Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оптимальное распределение ресурсов и доходов, основные подходы к формированию бюджетной политики ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В экономической теории имеется целый ряд моделей, в которых делается попытка предложить механизм для решения проблемы " безбилетников". Любой из этих механизмов следует оценивать с точки зрения трех критериев: общественное благо должно предоставляться в парето-оптимальном объеме, выявление истинных предпочтений должно быть в интересах самих индивидов и, наконец, затраты на предоставление общественного блага должны быть равны совокупным выплатам индивидов на эти цели. «Цены» общественного блага для различных индивидов, точно отражающие дифференциацию норм замещения, в идеале могли бы служить основой распределения налогового бремени. Состояние, которое при этом достигается, принято называть равновесием Линдаля, а сами такие «цены» - ценами Линдаля». Рассмотрим простейший вариант модели Линдаля, когда общественное благо потребляется только двумя индивидами. На рис. 2 по оси ординат (y) отложена общая величина общественных расходов, по оси абсцисс - доля от этой суммы, которую платят индивид А и индивид В. В точке K индивид А не несет никаких расходов, всю необходимую сумму вносит индивид В. По мере движения к точке L доля индивида А растет, а индивид В пользуется общественным благом бесплатно. Предположив снижение предельной полезности от потребления общественного блага, построим обычные линии спроса с отрицательным наклоном DA для индивида А и DB для индивида В. Точка Е, находящаяся на пересечении двух линий спроса, представляет точку равновесия по Линдалю. Именно в этой точке полезность от потребления последней единицы общественного блага равна налоговой цене одновременно для двух индивидов. Будет ли это равновесие устойчивым и какие силы заставляют двигаться к точке равновесия? Положим, первоначальное распределение долей затрат между индивидами в точке М не соответствует равновесному и уровень общественных расходов, о котором договорились индивиды, равен V. Внося долю KМ от общей суммы расходов, индивид А предпочел бы более высокий уровень общественных расходов, а именно Q, но на рост расходов при сохранении существующих долей не согласится индивид В. Более высокий уровень расходов может быть достигнут только при взаимном согласии увеличить долю А и уменьшить долю В. Отметим, что движение может происходить только в сторону равновесия - уровень расходов V в любом случае более предпочтителен для обоих индивидов, чем меньшая величина расходов. В этом смысле равновесие по Линдалю устойчиво. Модель Линдаля показывает, каким образом добровольный обмен и система цен (в специфической форме налоговых цен) приводят к принятию решений об оптимальном объеме предоставления общественного блага. Свою модель Линдаль формулировал как нормативную, а равновесие называл фискальным оптимумом. Конечно же, модель Линдаля не решает проблему " зайцев". В модели предполагается, что, сталкиваясь с определенной налоговой ставкой, индивид выявит свои истинные предпочтения, но сущность проблемы " зайцев" как раз и состоит в том, что для потребителя может быть выгодно дезинформировать общество о своих предпочтениях. Проблема безбилетника гораздо чаще возникает в больших, а не в малых группах потребителей, где труднее получить необходимую информацию о выгодах потребителей общественного блага. Анонимность усиливает желание стать безбилетником. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить такие «провалы» рынка помогает государство. Объем и структура общественных благ (услуг) во многом зависят от действующего механизма распределения и перераспределения финансовых средств бюджетов разных уровней, от степени децентрализации этого процесса. Главные факторы, влияющие на объем производства общественных благ (услуг) на региональном и муниципальном уровнях - это размер налоговых доходов бюджетов соответствующих уровней и сумма межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета в регионы.
Основная литература 1. Экономическая теория: электронный учебник / под ред. И. П. Николаевой.— 2-е изд. — Москва: Юнити-Дана, 2011.— 1 опт. диск (CD ROM). 2. Экономическая теория: учебник для бакалавров / Е. Н. Лобачева [и др.]; под ред. Е. Н. Лобачевой; МГТУ им. Н. Э. Баумана.— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2013.— 517 с. Дополнительная литература 1. Белоцерковский В. И.. Экономика: учеб. пособие кафедры " Мировая экономика" / В. И. Белоцерковский, В. В. Бородин, П. В. Бородин; ТулГУ, РАЕН.— Тула: Инфра, 2008.— 212 с. 2. Вечканов, Г. С. Экономическая теория: учебник для вузов / Г. С. Вечканов.— 3-е изд. — Москва [и др.]: Питер, 2011.— 512 с.: ил. — (Учебник для вузов) (Стандарт третьего поколения). 3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Курс лекций и практические занятия: учеб. пособие / Г. М. Гукасьян.— 3-е изд. — М. [и др.]: Питер, 2010.— 508 с. 4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р. М. Нуреев.— 2-е изд., изм. — М.: Норма: Инфра-М, 2011.— 562 с. 5. Моисеев, С. Р. Макроэкономика: учебник для вузов / С. Р. Моисеев.— Москва: Кнорус, 2012.— 320 с. 6. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс = Essentials of economics: [учебник] / Н. Г. Мэнкью; пер. с англ. А. Смольского, О. Табеловой.— 4-е изд.— Москва [и др.]: Питер, 2012.— 671 с. 7. Сажина, М. А. Экономическая теория: учебник для вузов / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков.— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Форум: Инфра-М, 2011.— 608 с.
|