ведомственные, сословные, а в ряде случаев и личные интересы. Многие социально-политические проблемы, вызвавшие потрясения 1905 года, так и остались неурегулированными. Острым продолжал оставаться аграрный вопрос. Аграрная реформа, стимулируя изменение формы крестьянской собственности на землю, не решала проблему крестьянского малоземелья. Законодательно не отрегулированными продолжали оставаться взаимоотношения рабочих с предпринимателями. Не получила завершения и эволюция государственного устройства России в парламентскую монархию: Дума практически не оказывала влияния на состав правительства, ряд важных вопросов жизни страны не входил в ее компетенцию - внешняя и военная политика и др. Таким образом, основа для социально-политических конфликтов продолжала сохраняться. С 1910 г. вновь активизировалось рабочее движение, борьба крестьян с помещиками дополнилась борьбой против хуторян и отрубников. С таким неустойчивым внутриполитическим положением Россия вступила в первую мировую войну.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал