![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нравственное воспитание школьников
Это один из определяющих компонентов воспитательного процесса, предполагающий формирование умений и навыков, дающих возможность поступать с учетом общественных требований и норм поведения. Нравственное воспитание – формирование отношений к Родине, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения. В понимании нравственного воспитания в истории культуры сложилось четыре основных традиции: • патерналистская (нравственное воспитание как почитание старших); • религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); • просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний); • коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма). Различают нравственные и правовые нормы поведения. Нравственные нормы побуждают человека к определенным поступкам и действиям. Они позволяют сравнительно самостоятельно выбирать порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми, тогда как правовые нормы поведения – это точно определенные нормы поведения, зафиксированные в законе. Нарушение нравственных норм сопровождается общественным осуждением, нарушение правовых норм влечет уголовное наказание, ответственность перед законом. Целью нравственного воспитания является воспитание человека ответственного, отдающего себе отчет в своих поступках и в том, как они отражаются на окружающих людях и на обществе в целом, честного, совестливого, не способного на обман и воровство. Однако нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии и является законом самой личности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определенный отрезок времени с помощью конкретных действий. Ее называют целью целей, которая находится в основании самой человеческой деятельности. Как форма общественного сознания мораль представляет собой совокупностьправил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведения. Она обусловлена обществом, однако человек свободен в выборе норм поведения, несет ответственность за свой выбор. Как писал И. Кант, мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья. Нравственную структуру личности составляют знания, чувства и отношения, поведение, воплощающиеся в нравственном идеале, этических ценностях и нормах, моральной мотивации и этических оценках. Нравственное воспитание включает формирование терпимости, благородства, порядочности, гуманности; взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, заботы о старших и младших, уважительного отношения к представителям противоположного пола; воспитание самодисциплины, способности к самоконтролю, самоуправлению, самопознанию и саморегулиции. Каждый человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведение. Содержание деятельности по нравственному воспитанию предполагает организацию коллективной учебной и общественно полезной деятельности, где воспитанники поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого; анализ проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости, что помогает глубже понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.
|