Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Понятие и особенности монополии.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Тема 2.8 Поведение монополиста. Вопрос 1. Понятие и особенности монополии. Вопрос 2. Ценовая дискриминация. Вопрос 3.Условия максимизации прибыли монополиста. Вопрос 1. Понятие и особенности монополии. Монополия – это тип рыночной структуры, при котором весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, реализующего товары, не имеющие близких заменителей, а появление в отрасли других продавцов заблокировано. Формированию барьеров способствуют факторы, являющиеся источниками монопольной власти (рис. 4.1). Выделяют несколько типов монополии (табл. 4.1). Таблица 4.1 Типы монополий
Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность. Кривая средней выручки монополиста совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельной выручки будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в условиях монополии предельная выручка не равна цене (рис. 4.2). Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополист выберет объем предложения, для которого MR = МС. Хотя в моделях и совершенной конкуренции, и монополии руководствуются одним принципом оптимизации предложения, при аналогичных функциях производства и спроса результат будет разным. Монопольная цена за единицу продукции выше конкурентной, а объем предложения монополиста меньше конкурентного предложения. Несмотря на то, что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными: • в условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов; • объем выпуска в условиях монополии меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов.
Монополия дает и некоторые выгоды: • позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки; • рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя; • в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках. Монополистами являются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование естественных монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтных услуги. Основные признаки монополии: - на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение; - на рынке отсутствуют идентичные виды продукции; - контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей. Таким образом, рынок чистой монополии - это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи: - устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения; - назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов; - устанавливать завышенную цену для сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает фирмам устанавливать расценки, обеспечивающие получение " справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама устанавливает любую цену, которую сможет выдержать рынок. Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение ее рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены (рис. 4.3).
|