Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культурологическая концепция Е.В. Бондаревской
В современных условиях в педагогической науке представлено немало теорий воспитания, авторами которых являются маститые ученые, такие, как Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др. Культурологическая концепция Евгении Васильевны Бондаревской предъявляет учителю основную идею, смысл которой сводится к тому, что необходимо стремиться воспитывать человека культуры через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность через диалог культур и наполнение образования смыслами. Исходное положение концепции связано с ценностным отношением к человеку как самоцели, к поиску «человека в человеке». Именно поэтому ведущим в организации образования личности должен быть культурологический подход. В рамках культурологического подхода транслируется система отношений к ученику, учителю, образованию в плоскости культуры. Ученик, согласно этой концепции – это субъект образования, способный к культурному саморазвитию. Учитель – это связующее звено между ребенком и культурой, человек, вводящий с мир культуры (ценностей). Образование – это процесс присвоения культуры через личностные смыслы, сотрудничество и диалог. Таким образом, созидается образовательное пространство, где происходит становление человека культуры, приобщение к ценностям культуры, где высшей ценностью является человек. В концепции Е.В. Бондаревской образование рассматривается как единственный фактор сохранения человеческого потенциала, социального и духовного здоровья, процесс, стимулирующий саморазвитие личности, становление индивидуального человеческого образа. Опираясь на идеи русских философов начала ХХ века (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский и др.), автор концепции подчеркивает, что человек – это великий мир – микрокосм, он и является эпицентром образования и культуры. Тип личности, создаваемый и проектируемый через цели воспитания анализируемой концепции, – это человек культуры, освоивший общечеловеческие и национальные ценности, творчески подходящий к решению различных жизненных проблем и демонстрирующий саморегулируемое поведение. Обращаясь к культуре как среде образования, Е.В. Бондаревская из аксиологического, деятельностного и личностного вариантов рассмотрения культуры выбирает последний, поскольку он позволяет использовать в качестве механизма развития личности персонализацию, а сама личность в этом случае является духовным субъектом и творцом культуры. По мнению Е.В. Бондаревской, аксиологический и деятельностный подходы к определению культуры также имеют методологическую ценность, поскольку они проработаны концептуально, являются базальными основаниями образования и в своем арсенале имеют соответственно механизмы интериоризации и экстериоризации развития личности. Е.В. Бондаревская выделила основополагающие ценности культурологического подхода в педагогической системе: естественно, это человек как субъект культуры, образование как развивающая культурная среда, система личных и культурных смыслов, диалог и творчество как пути развития человека в культуре.
|