Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники ГПП как внешняя форма выражения права - это нормативные акты различного уровня, содержащие нормы ГПП.
^ Характерные черты источников ГПП (Ярков): 1) преобладание среди источников ГПП законов (усиление роли суда приводит к тому, что его деятельность регулируется в основном на уровне законов, а не подзаконных актов); 2) расширение круга законодательных актов, содержащих нормы ГПП. Виды источников ГПП:
1. Конституция РФ; 2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры; 3. ФКЗ; 4. ФЗ.
Данное положение Конституции РФ отражено в ст. 1 ГПК, содержащей указание на то, что порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется ФКЗ и ФЗ. ^ Судебный прецедент - вступившее в законную силу решение суда по конкретному спору; является разновидностью судебной практики, актом толкования; не является источником ГПП. В силу свойственной праву системности его источники образуют взаимосвязанную совокупность, именуемую системой законодательства. Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией, ФКЗ " О судебной системе РФ", ГПК и принимаемыми в соответствии с ними другими ФЗ, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также ФЗ " О мировых судьях в РФ" (ч. 1 ст. 1 ГПК). В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 1 ГПК). Конституция РФ. Конституция, будучи основным законом РФ, определяет основополагающие начала существования и развития многих отраслей права, в т.ч. и ГПП: 1) определяет судебную систему РФ, уполномочивая суды осуществлять правосудие; 2) закрепляет межотраслевые принципы, относящиеся к судопроизводству и судоустройству, например: осуществление правосудия в РФ только судом; независимость судей и подчинение их только закону; открытое разбирательство дел во всех судах; принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом, принципы гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон и др. Конституцией предусмотрены гарантии судебной защиты, в частности, право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) гос. органов, ОМС, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции). Это же положение Конституции непосредственно относится и к такому виду гражданского судопроизводства, как производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). В этих международных документах содержится целый ряд положений, которые являются для российского процессуального права новшеством: 1) в соответствии с ст. 21 ^ Гаагской конвенции 1965 г. допустимо вручение любым находящимся в России лицам (в т.ч. и российским гражданам) судебных документов через дипломатические представительства и консульские учреждения государств - участников Конвенции. До присоединения к указанной Конвенции согласно действующим договорам, в которых участвует Россия, вручение документов через дипломатические представительства и консульские учреждения допускалось только применительно к собственным гражданам соответствующих иностранных государств. 2) согласно ст. 11 ^ Гаагской конвенции 1970 г. при исполнении поручения лицо, которого оно касается, может отказаться от дачи показаний в той мере, в какой оно имеет привилегии или служебный долг отказаться от дачи показаний согласно законодательству запрашиваемого или запрашивающего государства. В отечественном гражданском процессе лицо может отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ, ст. 69 ГПК РФ. За отказ от дачи показаний в России предусмотрена уголовная ответственность. В связи с этим запрашивающий орган в своем обращении к российскому суду должен оговорить возможность отказа от дачи показаний. ^ Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривает оказание правовой помощи путем выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны, в частности, опроса сторон, допроса свидетелей, экспертов, проведения экспертизы, составления, пересылки документов и т.п. В Конвенции регулируются также вопросы подсудности. Если в деле участвует несколько ответчиков, имеющих местожительство на территории разных государств, спор рассматривается по местожительству (местонахождению) любого ответчика по выбору истца. Конвенцией затрагиваются и другие процессуальные вопросы. Иски к юридическим лицам предъявляются в суды договаривающейся стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал. Значительное число двусторонних международных договоров было заключено с СССР, но в них участвует и Россия как государство-правопреемник: КНДР; Румыния; Албания; Венгрия; Монголия; Югославия; Ирак; Болгария; Финляндия; Германия; Греция; Вьетнам; Алжир; Тунис; Куба; Италия; Кипр. Договоры и соглашения заключены РФ с: Азербайджаном; Литва; Молдова; Эстония; Латвия; Кыргызстан; Индия; Иран; Польша; Аргентина; Египет. Общепризнанные принципы международного права – основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (Пленум № 5). К таким принципам, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Общепризнанные нормы международного права – правила поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Согласно ^ ФЗ «О международных договорах РФ» РФ, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств. В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» № 5 международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием гос. и негос. организаций, в т.ч. с участием субъектов национального права. Международный договор РФ – международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (государствами) или с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение) – ст. 2 ФЗ «О международных договорах». Международные договоры могут заключаться от имени РФ (межгосудартсвенные договоры), от имени правительства РФ (межправительственные), от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные). В силу ч. 3 ст. 5 ФЗ " О международных договорах" положения официально опубликованных договоров РФ, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ применяются соответствующие правовые акты. Международный договор подлежит применению, если РФ в лице компетентных органов гос. власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий (путем подписания договора, обмен документации, ратификация договора, утверждение договора, принятие договора, присоединение к договору, иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для РФ. Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе РФ, применяются (пленум № 5):
1. при рассмотрении гражданских дел, если международным договором установлены иные правила, чем законом РФ; 2. при рассмотрении гражданских и уголовных дел, если международным договором установлены иные правила судопроизводства, чем ГПК и УПК; 3. при рассмотрении гражданских и уголовных дел, если международным договором регулируются отношения, в т.ч. с иностранными лицами, ставшие предметом судебного рассмотрения (при рассмотрении дел, перечисленных в ст. 402 ГПК; ходатайств об исполнении решений иностранных судов и др); 4. при рассмотрении дел об административных правонарушениях, если международным договором установлены иные правила, чем КоАП.
В договорах существуют некоторые особенности совершения процессуальных действий в отношениях с различными государствами. Например, российские суды направляют судебные поручения в компетентные органы Австрии, Алжира, Бельгии, ФРГ, Франции и некоторых других государств не позднее чем за 6 месяцев до дня рассмотрения дела, а Албании, Болгарии, Испании, Кореи и других - не позднее чем за 4 месяца. ^ Федеральные конституционные законы. В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ федеральным конституционным законом, определяющим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, является ФКЗ " О судебной системе Российской Федерации". Согласно ст. 4 этого ФКЗ к судам, составляющим систему федеральных судов общей юрисдикции, относятся Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ (верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов), районные суды, военные суды (ФКЗ о военных судах). Кроме того, в систему судов общей юрисдикции входят мировые судья, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Отдельные процессуальные нормы содержатся и в других ФКЗ (например, ФКЗ «о военном положении» определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений в стране). ^ Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 118 Конституции РФ и ст. 4 ФКЗ " О судебной системе РФ" входит в судебную систему РФ. Основная функция Конституционного Суда РФ - конституционный контроль за соответствием нормативных актов Конституции РФ путем проверки в порядке судопроизводства. Нормативные акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, несоответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению; решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению. Решения Конституционного Суда обязательны на территории РФ для всех судебных органов. Постановления Конституционного суда не создают новых норм права, однако в компетенцию данного судебного органа входит " изъятие" того или иного нормативного акта или отдельных его положений, в том числе и процессуального, из области правоприменения. В случае если акт признан не соответствующим Конституции, гос. орган или должностное лицо, принявшие этот акт, рассматривают вопрос о принятии нового акта, в котором должно содержаться и положение об отмене нормы, не соответствующей Конституции. Вместе с тем неконституционное нормативное предписание прекращает действие именно с момента принятия решения об этом Конституционным Судом РФ, а не с момента его отмены компетентным государственным органом или должностным лицом. Перечисленные обстоятельства дают достаточные основания признать за постановлениями Конституционного Суда РФ особый правовой статус и рассматривать их в качестве источников ГПП. ^ Гражданский процессуальный кодекс РФ. Центральным актом гражданского процессуального законодательства является ГПК РФ, принятый 14 ноября 2002 г. и вступивший в законную силу с 1 февраля 2003 г. ГПК 2002 г. ориентирован на совершенствование порядка рассмотрения и разрешения дел в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав граждан; содержит новые нормативные положения и модернизированные ранее существовавшие нормы. Изменилась структура ГПК 2002 г. в отличие от действующего в 1964 г. Новый ГПК 2002 г. включает в себя 7 разделов, 4 подраздела, 47 глав и 446 статей. ГПК подразделяется на общую и особенную части. В общую часть ГПК (раздел