![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Торговая (коммерческая) политика торгового предприятия
Факторный анализ по отдельным сегментам бизнеса С позиций методологии при проведении комплексного анализа деятельности торговой организации имеет смысл выделять два ключевых сегмента бизнеса — собственно торговую (коммерческую) и финансовую политику. Коммерческая политика Основной целью деятельности торговой организации является извлечение дохода от продаж. Прочая деятельность, как правило, занимает незначительное место в доходах и расходах торговой фирмы. Поэтому в методологическом контексте будет вполне корректным относить условно-постоянные расходы к основной деятельности компании и ввести категорию прибыли от основной деятельности (как разницы дохода от основной деятельности иусловно-постоянных расходов). Такой подход позволяет построить многофакторную модель формирования прибыли от основной деятельности (рисунок 1).
Рисунок 1 - Многофакторная модель прибыли от основной деятельности торговой организации Выручка от продаж является произведением показателя оборачиваемости активов на среднюю величину оборотного капитала за период (таблица 1). Таблица 1 - Исходные данные для проведения факторного анализа выручки от продаж (IV кв. 2009 г. к I кв. 2009 г.)
Формула факторного разложения отклонения выручки является следующей:
(ОК)1 — средняя величина оборотного капитала в отчетном периоде;
(О)0 — показатель оборачиваемости активов базисного периода;
отклонение выручки всего - 23 900(100%): за счет фактора оборачиваемости - 16 994(71, 1%); за счет фактора величины оборотного капитала - 6 906 (28, 9%). Делением числа дней в календарном периоде на число оборотов (показатель оборачиваемости получаем длительность финансового цикла предприятия. Так, в I квартале 2009 г. длительность финансового цикла составила [90/0, 74] = 121, 6 дня, а в IV квартале — [90/0, 815] = 110, 4 дня. Можно рассчитать изменение длительности прохождения финансового цикла по отдельным стадиям. Для этого требуются данные по структуре средней величины оборотного капитала за отчетный и базисный периоды (таблица 2). Таблица 2 - Структура оборотного капитала в I и IV кварталах 2009 г., тыс. руб.
Делением выручки от продаж на среднюю величину отдельных статей оборотных активов получаем показатели оборачиваемости, а затем как отношение числа дней в календарном периоде к показателю оборачиваемости находим длительность соответствующей стадии финансового цикла. Так, показатели оборачиваемости равнялись: а) в I квартале 2009 г.: • по материальным оборотным средствам [160 700/65 430] = 2, 456; • по дебиторской задолженности [160 700/115 850] = 1, 387; • по денежным средствам [160 700/35 850] = 4, 483; б) в IV квартале 2009 г.: • по материальным оборотным средствам [184 600/54 440] = 3, 39; • по дебиторской задолженности [184 600/130 550] = 1, 414; • по денежным средствам [184 600/41 600] = 4.438. В таблице 3 приведены расчеты длительности отдельных стадий финансового цикла в I и IV кварталах 2009 г. Как следует из таблицы 3, пункт В, ускорение оборачиваемости достигнуто в основное счет сокращения времени закупки и хранения товара. Особое место занимает вопрос о погашения кредиторской задолженности поставщикам товара. Погашение кредиторской задолженности является последней стадией оборота капитала; иначе говоря, срок погашения кредиторской задолженности равен общей длительности финансового цикла. Так и было бы, если бы оборотные средства компании формировались изначально исключительно за счет кредиторской задолженности поставщикам. Присутствие же других источников финансирования оборотных средств (собственные средства, коммерческие кредиты, «прочие» краткосрочные обязательства) ведет к сокращению срока погашения кредиторской задолженности. Таблица 3 - Расчет длительности отдельных стадий финансового цикла А. За I кв. 2009 г.
Б. За IV кв. 2009 г.
В. Итоговая (IV кв. 2009 г. по сравнению с I кв. 2009 г.)
В таблице 4 приведены расчеты срока пога кредиторской задолженности (ГУ квартал 2009 г. к I кварталу 2009 г.). Таблица 4 - Расчет сроков погашения кредиторской задолженности
При анализе оборачиваемостиимеет смысл рассчитывать также изменение сроков погашения другого заемного источника финансирования — коммерческих кредитов. Дело в том, что данная категория заемного привлечения средств является «платной» (процентонесущей), и, следовательно, изменение сроков погашения коммерческих кредитов будет отражаться на величине прибыли от основной деятельности (по статье «Финансовые расходы» как часть издержек гашения). Средняя ставка процента за кредиты, привлекаемые исследуемым предприятием в IV квартале 2009 г., составляла [6 000/125 000] = 4, 8% в квартал (19, 2% годовых). Расчеты сроков погашения кредитной задолженности предприятия (IV квартал по сравнению с I кварталом 2009 г.) приведены в таблице 5. Таблица 5 - Расчет сроков погашения краткосрочных коммерческих кредитов
Как видно из результатов расчетов, срок погашения краткосрочных коммерческих кредитов в целом остается стабильным ивеличина экономии на процентах составляет незначительную сумму в [6 000 х (0, 7/90] = 46, 7 тыс. руб. Разница валовой маржи и издержек обращения дает величину дохода от основной деятельности (см. таблицу 6). Таблица 6 - Факторный анализ дохода от основной деятельности (IV кв. 2009 г. по сравнению с I кв. 2009 г.), тыс. руб.
Таким образом, увеличение дохода от основной деятельности определялось опережающим остом валовой маржи по сравнению с повышением издержек обращения. Необходимо провести факторный анализ издержек обращения предприятия в парадигме «затраты—генераторы затрат». Предположим, исследуемое предприятие продает единственный товар М. Тогда издержки обращения предприятия формируются за счет следующих генераторов затрат (таблица 7). Таблица 7 - Издержки обращения и генераторы затрат А. За I квартал 2009 г.
Б. За IV квартал 2009 г.
Делением сумм по статьям издержек обращения на соответствующие величины генератор затрат получаем ставки расходов в расчете на единицу генератора затрат (таблица 8 ). Таблица 8 - Ставки расходов на единицу генераторов затрат
Проведение факторного анализа «затраты — генераторы затрат» идет по классической формуле
периоде по сравнению с базисным периодом;
(ГЗ)1 — величина генератора затрат отчетного периода;
(СР)0 — ставка расходов (на единицу генератора затрат) базисного периода;
Результаты факторного анализа издержек обращения по линии «затраты — генераторы затрат» приведены в таблице 9. Таблица 9 - Результаты факторного анализа издержек обращения (IV кв. 2009 г. к I кв. 2009 г.), тыс. руб.
Как следует из проведенного анализа, в целом эффективность издержек обращения фирмы увеличилась, при этом: • возросла эффективность расходов по сортировке и упаковке и финансовых расходов (засчет снижения средней ставки процента по кредитованию); ухудшилась эффективность транспортно-заготовительных и складских расходов; по комиссионным расходам уровень эффективности остался стабильным (предприятие и в I, и в IV кварталах 2009 г. «выдерживало» единую ставку комиссионных в размере 1% от выручки). Рассчитаем прибыль от основной деятельности, которая равна разнице дохода от основной деятельности и условно-постоянных расходов (таблица 10). Таблица 10 - Прибыль от основной деятельности (IV кв. 2009 г. к I кв. 2009 г.), тыс. руб.
Высокий порог рентабельности, обусловленный близостью к «точке безубыточности» в I квартале 2009 г., определил многократное повышение прибыли от основной деятельности за счет увеличения дохода от основной деятельности на 62, 3%. В рамках рассмотрения факторов прибыли от основной деятельности проведем анализ «издержки-объем-прибыль» (СVР-анализ). Для торговли исходным является именно объем продаж товара, определяемый величиной его закупки. Товар М продается фирмой «Навигатор» по цене 2 тыс. руб. за штуку. За 2009 г. доход на 1 шт. продаж товара М за счет повышения торговой наценки и интенсификации издержек обращения увеличился с [2 520 000/80 350] = 31, 36 руб./штука до [4 090 000: 92 300] = 44, 31 руб./шт. Примем уровень дохода на 1 шт. продаж в 44 руб./шт., а величину условно-постоянных расходов компании — за 2 464 тыс. руб. (для круглого счета) и проведем классический анализ «издержки-объем-прибыль» (см. схему1). Схема 1.Анализ «издержки-объем-прибыль» по продажам товара М торговой компанией А. В виде таблицы
Б. В виде схемы Объем продаж товара М, тыс. шт.
По состоянию на IV квартал 2009 г. компания вышла на уровень продаж, равный 92 300 шт. Доход от продаж при таком физическом объеме составит [44 х 92 300] = 4 061 200 руб., а прибыль от продаж будет равна [4 061 200 — 2 464 000] = 1 597 200 руб. Соответственно, операционный рычаг в данной точке рассчитывается как отношение дохода от продаж к прибыли продаж [4 061 200/1 597 200 ] = 2, 54. Это говорит о том, что увеличение относительно текушего уровня физического объема реализации на 1% обусловит повышение прибыли от продаж -2, 54%; следовательно, экстенсивный тип роста финансовых результатов (за счет наращивай товарооборота) все еще остается привлекательным для предприятия. Сведем в единую таблицу результаты многофакторного анализа прибыли от продаж 3-«Навигатор» (таблицу 11). Таблица 11 - Результаты многофакторного анализа прибыли от продаж, тыс. руб.
В вышеприведенной таблице есть «простые» факторы и «расчетные» факторы (в свою очередь, являющиеся результирующим показателем факторов нижней ступени); например, торговая наценка является «простым» фактором, а издержки обращения — «расчетным». Понятно, что, в конце концов, изменение интегрального результирующего показателя равно сумме отклонений «простых» факторов. Так как комплексный управленческий анализ является основой правленческого планирования, то существенным моментом являются благоприятные и неблагоприятные «точечные» воздействия факторов (непосредственно на интегральный результирующий показатель). Поэтому необходимо на основе таблицы 11 ранжировать «простые» факторы по их количественному (благоприятному и неблагоприятному) воздействию на интегральный показатель (прибыль от основной деятельности). Это сделано в таблице 12. Таблица 12 - Ранжирование факторов по степени их воздействия на интегральный результирующий показатель (прибыль от основной деятельности), тыс. руб.
Из таблицы 12 видно, какие аспекты управления предприятием оказали позитивное и отрицательное влияние на динамику конечных финансовых результатов. Так, очевидные управленческие «прорывы» наблюдались в сфере: • логистики и управления запасами; • закупок товара у поставщиков (достигнуто снижение удельной себестоимости закупок, вследствие чего увеличилась торговая наценка по реализуемому товару); • привлечения кредитных ресурсов (снижение средней процентной ставки); • финансовых взаимоотношений с покупателями (ускорение расчетов по реализованной продукции). При этом следует признать, что большинство неблагоприятных отклонений, увеличивающих расходы предприятия, носило объективный характер и было обусловлено значительным ростом товарооборота начиная с III квартала 2009 г. Особо следует отметить момент, связанна с замедлением сроков оборачиваемости денежных средств. Здесь, очевидно, приоритетным аспектом являлось не ускорение оборачиваемости, а создание денежного резерва и повышение финансовой устойчивости фирмы.
2. Финансовая политика торгового предприятия. Анализ «сильных» и «слабых» мест. Генеральной целью финансовой политики в торговой организации, как и на предприятиях промышленности, является поддержание оптимального уровня финансовой устойчивости организации и недопущение ситуации потери платежеспособности компании. В рамках этой обшей постановки вопроса выделяются три основные задачи финансовой политики: • поддержание репрезентативных показателей финансовой устойчивости на уровне нормативных значений; • недопущение ситуации вторичного финансового дефицита по бюджету движения денежных средств; • достижение положительного значения дифференциала финансового рычага (т.е. превышения отдачи на используемые активы над стоимостью (процентом) привлекаемых в хозяйственную деятельность заемных средств). Предположим, финансовые нормативы, разработанные компанией в качестве целевых показателей финансовой устойчивости, имеют следующее значение (таблица 13). Таблица 13 - Финансовые нормативы
(*) По данным за IV квартал 2009 г. (**) Исходя из целевого объема продаж 200 000 тыс. руб. в квартал. Таким образом, торговая компания по состоянию на начало 2010 г. имеет чрезмерный уровень финансового риска по текущим операциям. В условиях, когда предприятие находится в «зоне прибылей», достижение нормативных значений показателей финансовой устойчивости возможно на основе трех вариантов: • замещение краткосрочных обязательств за счет собственных источников финансирования в виде капитализируемой чистой прибыли при стабильной величине оборотных активов. • увеличение оборотных средств за счет чистой прибыли при стабильной величине краткосрочных обязательств; • смешанный вариант (прирост оборотных средств при некотором сокращении величины краткосрочных обязательств). По состоянию из III квартал 2009 г чистая прибыль компании составила 2 050 тыс. руб., аза IV квартал года равнялась 1 110 тыс. руб.. Возьмем за «базу» значение чистой прибыли, равное 1 500 тыс. руб. и рассмотрим два альтернативных варианта выхода на нормативные значения финансовых показателей: а) путем изменения структуры источников финансирования (накопленная чистая прибыль замещает краткосрочные заемные средства без изменения величины совокупных оборотных активов) и б) величина краткосрочных обязательств остается стабильной, а чистая прибыль направляется на прирост оборотных средств с целью повышения товарооборота. Первый вариант (замещение краткосрочных заемных средств собственными