![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 6. Вербальная и невербальная коммуникация
Сущность, структура, функции. Понятия «язык» и «речь». Дискурс и виды дискурсов. Проксемика как составной элемент невербальной коммуникации. Кинесика – «словарь» языка тела. Различия в невербальном поведении представителей различных стран. Невербальные приемы общения в средствах массовой информации. Вербальная коммуникация представляет собойсловесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь – это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.). Отличия речи от языка состоят в следующем. Во- первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве. Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее консервативна, более динамична, подвижна. В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена. Рассмотрим особенности основной модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации. Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, а также технические средства распространения информации. Код в случае речевого общения – это сама речь. При этом, кодирование определяется как перевод информации в языковые единицы, а декодирование – как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной коммуникации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего. Однако, код можно рассматривать и как средство зашифровки сообщения. Таким образом, мы кратко охарактеризовали основные особенности передачи вербальной информации. Однако, в реальном общении целью акта вербальной коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторое воздействие на собеседника. По этой причине выделяют три основных типа результатов коммуникации: 1. Изменения в знаниях получателя; 2. Изменение установок получателя, т.е. изменение относительно устойчивых представлений индивида; 3. Изменение проведения получателя сообщении. В теории коммуникации для обозначения различных актов речевого общения принято выделять виды речи по разным основаниям, подчеркивая тем самым разные стороны речевой деятельности различают внешнюю речь и внутреннюю (чтение про себя, припоминание). Внешняя речь, громко произносимая и воспринимаемая на слух, получила название устной речи. Ей противопоставляется письменная речь – способ речевого общения, в котором словесное высказывание кодируется с помощью графических символов. Внешнюю речь (устную и письменную) делят, в свою очередь, на продуктивную и пассивную. Продуктивная речь – это говорение, представление собственных размышлений. Рецептивная речь – это слушание, чтение, восприятие чужих мыслей. Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Устноречевая коммуникация предполагает такие формы, как монолог, диалог и полилог. Монолог как форма коммуникативного поведения используется человеком в двуединой роли говорящего-слушающего и может преследовать несколько целей: информировать слушателей (информационная речь — отчет, выступление на митинге, доклад), пробудить определенные чувства и эмоции (убеждающая речь — реклама, торжественная речь, поздравительная, поминальная и др.), побудить их к определенным действиям (речь протеста, политическая речь). Монологическая речь всегда публична, чаще всего она произносится при большом скоплении людей — на собраниях, конференциях, съездах и т. п. Монолог — это не просто речь при слушателях, а прежде всего для слушателей. Говорящий предъявляет как текст, так и самого себя аудитории, следит за реакцией слушающих и вносит коррективы на ходу выступления с учетом меняющейся ситуации. При этом положение слушателей по-своему сложное, поскольку по этикету они на протяжении всего выступления должны молчать и не вмешиваться в речь говорящего. Кроме того, аудитория заинтересована, чтобы её присутствие не было напрасной тратой времени, а пошло ей на пользу. Слушатели выражают безмолвно лингвистически, но не безропотно психологически с помощью невербальных или паралингвистических средств отношение к тому, что говорит выступающий. Благодарный или скучающий взгляд, понурые головы или поддакивающие кивки, свист и хохот, гробовая тишина, откровенная зевота, гуд недовольства, гром рукоплесканий, демонстративный уход из зала - это сигналы обратной связи, контрдействия аудитории. Диалогкак форма речевой коммуникации представляет процесс взаимного общения, когда смена реплик отражает постоянную смену инициативы, ролей: говорящий становится слушающим, а слушающий — говорящим. Другими словами, коммуникативные роли «Я» и «Ты» взаимообратимы, но отправным пунктом служит говорящий как фактический зачинатель разговора. Основные разновидности диалогической коммуникации: бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры, спор. В диалоге большое значение имеет интонация, а также сопровождающие речь мимика и телодвижения говорящего. Последние создают экстралингвистический контекст. К примеру, диалог врача с пациентом может иметь три варианта диалога: 1) врач задает вопросы и получает ответы по существу дела; 2) врач задает вопросы и получает неопределенные ответы; 3) врач задает вопросы и получает ответы, не относящиеся к делу. Наиболее типичен второй вариант диалога, особенно если пациент недостаточно образован либо испытывает боль и смущение. С третьим типом диалога медики сталкиваются, когда пациенты болезненно мнительны или стремятся подчеркнуть свою начитанность в области медицины. Полилог предполагает наличие нескольких активных участников речевой коммуникации. Виды устноречевой коммуникации — говорение и слушание. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29, 5% времени на слушание, 21, 5% — на говорение, 10% — на письмо. В ситуациях делового общения администратор тратит 45% на слушание, 30% — на говорение, 16% — на чтение. Говорение — процесс формирования и формулирования мысли, по Н. И. Жинкину, в момент произнесения высказывания. Главным инструментом говорения является голос (высота, сила, тембр звуков). Участники коммуникации должны уметь выбирать уместно интенсивность, темп и четкость произношения в зависимости от того, где, с кем и для чего говорят. Главным оценочным критерием произношения является правильность / неправильность. При этом эталонным для каждого языка принято считать произношение коренных жителей того района, который исторически является столицей экономической, политической и культурной жизни нации. Отступление от заданного образца считается неприличным и осуждается общественностью (И. Ю. Абелева). Высшим уровнем говорения является спонтанная, динамичная речь. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, дополняя их своими рассуждениями. Слушание представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. В процессе слушания необходимо различать два аспекта: а) слух как физиологическую характеристику и б) слушание как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию. Не случайно в языках существует два глагола — слушать /слышать, англ. hear /listen, франц. ecouter/'entendre. Умение слушать — одно из основных умений в речевой коммуникации; оно является одним из критериев коммуникабельности человека.Большинству людей свойственны следующие недостатки при традиционном слушании: 1) бездумное восприятие (например, слушание радио при других занятиях); 2) наблюдение за собеседником, вместо того чтобы внимательно слушать и выделять полезную информацию; 3) внимание не к словам говорящего, а к своим мыслям, нередко ошибочно предвосхищая содержание информации. Барьеры коммуникации связаны чаще всего с неправильным слушанием партнера. Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия: 1. объективные факторы (шумы и помехи, акустические характеристики помещения, микроклимат в помещении — температура, влажность и др.); 2. субъективные факторы (возраст и пол слушателя, темперамент, интеллектуальные способности); основные (слуховая способность, способность к прогнозированию и др.); 3. дополнительные (способность к запоминанию, к концентрации внимания); 4. вспомогательные (уровень общей культуры, словарный запас). Современный человек - двоякоговорящий: устно и письменно. Тот факт, что в мире есть много людей, не умеющих писать, не свидетельствует об их генетической невосприимчивости к письму. В письменно-речевой коммуникации внимание акцентируется на ролях пишущего и читающего: на выходе коммуникативной системы человека — это собственно письмо, а на входе — чтение. Это продуктивный вид речевой деятельности, который отличается большей подготовленностью, независимостью от времени и условий протекания общения. В противоположность устному общению, где налицо непосредственный контакт коммуникантов здесь и сейчас, на виду друг у друга, где многое очевидно из коммуникативной ситуации, письменное общение — дистанционное. Его участники физически недосягаемы, разрыв в общении связан с длительными промежутками времени и значительными расстояниями, оно не рассчитано на незамедлительную ответную реакцию. Письмо (написание) представляет собой процесс создания текста с последующей его графической фиксацией. В письме выделяются техника и содержание, оформление которого связано с овладением правописанием — орфографией и пунктуацией, разновидностями письменной речи (жанры). Письменный текст обладает рядом содержательных и формальных качеств: языковой материал соответствует нормам употребления; текст содержит речевые клише, обороты, типичные для той или иной формы письменной коммуникации; изложение информации характеризуется точностью и доступностью для адресата (читателя). Чтение — это рецептивный вид речевой коммуникации, который опирается на зрительное восприятие речевого сообщения, а не на слуховое. Результатом этого процесса является понимание информации, закодированной с помощью графических символов (букв, иероглифов и т. п.). Чтение является важнейшим средством получения нужной информации. Режим чтения зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. В этой связи выделяют следующие способы, или виды, чтения: · ознакомительное, оценочное чтение, результатом которого является получение общего представления о содержании текстов (например, беглый просмотр прессы); · просмотровое, или поисковое, чтение используется для предварительного ознакомления с книгой (например, по оглавлению, по предисловию, по аннотации и т. п.); · чтение с общим охватом содержания, когда информация оценивается по принципу «новое-известное», «важно-неважно » (чтение художественной или специальной литературы); · изучающее чтение, при котором читающий максимально точно и полно извлекает информацию, когда важна установка на длительное запоминание. Обычно под речью подразумевается ее устная и письменная разновидности. Однако звуковой и графической реализацией языка не исчерпываются все возможные проявления речи, на которые способен человек. Так, глухорожденные люди используют пальцевую дактилологическую речь, слепорожденные люди воспринимают письменную речь тактильно с помощью пробитого в бумаге рельефно-точечного шрифта Брайля, а пишут с помощью специально оборудованных приборов, выдавливая текст грифелем. Невербальная (неречевая) коммуникациястроится на невербальных аспектах человеческого поведения в ситуации, коммуникативного взаимодействия. Невербальное поведение человека является, как и вербальное, осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. При этом важнапроблема соотношения невербальных языковых кодов с естественным языком. Словесное описание невербальных знаков осуществляется с помощью соматизмов (греч. soma — тело организма) и соматических речений, например, всплескивать руками, хмурить брови, топнуть ногой и др. Наука, предметом которой является невербальная коммуникация и невербальное поведение, а также взаимодействие людей, определяется Г. Е. Крейдлиньш как невербальная семиотика. Основные каноны невербальной коммуникации — акустический, оптический, тактильно-кинестезический, ольфакторный. Невербальная коммуникация опирается на пять основных наук. 1) Паралингвистика — наука о звуковых кодах невербальной коммуникации. Паралингвисжические компоненты — интенсивность, ритм, темп и высота звука. Экстралингвистические компоненты представляют собой индивидуальные особенности произношения — речевые паузы, смех, вздохи, плач, покашливание и т. п. По Г. Е. Крейдлину, параметры звучания могут быть обусловлены разными причинами: · биологическими (ср.: детский, старческий, женский, мужской голос); · психологическими (например, под влиянием эмоций голос дрожит, рвется); · физиологическими (например, ломка голоса у юношей, сиплость, хрипота); · социальными (например, размеренная и спокойная речь священника); · национально-этническими и культурными (например, несвойственные структуре русского и английского языков назализованные гласные встречаются только в параязыке — в сюсюкающей или ироничной речи, в речевой коммуникации воров и бандитов); · жанровО'Стилистическими (например, тональность саркастической или иронической речи, подтрунивания); · прагматическими (например, скорость речи, ее тональность при сознательном обмане). 2) Кинесика — наука о жестах, жестовых движениях и мимике. Между жестозым и естественным языком наблюдается определенное сходство. Наблюдается параллельное взаимодействие языка тела и языка слов в коммуникативном акте: в определенных условиях смысл может выражаться только жестами (например, приказу «Молчи!» соответствует русский жест «прижать палец к губам»). Жесты играют в человеческом общении разнообразную роль: · они могут повторять речевую информацию, например, жест «показывать пальцем» часто, а иногда обязательно сопровождает дейктические местоимения и наречия «это, вот, туда, сюда» и др.; · жесты могут противоречить речевому высказыванию, вводя тем самым адресата в заблуждение, например, улыбка может сопровождать недружелюбное высказывание; · жесты могут замещать речевое высказывание, например, жест «кивок» используется как эквивалент положительного ответа на вопрос (в России, но не в Болгарии); · жесты могут дополнять речь в смысловом отношении, например, слова угрозы «Смотри у меня!» часто дополняются жестом «погрозить пальцем / кулаком». С точки зрения обращенности жеста на себя или другого различают: индивидуальные жесты (бить себя в грудь); индивидуально-взаимные жесты (целовать руку даме); взаимные жесты (пожать друг другу руки). Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие семиотические классы: · жест-регулятор, выражающий отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (утвердительный кивок); · жест-эмблема представляет собой невербальный аналог слова (приложить палец к губам = Тише!); · жест-иллюстратор представляет образную картину сообщения (движение руками, изображающее человека — «Вот такого роста»); · жест-адаптор демонстрирует форму коммуникативного поведения, отражающую способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям (дать пощечину, отправить воздушный поцелуй, обхватывать голову руками); · жест-аффектор выражает определенные эмоции через движения тела (удивление, радость, отвращение); · жест оценки получаемой информации (почесывание подбородка при раздумывании). Кинесика носит ярко выраженный национальный характер. Так, английский психолог Майкл Арчил при изучении жестов в разных странах выявил, что в среднем при одночасовом разговоре финн делает только один жест рукой, итальянец за это же время использует жестикуляцию 80 раз, француз — 120, а мексиканец — 180. 3) Окулесика — наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения. На контакт глаз влияют такие факторы, как пол, возраст, личные особенности, степень знакомства, ситуация общения, национальная культура. В качестве критериев анализа контакта глаз при взаимодействии рассматриваются: · пространственные характеристики — прямой взгляд (открытая контактоустанавливающая позиция), взгляд исподлобья, жесткий взгляд (агрессивность, иногда недоверие); · степень интенсивности как свидетельство выраженности интереса к партнеру (пристальный взгляд); · временные параметры смотрения друг на друга (уставиться, отвести взгляд). 4) Такесика, или гаптика, — наука о языке касаний и тактильной коммуникации. Трогающими являются целые возрастные группы (например, маленькие дети), социальные группы (врачи, косметологи, портные, массажисты, банщики) и даже народы. В ряде культур (итальянская, арабская, турецкая, латиноамериканская) доминирует тактильная практика В русской культуре касания — это всегда вторжение в личную сферу другого, поэтому они должны быть ненавязчивыми. Выделяют важнейшие функции касания в акте коммуникации: · выражение участия, заботы или дружбы по отношению к адресату жеста; · выражение интимного отношения к адресату; · установление контакта или привлечение внимания; · отражение доминантного положения говорящего на социальной лестнице. В речи среди тактильных глаголов (глаголов осязания) употребляют такие, как гладить рукой, ощупывать, обнимать, дать подзатыльник, потрепать по щеке и др. 5) Проксемика — наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях. Исследуется пространственное положение коммуникантов, их размещение относительно друг друга, при этом учитывается национальная специфика зон общения. Американский специалист по проксемике Э. Холл выделил следующие зоны в коммуникации: интимную, персональную (личную), социальную (общественную), публичную (открытую), формальную. Таблица 2 – Сводная таблица дистанций общения, типичных для России (Источник: Л.Г.Викулова. Основы теории коммуникации: практикум. – М., 2008. – С.106)
Для контактного диалога важны первые три зоны. Социальное пространство влияет на коммуникативное групповое взаимодействие (место во главе стола, в ложе, на трибуне, в первом ряду). Среди пространственных параметров одним из важнейших является расстояние, которое бывает двух типов — физическое и психологическое. Немецкие студенты твердо знают, что разговор с профессором университета должен происходить на расстоянии не ближе 3, 2 метра. В конторах Германии стулья посетителей иногда привинчивают к полу для того, чтобы пришедшие не смогли войти в доверительную, интимную зону, оставались в социальной зоне. 12. Молчаниеотносят к средствам невербального общения. Коммуникативно-значимое молчание, согласно Н. И. Формановской, это: · ролевая обязанность слушающего, форма его этикетного кооперативного поведения (не перебивать, выслушивать и т. п.); · ролевая обязанность говорящего, когда партнер ожидает от него словесной реплики, но вместо этого получает нулевой коммуникативный акт. С молчанием связаны жестово-мимические знаки изумления, крайнего удивления или недовольства и т. п. (остолбенеть, сжать зубы, разинуть рот от удивления, пожимать плечами). С, В. Крестинский выделяет следующие коммуникативные функции актов молчания: · контактная функция — при взаимопонимании коммуникантов {посидим вместе, помолчим); · дисконтактная фунщия — при отчужденности или непонимании друг друга (не спрашивай, я не могу говорить); · эмотивная функция. — при передаче различных эмоциональных состояний (страх, радость и др.) человека (он испугался и замолчал); · информативная функция — при выражении согласия, неодобрения, желания или нежелания что-либо выполнить; · стратегическая функция — при нежелании говорить, когда преследуется определенная цель: чтобы не показать свою некомпетентность, не выдать кого-либо и др.; · риторическая функция — при привлечении внимания, придании весомости последующему высказыванию (сделать особую паузу); · оценочная функция-— при выражении оценки слов или действий собеседника, например презрения, неодобрения и др.; · акциональная функция— при молчаливом выполнении какого-либо действия: извинения, прощания, примирения и пр. (молча подать руку).
|