I) включены нормы, относящиеся ко всем видам и стадиям гражданского процесса. Это следующие главы: " Основные положения", " Состав суда. Отводы", " Подведомственность и подсудность", " Лица, участвующие в деле", " Представительство в суде", " Доказательства и доказывание", " Судебные расходы", " Судебные штрафы", " Процессуальные сроки", " Судебные извещения и вызовы". Особенная часть состоит из 5 разделов: " Производство в суде 1 инстанции", " Производство в суде 2 инстанции", " Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений", " Производство по делам с участием иностранных лиц", " Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов", " Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов". Раздел " Производство в суде 1 инстанции" состоит из 4 подразделов применительно к 3 видам гражданского судопроизводства и приказному производству. Раздел " Производство в суде 2 инстанции", объединяет 2 вида пересмотра судебных актов, не вступивших в законную силу: кассационный и апелляционный порядки. Раздел " Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений" охватывает производство в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. В ГПК 2002 г. существенно изменились положения, касающиеся состава суда. Исключен институт народных заседателей. Дела в судах 1 инстанции рассматриваются единолично, а в случаях, предусмотренных ФЗ, - коллегиально в составе 3 профессиональных судей. В целях устранения " смешения" подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам четко определена подведомственность дел судам общей юрисдикции (гл. 3 ГПК). При этом сохранено положение, в соответствии с которым, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Кроме того, изменена роль прокуратуры в гражданском процессе. По ГПК 1964 г. прокурор имел широкие полномочия по обращению в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также мог вступить в любое дело на любой стадии процесса, если того требовала охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан. В ГПК РФ 2002 г. полномочия прокурора ограничены правом предъявлять иски только в защиту интересов государства либо неопределенного круга лиц, а также гражданина, но только в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд. При этом законодатель исходил из того, что прокурор не осуществляет надзор за судом, а каждый гражданин и юридическое лицо в соответствии с законодательством вправе самостоятельно решать вопрос об осуществлении своих прав. Прокурор имеет право вступать в процесс и давать заключение по делу только в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами. Глава 14 ГПК 2002 г., регламентирующая стадию подготовки дела к судебному разбирательству, содержит новое положение о проведении предварительного судебного заседания (ст. 152). Цель предварительного заседания - закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела, определение обстоятельств, имеющих значение для дела, определение полноты доказательств и т.д. Приказное производство выделено в самостоятельный вид судопроизводства (гл. 11). Значительно расширен перечень дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке особого производства. В ГПК РФ 2002 г. внесен новый раздел о производстве по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (разд. 6), а также содержится ряд других нововведений. ^ Иные федеральные законы. К другим ФЗ, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, относятся, например, ФЗ " О статусе судей в РФ", содержащий нормы о порядке назначения и гарантиях независимости судей; ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", содержащие процессуальные нормы, определяющие особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений; Закон РФ " О прокуратуре РФ", определяющий полномочия прокурора по участию в рассмотрении и пересмотре гражданских дел. Существует еще много законов материально-правового характера, содержащих процессуальные нормы, касающиеся прежде всего вопросов подведомственности дел судам общей юрисдикции, распределения обязанностей по доказыванию, допустимости доказательств и т.д.: ГК, Семейный кодекс, Жилищный кодекс, Земельный кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Закон " О защите прав потребителей", Закон " Об охране окружающей природной среды" и др. Однако положения всех ФЗ применимы к гражданскому судопроизводству только в части, не противоречащей ГПК. ^ Законодательство о порядке гражданского судопроизводства у мирового судьи. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, ФКЗ " О судебной системе РФ", иными ФКЗ, ГПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими ФЗ, а также ФЗ " О мировых судьях в РФ". Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. ФЗ " О мировых судьях" определяет требования, предъявляемые к мировому судье, порядок назначения (избрания) на должность, срок полномочий и компетенцию мирового судьи, прекращение и приостановление его полномочий и др. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями по гражданским делам устанавливается только ФЗ. К их числу в первую очередь относится ГПК РФ, а также другие ФЗ, содержащие процессуальные нормы, применяемые при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции.
|