![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дополнительная. Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастрофСтр 1 из 2Следующая ⇒
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.М. СЕЧЕНОВА Лечебный факультет Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАН И.М.Чиж
«___»____________2015 г.
Тема __ Медицинское снабжение организаций и формирований, Предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения В чрезвычайных ситуациях различного характера
ЛЕКЦИЯ для студентов стоматологического факультета
Обсуждена на заседании кафедры «__»___________201_ г. Протокол №____
Москва – 2015
СЛАЙД 2. СОДЕРЖАНИЕ
СЛАЙД 3. ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Левчук И.П. Медицина катастроф: Учебное пособие для медицинских вузов / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2012. – 272 с. 2. Чумаков Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф. Учебник для вузов. СПб.: НП Стратегия Будущего, 2006. – 247 с. Дополнительная 1. «Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» (постановление Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 734. 2. «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (постановление Правительства РФ от 10.11. 1996 г. № 1340). 3. «Положение о региональных и территориальных центрах медицины катастроф» (приказ Минздравмедпрома РФ от 21.06.1996 г. № 261). 4. «Об утверждении Положения о резерве медицинских ресурсов Министерства здравоохранения РФ для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, его номенклатуре и объема» (приказ Минздрава РФ от 26.08.2013 г. № 598).
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Мультимедийный проектор 2. Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2010)
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В ТЕКСТЕ ЛЕКЦИИ
СЛАЙД 4. Введение Организация обеспечения МИ организаций и формирований СМК является важнейшей компонентой комплекса мероприятий, проводимых при подготовке и в ходе медико-санитарного обеспечения населения в ЧС различного характера, поскольку от наличия необходимых ЛС и других медицинских изделий в достаточных количествах зависит эффективность и качество оказания медицинской помощи пострадавшим, а также исходы их лечения. В связи с этим, знание организационных принципов медицинского снабжения СМК в различных периодах ее деятельности и условиях обстановки, является необходимым элементом деятельности специалистов как медицинского, так и фармацевтического профилей, участвующих в решении практических задач по спасению людей, оказавшихся в зоне ЧС.
СЛАЙД 5. 1. Роль и место медицинского снабжения в медико-санитарном обеспечении населения при чрезвычайных ситуациях
СЛАЙД 6. 1.1. Целевые функции и задачи системы медицинского снабжения В настоящее время, под медицинским снабжением (обеспечением МИ) понимается деятельность, заключающаяся в реализации комплекса организационно-плановых, производственных, контрольных и иных мероприятий, направленных на своевременное, полное и качественное обеспечение МИ организаций и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также в решении задач по медицинскому обеспечению населения и поддержании готовности ВСМК к деятельности в условиях военного времени и вооруженных конфликтов. Система медицинского снабжения представляет собой сложноорганизованный комплекс органов управления, медицинских и фармацевтических организаций, резервов и запасов МИ, развернутый на различных уровнях ВСМК. СЛАЙД 7.Основными целевыми функциями системы медицинского снабжения являются: · всестороннее материальное обеспечение комплекса профилактических, лечебных, оздоровительных, реабилитационных и других медицинских мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья населения и спасателей в условиях ЧС; · подготовка и организация работы подразделений медицинского снабжения организаций и формирований СМК в различных условиях обстановки; · заблаговременное накопление и содержание резервов и запасов МИ в готовности к использованию по предназначению. СЛАЙД 8. Достижение указанных целевых функций осуществляют путем решения основных задач. Основными задачами медицинского снабжения ВСМК являются: · определение потребности в МИ, его истребование, своевременное и полное обеспечение организаций и формирований СМК в условиях повседневной деятельности и при возникновении ЧС; · накопление всех видов резервов (запасов) МИ и их содержание в постоянной готовности к использованию по предназначению; · планирование и проведение мероприятий по защите МИ от неблагоприятных факторов внешней среды и поражающих факторов современных видов оружия; · организация и проведение контрольно-ревизионной работы; · осуществление мероприятий по экономному и рациональному использованию МИ; · ведение учета и отчетности по МИ; · проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию организации обеспечения МИ организаций и формирований СМК; · подбор, расстановку, воспитание кадров медицинского снабжения, повышение их профессиональной квалификации; · участие в разработке предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры органов управления и подразделений медицинского снабжения организаций и формирований СМК. СЛАЙД 9. Обеспечение МИ медицинских и фармацевтических организации, а также формированийСМК осуществляется в рамках следующих видов деятельности, подлежащих лицензированию: · фармацевтическая деятельность; · деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ; · деятельность, связанная с хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ. Справочно: Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681, в него включены: · Список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список I); · Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список II); · Список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список III); · Список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список IV), который включает: Ø Таблицу I прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля Ø Таблицу II прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля Ø Таблицу III прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля. СЛАЙД 10. Система медицинского снабжения ВСМК построена по иерархическому принципу. Она является подсистемой системы более высокого уровня – системы медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, и, в то же время, имеет в своем составе ряд сопряженных подсистем, отнесенных к ее компетенции: · кадров (специалистов медицинского снабжения – провизоров, фармацевтов, инженерно-технического персонала и др.) и кадровой политики. Функции: формирование кадровой политики; подготовка, подбор, расстановка, профессиональная переподготовка и усовершенствование специалистов медицинского снабжения; создание кадрового резерва и др.; · ресурсов МИ и денежных средств. Функции: определение потребности в МИ и объемах финансирования; истребование и заготовка МИ; получение, распределение, отпуск и контроль за использованием МИ по предназначению и др.; · управления деятельностью подразделений медицинского снабжения. Функции: руководство операционно-производственной деятельностью; обеспечение выполнения установленных лицензионных требований; развитие материально-технической базы; оснащение современным технологическим оборудованием и средствами механизации производственных процессов; создание оптимальных условий труда и др.; · резервов (запасов) МИ. Функции: создание, накопление и содержание резервов (запасов), адекватных реальным потребностям ВСМК; · технического обслуживания и ремонта медицинской техники. Функции: организация эксплуатации медицинской техники; своевременный ввод в эксплуатацию медицинской техники, ее техническое обслуживание и ремонт; финансовое обеспечение проведения технического обслуживания и ремонта медицинской техники; поверка средств измерений, применяемых медицинской службой и др.; · информационно-правового обеспечения. Функции: создание условий легитимной деятельности системы медицинского снабжения и ее интегрирование в правовое пространство государства; разработка и актуализация руководящих, нормирующих и методических документов по медицинскому снабжению; · научно-исследовательской деятельности. Функции: разработка и внедрение инновационных форм и методов управления в системе медицинского снабжения; выполнение прикладных исследований по актуальным проблемам фармации; разработка современных образцов МИ и др. Таким образом, представленные целевые функции, задачи и структура системы медицинского снабжения ВСМК, свидетельствуют о ее значимости в комплексе мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения в условиях ЧС.
СЛАЙД 11. 1.2. Состав сил и средств системы медицинского снабжения ВСМК Иерархическое построение системы медицинского снабжения соответствует составу и структуре ВСМК и имеет следующие уровни: · федеральный – общегосударственный; · межрегиональный – в рамках федерального округа РФ; · региональный – в пределах территории субъекта РФ; · муниципальный – в пределах территории муниципального образования; · объектовый – в пределах отдельной организации. Системе медицинского снабжения присуще свойство управления, которое рассматривают как реальное управляющее воздействие (т.е. понуждающее к чему-то, целеполагающее, организующее, регулирующее и др.). Справочно. Как всякая социально-экономическая система управления система медицинского снабжения ВСМК имеет предмет, субъекты, объекты управления и элементы. СЛАЙД 12. Предметом управления в системе медицинского снабжения являются отношения, возникающие между субъектами и объектами управления, а также технологии и методы управления, учитывающие существующие социально-экономические и другие условия деятельности ВСМК. Субъектами управления в системе медицинского снабжения выступают органы управления, а объектами управления (силами и средствами) являются организации и подразделения медицинского снабжения, основная задача которых состоит в обеспечении организаций и формирований ВСМК необходимым МИ и в достаточных количествах. Система медицинского снабжения включает материальные и нематериальные элементы. К материальным элементам системы медицинского снабжения относят: · МИ – как материальную основу выполнения ВСМК задач по предназначению в мирное и военное время; · финансовые ресурсы – как базис для проведения закупок МИ, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке, испытаниям, государственной регистрации и принятию на снабжение новых образцов МИ, содержания и развития материально-технической базы и т.д.; · здания и сооружения, технику, механизмы и оборудование – как материально-техническую базу организаций и подразделений медицинского снабжения, обеспечивающую выполнение лицензионных требований для осуществления предусмотренных видов деятельности, способствующую выполнению технологических процессов, складских и других операций и т.д. К нематериальным элементам системы относят: · законодательные и нормативные правовые акты РФ; нормативные правовые акты уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющих государственное регулирование в конкретных сферах деятельности; · научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в целях разработки руководящих, нормирующих и методических документов, современных образцов МИ; · отчетно-заявочные, планирующие и другие документы и т.д. Ядром системы медицинского снабжения составляют специалисты, обладающие совокупностью профессиональных знаний, практических навыков и умений. При этом в качестве постоянно действующего фактора повышения эффективности функционирования системы рассматривается стремление специалистов к совершенствованию профессионального мастерства путем повышения квалификации, освоения смежных профессий и т.д. СЛАЙД 13. На федеральном уровне управление медицинским снабжением ВСМК осуществляют: · координационный орган – Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Минздрава РФ; · постоянно действующий орган управления, выполняющий одновременно функции органа повседневного управления, – штаб ВСМК, развернутый в составе ВЦМК «Защита». К силам и средствами системы медицинского снабжения федерального уровня относят подразделения медицинского снабжения (отделы медицинского снабжения, аптеки, медицинские склады) медицинских организаций, формирований и резервы (запасы) МИ, создаваемые и накапливаемые на них: · «ВЦМК «Защита» Минздрава РФ и другие медицинские организации, находящихся в ведении Минздрава РФ; · медицинские организации ФМБА; · медицинские организации Роспотребнадзора; · медицинские организации Российской академии медицинских наук; · медицинские организации СМК Минобороны РФ (медоСпН); · медицинские организации Министерства внутренних дел РФ, ОАО «Российские железные дороги», а также организации других ФОИВ, в полномочия которых входит ликвидация медико-санитарных последствий ЧС. СЛАЙД 14.На межрегиональном уровне органами повседневного управления медицинским снабжением ВСМК являются межрегиональные центры медицины катастроф (МЦМК), действующие на функциональной основе территориальных центров медицины катастроф (ТЦМК) в городах Екатеринбурге, Нальчике, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске. Функции межрегионального центра медицины катастроф Центрального федерального округа (г. Москва) возложены на ВЦМК «Защита». Силы и средства медицинского снабжения на этом уровне представлены подразделениями медицинского снабжения медицинских организаций и формирований федерального уровня, расположенных на территории соответствующих федеральных округов с созданными на них запасами МИ. СЛАЙД 15.На региональном уровне органами управления медицинским снабжением в условиях ЧС являются: · координационным органом – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ; · постоянно действующим органом управления – орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения; · органом повседневного управления – ТЦМК. Силы и средства системы медицинского снабжения на региональном уровне включают фармацевтические организации, подразделения медицинского снабжения медицинских организаций и формирований регионального уровня с резервами и запасами МИ: · ТЦМК и иных государственных медицинских организаций субъектов РФ, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; · медицинских организаций и формирований федерального уровня, расположенных на территории соответствующих субъектов РФ. СЛАЙД 16.На муниципальном уровне управление системой медицинского снабжения в условиях ЧС осуществляют: · координационный орган – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления; · постоянно действующий орган управления – орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять управление в сфере здравоохранения. Силы и средства медицинского снабжения на этом уровне представлены муниципальными медицинскими и фармацевтическими организациями, включая аптеки станции (подстанции) скорой медицинской помощи, а также медицинскими организациями, находящимися в ведении ФМБА, Минобороны РФ и других ФОИВ, в том случае, если они являются единственными организаций здравоохранения на территориях ЗАТО. СЛАЙД 17.На объектовом уровне управление медицинским снабжением осуществляют: · координационный орган – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации; · постоянно действующий орган управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, – должностное лицо, уполномоченное осуществлять управление медико-санитарным обеспечением на объекте (в организации) при ЧС. Силы и средства медицинского снабжения на этом уровне представлены медицинскими подразделениями организаций, а также нештатными медицинскими формированиями, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и запасами МИ, создаваемыми на объектах. Справочно. СЛАЙД 18. На федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС создаются нештатные формирования ВСМК за счет имеющихся медицинских организаций Минздрава РФ. На федеральном и межрегиональном уровнях: · бригады специализированной медицинской помощи БСМП: хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсикологические, психотерапевтические, инфекционные, детские хирургические, радиологические и др. Всего предусмотрены штаты 22 БСМП; · санитарно-эпидемиологические отряды; · санитарно-эпидемиологические бригады (эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) бригады); · специализированные противоэпидемические бригады. СЛАЙД 19.На региональном, муниципальном и объектовом уровнях: · бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские); · специализированные бригады скорой медицинской помощи: интенсивной терапии, токсикологические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.; · бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады); · бригады доврачебной помощи; · бригады специализированной медицинской помощи; · санитарно-эпидемиологические отряды; · санитарно-эпидемиологические бригады; · противоэпидемические бригады. Нештатные формирования ВСМК направляются в зону ЧС укомплектованные всеми видами материальных средств, в т.ч. МИ. Для выполнения задач, возложенных на формирования различных уровней ВСМК, в медицинских и фармацевтических организациях, которые из создают, а также в ТЦМК накапливаются и содержатся в постоянной готовности к использованию по назначению резервы и запасы МИ, необходимого для оказания медицинской помощи пострадавшим в различных ЧС.
СЛАЙД 20. 1.3. Характеристика межрегиональных и территориальных центров медицины катастроф как органов управления медицинским снабжением Службы медицины катастроф МЦМК и ТЦМК – медицинские организации особого типа, являющиеся органами управления ВСМК на межрегиональном (в границах федерального округа) и региональном уровнях (в границах территории субъекта РФ). МЦМК развернуты на функциональной основе ТЦМК в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске. Функции МЦМК Центрального федерального округа (г. Москва) возложены на ВЦМК «Защита». Деятельность центров осуществляется на основании: · ВЦМК «Защита» – «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф» (постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 734); · МЦМК, ТЦМК – «Положения о региональных и территориальных центрах медицины катастроф» (приказ Минздравмедпрома РФ от 21.06.1996 г. № 261). Организационно-штатная структура МЦМК и ТЦМК, перечень, количество и состав нештатных формирований службы медицины катастроф, структура клинической базы определяются с учетом прогнозируемой медико-тактической обстановки, материально-технических и кадровых возможностей здравоохранения территории и утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ. СЛАЙД 21.Например, ТЦМК Московской области имеет следующие основные подразделения и подразделения обеспечения (рис.): Рис. Организационно-штатная структура ТЦМК Московской области
· администрация центра; · оперативно-диспетчерский отдел; · организационно-методический отдел; · клинический отдел с отделением экстренной и консультативной медицинской помощи; · лаборатория психофизиологического обеспечения; · полевой мобильный госпиталь; · отдел санитарной авиации (вертолеты ВО-105, ВК-117, Ка-226); · отдел медицинского снабжения; · отдел материально-технического и транспортного обеспечения. Численность должностей сотрудников по подразделениям центра в соответствии с типовым штатом определяется с учетом местных условий. Наличие в штате МЦМК и ТЦМК отдела медицинского снабжения со складом медицинского имущества, позиционирует их в качестве органов управления медицинским снабжением организаций и формирований СМК на соответствующих территориях. СЛАЙД 22.На отдел медицинского снабжения ТЦМК возлагаются следующие задачи: · прогнозирование потребности в МИ, необходимом для ликвидации медико-санитарных последствий возможных ЧС на территории субъекта РФ; · изучение возможностей фармацевтических организаций по поставкам МИ, при ликвидации последствий ЧС; · планирование медицинского снабжения организаций и формирований СМК при ликвидации последствий ЧС; · совместно с отделением экстренной и консультативной медицинской помощи создание и своевременное пополнение укладок МИ выездных бригад при повседневной деятельности; · организация работы по бесперебойному обеспечению МИ формирований СМК при медико-санитарном обеспечении населения в ЧС; · создание резерва МИ, его освежение (замена), пополнение и хранение в установленном порядке; · сбор и анализ данных об обеспеченности МИ организаций и формирований, планируемых для приема пораженных (больных) в ЧС, оказание помощи в создании запасов МИ, в его освежении; · организация взаимодействия с другими органами медицинского снабжения (Минобороны РФ, ФМБА и др.), обеспечивающими МИ организации и формирования СМК на территориальном уровне; · контроль за экономией и рациональным использованием МИ, ведение учетно-отчетной документации по медицинскому снабжению; · участие в организации подготовки, повышении квалификации и аттестации специалистов медицинского снабжения. За последние 20 лет ВСМК накоплен богатый обеспечения МИ сил и средств в ЧС мирного времени, который позволил оптимизировать состав и структуру подразделений медицинского снабжения под решаемые задачи. Таким образом, можно утверждать, что МЦМК иТЦМК имеют в своем составе подразделения, способные решать задачи по обеспечению МИ формирований и организаций ВСМК, принимающих участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС различного характера.
СЛАЙД 23. 2. Нормирование медицинского имущества.
|