Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение умений говорения и слушания для повышения эффективности коммуникации.

Причина, по которой большинство людей не в состоянии адекватно воспринимать слова собеседника (докладчика, руководителя), довольно проста: они просто не хотят и не умеют слушать, хотя роль слушания в процессе общения не менее, иногда и более важна, чем роль инициативного говорения.

Слушание и говорение − две стороны одного процесса − устной речи, поэтому развитие умений в одном из этих видов речевой дея­тельности обязательно ведет к развитию реактивных умений.

Следующие умения называют основными для эффективного общения:
− умение производства − восприятия речевого материала на эле­ментарном уровне: узнавание звуков, звукосочетаний, слов, по­нимание структуры предложения, установление смысловых свя­зей между частями предложения, понимание его структуры;

− умение устанавливать смысловые связи между отдельными фра­зами, информационными единицами;
− умение использовать необходимые механизмы речи и речевые средства для передачи − получения информации и осуществле­ния речевых действий;

− умение адекватно представлять предметы речевой деятельности (мысли, факты, понятия, функции, свойства, явления) в учеб­ных или естественных речевых действиях.
Поскольку предметом речевой деятельности во всех ее видах яв­ляется смысловое содержание речи, самое пристальное внимание необходимо уделить развитию таких навыков восприятия речи, как запоминание, понимание, осмысление, уяснение связей и отношений между элементами информации и явлениями реальной действи­тельности, мотивами говорящего и т.д.

Приобретение умений активного слушания происходит в раз­ных условиях и с разными целеустановками. Каждый человек в своем речевом развитии достигает тех уровней взаимодействия и взаимопонимания, которые наиболее полно реализуют его собст­венные мотивы, цели, планы общения.

Более эффективный слушатель улавливает большее количество смыслов (мотивов, оттенков эмоционального состояния) в сообще­нии собеседника.

Зачастую однозначно понять и принять услышанное мешает наличие в речи говорящего таких слов, как большинство, высокое количество, много, скоро, существенный и т.д. Слушающему нужно уточнять, что говорящий подразумевает под ними.
26. Письменноречевая коммуникация.

Представления о вербальной коммуникации как общении людей в процессе их совместной деятельности подразумевают две формы общения − устную и письменную. Если в устноречевой коммуникации мы обращаем внимание на специфическую речевую деятельность говорящего и слушающего, то в письменноречевой внимание акцентируется на ролях пишущего и читающего.

Письмо и чтение объединяются по такому основанию, как форма общения адресанта и адресата информации. Они реализуют пись­менную, опосредованную временем и расстоянием форму общения и решают задачи приема − передачи информации.

Письменноречевая коммуникация предполагает частичное под­ключение видов устноречевой деятельности для достижения ре­зультата передачи − получения информации.
Продуктивным видам речевой коммуникации (го­ворению и письму) предшествует такой вид деятельности, как думание. Он предполагает внутренний способ форми­рования и формулирования мысли.

По характеру внешней выраженности виды речевой коммуникации также сопоставимы. Говорение и письмо − продуктивные виды, вы­раженные в процессах построения, создания мыслительных задач для адресатов. Слушание и чтение − внешне выраженные процессы внутренней мыслительно-речевой активности, которые вызывают­ся необходимостью формирования и формулирования заданного извне смыслового содержания, т.е. решения мыслительной задачи вербальными средствами для собственной пользы.
Задача участников письменноречевой коммуникации − добиться адекватности выражения-восприятия информации независима временной отсроченности или условий протекания. Письменная коммуникация − весьма распространенный вид речевой деятельности. Письмо − продуктивный вид коммуникации, осложненный целым рядом обстоятельств, связанных с ус­ловиями письменной формы общения.

Главная цель овладения навыками и умениями письменной речи − развитие умений фиксировать устную (собственную или чужую) и письменную (чужую) речь для последующего использования в коммуникативных актах.

Чтение - это рецептив­ный вид речевой коммуникации, который в процессе становления и функционирования сравним с аудированием (в устной речи), но об­ладает рядом преимуществ:
− при чтении восприятию и пониманию информации помогает ас­социация «форма − значение». Она опирается на зрительное восприятие формы, а не слуховое. В данном случае подтвержда­ется на практике поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;
− при чтении каждое слово всегда представлено в окружении дру­гих, которые составляют некоторый контекст, к восприятию ко­торого можно вернуться неоднократно;
− для узнавания элементов информации не обязательно наличие в сознании четких эталонов, как при говорении или аудировании.

Стилистические приемы:

1. Диктант или самодиктант. Этот тип письменного постро­ения текста используется в случае необходимости дословной пере­дачи − фиксации материала.
2. План текста, прослушанного или прочитанного. Такой план строится в форме назывных предложений, вопросов.
3. Те з и с о м называют краткую формулировку какого-либо ут­верждения, доказательства, положения, включающую наиболее убедительные аргументы, объяснения, характеристики.
4. Изложение. Этот тип письменноречевого высказывания реализует несколько целей: демонстрирует понимание и запомина­ние воспринимаемой информации; вырабатывает навыки ориента­ции в тексте, определения смысловых центров, выявления логики последовательности фактов, событий, явлений и т.д.

5. Конспект − один из видов аналитико-синтетической пере­работки текста, заключающийся в выборе из текста опорных слов или предложений, несущих основное смысловое содержание, сокращения внутри делаемой записи, которые позволят в дальней­шем осуществить устно-письменное воспроизведение разной степе­ни развернутости.
6. Реферат − лаконичное изложение основных мыслей текс­та-Источника, включающий их систематизацию, обобщение и оценку.

7. Аннотация − краткое связное изложение основного содержания текста-источника с целью ориентации реципиента, сообщения ему главных сведений заключенной в тексте информации, ее направленности, ценное и назначении.

8. Сочинение в форме описания, повествования, рассуждения − более сложный продуктивный вид письменной речи, который предполагает письменную передачу впечатлений автора ' фактов, явлений, событий, предметов и их признаков.

Функции каждого из перечисленных типов письменноречевого высказывания реализуются в зависимости от целенаправленной отсроченности, интуитивной обусловленности общения.
27. Навыки и умения письма и чтения.

Письменная речь реализует умения выражать мысли в письменной форме Если человек с детства стремится писать аккуратно, четко, гра­мотно, у него со временем развиваются и прочие навыки, необхо­димые для формирования умений в письменноречевой коммуника­ции.
Умение писать базируется на следующих навыках:

− навыки начертания (изображения) знаков (букв) − навыки кал­лиграфии;
− навыки правильного перекодирования звуков речи в знаки пись­ма − навыки орфографии;
− навыки построения письменного высказывания − навыки ком­позиции;
− лексические, грамматические навыки.

Если человек решил самостоятельно развить навыки письма, ко­торые ранее не были у него сформированы, ему прежде всего нужно выяснить мнение компетентных лиц о своих письменноречевых произведениях и далее тренировать свои навыки путем спи­сывания текстов, записи звучащей речи, написания небольших из­ложений.

Студентам крайне необходимо вырабатывать навыки и умения в Письме. На лекциях, семинарских и практических занятиях студен­ты записывают речь преподавателя в определенной форме (конспект, тезисы, заметки, планы и т.д.).

Соответствие замысла говорящего и обратной связи, т.е. результативного конспектирования, зависит от следующих факторов: языковой культуры говорящего и пишущего, общей культуры коммуникантов, знания конспектирующим предмета и, следовательно, содержания излагаемой информации.

Во-первых, индивидуальный характер конспекта обусловлен тем, что каждый человек обладает определенным базовым запасом информации и средств ее выражения. Конспектирующий фиксирует информацию таким образом, чтобы она составила единое целое с той, которая имеется в его памяти.

Во-вторых, конспектирующий применяет прием свертыва­ния, опущения части изложенной лектором системы знаний, кото­рая может быть восстановлена автором конспекта на основании другой зафиксированной им части. Наиболее распространенные формы свертывания − называние (частей, глав, абзацев и т.д.); свертывание информации по ассоциации (в дневниковых записях, в еженедельниках и т.д.).

В-третьих, при конспектировании обычно используется ин­дивидуальный подход к сокращению слов, фраз, фрагментов текс­та. Хотя в учебной и научной литературе встречаются общеприня­тые сокращения типа и т.д., и др., т.е., для написания собственного конспекта каждый находит и вводит в обиход собственные при­емы, символы, цифры.
Навыки и умения чтения. Чтение − одно из важнейших средств получения нужной информации. Развитие информацион­ных технологий связано с необходимостью получать актуальные информационные материалы из различных источников, система­тизировать их, определяя ценность для процесса приобретения − передачи знаний, объем которых постоянно возрастает.
Научиться читать − значит создать предпосылки для расшире­ния и понимания общего образования, получить возможность свое­временно пополнять свои профессиональные знания. Все это − не­обходимые условия развития интеллекта, повышения конкуренто­способности каждого специалиста.

Учение оценочного, первичного чтения: читающий бегло просматри­вает тексты разного объема, чтобы получить общее представление об их содержании в целом (о теме, основных проблемах, поднима­емых в тексте, и т.д.). Далее он определяет, представляет ли текст или отдельный его раздел интерес для более детального прочтения, и проверяет, относится ли данный текст к той конкретной об­ласти знаний, в которой он хочет получить информацию.
Умение просмотрового или поискового чтения: читающий бегло просматривает текст, стараясь найти определенные данные. Из общей тематической направленности текста он делает вывод о возможности найти искомые данные именно в этом тексте.

Умение чтения с общим охватом содержания: читающий бегло прочитывает текст, не пытаясь заранее прогнозировать его содержание, не занимаясь поиском конкретных данных. Это может быт чтение для себя, для общего развития, для удовольствия.
Умения изучающего чтения: читающий максимально полно точно извлекает из текста содержащуюся информацию, поскольку полагает, что впоследствии ему придется воспроизводить или использовать в той или иной форме полученные сведения.
Для достижения целей учебной коммуникации необходимо вырабатывать все перечисленные умения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал