Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллигенция.






Большевики смогли привлечь на свою сторону значительную часть российской интеллигенции. В 1917 г. ее численность составила около 1 млн. человек, в том числе 19 % с высшим образованием. Ее наиболее крупными отрядами были учителя, врачи, деятели науки. Численность творческой интеллигенции составила 35 тыс. человек. Хотя она была неоднородна по своему социальному происхождению и это отражалось на ее жизненных ценностях и идейно – политических взглядах. Процесс расслоения наиболее отчетливо проявился после Октябрьской революции. Одни примкнули к белому движению, затем иммигрировали, а в 20 –е годы некоторые из них вернулись на родину. Другие не поддержали большевиков, но и не покинули свой народ и свою землю в смутное время гражданской войны. Наиболее революционная часть интеллигенции активно участвовала в создании новой, советской культуры.

Литература и искусство.

В 20 –х годах было много творческих союзов и групп: всероссийские союзы поэтов, писателей, художников. Самым большим был, созданный в 1917 г. Союз пролетарской культуры – Пролеткульт, под руководством А.А. Богданова, он вел активную работу среди рабочей молодежи, приобщая ее к революционному искусству. Они создавали новую культуру и с пренебрежением относились к культурному наследию прошлого. Были также созданы новые пролетарские творческие организации, такие как Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), Ассоциация художников революционной России (АХРР), Российская ассоциация пролетарских музыкантах (РАПМ).

Важнейшим из искусств большевики считали кино. Экран стал орудием коммунистической пропаганды и агитации. При демонстрации фильмов использовали метод “ленинской пропорции” – сочетание развлекательных фильмов с политическими и научно – документальными.

В 20 –е годы деятели литературы и искусства создали работы, вошедшие в сокровищницу советской культуры. В их числе:

Кинофильмы “Броненосец Потемкин”, ”Октябрь”, ”Звенигора”, ”Мать” и др.; спектакли В.В. Маяковского “Мистерия Буфф”, М.А. Булгакова “Дни Турбинных”; поэмы А.А. Блока “Двенадцать”, С.А. Есенина “Пугачев”, Б.Л. Пастернака “Лейтенант Шмидт”; романы Д.А. Фурманова “Чапаев”, М.А. Шолохова “Тихий Дон”, А.Н. Толстого “Хождение по мукам”; балеты В.М. Дешевова “Красный вихрь” и др.; скульптуры И.Д. Щадра “Булыжник – оружие пролетариата”, памятник А.Н. Радищеву в Петрограде – первый из серии памятников “революционеров всех времен и народов”.

В тоже время произведения деятелей культуры запрещались или замалчивались. Это касалось работ, чьи авторы не признавали советскую власть, эмигрировали или были высланы из страны. В 20 –е годы система замалчивания и запретов на творчество не была всеохватной, она только складывалась.

В отличие от 20 – х гг. 30 гг. стали самым противоречивым периодом не только политико-экономического, но и культурного развития Советского государства. С одной стороны, огромные массы народа приобщались к сокровищницам культуры, талантливые представители трудящихся классов внесли свой посильный вклад в ее преобразование и развитие. С другой, культурная революция не привела к росту критического отношения к действительности, к широкому и глубокому пониманию процессов жизни страны и мира.

В процессе культурной революции сформировалась социалистическая культура Советского государства. Изменилась психология людей, их нравы и привычки. Произошло преобразование общественного сознания на основе идеологии марксизма – ленинизма, воспитание советских людей в духе высокой идейности, морали и патриотизма, что сыграло огромную роль в годы Великой Отечественной Войны.

Культурная революция стала огромным шагом из неграмотной царской России в просвещенное государство, занявшее достойное место среди передовых государств Европы в развитии науки, техники и образования.

 

3. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Формирование тоталитарной политической системы.

 

В 20 – 30 – е гг. XX в. в СССР складывается тоталитарная политическая система. Под тоталитаризмом ученые понимают такие политические системы, которые стремятся установить тотальный (всеобщий) контроль над всеми сторонами общественной жизни и жизнью каждого человека в частности.

Для тоталитарных систем характерны следующие признаки:

· Создание системы официальной идеологии.

· Формирование однопартийной системы.

· Установление монополии на средства массовой информации.

· Введение тотальной системы контроля со стороны государства.

· Утверждение монополии на средстве вооруженной борьбы и т.д.

Сталинская модель тоталитарной системы в СССР сложилась в результате следующих предпосылок:

· После лета 1918 г. партия большевиков установила свою монопольную власть в государстве.

· В 20- е гг. серьезно изменился социальный состав большевистской партии, для которого был характерен низкий уровень грамотности и культуры многих ее членов.

· Диктатура пролетариата превращается в диктатуру партии большевиков, а в 20-е гг. она становится диктатурой ЦК.

· Была сформирована система, контролировавшая политическое настроение граждан (ОГПУ – Особое Государственное политическое Управление), а с 1934 г. – НКВД – Народный Комиссариат Внутренних Дел.

· Проникновение бюрократической системы во все структуры общества и установление диктатуры вождя.

· Формируется культ личности Сталина. Культ личности – есть слепое преклонение перед авторитетом, приписыванию одному лицу сверхъестественных возможностей. Уверование в то, что яко бы этот политик может по своему желанию изменить ход истории.

· Партийно – государственный аппарат превращается в господствующую силу общества.

· Право принятия решений принадлежало “первым лицам”: директорам крупных предприятий, наркомам, секретарям райкомов, обкомов и ЦК.

· В масштабах страны правом принятия решений обладал лишь И. Сталин

Наиболее полно проявились сталинская модель тоталитаризма в развитии общества в таких областях:

В области экономики:

· Происходит полное подчинение производителя государству;

· Средства производства фактически становятся государственными;

· Государство устанавливает полный контроль над рабочей силой;

· Вводится государственное регулирование рабочего дня, заработной платы;

· Фактически вводится запрет на забастовки;

· Обеспечивается государственное регулирование имущественными отношениями.

В политической сфере:

· Насильственно устанавливается однопартийная политическая система;

· Коммунистическая партия наделяется неограниченной властью в государстве;

· Уничтожаются политические оппоненты, как в лице других партий, так и в рамках правящей элиты;

· Утверждается культ личности вождя;

· Происходит сращивание партийного и государственного аппарата;

· создается система официальных (“огосударствленных” массовых организаций)

· формируется мощный репрессивный аппарат, власть опирается на армию и карательные органы;

В духовной жизни:

· происходит превращение партийной идеологии в государственную;

· устанавливается полный государственный контроль над средствами массовой информации;

· вводится партийно – государственный контроль над системой идеологического воспитания масс;

· создаются проправительственные творческие союзы;

· в обществе складывается атмосфера подозрительности, страха, всеобщей слежки, доносительства и всеобщего восхваления политики, политического режима и властей.

 

В области национальных отношений:

· происходит укрепление унитарного государства;

· вводится славянский алфавит в национальных республиках;

· проявляется тенденция к русификации народов СССР и т.д.

Став во главе государства И. Сталин приступил к строительству “социализма в отдельно взятой стране”. Он понимал, что форсированное строительство социализма неизбежно приведет к ломке сложившихся устоев и сопротивление среди различных социальных слоев общества. Сталин предвидел неизбежность насилия как основополагающего метода в социалистическом строительстве. Поэтому он тщательно и последовательно обосновывал изначально жестокие постулаты об усилении и обострении классовой борьбы по мере развертывания строительства социализма.

В ходе социалистического строительства было немало трудностей и ошибок, но вместо глубокого, объективного их анализа, Сталин объяснял эти трудностями происками внутренних и внешних врагов Советской власти.

В 1928 г. было сфабриковано так называемое “Шахтинское дело” против известных инженеров и старых специалистов. Затем последовали судебные процессы против “Промпартии”, “Трудовой крестьянской партии”. Все кто выступал против репрессивной политики предавались анафеме как “враги народа”. Одной из жертв репрессивной политики Сталина стал М.Н. Рютин. Недавний противник троцкисткого- зиновьевского блока, автор капитального труда “Сталин и кризис пролетарской культуры”, составитель платформы и организатор союза марксистов – ленинцев, пришел к заключению: “По своему объективному содержанию роль Сталина – это роль Азефа ВКП (б), пролетарский диктатуры и социалистического строительства”.

Роковым для многих противников политического курса Сталина стал XXVII съезд партии, состоявшийся 26 января – 10 февраля 1934 г. Крайне недовольный результатами поданных против него сотни голосов при тайных выборах ЦК Сталин становится на путь внесудебной расправы над своими политическими противниками. Убийство Кирова 1 декабря 1934 г. привело к активизации репрессивной политики Сталина. По указанию вождя в этот же день Президиум ЦИК СССР принял два постановления, которые фактически ликвидировали остатки правой основы в государстве.

В первом постановлении говорилось:

1. “Следственным властям- вести дела обвиняемых в подготовке или свершении террористических актов ускоренным порядком.

2. Судебным органом – не задерживать исполнение приговоров о высшей мере наказания из – за ходатайства преступников данной категории о помиловании, так как Президиум ЦИК Союза ССР не считает возможным принимать подобные ходатайства к рассмотрению.

3. Органам Наркомвнудела – приводить в исполнение приговор о высшей мере наказания в отношении преступников выше названных категорий немедленно по вынесении судебных решений”.

Второе же постановление, опубликованное 5 декабря требовало внести изменения в действовавшие уголовно – процессуальные кодексы в части терроризма во всех республиках. В нем утверждалось:

1. “Следствие по этим делам заканчивать в срок не более 10 дней.

2. Обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрении дела в суде.

3. Дела слушать без участия сторон.

4. Кассационные обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать”.

По ложным доносам и обвинениям в “контрреволюционной” деятельности было арестовано десятки тысяч невинных людей. К концу 30 – х гг. система ГУЛАГа включала более 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. В 1930 г. до 839, 4 тыс. – в конце 1935 г. и до 996, 4 тыс. в конце 1937 г. На январь 1940 г. во всех местах заключения в СССР находилось 1 850 258 заключенных.

Доктор, профессор РГУ А.И. Козлов в отличие от официальных данных отмечает, что с 1921 по 1954 гг. только органами ГПУ – ОГПУ - НКВД – МВД – КГБ были осуждены 3 770 380 человек. Их них расстреляны 642 980, привлечены к заключению на разные сроки, в том числе на 25 лет, - 2 369 220, к ссылке 765 180. А в 1930 – 1953 гг. по обвинению в контрреволюционности подверглись 3 778 234 чел., растреленных из которых 786 098.

Репрессии носили не узколичностный и не бессистемный, а политический характер. Деяния диктаторов всегда и повсюду обагрены кровью. Главный урок истории - это исключить повторение пройденного.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал