![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внутригосударственные нормы МЭП (национальное законодательство).
На сегодняшний день, нормативные акты внутреннего законодательства, содержащие нормы МЭП, можно подразделить на две основные группы: -НПА которые полностью посвящены регулированию отношений с международным элементом: Закон Украины «О международных договорах Украины» от 29.06.2004 г. № 1906; Закон Украины «О международном коммерческом арбитраже» от 24.02.1994 г. № 4002; Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» от №; - НПА, в которых лишь отдельные разделы или статьи направлены на регулирование правоотношений международно-экономического характера: Конституция Украины, Закон Украины «О банках и банковской деятельности», Кодекс торгового мореплавания Украины и т.д.
5. Некоторые аспекты проблематики международных источников МЭП.
Д. Карро и П. Жюйар в своей книге «Международное экономическое право» также обращают внимание на значительное число «несвязывающих обязательств» (engagements non- contraignants) в международном экономическом праве. Из этого обстоятельства они делают вывод, что в МЭП, похоже, предпочтение отдается неформальному подходу к регулированию МЭО. «Неформальные договоренности» в сфере международных экономических связей — это совместные акты государств, которые, с материальной точки зрения, выражают общую волю, но с точки зрения формальной, не являются договорами. Фактически речь идет о «мягком праве». Состояние международных экономических связей характеризуется быстрой изменчивостью и подвижностью. Действия государств в этой сфере, зачастую диктуемые соображениями срочности, должны отвечать тройному императиву: должны быть эффективными, быстрыми и технически грамотными. Надо добавить, что такого рода «неформальных актов» в международном экономическом праве очень много. Так, например, критические колебания курса основных валют тотчас же вызывают согласованные меры государств, которые никак не могут позволить себе быть скованными международным договором или соглашением. В качестве способа согласования интересов и воль служат периодические встречи министров финансов развитых стран (указанной выше «Группы восьми»). На таких встречах принимаются коммюнике, содержание которых не всегда публикуется в полном виде. Коммюнике не являются международными договорами и должны исполняться только по доброй воле. К «неформальным нормам», которые играют значительную роль в МЭП, следует отнести и группу норм международной морали. Так, например, высока степень «морального регулирования» в сфере права международной экономической помощи. Одновременно можно отметить, что в целом международный экономический правопорядок (при существенном разрыве в уровне развития государств и проблемах экономической задолженности) остается социально несправедливым: уровень развития нормативной надстройки в международной экономической системе отстает от многих моральных принципов. Д. Карро и П. Жюйар к ряду источников МЭП относят также односторонние действия государств и видят в этом особенность МЭП. Так, они пишут, что «односторонние акты, с точки зрения внутреннего правопорядка государств, являются источниками международного права, имея в виду их цели и международные экономические последствия». По мнению авторов указанного выше труда, использование государством, например, обменного валютного курса является внутренней компетенцией государства, пока не влечет за собой прямых масштабных последствий для экономических отношений с его торговыми партнерами. Вряд ли можно согласиться с признанием односторонних действий государств источником МП/МЭП. Как и в доктрине МП, в международном экономическом праве односторонние акты государств (будь то акты законодательной, исполнительной или судебной власти, в том числе затрагивающие макроэкономические отношения государств) не являются источниками МЭП. Другое дело, что односторонние акты государств в некоторых случаях могут служить дополнительным подтверждением наличия в МЭП того или иного международно-правового обычая (то есть элементом opinio juris) или же активно содействовать формированию такого обычая.
|