Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






старший преподаватель Фролов Е И.

Министерство образования и науки

Российской Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «История»

Для студентов заочной формы обучения

по направлению (специальности)

Строительство».

Составитель:

старший преподаватель Фролов Е И.

 

 

Волгодонск 2015

 

Лекция № 1. «ПРЕДМЕТ ИСТОРИЯ»

 

План:

1. Предмет истории. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории.

2. Понятие и классификация исторического источника.

3. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.

4. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

 

 

1. Предмет истории. Сущность, формы, функции исторического знания.

 

На протяжении всей человеческой цивилизации особый интерес в обществе вызывала ИСТОРИЯ (от греческого historia – рассказ о прошедшем, об узнанном). Historia est magistra vitas (история – наставница жизни) говорили древние авторы.

Среди ученых сложился различный подход в понимании содержания истории. В ходе исторической практики большинство исследователей исходят из того, что, во-первых, ИСТОРИЯ – это важнейший способ самоидентификации общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. Она помогает осознавать, что представляет общество, кто мы такие и куда идем.

Во-вторых, ИСТОРИЯ – это форма социальной памяти человечества. Историческая память является основой логики, мышления, лишившись которой общество легко становится объектом для различного рода манипуляций.

В-третьих, ИСТОРИЯ – это не только «преданья старины глубокой», не только вчерашний, но и сегодняшний день.

В процессе изучения истории происходит формирование исторического сознания. В современной исторической литературе под ИСТОРИЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ понимают сумму накопленных наукой знаний об обществе в духовной сфере, которое может быть массовым и индивидуальным. Массовое (групповое) историческое сознание представляет собой способ рационального воспроизведения и оценки социумом движения общества во времени. Индивидуальное историческое сознание является результатом приобретения знаний о прошлом и осмысления их.

Существует два вида исторического сознания: ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ и ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ. В первом виде сознание ориентируется на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий. В данном случае сознание не только всегда конкретно, но и теоретично.

А целостно-рациональное сознание ориентируется не только на конкретный результат, а на стоящую за ним ценность. Историческое сознание может приобретать форму мифа, хроники или науки.

 

Социальными функциями Отечественной истории являются научно-познавательная, практически-рекомендательная и воспитательная.

К функциям исторического знания относятся:

- познавательная – выявление закономерностей исторического развития;

- воспитательная – формирование гражданских и нравственных ценностей, качеств;

- прогностическая – предвидение будущего;

- практически-рекомендательная – выработка обоснованного политического курса;

- социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности.

 

 

2.МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА.

 

Наиболее часто в исторической науке используются две группы методов: ОБЩЕНАУЧНЫЕ и СПЕЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ.

К общенаучным относятся:

· методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент);

· методы теоретического исследования (идеализация, формализация, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, аксиоматический, исторический, логический, системно-структурный анализ, функциональный анализ, информационно-энтропийный метод, алгоритмизация и др.)

 

К специально-историческим методам относятся:

· историко-генетический

· (рассматривает исторические явления в процессе их развития);

· историко-сравнительный

· (сопоставление исторических объектов в пространстве и времени, выявление сходства и различия между ними);

· историко-типологический

· (выявление общих черт в исторических событиях и явлениях и выявление однородных стадий в их непрерывно-временном развитии);

· историко-системный

· (углубление анализа общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования и развития);

· диахронический анализ

· (решается задача обнаружения особенностей построения во времени разнообразных по природе процессов).

 

В познавательной деятельности методы находятся в диалектическом единстве, взаимосвязи, дополняют один другого, что обеспечивает объективность в изучении исторических процессов.

В качестве базы исторического познания выступают ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ, которые подразделяются на четыре типа:

 

· вещественные;

· письменные;

· изобразительные;

· фоничные.

 

Фундаментальной категорией исторического знания является ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. В науке имеются три значения понятия «исторический факт»:

· факт как событие или явление исторической действительности;

· факт как сообщение источника, т.е. определенная информация о событии;

· научно-исторический факт как элемент логической структуры исторической науки.

Наличие источниковой информации само по себе не гарантирует объективной реконструкции прошлого. Для этого необходимо правильное прочтение и истолкование источников.

 

3. ИСТОРИОГРАФИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ:

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ.

 

Историография истории России – это описание российской истории и исторической литературы. Первый научный труд по истории России написал В.Н.ТАТИЩЕВ (1686-1750) – дворянский историк петровской эпохи. Его «История Российская с самых древнейших времен» в 5-ти томах подразделяет отечественную историю на несколько этапов: от совершенного «единовластительства» (от Рюрика до Мстислава), через «аристократию удельного периода» (1132-1426 гг.) к «восстановлению монархии при Иоанне Великом III и укреплению ее при Петре I в начале XYIII столетия».

Ряд трудов по русской истории написал М.В.ЛОМОНОСОВ (1711-1765) – «Краткий российский летописец с родословием», «Древняя российская история», в которых он положил начало борьбе против норманнской теории образования древнерусского государства.

Весомый вклад в изучение российской истории внес Н.М.КАРАМЗИН (1766-1826). Он является автором 12-ти томного издания «Истории государства Российского». Карамзин выдвинул идею, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия и спасалась мудрым самодержавием». Исходя из такого подхода он выделяет 6 периодов истории российского государства:

«введение монархической власти» - от «призвания князей варяжских» до Святополка Владимировича (862-1015 гг.);

«угасание самодержавия» - от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015-1238 гг.);

«гибель русского государства» и постепенное «государственное возрождение России» – от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238-1462 гг.);

«утверждение самодержавия» - от Ивана III до Ивана IV

(1462-1533 гг.);

Восстановление «единовластия царского» и превращение самодержавия в тиранию – от Ивана IV (Грозного) до Бориса Годунова (1533-1598 гг.);

«смутное время» - от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598-1613 гг.).

 

Автором многотомного капитального труда по русской истории являлся С.М.СОЛОВЬЕВ (1820-1879), в котором ИСТОРИЗМ становится основным принципом исследования. В «Истории России с древнейших времен» он не делит историю России на периоды, а соединяет их, рассматривая развитие России и Западной Европы в единстве.

В 50-е гг. XIX в. сложилась государственная школа в русской историографии, основоположником которой являлся Б.Н.ЧИЧЕРИН (1828-1904). Представители этой школы обратилась к идеалу сильной государственной власти.

Русский историк В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ (1841-1911) в многотомном «Курсе русской истории» придерживался позитивистской «теории фактов». Он выделял три основные силы, которые строят людское общежитие: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателем исторического прогресса он считал «умственный труд и нравственный подвиг».

На протяжении всей советской эпохи в изучение исторических процессов было привнесено немало субъективизма, что не могло не оказать отрицательного влияния на развитие исторической науки. Характерным для советской историографии являлось то, что в основу периодизации был положен ФОРМАЦИОННЫЙ подход, в соответствии с которым в Отечественной истории выделяли:

Первобытно-общинный строй (до IX в.);

Феодализм (IX – сер. XIX в.);

Капитализм (вторая пол. XIX в. – 1917 г.)

Социализм (с 1917 г.)

 

Каждая из формаций делилась на соответствующие этапы. В постперестроечный период произошла переоценка отдельных событий, периодов и этапов русской истории.

Историки российской государственности предлагают следующую периодизацию истории России, исходя из нескольких факторов:

социально- экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственного развития:

Древняя Русь (IX - XII вв.);

Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII - XV вв.);

Русское (Московское) государство (XV - XVII вв.);

Российская империя периода абсолютизма (XVIII - сер. XIX вв.);

Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (сер. XIX - нач. XX вв.);

Россия в период буржуазно-демократичной республики (февраль-октябрь 1917 г.);

Период становления советской государственности (1918-1920 гг.);

Переходный период и период НЭПа (1921-1930 гг.);

Период государственно-партийного социализма (1930 – нач. 60-х годов XX в.);

Период кризиса социализма (60 – 90-е гг. XX в.).

 

Конечно, данная периодизация является условной, но она позволяет рассмотреть основные этапы в истории российской государственности.

 

4.МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.

ИСТОРИЯ РОССИИ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.

 

Объективное познание истории России обеспечивается научной методологией. МЕТОДОЛОГИЯ истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания. Основными принципами изучения истории являются:

ОБЪЕКТИВНОСТИ;

ИСТОРИЗМА;

СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА.

 

Принцип ОБЪЕКТИВНОСТИ в Отечественной истории исходит, прежде всего:

· из необходимости изучать объективные закономерности, которые определяют процессы общественно-политического развития;

· опираться на факты в их истинном содержании, не искажая их и не подгоняя эти факты под заранее задуманные схемы;

· рассматривать каждое явление, историческое событие в его многогранности и противоречивости, с учетом положительных и отрицательных сторон.

Пренебрежение этим принципом приводит к субъективизму.

 

Принцип ИСТОРИЗМА требует исходить из положений диалектической логики и предполагает рассмотрение фактов, исторических событий в соответствии с конкретно-историческими условиями, в их взаимной связи и обусловленности, с учетом данному периоду времени расстановки классовых сил, партий, общественных организаций в стране и мировом сообществе.

В соответствии с принципом СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА в развитии общественных процессов рассматриваются проявления определенных социальных, классовых интересов и социально-классовых отношений в политической, экономической и социальной областях. Социальный анализ позволяет соотнести классовые интересы с общечеловеческими, дать оценку влияния классовых сил, партий на развитие общественного прогресса.

Изучать Отечественную историю необходимо в контексте мировой истории. Россия является составной частью мировой цивилизации. Поэтому различные процессы политического, экономического, социального и культурного порядка, происходящие в различных уголках земной цивилизации в обязательном порядке оказывают влияние на развитие Российского государства.

Значение Отечественной истории в формировании мировоззрения каждого гражданина исключительно велико. Великий русский писатель А.И.Герцен говорил: «Нельзя жить на земле, не помня, чем здесь жили прежде, не зная о трудах, славе, заблуждениях, ошибках наших предков, не помня имен самых знаменитых и праведных, чьими мыслями мы продолжаем пользоваться как само собой разумеющимся, как извечно существующими. Обретя право на прошлое, мы обретаем совесть, обретаем ее не на словах, а на деле».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
России в 2007-2010 гг. | Подготовлены к изданию гуп мниитэп
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал