Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анкетирование. Анкетирование - это формальное интервьюирование без участия человека
Анкетирование - это формальное интервьюирование без участия человека. В анкете не рекомендуется использовать открытые вопросы, т.к. ответы на них имеют малую ценность без развернутых комментариев автора ответа. Как и формальное интервью, анкетирование не способно дать представления о каких-то новых идеях. Область применения анкетирования - оценка принятых проектных решений, выявление мнений и ранжирование предполагаемых к реализации функций. В этих областях применение анкет и опросных листов идеально. Иногда анкетирование может быть использовано вместо интервьюирования при территориальной удаленности респондента. В этом случае следует учитывать все недостатки, присущие этому методу выявления требований. Желательно все же провести полноценное интервью - по ICQ или скайпу. Неочевидное назначение анкет: вовлечение в процесс принятия решений широкого круга будущих пользователей программы, информирование об актуальном состоянии и текущих вопросах проекта, донесение (через формулировки вопросов) видения программы разработчиками. Не удивляйтесь, если после распространения анкет вы получите не просто заполненные анкеты, но и несколько незапланированных совещаний!:) Вот что пишет Мацяшек: " Использование анкет или анкетирование (questionnaires) — эффективный способ сбора информации от многих заказчиков. Обычно анкеты используются в дополнение к интервью, а не вместо них. Исключение могут составлять проекты с низким риском, цели которых ясно очерчены. Для таких проектов обычно достаточно использовать анкеты с вопросами, которые носят пассивный характер и не отличаются большой глубиной. В общем случае, анкетирование менее продуктивно, чем интервью, поскольку в вопросы или возможные ответы нельзя внести дополнительную ясность. Анкетирование пассивно — это можно расценивать и как достоинство, и как недостаток. С одной стороны, это достоинство, поскольку у респондента есть время подумать над ответом, а анкета может остаться анонимной. С другой стороны, это недостаток, поскольку респонденту нелегко прояснить для себя вопросы. Анкета (или вопросник) должна быть разработана таким образом, чтобы, по возможности, облегчить ответы на вопросы. В частности, следует избегать вопросов открытого типа — большинство вопросов должны относиться к вопросам закрытого типа. Подобные вопросы могут принимать три формы (Whitten and Benteley, 1998). § Многовариантные вопросы (multiple-choice questions). При ответе на эти вопросы респондент должен указать один или более ответов, выбрав их из прилагаемого списка (кроме того, иногда допускаются дополнительные комментарии к вопросам со стороны респондентов). § Оценочные вопросы (rating questions). При ответе на этот тип вопросов респондент должен выразить свое мнение в отношении высказанного утверждения. Для этого могут использоваться такие рейтинговые значения, как " абсолютно согласен", " согласен", " отношусь нейтрально", " не согласен", " абсолютно не согласен" и " не знаю". § Вопросы с ранжированием (ranking questions). Этот тип вопросов предусматривает ранжирование ответов с помощью присваивания им последовательных номеров, процентных значений и использования других средств упорядочения. Тщательно продуманная, понятная анкета поощряет респондента к тому, чтобы сразу вернуть заполненный документ. Однако при оценке результатов анкетирования бизнес-аналитик должен предусмотреть возможность искажения информации из-за того, что те люди, которые не отвечали на вопросы, могли бы ответить на них иначе, чем принимавшие участие в опросе (Hoffer et al., 2002). Анкетирование особенно полезно и экономично, если необходимо учесть мнения большого количества людей, живущих в разных регионах. Однако, для того чтобы подготовить хорошую анкету и правильно провести статистическую обработку результатов, необходим большой опыт."
|