Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития движений и учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста в физическом воспитании






Лекция № 3. Учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста в физическом воспитании

План.

 

1. Особенности развития движений и учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста в физическом воспитании.

2. Методические особенности обучения движениям

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Губа В.П. Основы двигательного развития детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 88с.

2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. Пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология».- М.: «Просвещение», 1978.

3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

4. Спиридонова Л.Б. Возрастные основы физкультурного образования детей и учащейся молодёжи: метод.пособие. – Омск, 2003. – 26 с.

 

Особенности развития движений и учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста в физическом воспитании

Для успешного решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста позволяют научно, с точки зрения физиологических возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку упражнений, а также методически правильно организовать занятия. Как известно, двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания.

Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дози­ровке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми тем­пами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются мор­фологические показатели: рост и масса тела (табл. 1), обхват груд­ной клетки.

Таблица 1.

Средние показатели массы тела и роста здоровых детей

раннего и дошкольного возраста (по Ю.Ф. Змановскому)

Возраст, лет   Масса тела, кг   Рост, см  
Мальчики   Девочки   Мальчики   Девочки  
  10, 0-11, 5 9, 1-10, 8 73-79 72-77
  12, 4-13, 7 11, 7-14, 1 85-92 82-90
  13, 7-15, 3 13, 1-16, 7 92-99 91-99
  15, 3-18, 9 14, 4-17, 9 99-107 96-106
  17, 4-22, 1 16, 5-20, 4 105-116 104-114
  19, 7-24, 1 19, 0-23, 6 111-121 111-120

Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительны­ми изменениями не только в физическом, но и в моторном раз­витии (табл. 2).

Таблица 2

Особенности развития движений у детей грудного,

раннего и дошкольного возраста

Возраст   Двигательные возможности ребенка  
3 мес. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок; меняет положе­ние своего тела, но движения импульсивные, беспорядочные, неосознанные
6 мес. Самостоятельно садится. Свободно переворачивается с живота на спину. Пытается ползать на четвереньках. Играет с игрушками, перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими
1 год Самостоятельно ходит. Приседает и выпрямляется без опоры; наклонившись, может поднять предмет
2 года Ползает, подлезает и перелезает через различные предметы, играет с мячом (бросает, катает)
3-4 года Бегает, прыгает на двух и даже на одной ноге, лазает по гим­настической стенке, ловит и бросает мяч, ездит на трехколес­ном велосипеде, передвигается на лыжах. Способен последо­вательно выполнять несколько двигательных действий подряд
5 лет Овладевает целостными двигательными действиями. Движе­ния становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, ампли­туду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, передвигается на лыжах по слабопе­ресеченной местности (может преодолевать на лыжах до 1000 м)
6 лет Успешно осваивает прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазание по шесту, канату, гимнастиче­ской стенке, метание на дальность и в цель и др. Катается на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах, плавает. В дви­жениях появляются выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений

 

С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет 43—50 — 2, 5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от несколь­ких секунд до 1, 5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят по­очередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают (В.А. Шишкина, 1992). Учитывая эту особен­ность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятель­ность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню разви­тия этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка. Правильно оценивать ее необходимо для того, чтобы, умело, направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка необходимые навыки.

С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей раннего воз­раста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются боль­шой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей пра­вильному выполнению того или иного упражнения, так как воз­никший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошиб­ками простые движения сделают невозможным в будущем пра­вильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

Этапы формирования основных движений детей от рождения до 3 лет.

С 1 года до 3 формируются основные движения, которые являются фундаментом, т.е. от их правильности во многом зависит дальнейшее развитие двигательных функций.

К трем годам темпы роста несколько снижаются, однако остаются довольно значительные (так у детей второго года жизни длина тела в среднем увеличивается на 10 см, а третьего на 8см). Ежегодное прибавление веса наоборот увеличивается. Рост 3-летнего ребенка составляет в среднем 94 – 95 см, вес 14 – 15 кг.

В этом возрасте конечности ребенка эластичны, гибки, легко искривляются и деформируются. Наряду с естественными заботами о питании и чистоте, необходимо заботиться о движении ребенка.

Движение оказывает всестороннее развитие на организм ребенка, т.к. для живого организма характерна потребность в движении для поддержания уровня обмена веществ.

В раннем возрасте потребность в движении особенно велика.

1) Исследования показали, что у детей 3 лет двигательная активность тесно связана с уровнем физического развития. С возрастом значение этой связи уменьшается (у 6-летнего ребенка такая взаимосвязь отсутствует). Из этого следует два вывода:

а) Что детям с нормальным физическим развитием легче и интереснее выполнять движения, чем детям с низким уровнем физического развития, что еще раз подчеркивает важность педагогических воздействий, т.к. дети в этом возрасте при свободной деятельности не всегда могут реализовать свои возможности.

б) Правильная организация процесса физического воспитания позволяет в большей степени воздействовать на уровень физического развития.

Динамическая работа вызывает усиленный приток крови не только к мышцам, но и к костям, что способствует их росту. Дети с высоким уровнем физического развития имеют более правильные пропорции тела. Упражнения статического характера сильно утомляют детей, однако совсем отказываться от их проведения не следует.

2) Выявлена зависимость между двигательной активностью и уровнем физической подготовленности. Эта связь в 3 года сильнее выражена, чем в 6.

3) При выполнении двигательного акта участвуют все дистантные рецепторы (зрительные, звуко-речевые, мышечные, вестибулярные). Так как у детей дошкольного возраста их развитие еще не завершилось, систематические занятия физической культурой способствуют улучшению их функций, в результате чего развивается острота зрения, слуха, глазомер, чувство ритма.

4) Активное речевое общение с детьми во время физкультурных занятий содействуют правильному развитию речи.

5) Занятия физическими упражнениями оказывают влияние не только на рост и развитие ребенка, но и на функцию внутренних органов и обменных процессов:

· Экономизацию дыхания (т.е. уменьшение легочной вентиляции). Дети не могут задерживать дыхание, как взрослые, поэтому необходимо следить за свободным и правильным дыханием во время выполнения физических упражнений.

· Улучшение системы кровообращения. Под влияние регулярных занятий физическими упражнениями укрепляется сердечная мышца, соответственно увеличивается ударный объем сердца и соответственно уменьшается ЧСС. Исследования показали, что через 3 месяца регулярных занятий произошло снижение учащения пульса на нагрузку с 10 – 20% до 7 - 15%.

· Важнейшим показателем тренированности является время восстановления. Чем лучше тренирован организм, тем быстрее происходит восстановление. У детей от 1 до 3 лет – 1 -1, 5 мин., после трудных упражнений до 2 мин.

· Физические нагрузки могут как благоприятно, так и неблагоприятно отражаться на опорно-двигательном аппарате. Занятия физическими упражнениями должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка. Продолжительность занятий для детей 1 года – 10 мин., 3 лет – 20 мин.

В этом возрасте у детей происходит вторая ступень двигательного развития, связанная с освоением самостоятельной ходьбы. Образно о значении этого этапа написал выдающийся физиолог И.М. Сеченов: «…вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром».

В самом раннем периоде освоения ходьбы ребенок сталкивается с рядом чисто антропометрических трудностей, исчезающих с возрастом. Так нижние конечности его очень слабы, сами ноги коротки и вдобавок полусогнуты вследствие незакончившегося формирования поясничного лордоза. Поэтому ОЦТ расположен более высоко над тазобедренной осью, чем у взрослого. Это создает очень большую тяжесть верхней части тела и при слабой мускулатуре вызывает беспрестанное подгибание ножек вследствие отклонения тела тазом назад. Т.е. при освоении ходьбы ребенок испытывает 2 затруднения: поддержание равновесия и борьбу с тяжестью верхней части тела по отношению к тазобедренной оси. Настоящая двуногая локомоция развивается к началу второго года жизни, но в этом возрасте это еще не ходьба и не бег. Отличие бега от ходьбы начинается не раньше, чем на 3-м году жизни.

Существуют определенные нормы, ступени своеобразной лестницы двигательного развития ребенка. Родителям необходимо знать их, чтобы контролировать своевременность овладения ребенком новыми видами движений и приобретения ими определенного уровня развития физических качеств.

К концу первого месяца жизни ребенок может поднять голову из положения лежа на животе.

2-месячный ребенок в положении лежа на животе поднимает голову и туловище, удерживает голову в вертикальном положении до 2 минут. К шестой недели ребенок начинает улыбаться, проявляет способность следить за яркими предметами.

3-месячный нормально развитый ребенок тянется к предмету, может удерживать его руками, свободно удерживает голову в вертикальном положении, приподнимает туловище, опираясь на предплечья, реагирует на звуки поворотом головы, смеётся.

4-месячный ребенок может крепко упираться ногами, если взрослый удерживает его в вертикальном положении, из положения лежа на животе поднимается на руках, опираясь на ладони, может самостоятельно перевернуться со спины на живот, захватывать и удерживать в руках мелкие предметы.

5-месячный ребенок сидит играя предметами, стоит прямо, не сгибая ноги, если взрослый поддерживает его под мышки, подолгу лежит на животе, опираясь на руки, удерживая туловище в вертикальном положении, пытается перевернуться с живота на спину.

Пятый-шестой месяц жизни очень важный переломный момент в жизни грудного ребенка. В это время заканчивается анатомическое созревание двух важнейших систем – красного ядра и стриатум. В связи с этим ребенок обретает позу.

В это время начинает правильно функционировать вестибулярный аппарат уха, что позволяет ребенку поддерживать динамическое равновесие при сидении, вставании и поворотах, регулировать его мышечный тонус.

В это время намечается прогресс и в области звуков. Новорожденный ребенок не умеет плакать, а только кричать, у него нет мимики. Созревание стриатума вызывает появление 2-х важнейших синергий – смеха и плача. Появляется выразительная мимика, отражающая элементарные эмоции (удовольствия, испуга, интереса, гнева). Последние созревание определенных уровней обеспечивает появление нечленораздельных звуков, отражающих требования.

С точки зрения моторики 2-е полугодие является прелокомоторным периодом (идет подготовка к ходьбе и бегу, где в качестве суррогата используется ползание).

6-месячный малыш сидит без поддержки, играя подвешенными предметами, легко переворачивается с живота на спину, хватает предметы одной рукой, и при поддержке взрослого пытается переступать ножками, ползать на четвереньках. Если ребенка этого возраста потянуть за ручки, он может сесть и даже встать.

7-месячный ребенок сидит без поддержки, наклоняет и выпрямляет туловище, садиться, держась за пальцы взрослого, ползает на четвереньках при поддержке под грудь. Ребенок этого возраста может вставать на колени, цепляясь за сетку кровати, поднимать выроненный предмет, перекладывать игрушку из одной руки в другую.

8-месячный ребенок может самостоятельно садиться и стоять с помощью взрослого, самостоятельно вставать на ноги, цепляясь за сетку кроватки, хорошо ползает, переступает с ноги на ногу, играет в «ладушки», у него появляется интерес к игрушкам.

9-месячный малыш может самостоятельно стоять, держась за мебель, ходить при поддержки за руки, самостоятельно садиться и вставать на колени, играть игрушками.

10-месячный ребенок самостоятельно ползает, встает без поддержки, ходит, держась за руку, крепко держит игрушки, начинает сознательно выполнять некоторые движения: дает и берет игрушки, прячет мяч.

11-месячный ребенок может долго стоять без поддержки и опоры, хорошо ходит с помощью взрослого, приседает без опоры, переходит от одного предмета к другому, держась за них ручками, катает мяч сидя.

12-месячный малыш самостоятельно ходит, может приседать и вставать без опоры, его движения усложняются: он может принести предмет по просьбе взрослых, открыть или закрыть дверь.

13-14-месячный ребенок ползает по ступенькам, взбираясь на высоту до 1 метра, может без остановки пройти 10 м, перелезть на четвереньках через бревно.

15-16-месячный ребенок уверенно ходит, перешагивает через препятствия, перелезает через невысокое препятствие, может бросить маленький мячик на расстояние до 0, 5 метра.

Полуторагодовалый малыш легко влезает на предмет высотой 10 см, перешагивает через препятствия такой же высоты, способен бросить мяч в цель достаточно большого размера.

До этого возраста у большинства детей психическое и двигательное развитие происходит параллельно. При этом развитие движений является основой для умственного развития и становления психики ребенка. Именно в этом возрасте благодаря двигательной активности материализуется представление о пространстве и времени, о причине и следствии.

В этот период жизни лучше всего создавать условия для обучения ребенка движениям. Обучение тем видам движений, к которым ребенок еще не готов, не приносит успеха.