источниками Финансирования) позволяет задействовать такой резерв повышения чистой прибыли, как финансовый рычаг. Здесь при расчете экономической рентабельности активов «бухгалтерской» валовой прибыли (из формы № 2) соответствует доход от основной деятельности (из управленческого отчета о прибылях и убытках). Текущее (по состоянию на IV квартал) значение дифференциала финансового рычага равно [экономическая рентабельность активов минус средняя расчетная ставка процента = ((4 090 + 6 000)/227 655) - (6 000/125 000)] = 0, 044 - 0, 048 = -0, 004. Отрицательное значение дифференциала финансового рычага свидетельствует о чрезмерном финансовом риске, которому подвергается предприятие при осуществлении текущей хозяйственной деятельности. Если капитализируемая прибыль будет направляться на замещение краткосрочных коммерческих кредитов, то это снизит величину процента по кредитованию и увеличит размер валовой и чистой прибыли. Величина коммерческих кредитов, полученных компанией, на 1.01.2003 г. составляет 125 000 тыс. руб. (см. таблицу 94), а квартальная величина процентов по кредиту равна 6 000 тыс. руб. (см. таблицу 95), т.е. на каждый 1 рубль привлеченных кредитных ресурсов фирма в квартал выплачивает [6 000/125 000] = 0, 048 руб. процентов. Можно рассчитать динамику чистой прибыли компании при условии, что прибыль текущего квартала направляется на замещение краткосрочных коммерческих кредитов (таблиц 14). Рассмотрим альтернативный вариант, когда величина краткосрочных заемных источников финансирования остается стабильной (т.е. соблюдается принцип разумного консерватизма), а прирост накопленной прибыли направляется на увеличение оборотных средств с целью наращивания объема продаж. При данном варианте следует учитывать прогнозную повышательную динамику чистой прибыли вследствие роста товарооборота, т.е. эффект операционного рычага.
Таблица 14 - Прогноз динамики чистой прибыли при замещении коммерческих кредитов собственными источниками финансирования
Значение выручки от продаж за IV квартал 2009 г. равно 184 600 тыс. руб. Средняя величина «рабочего» (оборотного) капитала за этот же период составляет [(228 270 + 224 910)/2] = 226 590 тыс. руб. Следовательно, величина квартального объема продаж в расчете на 1 рубль оборотных активов равна [ 184 600/226 590] = 0, 815. Таким образом, каждый 1 дополнительный рубль вложения чистой прибыли в оборотные активы обеспечивает 0, 815 руб. квартального прироста товарооборота; Прямая экономическая рентабельность по основной деятельности — «доход от основной деятельности + проценты за кредит)/объем продаж) — по данным IV квартала 2009 г. составляет [(4 090 + 6 000)/184 600] = 0, 055. Следовательно, каждый 1 рубль дополнительного и иного инвестирования в оборотные активы обеспечивает в квартал [0, 815 х 0, 055] = 0, 044 руб. валовой прибыли, или (с учетом эффективной ставки налогообложения) [0, 044 х 0, 65 ] = 0, 03 руб. чистой прибыли. Расчет дин.-» 1 чистой прибыли при данном варианте представлен в таблице 15. Таблица 15 - Прогноз динамики чистой прибыли при варианте вложения накопленной прибыли в прирост оборотного капитала
финансового рычага [0, 044 — 0, 048] = —0, 004. Составим прогноз сроков выхода на нормативные значения показателей финансовой устойчивости при варианте 1 использования чисто прибыли (замещение краткосрочных коммерческих кредитов). Значение коэффициента текущей ликвидности равно [оборотные активы/краткосрочные обязательства = 224 910/218 800] — 1, 028. Нормативное значение показателя (=1, 2) предполагае ет, что при стабильной величине оборотных активов краткосрочные обязательства должны снизиться до [224 910/1, 2 ] = 187 425 тыс. руб., т.е. на 31 375 тыс. руб. С учетом экстраполяции чисто прибыли (таблица 117) это предполагает срок выхода на нормативное значение коэффициент в течение примерно пятнадцати кварталов (консервативная оценка). Достижение финансовых нормативов сопряжено не только с уменьшением краткосрочны обязательств, но и с изменением структуры оборотного капитала. В частности: • текущие денежные остатки должны возрасти на 4 856 тыс. руб.; • дебиторская задолженность должна увеличиться на 9 569 тыс. руб.; • текущие товарные запасы должны быть уменьшены на [4 856 + 9 569] = 14 425 тыс. руб. Таким образом, собственных источников накопления (капитализации чистой прибыли) не достаточно для быстрого выхода на нормативные значения показателей финансовой устойчивости, по-видимому, это связано с тем, что при формировании уставного капитала предприятия не была в полной мере учтена необходимость создания достаточного финансового резерв, за счет собственных оборотных средств. Заметим, что весь длительный отрезок времени, необходимый для достижения уровня финансовых нормативов, компания будет вынуждена работать с повышенной степенью финансового риска. Из сказанного вытекает целесообразность проведения дополнительной эмиссии акций для скорейшего выхода на нормативны; уровень показателей финансовой устойчивости. Основным практическим инструментом изменение величины и структуры оборотных активов и величины краткосрочных обязательств служит финансовый план предприятия (бюджет движения денежных средств), так как деньги опосредуют большинство хозяйственных операций фирмы. Отчет о движении денежных средств за IV квартал 2009 г. приведен в таблице 16. Бюджет движения денежных средств компании на IV квартал 2009 г., как следует из таблицы 16, является сбалансированным (бездефицитным). Подавляющая часть денежных поступлений приходится на основную деятельность (продажи товара М). В денежных расходах около 86, 451 занимают закупки товара у поставщиков, еще 6, 9% приходится на налоговые платежи и примерно 3, 3% — на регулярную выплату процентов по кредитам. Все остальные статьи денежных расходов (это издержки обращения за вычетом процентов по кредитам, общехозяйственные расходы и инвестиции, а также расходование денежных средств), а совокупности составляют менее 3, 4% общего расходования денежных средств. Таблица 16 - Отчет о движении денежных средств за IV кв. 2009 г.
Проведение дополнительной эмиссии акций в I квартале 2010г. на сумму, равную расчетной величине снижения краткосрочных коммерческих кредитов (на 31 375 тыс. руб.), следующим образом скажется на изменении отчета о движении денежных средств, (таблица 17). Таблица 17 - Прогнозный бюджет движения денежных средств на I кв. 2010 г. (с учетом дополнительной эмиссии акций)
Итак, анализ финансовой политики исследуемого предприятия в 2009 г. показал, что: 1. Динамика показателей финансовой устойчивости в целом была положительной за весь рассматриваемый период. Это было связано с тем, что предприятие находилось в «зоне прибылей» и направляло капитализируемую чистую прибыль на замещение краткосрочных заемных источников финансирования. 2. При этом значения показателей финансовой устойчивости на 1.01.2010 г. еще далеко нормативных. Собственных источников накопления у фирмы недостаточно для того, что в сжатые сроки добиться выхода показателей ликвидности на уровень финансовых нормативов. 3. Кардинальным способом повышения финансовой устойчивости компании является проведение дополнительной эмиссии акций на сумму порядка 31 млн. руб. Вырученные от эмиссии средства необходимо пустить на погашение части краткосрочных коммерческих кредитов, лученных фирмой. Это позволит единовременно вывести показатели финансовой устойчивости на нормативный уровень и, дополнительно, снизить квартальную величину выплачиваемых процентов по кредитам. 4. Еще одной проблемой финансового состояния предприятия является отрицательный уровень дифференциала финансового рычага (превышение «стоимости» заемных процентонесущих средств над уровнем отдачи на совокупные активы). Заметим, что дифференциал финансов» рычага хотя и является отрицательным, но по модулю его значение близко к 0. Следователь необходимо изыскать внутренние резервы повышения отдачи на совокупные активы (например, в сфере сокращения издержек обращения) для выведения показателя финансового рычага на плюсовую отметку. В условиях стабильной ситуации на рынке капитала (процента по привлеченным заемным средствам) решение проблемы финансового рычага находится в сфере финансовой, а коммерческой политики. Анализ «сильных» и «слабых» мест (SWОТ-анализ) Результаты анализа коммерческой и финансовой политики компании в 2009 г. обобщаются таблице «сильных» и «слабых» мест (таблица 18). Таблица 18 - «Сильные» и «слабые» места управленческой политики (SWОТ-анализ)
Как следует из вышеприведенной таблицы, основным фактором улучшения эффективности деятельности предприятия в 2009 г. является ускорение оборачиваемости активов, а основные резервы улучшения находятся в сфере сокращения затрат (главным образом издержек обращения). Проблемы финансовой политики, как представляется, берут свое начало в период образования предприятия, когда не был сформирован достаточный резерв собственных оборотных средств и оборот капитала целиком финансировался за счет краткосрочных заемных источников финансирования.
|