![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Третий тип задач - пересечение поверхностей общего положенияСтр 1 из 2Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ №11 ПЕРЕСЕЧЕНИЕ КРИВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ Задача второго типа - одна из поверхностей имеет вырожденный вид
На виде спереди линия пересечения уже имеется - она совпадает с вырожденным видом полуцилиндра и находится в пределах площади наложения обеих поверхностей. Способом принадлежности построим точки линии пересечения на виде сверху. Сначала определим опорные точки, к которым относятся ближняя и дальняя, верхняя и нижняя, левая и правая, а также точки видимости. Опорными в данном случае являются точки: А- верхняя и правая, В- нижняя и ближняя, С- нижняя и дальняя. Для построения случайных точек линии пересечения воспользуемся параллелями (горизонталями) поверхности конуса, которые на виде сверху проецируются без искажения в окружности. На чертеже проведена параллель h, с помощью которой найдены точки 1 и 2. Третий тип задач - пересечение поверхностей общего положения Этот тип задач является наиболее сложным. Общим способом построения линии пересечения в этом случае является способ поверхностей-посредников. В качестве поверхностей-посредников используют плоскости общего или частного положения и сферы. Мы не будем рассматривать применение плоскостей общего положения, поскольку на практике чаще используют плоскости-посредники частного положения. Способ плоскостей-посредников применяют в тех случаях, когда обе поверхности можно пересечь по графически простым линиям. Эти линии на одном из видов будут обязательно совпадать и поэтому такой способ можно трактовать как способ конкурирующих линий. Под графически простыми линиями следует понимать две линии - прямую и окружность, построение которых не вызывает затруднений. При построении линии пересечения всегда следует соблюдать определенную последовательность: в первую очередь строят опорные точки, которые позволяют видеть в каких пределах расположены проекции линии пересечения, и где имеет смысл определять случайные точки. Построение точек линии пересечения поверхностей указанным способом состоит в проведении проецирующих плоскостей, пересекающих обе данные поверхности по графически простым линиям (прямым или окружностям). Пересечение этих линий, принадлежащих разным поверхностям и лежащим в одной секущей плоскости, определяет точки общие для обеих поверхностей – точки принадлежащие линии их пересечения. Следовательно, если у пересекающихся поверхностей имеются семейства графически простых линий, лежащих в проецирующих секущих плоскостях (или конкурирующих друг с другом), то точки пересечения этих линий и будут точками искомой линии пересечения.
Пример 2. Построить линию пересечения конуса вращения со сферой (рисунок 11-2). В качестве посредника здесь следует взять горизонтальную плоскость (или фронтально-конкурирующие параллели hк и hс, которые представляют собой окружности).
Для определения точек видимости на виде сверху, возьмем на виде спереди пару конкурирующих линий h'к=h'с, расположенных на уровне экватора сферы. Построив эти линии на виде сверху, находим точки С и D, которые и будут точками видимости этого вида. Для определения случайных точек берем пару фронтально-конкурирующих линий h² к=h² с. Построив их на виде сверху, находим на пересечении этих линий точки 1 и 2, которые затем отмечаем на виде спереди. Подобным образом находим и остальные случайные точки линии пересечения, которые затем соединяем плавной кривой; с учетом её видимости. Пример 3. Построить линию пересечения конуса вращения и цилиндра вращения, оси которых скрещиваются (рисунок 11-3).
Для начала определим опорные точки. На виде сверху (горизонтальной проекции) для цилиндра точками видимости являются точки А и В, которые одновременно будут и самыми дальними точками линии пересечения. Эти точки находятся на пересечении контурной образующей цилиндра h 1 и конкурирующей с ней параллелью конуса h 2. У конуса точек видимости на виде сверху нет, поскольку вся его поверхность здесь видима. На виде спереди (фронтальной проекции) точки видимости для цилиндра C, D и E, F находятся на пересечении контурных образующих цилиндра h 3 и h 5 и конкурирующих с ними параллелей конуса h 4 и h 6. При этом точки C и D будут высшими точками линии пересечения, а точки E и F– низшими. Для конической поверхности здесь точками видимости будут точки G, H и K, L, находящиеся на пересечении контурных образующих конуса f 1 и f 3 и конкурирующих с ними образующих цилиндра f 2 и f 4. При этом фронтальные проекции образующих f 2 и f 4 построены с помощью вида слева (профильной проекции). Точки M и N найдены на пересечении контурной образующей конуса p с окружностью, в которую «вырождается» поверхность цилиндра на виде слева. После нахождения опорных точек можно построить несколько случайных, например P, Q, R и T, уточняющих линию пересечения поверхностей. Эти точки находятся на пересечении образующих цилиндра h 7 и h 8 и конкурирующей с ними параллели конуса h 9. Построив аналогично достаточное количество случайных точек, соединим их в определенной последовательности, учитывая условия видимости. В нашем примере видимость проекций линии пересечения определяется цилиндрической поверхностью. Поэтому видимыми будут только те ее участки, которые расположены на видимой части цилиндрической поверхности.
|