Пример: годовалые дети, обучавшиеся ездить на трехколесном велосипеде в течение 6 месяцев, ездили на нем не лучше детей, севших на велосипед позже, т.к. двигательные навыки у них были неправильные, а интеес пропал.

Особенности развития основных движений у детей.

Ходьба. На начальной стадии овладения ходьбой автоматизм и координация движений у ребенка развиты слабо. В ходьбе детей второго года жизни еще нет характерных особенностей ходьбы взрослого человека, шагательные движения выполняются примитивно. При ходьбе ребенок не полностью выпрямляет ноги (они у него согнуты в коленных и тазобедренных суставах), стопы ставит параллельно или слегка повернутыми носками внутрь. Одновременно с этим для ходьбы ребенка характерно наличие многих лишних движений, которые один из крупнейших советских физиологов Н.А. Бернштейн образно называл «молочными». Овладевая ходьбой, ребенок широко расставляет ноги, балансирует руками, разводя их в стороны, вытягивая вперед и вверх (это связанно с тем, что у ребенка центр тяжести находится выше, чем у взрослого, поэтому он легко падает). Темп движений неравномерный: ребенок то быстро идет, почти бежит, то замедляет шаг. Шаги детей, начинающих ходить, очень коротки и не превышают 25 см. Однако за первый год самостоятельной ходьбы их длина возрастает в 2 раза. В общих чертах формирование ходьбы заканчивается к двум годам, хотя взрослую походку ребенок осваивает лишь много лет спустя к началу второго десятилетия. Следует отметить, что стереотип ходьбы очень прочен и трудно поддается изменению.

Основные ошибки детей, на которые следует обратить внимание:

· Дети шлепают всей ступней, без переката с пятки на носок.

· «Шаркают» пятками.

· Раскачиваются, неправильно работают руками (в возрасте 2, 5 – 3 лет только примерно у 25% детей наблюдается содружественное движение рук и ног).

Бег формируется с конца второго года жизни, а фаза полета появляется не раньше 3-х лет. Для детей 2 – 3 лет характерен мелкий, семенящий бег и у 70% детей 3-х лет отсутствует фаза полета, а хорошая координация движений рук и ног отмечается у 30%.

Перестройка бега и ходьбы вызывается внешними, биомеханическими причинами, а иннервационные перестройки вторичны. Так к 3 - 4 годам скорость бега детей удваивается (в основном за счет увеличения длины полета и возрастания угловой амплитуды движений в ножных суставах)

В 3 года ребенок ходит, бегает, прыгает, катается на 3-х колесном велосипеде. Это значит, что механизмы координации всевозможных видов локомоций и поддержания равновесия прочно выработаны. В это время у детей появляются новые движения, в частности прыжки и лазание.

Прыжки. До 3-х лет дети не могут правильно прыгать, что связано с особенностями опорно-двигательного аппарата. Главная ошибка заключается в жестком приземлении. В 3 года можно начинать обучению детей прыжкам на одной ноге. А такому двигательному навыку, как прыжок в длину с места, самостоятельно дети научиться не могут. Только с помощью тренировки.

Лазанье – очень привлекательный и полезный для детей вид деятельности. Навык лазанья формируется на 2-м году жизни. В возрасте 1, 5 лет 80% детей влезают на стремянку высотой 1 м и только 25% - 1, 5м. В 3 года 94% детей четко поднимаются и спускаются по гимнастической стенке.

В конце второго и весь 3-ий год происходит анатомическое завершение созревания всех высших моторных систем ребенка. В этом периоде у ребенка появляются и начинают резко возрастать, как по количеству, так и по успешности выполнения, движения уровня предметных действий (т.е. манипуляции с вещами и речевые).

Метания до 2-х лет легче выполнять сидя. К концу 2-го года появляются элементы замаха. В возрасте 2, 5 лет ребенок в состоянии усвоить правильную позу для метания. Сначала обучение необходимо начинать с метания крупных предметов двумя руками, а к концу 2-го года жизни можно переходить к метанию мелких предметов одной рукой.

В преддошкольном возрасте ребенок овладевает не только формами движений, но и нормами поведения, свойственными человеку, - едой из посуды, соблюдению чистоты, умению пользоваться столовыми приборами и т.п. В этот период среди детей возникают игры, основанные на осознанных действиях. В этих играх ребенок производит известные ему способы обращения с предметами: бросает мяч, укрывается одеялом, возит коляску и т.п. Получив свободу перемещения в пространстве малыш приобретает возможность для контакта со множеством предметов. Действия с этими предметами требуют более сложных движений руками, туловищем, умения наклоняться, приседать, поворачиваться, более тонко дозировать усилия, уметь различать далекое и близкое расположение предметов и т.п.

В игре, в попытках выполнить новое, ранее недоступное движение ребенок познает себя, свои силы и возможности. Достигнутые успехи являются мощным стимулом для новых попыток, они рождают уверенность, чувство радости, гордости и торжества. Именно поэтому он все чаще повторяет: «Я сам!».

К трем годам ребенок должен уметь подбрасывать мяч вверх, следить за его полетом. Дети этого возраста способны прыгнуть в длину с места на 40 см. Помимо этого, качественными показателями двигательного развития детей может служить освоение некоторых новых движений. К их числу относится: ходьба по наклонной доске под углом 10 - 15°, перешагивание через препятствие высотой 20 – 30 см, броски мяча в цель, расположенную на расстоянии до 1 м, влезание на табурет, броски большого мяча руками на расстояние до 1 м.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлет­них детей на активные движения приходится 70% времени бодр­ствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над про­цессами концентрации, поэтому движения детей отличаются не­точностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.

В этом возрасте быстро развиваются и совершенствуются такие движения, как бег, ходьба, прыжки, лазание, метание и др.

Ходьба. В возрасте 3—4 лет дети еще сохраняют многие черты ходьбы детей ясельного возраста. У них еще отмечается неравномерный темп, и недостаточная четкость движений, трудности при соблюдении указанного направления. Остаются такие вспомогательные движения, как боковые раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами, ноги при ходьбе полусогнуты. Согласованное движение рук и ног при ходьбе у детей 3 лет отмечается уже в 25%, к 4 годам оно отмечается более чем у половины детей. Постановка стоп остается параллельной.

В возрасте 5—6 лет координация движений улучшается, согласованное движение рук и ног отмечается более чем у 70% детей, увеличивается длина шага, он становится более равномерным. Но еще отмечается неравномерность в темпе движения.

К 7 годам почти у 100% детей отмечается согласованное движение рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, увеличивается скорость ходьбы на расстояние.

Бег. Хорошая координация движений рук и ног при беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе. Так у детей 3 лет она отмечается в 30%, а 4 лет — у 70—75%. В возрасте 3—4 лет отрыв от почвы («полетность») во время бега наблюдается в единичных случаях (Е. Г. Леви-Гориневская). Только в возрасте 4—5 лет, особенно при наличии тренировки, «полётность» встречается в 20% случаев. В то же время приведенные автором наблюдения циклографическим методом указывают на наличие «полетности» в более раннем возрасте, когда на глаз она еще не заметна. Эти данные подтверждаются исследованиями других авторов, которые указывают на появление «полетности» в беге спустя год после начала ходьбы. К 7 годам «полетность» при беге отмечается более чем у 70% детей. К этому же возрасту более чем у 90% детей появляется хорошая согласованность движений рук и ног при беге, бег становится более равномерным. Постепенно с возрастом длина шага увеличивается, а темп становится менее частым, нарастает скованность бега.

Прыжки. К 3 годам большинство детей умеет спрыгивать с высоты 15см и подпрыгивать на месте, но отрыв ног от почвы у них небольшой. Сравнительно легко дети 3—4 лет справляются с прыжком в длину с места, двумя ногами через палку или шнур, лежащие на полу. С возрастом быстро увеличивается длина прыжка. Почти у 50% детей имеется неплохой толчок и приземление на полусогнутые ноги, у остальной части отталкивание от почвы слабое, приземляются они на всю стопу, на прямые ноги. У детей 3—4 лет, как правило, отсутствует взмах рук при прыжке. Трудности для них представляет прыжок в высоту с места. К 4 годам небольшая часть детей может прыгать на одной ноге.

В возрасте 5 лет дети уже хорошо справляются с подпрыгиванием на одной ноге на месте и с продвижением вперед. Увеличивается длина прыжка с места, дети овладевают прыжком в длину с разбега. В этом возрасте дети еще недостаточно используют при прыжке взмах рук, слабо отталкиваются, иногда приземляются на всю стопу и прямые ноги. Наибольшие трудности представляет прыжок в высоту с разбега, при этом прыжке правильное приземление отмечается реже.

К 6-7 годам дети свободно и хорошо справляются с подпрыгиванием, прыжками на месте и с продвижением вперед на двух и одной ноге, прыжками в глубину до 50см. Им вполне доступны прыжки в длину с места и с разбега, прыжок в высоту. Они уже умеют правильно использовать взмах рук при отталкивании, более чем в 70% случаев дети приземляются правильно (на полусогнутые ноги, легко).

Метание. У детей 3—4 лет еще нет настоящего навыка метания. У них отсутствует хороший замах рукой, правильный поворот туловища при метании. Легче им удается ловля мяча. При метании в даль расстояние невелико до 2—2, 5 м, часто не выдерживается правильное направление броска. Дети еще хорошо не умеют подбрасывать мяч и ловить его. В метании тренированность играет особенно важную роль, в связи с чем, навык правильного метания у детей при тренировке развивается быстро. Уже у детей 5 лет в большинстве случаев имеется правильный замах рукой и поворот туловища. Метание вдаль является для детей более простой формой, чем метание в цель. Значительная разница в качестве выполнения метания и в количественных показателях наблюдается при метании правой и левой рукой (худшие показатели при метании левой рукой). В развитии этого навыка у детей более четко выявляются половые различия: лучшие показатели у мальчиков уже в 4—5 летнем возрасте, чем у девочек.

Лазание. У детей 3—4 лет еще отмечается приставной шаг при лазании, не всегда движение рук сочетается с движением ног, но при наличии соответствующей тренировки уже у детей 4 лет появляется лазанье чередующимся шагом. Дети 5 лет полностью овладевают навыком лазания переменным шагом по гимнастической стенке.

В связи с улучшением координации движений у детей в возрасте 4—5 лет обеспечивается возможность выполнения упражнений на равновесие. Дети хорошо справляются с ходьбой на пятках и носках, стоянием на одной ноге.

Ходьба и бег по уменьшенной площади опоры (между линиями, нарисованными на полу, по скамейке, бревну на различной высоте). Для детей 6—7 лет доступно применение более сложных упражнений в равновесии: на месте, в движении, на уменьшенной площади опоры, с выполнением различных упражнений и заданий.

Спортивные развлечения. В возрасте 4 лет для детей доступно катание с горки на санках, ходьба на лыжах, катание на трехколесном велосипеде, купание и игры в воде. К 5 годам при соответствующем обучении дети достаточно хорошо овладевают ходьбой на лыжах, ездой на двухколесном велосипеде, самокате, различными подготовительными упражнениями к плаванию, скользят по ледяным дорожкам. В 6—7 лет дети уже свободно катаются на двухколесном велосипеде, ходят на лыжах, катаются на коньках, плавают.

Развитие основных движений у детей происходит при самостоятельной двигательной деятельности и в играх, а также при проведении организованных занятий физическими упражнениями. В связи с этим для педагога имеет большое значение знание уровня развития основных движений у детей для назначения соответствующих упражнений.

Игры. Одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста является игра. Подвижная игра должна использоваться для развития у детей основных движений, закрепления двигательных навыков, развития ловкости, быстроты, умения действовать в коллективе. Подвижные игры с детьми должны проводиться ежедневно, в свободное от занятий время, во время прогулки, а также они входят в план обязательных занятий по развитию движений и могут включаться в утреннюю гимнастику.

Характерными особенностями игры детей младшего дошкольного возраста является то, что коллектив детей не разделяется на команды, простота сюжета, чередование подвижных и спокойных моментов. С детьми младших групп в основном проводятся игры, в которых одновременно выполняются одинаковые действия для всех детей. У детей среднего и старшего дошкольного возраста уже применяются игры с элементами соревнования, требующие выполнения правил. Выбор игры и методика ее проведения зависят от возраста, степени подготовленности детей и должны быть направлены на осуществление основных воспитательных задач.

Для выбора игры имеет значение и время года. Так, зимой применяются игры большей подвижности и с использованием зимних условий (бросание снежков, бег по снежному валу и т. д.). Нужно учитывать и место проведения игры — участок или помещение. Проведение игр на открытом воздухе содействует закаливанию детского организма.

Подвижные игры повышают эмоциональный тонус детей, укрепляют нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают окислительные процессы в организме, укрепляют и тренируют мышечную систему.

При обучении детей дошкольного возраста основным движениям должна учитываться характерная для них недостаточная дифференцированность движений, неумение самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Физические упражнения для детей дошкольного возраста должны быть динамичные и охватывать по возможности большое число мышечных групп, в, них должны принимать участие главным образом крупные мышцы.

Распределение нагрузки должно быть равномерным на все мышечные группы конечностей и туловища, для этого необходимо проводить упражнения из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа. При выполнении физических упражнений необходимо приучать детей правильно дышать. Углубленное дыхание естественно наступает при выполнении различных упражнений, бега, прыжков и т. д. Однако надо следить, чтобы при выполнении упражнений дети не задерживали дыхания, правильно сочетали вдох и выдох с движениями

В группе детей четвертого года жизни занятия проводятся со всей группой. При планировании должна учитываться предшествующая подготовленность детей в ясельном возрасте. Физическая нагрузка для детей этого возраста увеличивается. В занятиях с детьми пятого года жизни учитывается предшествующая подготовленность детей. Физическая нагрузка занятий в данной возрастной группе увеличивается за счет большей продолжительности занятия, усложнения и большего числа повторений общеразвивающих упражнений, а также усложнения материала по развитию основных движений и подвижной игры.

В этом возрасте обучать детей ходьбе следует в сочетании с несложными движениями рук и бегу по доске шириной 15см, поднятой на высоту 30—35 см; совершенствовать ходьбу по бревну со стесанной поверхностью шириной 12см, ходьбе и бегу по наклонной доске шириной 15 см; учить прыгать в длину с места на расстояние 30—50 см, спрыгивать с высоты 25—30 см. При метании следует учить правильно делать замах и занимать правильное положение при броске; попадать в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 1, 5—2 м; совершенствовать лазание чередующимся шагом по гимнастической стенке высотой 2м

На шестом и седьмом году жизни занятия как и в предыдущие возрастные периоды, при занятиях с детьми необходимо учитывать предшествующую их подготовленность, в связи с чем, к ним можно предъявлять более высокие требования. Занятия гимнастикой с детьми шестого и седьмого года жизни проводятся в объеме программного материала, который в данном возрасте соответствует физиологическим возможностям детей.

При гимнастических упражнениях максимальная вентиляция легких увеличивается в 2— 7 раз, а при беге — еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0, 6— 0, 8 до 1, 2—1, 6 км. Прыгать через скакалку дети могут в течение 5 мин. У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности». В задачи педагога входит контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности; предупреждать случаи гипердинамии и активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.

Не заканчивается и окостенение опорных частей носовой перегородки. Эти особенности воспитатель должен учитывать при проведении подвижных игр и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам. Наибольшая вероятность травм может возникнуть в упражнениях, связанных с уменьшением площади опоры (ходьба по скамейке); при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом (у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо, поэтому необходимо давать детям точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру). Использование теннисных мячей в старшей группе возможно лишь при условии, если у детей на этом этапе хорошо сформирован соответствующий навык.

С этой целью следует систематически проводить игры и упражнения с мячами типа «Попади в обруч», «Добрось до флажка», «Сбей кеглю», по возможности разнообразя их (особенно на прогулке).

Позвоночный столб ребенка пяти—семи лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен цедить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей.

Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, с рамы или багажника взрослого велосипеда, где любят катать дошкольников старшие братья- подростки). Причем часто наблюдается повреждение даже двух—четырех позвонков, что требует длительного лечения. Следует также учитывать, что при падении ребенка с горки, столкновении с санками, ударах лыжами легко могут возникать повреждения органов брюшной полости (печени, почек, селезенки).

Диспропорционально формируются у дошкольников некоторые суставы. Например, в период до пяти лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих (если потянуть малыша за руку и даже при снимании рубашки с узкими рукавами).Педагог должен обязательно предупреждать родителей об этом.

У детей пяти—семи лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у ребенка плоскостопия, причиной которого могут стать обувь на жесткой подошве большего, чем нужно, размера; излишняя масса тела; перенесенные заболевания. Воспитателю следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и стоянии. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных рефлексов (рефлексы, получаемые с мышц и сухожилий), вестибулярных рефлексов (реакции вестибулярного аппарата (органа чувств, расположенного во внутреннем ухе человека) на изменения положения головы и туловища в пространстве.) и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшем возрасте детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, в которых требуется опора на одну ногу, например в подвижных играх «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка».

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др.

Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что эти вещи сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность сообщения дошкольникам систематизированных знаний.

В учебно-воспитательном процессе необходимо широко использовать способность центральной нервной системы к образованию сложных межфункциональных связей. Так, при подготовке спектаклей кукольного театра детей возможно обучать некоторым приемам кукловождения, потому что ребенок старше четырех с половиной — пяти лет способен одновременно производить действия с игрушками, произносить реплики и следить за игрой другого кукловода-сверстника. Иначе говоря, в нужных случаях у ребенка проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. В ряде случаев возможно также использование межпредметных связей. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной—трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствующей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество очков, которое он получил (Прием разработан В. Н. Аванесовой.)

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных движений к более быстрым. Если во второй младшей и средней группах, играя в «ловишки», дети убегали при первом же движении водящего. Теперь они увертываются, отбегают, лишь оказавшись в непосредственной близости от него. Это пример запаздывающего торможения, обеспечивающего экономность реакций, действий.

Однако задания к детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) — сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость..

Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порою медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др.

У детей пяти-шести лет динамические стереотипы (т.е. прочные системы связей в коре больших полушарий головного мозга, возникающие под влиянием постоянно повторяющихся в данный период времени воздействий), составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т. д.

Методика направленного использования физической культу­ры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями детей, условиями проведения занятий.

Основу двигательной активности детей до 2 лет должны состав­лять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической палкой или скакал­кой. Самая эффективная форма занятий в этом возрасте — игра, позволяющая детям удовлетворить потребность в движениях. Заня­тия физическими упражнениями проводятся 2—3 раза в неделю.

На занятиях с детьми 2—3 лет большое значение придается ме­тодам использования слова и наглядного действия. Это объясняется интенсивным развитием речи ребенка и его способности подра­жать. Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей, ши­роко используются образные задания, имитации («бежим тихо, как мышки», «прыгаем мягко, как воробышки», «топаем, как медве­ди» и т.п.). Физическая нагрузка в этом возрасте не должна быть ни чрезмерно легкой, ни слишком тяжелой. Степень ее воздействия на организм легко проконтролировать по пульсу. Разница в его частоте между началом и концом занятия должна быть в пределах 10 ударов. Если она больше — нагрузка чрезмерна. Неизменившаяся частота пульса свидетельствует о недостаточности нагрузки. Игровая деятель­ность детей третьего года жизни становится сложнее и разнообраз­нее. Большое место занимают сюжетные и ролевые игры.

В 3—4-летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не менее 130—140 уд./мин, в 5—7-лет­нем — не менее 140—150 уд./мин. Последовательно применяются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия и др.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспи­тания практически всех физических качеств. В первую очередь сле­дует обращать внимание на воспитание координационных спо­собностей, в частности на такие компоненты, как чувство равно­весия, точность, ритмичность, согласованность отдельных дви­жений. Скоростные способности воспитываются путем выполне­ния простых двигательных действий, обычно в игре. При воспита­нии силы и силовой выносливости, прежде всего, надо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стопы. Силовые нагрузки должны быть незначительными, обычно это упражне­ния, отягощенные собственным весом тела (приседания, лаза­ние, прыжки, занятия с мячом, обручем, скакалкой и т.п.). Уп­ражнения даются как в игровой, так и в обычной форме.

При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении же движения ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.

В основе планирования процесса физической и двигательной подготовки дошкольников 3—6 лет должны лежать следующие основные положения (А.А. Рутина, 1999);

1) весь возрастной период от 3 до 6 лет является сенситивным для развития физических качеств и формирования основных дви­жений. Следовательно, итоговый результат физической и двига­тельной подготовки дошкольников зависит от последовательных из года в год успехов ребенка;

2) основной методической особенностью планирования дан­ного процесса является наличие этапов акцентированного воз­действия на определенное качество. Целесообразная длительность этих этапов до 1 месяца. При этом специализированные физиче­ские упражнения или подвижные игры должны занимать от 50 до 70% общего объема времени двигательной активности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал