![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игровые технологии воспитания
В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровая деятельность», «игровые технологии» стали достаточно распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно снимается «клеймо» пустяка, забавы, развлечения. Игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности. Игра как одно из удивительных явлений привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Игра – форма психического поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. (Д.Н.Узнадзе) Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. (Л.С. Выготский) Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». (А.Н. Леонтьев) Игра – серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. (Э. Берн) Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (Г.К. Селевко) Для рассмотрения игры как педагогической технологии следует обратиться к соответствующим научным подходам: – процессуальный – «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой...» (А.Валлон, П.Ф.Каптерев и др.); – деятельностный – «игра как деятельность»: «игра – это вид непродуктивной деятельности человека...» (К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев и др.); – технологический – «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся» (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров идр.). Понятие игры как процесса, деятельности или технологии весьма условно и вызвано необходимостью научного уточнениях параметров рассматриваемого явления. Г.К. Селевко относит игровые технологии к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Данные технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Под «активностью» подразумевается такая деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, результативностью и соответствием социальным нормам. В процессе воспитания принцип активности ребенка является основным. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком – четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном. (Г.К.Селевко) Под игровой технологией следует понимать последовательную совокупность игровых действий, ведущую к получению запланированных результатов. Это четкое описание процесса игры, направленного на достижение поставленной цели. Данное понятие тесно связано с методикой. Но в отличие от нее предполагает разработку содержания и способов организации игровой деятельности учащихся. Таким образом, понятия игры и игровой технологии взаимосвязаны. Игра – это своеобразный вид деятельности. Игровая технология представляет собой цепочку этапов организации этой деятельности. Использование игровых технологий в воспитании учащихся обусловлено множеством факторов. Прежде всего, это огромный воспитательный потенциал игры. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Игра синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность ребенка. Игра – свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процессе игры активизируется вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. Целью игры является осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь. Игровая деятельность может помочь педагогу в реализации ряда задач. Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Речь идет о содружестве, сотворчестве. Игра также является прекрасным средством диагностики как личности одного ребенка, так и группы детей. Кроме того, игра позволяет выявить стремления ребенка, его интересы и желания. С помощью игры может осуществляться оценочная деятельность, так как игра – является своеобразным «тестом» для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно. Игра, как деятельность, выполняет ряд функций: обучающая (развитие общеучебных умений и навыков); развлекательная (развлечение, воодушевление, пробуждение интереса); коммуникативная (объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения); релаксационная (снятие эмоционального (физического) напряжения); психотехническая (перестройка психики для интенсивной деятельности); функция самовыражения (стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, открыть свой потенциал); компенсаторная (создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни). П.И. Пидкасистый сформулировал следующие требования, которые должны учитываться при организации игр: · – Свободное и добровольное включение детей в игру.· – Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила.· – Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.· – В игре не должно унижаться достоинство её участников.· – Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер участников.· – В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности. Попытку классифицировать педагогические игры в соответствии с различными основаниями, осуществил Г. К. Селевко. По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. По предметной области: математические, физические, химические, экономические и др. По игровой среде: комнатные, уличные, настольные, компьютерные, телевизионные, технические, со средствами передвижения. Игровая технология может выстраиваться по следующему алгоритму: – выбор игры; – предложение варианта игры потенциальным участникам; – подготовка игрового оборудования и оснащения; – распределение ролей, создание групп; – рассмотрение условий проведения игры, правил и инструкций; – развитие игровой ситуации; – отслеживание хода игры, внесение необходимых корректив; – завершение игровой деятельности; – подведение итогов, анализ результативности игры, определение «вклада» игры в решение поставленных образовательных проблем. К игровым технологиям, наиболее эффективно развивающим ценностную сферу личности, относятся такие, как ситуационные, ролевые, деловые, имитационные, интерактивные и т.д. Таким образом, анализируя возможности игровой технологии, следует отметить ее потенциал для полноценного развития личности, становления профессиональной позиции и интериоризации разнообразных ценностей в атмосфере свободного, эмоционально привлекательного взаимодействия, одухотворенного творчеством.
|