Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 13. Советское общество в 1953 – 1964 ГГ.

План:

1. Начало десталинизации страны.

2. Попытки осуществления политических и социально – экономических реформ.

3. Либерализация внешнеполитического курса советского государства.

 

1. Начало десталинизации страны.

 

В отличие от многих политических деятелей Н. Хрущев был личностью оригинальной, творческой. Он принадлежал к тому поколению большевиков, пришедших в партию после победы Октябрьской революции. Это было еще время острых споров, самостоятельных суждений и свежих мыслей. В годы сталинского тоталитарного режима он сохранил наследие первой половины 20-х гг. По самой своей природе Хрущев, в сущности, был новатором и когда он стал лидером СССР эта его природа новаторства проявилась на практике. Интересные характеристики Н. Хрущева оставили его современники. Председатель КГБ при СМ СССР в 1961 – 1967 гг. В.Е. Семичастный отмечал, что для него были присущи сила воли, сообразительность, быстрое мышление.

Поэт А. Твардовский высказывал впечатление о выступлении Хрущева на июльском / 1955 г. / Пленуме ЦК: «Общего ключа ко всему вроде как нет… Какой бы из него был могучий критикан этой стихийности, не будь он во главе дела? Живописен, умен, форсист, груб, но смотрит в корень и хочет добра».

Министр сельского хозяйства в 1955 – 1960 гг. В.В. Мацкевич в своем интервью газете «Былое» обращает внимание на его природный ум, необычайную память, способность на лету схватывать суть проблемы и быстро решать ее, открытость и доступность.

Источником силы Хрущева и непобедимости в конечном счете начатого им дела было то, что он во многом осознал невозможность жить по – старому, без принципиальных изменений. Источником слабости его было шараханья, непоследовательность, поверхностность ряда реформ, не понимание того, чтобы перестать жить по – старому, необходимо было сломать старую политическую систему, старый механизм хозяйствования.

В исторической литературе сложились разные подходы к оценке деятельности Н.Хрущева. Одни исследователи утверждают, что реформы Хрущева принесли немалые позитивные результаты в политической, экономической, социальной и культурной жизни советского общества.

Другие же делают акцент на невозможности реформирования социалистической системы и доказывают изначальную несостоятельность его реформ.

Важное значение в политический жизни страны и партии имел доклад Н. Хрущева на ХХ съезде КПСС 30 июня 1956 г., в котором дается критика культа личности Сталина и его влияния на советский общественный строй. Анализируя этот документ необходимо отметить, что для него были характерны историческая ограниченность, узость, неполнота, субъективизм многих положений.

Во–1–х, весьма неглубоким, поверхностным было объяснение причин проявления культа личности, которые сводились лишь к сложной внутренней и международной обстановке и некоторым личным качествам Сталина. Объяснялось, что культ личности порожден лишь определенными историческими условиями, которые ушли в прошлое. В действительности к единоличной диктатуре везде и всюду вела монополия партии на власть, на собственность, на истину.

Во–2–х, ни в докладе, ни в постановлении ЦК от 30 июня 1956 г. нет ни одного слова об ответственности партии, ее ЦК и Политбюро за торжество культа личности.

В–3–х, умалчивалось, что чудовищным насилиям подвергались не только руководящие кадры, но и весь народ.

В–4–х, по-прежнему клеймились как враги народа троцкисты и бухаринцы.

В–5–х, говорилось, будто Сталин был убежден, что все его действия направлены на защиту интересов партии, рабочего класса, трудового народа, социализма.

В–6–х, не был сформулирован механизм борьбы с проявлениями культа личности.

В целом же содержание его речи было разоблачительным. В 1953 – 1964 годах предпринимался ряд мер, направленных на недопущение повторения культа личности, на развитие внутрипартийной и советской демократии, на укрепление законности и улучшение работы госаппарата. В частности:

- острейшая критика культа личности размывала возможность его повторения. Антикультовый процесс в обществе стал необратимым;

- на ХХII съезде партии Хрущев заявил: «Надо, чтобы в партии было всегда такое положение, при котором любой руководитель был подотчетен партии, ее органам, чтобы партия могла сменить любого руководителя, когда она сочтет необходимым»;

- в целях исключения возможности чрезмерного сосредоточения власти в руках отдельных работников и предотвращения случаев выхода их из – под контроля коллектива на ХХII съезде было введено в практику систематическое обновление состава всех выборных органов партии;

- в программе КПСС указывалось, что принцип выборности и подотчетности перед представительными органами и избирателями постепенно следует распространить на всех руководящих работников органов власти;

- Хрущев критически относился к существующим в системе советов «выборам без выбора». Он предлагал при подготовке новой Конституции выдвигать не одного кандидата, а нескольких;

- была расширена компетенция местных органов управления / 1954 г. /;

- в 1954 г. был существенно сокращен государственный аппарат. Упразднялось 10 тыс. главков, отделов, трестов и других организаций;

- были восстановлены в своих правах репрессированные народы, увеличивалась компетенция союзных республик, в ведение которых передавались многие промышленные предприятия;

- Хрущев ставил вопрос об инакомыслии в партии, конечно, в рамках принципов марксистско-ленинской идеологии, но это положение не получило практического применения;

- важнейшим проявлением либерализации режима явилась ликвидация многочисленных нарушений законности в стране.

Таким образом, после ХХ съезда КПСС в результате десталинизации страны тоталитаризм был поколеблен во всех сферах жизни общества, но окончательно не сокрушен. В ходе реформаторской деятельности Хрущева в некоторой степени оживилась работа Советов, общественных организаций, был обеспечен прорыв в космос, началось освоение целины, развернулось массовое жилищное строительство, осуществлялась реабилитация жертв сталинских репрессий. Например, с начала 1954 г. до начала 1956 г. были реабилитированы 7679 чел., многие из них посмертно. Утверждался курс на мирное существование СССР с Западом и т.д. В то же время продолжали действовать старые методы руководства. В частности, осуществлялся всеобъемлющий контроль партийного аппарата за политической, экономической, идеологической и культурной жизнью общества. Генеральный секретарь по – прежнему обладал огромными полномочиями. В партии вне критики оставались ЦК, Политбюро ЦК, секретари ЦК.

 

2. Попытки осуществления политических и социально-экономических

реформ.

 

В области экономической политики Хрущев считал, что в первую очередь следует приступить к улучшению положения в аграрном секторе экономики, положение в котором было крайне тяжелым. В числе причин отставания сельского хозяйства Н. Хрущев назвал следующие:

- отсутствие принципа материальной заинтересованности колхозников в результате низких заготовительных цен;

- нарушение принципа правильного сочетания личных и общественных интересов колхозников;

- удушающую централизацию планирования сельского хозяйства / колхозы ежегодно отчитывались по 10 тыс. показателей /.

С 1953 по 1958 гг. были проведены следующие меры по улучшению положения в сельском хозяйстве:

- резко повысили закупочные цены, которые, конечно, не компенсировали всех затрат производства, но стали вполне обоснованными;

- списали долги колхозам прошлых лет;

- в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни;

- отменили налог на личные подсобные хозяйства и разрешили в 5 раз увеличить его размер;

- провозгласили принцип планирования снизу в сфере производства;

- стали вводить пенсии для колхозников;

- проводилась паспортизация среди крестьян;

- колхозы получили право вносить изменения в сельскохозяйственные уставы с учетом местных условий;

- за 5 лет была реализована крупная программа освоения 42 млн. га. целинных и залежных земель.

Например, резко были увеличены государственные капиталовложения в сельскохозяйственную отрасль. В 4 – й пятилетке (1946 – 1950 гг.) они составили 25, 1 млрд. руб., в 5 – й (1951 – 1955 гг.) – 64 млрд. руб., в 1956 – 1958 гг. – 67, 4 млрд. руб. Все это привело к росту материальной заинтересованности колхозников в результатах труда. Реальные доходы крестьян в 1958 г. составили 184% по отношению к 1950 г. В колхозах ввели такие экономические категории, как хозрасчет, себестоимость, рентабельность, заработная плата, которые до 1956 г. считались антимарксистскими.

Аграрная политика Хрущева дала значительные результаты в 1953 – 1958 гг. За 5 лет прирост сельскохозяйственного производства составил 34%. Но в конце 50 – х гг. Хрущев по многим направлениям повернул на 180 градусов. Администрирование, командование колхозами вновь приобретает чудовищные размеры, что не могло не оказать негативного влияния на его развитие.

Семилетний план развития экономики страны / 1959 – 1965 гг. / в части сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%.

В области промышленности руководство во главе с Хрущевым в 1950-е гг. придерживалось курса на преимущественное развитие производства средств производства / гр. «А» /, которое к середине 60-х гг. составило почти 3\4 общего объема промышленного производства. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10%. Столь высокие темпы развития достигались за счет административных методов. По уровню технического прогресса наша промышленность серьезно отставала от Западных стран. Поэтому на июльском пленуме ЦК КПСС 1955 г. обращалось внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достижений науки и техники. Для совершенствования управления гражданской промышленностью и строительством в 1957 г. был осуществлен переход от отраслевого /вертикального/ к территориальному /горизонтальному/ принципу управления. Создавались вместо министерств совнархозы / советы народного хозяйства /. В стране было образовано 105 экономических районов на базе существующего административного деления, основной целью которых было:

- разрушить ведомственную монополию;

- приблизить управление к местам;

- поднять их инициативу;

- сбалансировать экономическое развитие республик, регионов;

- укрепить внутри их хозяйственные связи.

Положительной стороной деятельности совнархозов являлось то, что они создали для ряда отраслей ремонтные заводы с более высоким производственно-техническим оснащением;

- наладили территориальные связи и устранили часть нерациональных перевозок;

-развили производство товаров народного потребления для местных нужд;

- благодаря ним в 1958 г. значительно увеличился прирост национального дохода.

Отрицательной стороной новой совнархозовской системы управления была потеря управлением отраслью как целым, стали развиваться местнические тенденции, т.е. ожидаемого эффекта эта мера не принесла. В области социальной политики Хрущев сделал немало:

- увеличил минимальный заработок в государственном секторе на 35%;

- удвоил размеры пенсий для рабочих и служащих;

- ввёл в масштабах всей страны пенсионное обеспечение колхозников;

- коренным образом улучшил жилищные условия народа. С 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%. В 1956-1965 гг. половина населения получила новые квартиры.

- предпринял попытку борьбы с привилегиями чиновничьей партийной номенклатуры. Он отменил дополнительную «закрытую зарплату» для партийных чиновников / т.н. «конверты» /, которая была в 2-3 раза выше официальной;

- сократил количество персональных автомобилей;

- серьезной неудачей социальной политики Хрущева было то, что он не смог ликвидировать дефицит снабжения населения продуктами питания.

Несмотря на некоторые положительные стороны политической деятельности Хрущева необходимо отметить, что в экономике страны продолжали безраздельно господствовать государственная и колхозно-кооперативная формы собственности, административно-командная система

управления, сохранялся старый механизм хозяйствования, строжайшая централизация в управлении. Экономика СССР развивалась по экстенсивному пути, темпы которой стали существенно сокращаться, что привело к экономическому кризису. Кризисные явления в экономике оказали отрицательное влияние на рост благосостояния народа.

3. Либерализация внешнеполитического курса советского государства.

На ХХ съезде КПСС была сформулирована новая внешнеполитическая концепция: необходимость мирного сосуществования государств с различным общественным строением и многовариантности путей построения социализма на основе принципа пролетарского интернационализма. В решениях съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму.

В области внешней политики определялись основные направления:

- отношения со странами социалистического лагеря;

- проблемы со странами Запада;

- поддержка стран «третьего мира»;

- СССР в борьбе за мир и разоружение.

Экономические отношения между социалистическими странами регулировались через Совет Экономической Взаимопомощи / СЭВ /, а военно-политические в рамках Организации Варшавского Договора / ОВД /, созданной в 1955 г. Страны, вошедшие в это военно-политическое объединение, обязывались разрешать возникающие международные конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам.

Во взаимоотношениях стран социалистического содружества имели место конфликтные ситуации, которые были обусловлены политикой диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Например, в июне 1953 г. советские войска принимали участие в подавлении выступлений трудящихся ГДР. Процесс десталинизации в СССР вызвал кризисную ситуацию в 1956 г. в Польше и Венгрии. Если в Польше кризис разрешился мирно, то в Венгрии вспыхнуло антитоталитарное, антикоммунистическое и антисоветское восстание, которое было подавлено объединенными вооруженными силами Организации Варшавского Договора.

В 50-х гг. осложнились отношения СССР с КНР, руководство которого отвергло просьбу о размещении на ее территории советских военных баз. В связи с чем Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух государств в области ядерной физики.

Характерным для внешней политики СССР на начальном этапе правления Н.Хрущева было то, что она проводилась в условиях напряженной международной обстановки.

Страны, получившие от США помощь, должны были прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные страны во главе с США для сдерживания социалистического лагеря и национально-освободительных движений создают новый военно-политический блок в Восточной Азии – СЕАТО.

С 1954 по 1956 гг. дипломатией Советского Союза были достигнуты некоторые позитивные результаты. В частности, были восстановлены дипломатические отношения с Австрией и ФРГ; подписано соглашение о прекращение состояния войны с Японией. В сентябре 1959 г. Н. Хрущев встретился с американским президентом Эйзенхауэром. Лидеры СССР и США обсуждали главный вопрос в области взаимоотношений между Востоком и Западом – проблему Германии, т.е. урегулирование границ между ФРГ и ГДР. В то же время СССР препятствовал вступлению ФРГ в военно-политический блок НАТО.

Отношения между ФРГ и ГДР приобрели кризисный характер, результатом чего стало возведение между двумя государствами 13 августа 1961 г. так называемой берлинской стены.

Новый поворот в «холодной войне» произошел весной 1960 г., когда над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет. Это событие сорвало ответный визит президента США в СССР и встречу глав государств СССР, США, Великобритании и Франции в Париже. Начался новый виток конфронтации Востока и Запада, высшая точка которого приходится на осень 1962 г., когда разразился «карибский кризис». Размещение советских ракет на Кубе поставило мир на грань ядерной войны между СССР и США. Только благодаря здравому смыслу президент США Д. Кеннеди и Председатель СМ СССР Н. Хрущев стали на путь мирного разрешения кризисной ситуации.

Для нормализации международной обстановки СССР предпринял ряд инициатив:

- объявил мораторий на ядерные испытания и в одностороннем порядке провел серию сокращений вооруженных сил / с 5, 8 млн. чел. в 1955 г. до 2, 5 млн. в 1960 г. /;

- сократил и ликвидировал отдельные виды обычных вооружений / надводного флота /.

Но при этом СССР продолжил наращивание и совершенствование более современных видов оружия – межконтинентальных баллистических ракет и атомного подводного флота.

Активизации внешней политики СССР в 60-е гг. способствовало появление в нашей стране нового оружия. СССР стал более активно поддерживать национально-освободительные движения и предоставлять кредиты развивающимся странам.

Либерализация внешнеполитического курса была связана с появлением новых форм межгосударственных отношений:

- получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. После трудных переговоров в 1963 г. в Москве был подписан договор между СССР, США и Англией о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Это был первый договор по ограничению стратегических вооружений.

В целом же к середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация международных отношений. Однако имперские претензии США и СССР вызвали ряд напряженных ситуаций, как на Западе, так и на Востоке.

Таким образом, в области внутренней и внешней политики советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым допускало некоторые волюнтаристские подходы, что не могло не оказать отрицательного влияние на решение многих проблем в данных областях.

Все это, в конечном итоге предопределило политическое поражение Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.

К причинам политической отставки Н.С.Хрущева необходимо отнести следующее:

- Н.Хрущев лишился поддержки почти всех социальных слоев советского общества. Рабочие были крайне недовольны повышением в 1962 г. цен на мясо и масло, а так же дефицитом товаров. Все это привело к новочеркасским и карагандинским событиям.

- крестьянство и рабочие совхозов были недовольны жесткими ограничениями личного подсобного хозяйства, подрывом экономики колхозов в результате больших затрат на выкуп техники у МТС, линией на ликвидацию частных паров и посевов многолетних трав, недостатком промышленных товаров и т.д.

- у интеллигенции вызвали протест начавшиеся гонения на видных писателей и художников / А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, художников-абстракционистов Э. Неизвестного и Б. Жутовского /. Уже на пенсии Хрущев пересмотрел многие свои взгляды на культуру. В своих воспоминаниях он писал: «… Наиболее страдающая категория советского населения – наша интеллигенция… У нас… крайне жесткая цензура… Нельзя… административно-полицейскими мерами бороться против того, что возникает в среде творческой интеллигенции: ни в живописи, ни в культуре, ни в музыке, ни в чем!.. Нельзя ни с какой музыкой бороться административными путями. Пусть к ней выразит свое отношение сам народ… Обязательно надо смелее предоставить возможность творческой интеллигенции высказываться, действовать, творить. Творить!»

- партийный аппарат был недоволен, во-1-х, разделением в 1962 г. партийных организаций на промышленные и сельские, что привело к ослаблению связи между промышленностью и сельским хозяйством; во-2-х, партийная бюрократия видела, что серьезную угрозу для нее представляют введенные в 1961 г. на ХХII съезде партии нормы систематического обновления всех органов коммунистической партии; в 3-х, партийный аппарат раздражали частые и резкие нападки руководства на партийных чиновников;

- руководящие кадры промышленных и сельскохозяйственных предприятий выступали против административного диктата и бесконечных реорганизаций;

- в армии были крайне недовольны смещением Жукова и резким сокращением армии без создания необходимых материально-бытовых условий уволенным в запас офицерам;

- среди народа вызывали крайнее раздражение всемерное восхваление со стороны бюрократии заслуг Хрущева, его широковещательные декларации о том, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме, а так же призывы, что в ближайшие годы СССР догонит и перегонит наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения и т.д.

Итак, при всей прогрессивности многих шагов Хрущева он был сыном сталинской эпохи, поэтому не смог сразу отбросить ее предрассудки, ее методы и приемы подхода к делу. Все это в конечном итоге предопределило политическое поражение Н.С. Хрущева.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Величина показателя адиабаты газовых смесей | Действие воздушной ударной волны
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал