![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
старший преподаватель Фролов Е И.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ
КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине «История» Для студентов заочной формы обучения по направлению (специальности) Строительство». Составитель: старший преподаватель Фролов Е И.
Волгодонск 2015
Лекция № 1. «ПРЕДМЕТ ИСТОРИЯ»
План: 1. Предмет истории. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. 2. Понятие и классификация исторического источника. 3. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. 4. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
1. Предмет истории. Сущность, формы, функции исторического знания.
На протяжении всей человеческой цивилизации особый интерес в обществе вызывала ИСТОРИЯ (от греческого historia – рассказ о прошедшем, об узнанном). Historia est magistra vitas (история – наставница жизни) говорили древние авторы. Среди ученых сложился различный подход в понимании содержания истории. В ходе исторической практики большинство исследователей исходят из того, что, во-первых, ИСТОРИЯ – это важнейший способ самоидентификации общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. Она помогает осознавать, что представляет общество, кто мы такие и куда идем. Во-вторых, ИСТОРИЯ – это форма социальной памяти человечества. Историческая память является основой логики, мышления, лишившись которой общество легко становится объектом для различного рода манипуляций. В-третьих, ИСТОРИЯ – это не только «преданья старины глубокой», не только вчерашний, но и сегодняшний день. В процессе изучения истории происходит формирование исторического сознания. В современной исторической литературе под ИСТОРИЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ понимают сумму накопленных наукой знаний об обществе в духовной сфере, которое может быть массовым и индивидуальным. Массовое (групповое) историческое сознание представляет собой способ рационального воспроизведения и оценки социумом движения общества во времени. Индивидуальное историческое сознание является результатом приобретения знаний о прошлом и осмысления их. Существует два вида исторического сознания: ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ и ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ. В первом виде сознание ориентируется на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий. В данном случае сознание не только всегда конкретно, но и теоретично. А целостно-рациональное сознание ориентируется не только на конкретный результат, а на стоящую за ним ценность. Историческое сознание может приобретать форму мифа, хроники или науки.
Социальными функциями Отечественной истории являются научно-познавательная, практически-рекомендательная и воспитательная. К функциям исторического знания относятся: - познавательная – выявление закономерностей исторического развития; - воспитательная – формирование гражданских и нравственных ценностей, качеств; - прогностическая – предвидение будущего; - практически-рекомендательная – выработка обоснованного политического курса; - социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности.
2.МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА.
Наиболее часто в исторической науке используются две группы методов: ОБЩЕНАУЧНЫЕ и СПЕЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ. К общенаучным относятся: · методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); · методы теоретического исследования (идеализация, формализация, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, аксиоматический, исторический, логический, системно-структурный анализ, функциональный анализ, информационно-энтропийный метод, алгоритмизация и др.)
К специально-историческим методам относятся: · историко-генетический · (рассматривает исторические явления в процессе их развития); · историко-сравнительный · (сопоставление исторических объектов в пространстве и времени, выявление сходства и различия между ними); · историко-типологический · (выявление общих черт в исторических событиях и явлениях и выявление однородных стадий в их непрерывно-временном развитии); · историко-системный · (углубление анализа общественно-исторических систем, раскрытие внутренних механизмов их функционирования и развития); · диахронический анализ · (решается задача обнаружения особенностей построения во времени разнообразных по природе процессов).
В познавательной деятельности методы находятся в диалектическом единстве, взаимосвязи, дополняют один другого, что обеспечивает объективность в изучении исторических процессов. В качестве базы исторического познания выступают ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ, которые подразделяются на четыре типа:
· вещественные; · письменные; · изобразительные; · фоничные.
Фундаментальной категорией исторического знания является ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. В науке имеются три значения понятия «исторический факт»: · факт как событие или явление исторической действительности; · факт как сообщение источника, т.е. определенная информация о событии; · научно-исторический факт как элемент логической структуры исторической науки. Наличие источниковой информации само по себе не гарантирует объективной реконструкции прошлого. Для этого необходимо правильное прочтение и истолкование источников.
3. ИСТОРИОГРАФИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ.
Историография истории России – это описание российской истории и исторической литературы. Первый научный труд по истории России написал В.Н.ТАТИЩЕВ (1686-1750) – дворянский историк петровской эпохи. Его «История Российская с самых древнейших времен» в 5-ти томах подразделяет отечественную историю на несколько этапов: от совершенного «единовластительства» (от Рюрика до Мстислава), через «аристократию удельного периода» (1132-1426 гг.) к «восстановлению монархии при Иоанне Великом III и укреплению ее при Петре I в начале XYIII столетия». Ряд трудов по русской истории написал М.В.ЛОМОНОСОВ (1711-1765) – «Краткий российский летописец с родословием», «Древняя российская история», в которых он положил начало борьбе против норманнской теории образования древнерусского государства. Весомый вклад в изучение российской истории внес Н.М.КАРАМЗИН (1766-1826). Он является автором 12-ти томного издания «Истории государства Российского». Карамзин выдвинул идею, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия и спасалась мудрым самодержавием». Исходя из такого подхода он выделяет 6 периодов истории российского государства: «введение монархической власти» - от «призвания князей варяжских» до Святополка Владимировича (862-1015 гг.); «угасание самодержавия» - от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015-1238 гг.); «гибель русского государства» и постепенное «государственное возрождение России» – от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238-1462 гг.); «утверждение самодержавия» - от Ивана III до Ивана IV (1462-1533 гг.); Восстановление «единовластия царского» и превращение самодержавия в тиранию – от Ивана IV (Грозного) до Бориса Годунова (1533-1598 гг.); «смутное время» - от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598-1613 гг.).
Автором многотомного капитального труда по русской истории являлся С.М.СОЛОВЬЕВ (1820-1879), в котором ИСТОРИЗМ становится основным принципом исследования. В «Истории России с древнейших времен» он не делит историю России на периоды, а соединяет их, рассматривая развитие России и Западной Европы в единстве. В 50-е гг. XIX в. сложилась государственная школа в русской историографии, основоположником которой являлся Б.Н.ЧИЧЕРИН (1828-1904). Представители этой школы обратилась к идеалу сильной государственной власти. Русский историк В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ (1841-1911) в многотомном «Курсе русской истории» придерживался позитивистской «теории фактов». Он выделял три основные силы, которые строят людское общежитие: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателем исторического прогресса он считал «умственный труд и нравственный подвиг». На протяжении всей советской эпохи в изучение исторических процессов было привнесено немало субъективизма, что не могло не оказать отрицательного влияния на развитие исторической науки. Характерным для советской историографии являлось то, что в основу периодизации был положен ФОРМАЦИОННЫЙ подход, в соответствии с которым в Отечественной истории выделяли: Первобытно-общинный строй (до IX в.); Феодализм (IX – сер. XIX в.); Капитализм (вторая пол. XIX в. – 1917 г.) Социализм (с 1917 г.)
Каждая из формаций делилась на соответствующие этапы. В постперестроечный период произошла переоценка отдельных событий, периодов и этапов русской истории. Историки российской государственности предлагают следующую периодизацию истории России, исходя из нескольких факторов: социально- экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственного развития: Древняя Русь (IX - XII вв.); Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII - XV вв.); Русское (Московское) государство (XV - XVII вв.); Российская империя периода абсолютизма (XVIII - сер. XIX вв.); Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (сер. XIX - нач. XX вв.); Россия в период буржуазно-демократичной республики (февраль-октябрь 1917 г.); Период становления советской государственности (1918-1920 гг.); Переходный период и период НЭПа (1921-1930 гг.); Период государственно-партийного социализма (1930 – нач. 60-х годов XX в.); Период кризиса социализма (60 – 90-е гг. XX в.).
Конечно, данная периодизация является условной, но она позволяет рассмотреть основные этапы в истории российской государственности.
4.МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИЯ РОССИИ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.
Объективное познание истории России обеспечивается научной методологией. МЕТОДОЛОГИЯ истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания. Основными принципами изучения истории являются: ОБЪЕКТИВНОСТИ; ИСТОРИЗМА; СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА.
Принцип ОБЪЕКТИВНОСТИ в Отечественной истории исходит, прежде всего: · из необходимости изучать объективные закономерности, которые определяют процессы общественно-политического развития; · опираться на факты в их истинном содержании, не искажая их и не подгоняя эти факты под заранее задуманные схемы; · рассматривать каждое явление, историческое событие в его многогранности и противоречивости, с учетом положительных и отрицательных сторон. Пренебрежение этим принципом приводит к субъективизму.
Принцип ИСТОРИЗМА требует исходить из положений диалектической логики и предполагает рассмотрение фактов, исторических событий в соответствии с конкретно-историческими условиями, в их взаимной связи и обусловленности, с учетом данному периоду времени расстановки классовых сил, партий, общественных организаций в стране и мировом сообществе. В соответствии с принципом СОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА в развитии общественных процессов рассматриваются проявления определенных социальных, классовых интересов и социально-классовых отношений в политической, экономической и социальной областях. Социальный анализ позволяет соотнести классовые интересы с общечеловеческими, дать оценку влияния классовых сил, партий на развитие общественного прогресса. Изучать Отечественную историю необходимо в контексте мировой истории. Россия является составной частью мировой цивилизации. Поэтому различные процессы политического, экономического, социального и культурного порядка, происходящие в различных уголках земной цивилизации в обязательном порядке оказывают влияние на развитие Российского государства. Значение Отечественной истории в формировании мировоззрения каждого гражданина исключительно велико. Великий русский писатель А.И.Герцен говорил: «Нельзя жить на земле, не помня, чем здесь жили прежде, не зная о трудах, славе, заблуждениях, ошибках наших предков, не помня имен самых знаменитых и праведных, чьими мыслями мы продолжаем пользоваться как само собой разумеющимся, как извечно существующими. Обретя право на прошлое, мы обретаем совесть, обретаем ее не на словах, а на деле».
|