Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Функции адаптивной физической культуры






Педагогические функции АФК

По определению Л.П. Матвеева, «функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества». Реализуются функции в процессе физкультурной деятельности. Функции АФК вытекают из сущности адаптивной физической культуры, а также отображают ее структуру.

В АФК выделены группы функций: педагогические, свойственные только ей, реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями и социальные, как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (табл.1).

Таблица 1

Функции адаптивной физической культуры
     
Педагогические функции   Социальные функции
         
Коррекционно-компенсаторная   Лечебно-восстановительная   Гуманистическая
         
Профилактическая   Профессионально-подготовительная   Социализирующая
         
Образовательная   Творческая   Интегративная
         
Развивающая   Рекреативно-оздоровительная   Коммуникативная
         
Воспитательная   Гедонистическая   Зрелищная и эстетическая
         
Ценностно-ориентационная   Спортивная и соревновательная    

Коррекционно-компенсаторная функция АФК является ведущей для всех ее видов. Основанием для коррекции служат отклонения в физической и психической сфере, в состоянии здоровья. Как правило, кор­рекция двигательных нарушений в процессе многократного повторения упражнений оказывает и развивающее воздействие, а развивающая фун­кция всегда носит индивидуальный характер, потому ее с полным пра­вом можно назвать коррекционно-развивающей.

Профилактическая функция. В широком смысле, профилактика в здра­воохранении рассматривается, как общегосударственная задача предуп­реждения заболеваний, требующая координации информационной, просветительской работы среди населения, создания технологий широкомасштабных мер оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья и т. п. Для всех инвалидов без исключения, в целях борьбы с негативными последствиями гиподинамии, профилактическая функция заключается в очевидной целесообразности всех доступных видов двигательной ак­тивности, а также, гигиенических и природных факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную жизнь.

Образовательная функция в широком смысле представляет часть образовательной деятельности человека, связанную с удовлетворением потребности в специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в области физической культуры. Это непрерывный процесс физического образова­ния личности в течение всей жизни — в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования (В.М. Выдрин, 2001). В узком смысле образовательная функция представляет формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека уровне.

Развивающая функция. Физическое развитие человека как естествен­ный процесс изменения морфофункциональных свойств организма происходит независимо от воли человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного развития. Период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования жизненно важных двигательных функций. Этот период включает инвалидов детства, детей дошкольного и школьного возраста, обучающихся в спе­циальных (коррекционных) школах, детей, находящихся длительное время в лечебных стационарах.

Воспитательная функция. К воспитательным функциям можно отнести лишь те, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями. Цель воспитания - всестороннее гармоническое развитие личнос­ти, раскрытие ее потенциальных возможностей при суженных сенсорных, моторных, интеллектуальных функциях, дисгармоническом развитии и дезадаптации.

Ценностно-ориентационная функция. Ценности АФК связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, саморе­ализацией физических и духовных сил человека. Именно в этом единстве деятельности реализуется культурно-духовные потребности, формируются умения и навыки, способности, самовоспитание, коммуникативные от­ношения, самоопределение в обществе. Устойчивое приобщение к ценностям адаптивной физической культуры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования здорового образа жизни.

Лечебно-восстановительная функция. Эта функция является главной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель - восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний и др., предотвращение или уменьшение инвалидизации.

Профессионально-подготовительная функция. Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании учебного заведения перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости. Формирование профессиональной ориентации у детей с дефектами развития начинается с раннего возраста в семье, дошкольном учреждении. В условиях учебных заведений подготовка к будущей профессии осуществляется мастерами производственного обучения при участии врачей, педагогов, психологов, родителей.

Творческая функция заключается в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физкультурной деятельности. Например, физическая рекреация — наиболее массовая и демократичная форма активного отдыха инвалидов — часто строится на принципах самоорганизации. Эта деятельность требует специальных знаний, выдумки, инициативы, творчества в организации и использовании физи­ческих упражнений, модернизации оборудования, мест занятий, освоении территорий и т.д.

Рекреативно-оздоровительная функция реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил. Наиболее типичные формы - занятия в условиях быта, семьи, учебной и трудовой деятельности, а также в сфере досуга и отдыха.

Гедонистическая функция (от греч. hedone - наслаждение, удовольствие; направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения) проявляется в тех видах двигательной деятельности, которые доставляют радость, восторг, ощущение счастья. Люди с различными нарушениями и ограничениями в движении острее переживают даже малейшие успехи в своих двигательных способностях. Задача специалиста АФК состоит в том, чтобы создать атмосферу психологического комфорта, доверия, доброжелательности.

Спортивная и соревновательная функция. Адаптивный спорт, активно развивающийся в настоящее время во всем мире, включает в себя три основные разновидности: паралимпийское, специальное олимпийское и сурдлимпийское движения. Многолетний опыт в области спорта инвалидов свидетельствует о том, что для данного контингента тренировочный процесс и участие в соревнованиях является действенными способами физической, психической, социальной адапта­ции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал