Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о коллективе






Лекция №15. Формирование коллектива и его влияние на личность

План

1. Понятие о коллективе.

2. Особенности школьного коллектива, этапы его формирования.

3. Основные условия развития детского коллектива.

Литература

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. – Академия, 2007. –. 4.7.

2. Педагогика: теории, системы, технологии/ Под ред. С.А. Смирнова. – 7-е изд., стер. – М.: Академия. 2007. – глава 20.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: ГАРДАРИКИ, 2004. – Глава 16.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр " Академия", 2007.

 

Понятие о коллективе

 

В современной школе приоритетной является гуманистическая система воспитания, в основе которой лежит межличностный подход. Он предполагает человекоцентристскую позицию, видение в каждом школьнике уникальной личности. Это означает признание за каждым ребенком права на непохожесть, на индивидуальность взглядов, увлечений, интересов. Однако в образовательных учреждениях основная структурная единица – коллектив класса, решающий общие задачи в совместной деятельности.

Коллектив (от лат. collectivus – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа) – это объединение людей, которое характеризуется следующими признаками: 1) общей социально значимой целью; 2) совместной деятельностью, направленной на ее достижение, общей организацией этой деятельности; 3) отношениями ответственной зависимости (один за всех, все за одного); 4) наличием выборных руководящих органов.

В числе главных характеристик коллектива выделяют:

– внутриколлективную атмосферу, т.е. психологический климат, отношения между членами коллектива;

– сплоченность, т.е. взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу;

– взаимопомощь и взаимоответственность, т.е. доброжелательность и бескорыстие, здоровую критику и самокритику, дух соревнования.

Признаки коллектива:

– сознательный характер объединения людей;

– единство общественно значимых и личных целей;

– коллективная деятельность;

– равные права и обязанности всех членов коллектива;

– наличие органов координации деятельности (самоуправления);

– тесные связи и контакты с другими коллективами;

– общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;

– защищенность каждого члена коллектива;

– эмоциональное и духовное богатство коллективной жизни.

Перенося вышеназванные признаки на школьный коллектив, можно сказать, что – это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех ее членов в правах и обязанностях.

Коллектив принято рассматривать как социальный организм, развитие которого во многом зависит от характера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения, поскольку в коллективе происходит межличностное общение, основными свойствами которого выступают:

а) постоянная готовность к действию;

б) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представлений о ценности своего коллектива, гордости за него;

в) дружеское единение его членов;

г) ощущение защищенности каждого члена коллектива;

д) активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому действию;

е) привычка к сдержанности в эмоциях и словах;

ж) возможность самореализоваться, найти дело по душе.

Ученический коллектив – это коллектив воспитательный, поскольку в нем происходит накопление детьми позитивного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности, в частности опыта коллективного поведения в позициях:

а) подчинения (ребенок как член общества и член коллектива вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений, свойственные тому или иному коллективу);

б) активного противопоставления (школьник, убежденный в своей правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом);

в) руководства (ученик является членом актива и периодически выполняет руководящие функции).

Участие в жизнедеятельности коллектива способствует формированию у ребенка таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.

Коллектив выступает для каждого воспитанника в качестве арены для самовыражения и самоутверждения себя как личности, ибо только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности.

Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования интеллектуальной и нравственной свободы и упражнения в их проявлении, так как только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и ряд общественно значимых умений и навыков.

Велика роль коллектива и в организации трудовой деятельности, поскольку только в условиях коллектива проявляется взаимоответственность за конечные результаты труда и потребность во взаимопомощи.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного коллективного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, способствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувство коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Коллектив открывает перед каждой личностью возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности, что реализуется через активное участие детей в школьном самоуправлении и общественной жизни.

Исходя из вышесказанного, воспитательный коллектив можно рассматривать в качестве системы, которая выступает как:

– органичная часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего помимо детского коллектив педагогов-воспитателей;

– относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

– скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность, и неофициальной, возникающей в процессе межличностного общения;

– субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей, поставленных перед всеми его членами;

– носитель общего интегративного свойства (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как единое целое и проявляющегося в его общественном мнении, эмоциональных реакциях и ценностных ориентациях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

– субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов коллектива.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал