![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как вы относитесь к внедрению болонской системы в высшей школе, деление на бакалавров и магистров? В интересах ли России такая образованность молодых людей?
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК сентябрь 2011г. Почему в наше «смутное» время такое внимание уделяется школе и образованию, понятно. От этого вопроса зависит будущее России, ее развитие, место в мире и выживаемость народа. В Государственную думу внесен правительственный проект об образовании, с которым не согласна оппозиция, называющая его «Образование для избранных». Коммунисты считают, что если принять предложенный вариант закона, то будет уничтожено в стране русское, советское, классическое образование. Под руководством депутата Госдумы О.Н.Смолина разработан альтернативный вариант под названием: «Образование для всех». «Правительственный проект исходит из того, что образование это услуга, мы же считаем, что образование – служение», - пояснил депутат. Сегодня мы публикуем интервью известного в районе педагога со стажем, работавшего в 90-е годы заведующим РОНО Алексея Алексеевича Переляева, которое он дал Вениамину Сергеевичу Кулакову, офицеру запаса, выпускнику 1969 года тотемской средней школы №1.
- Не исключаю, как вы говорите, что это делается преднамеренно. Ведь упал престиж труда не только педагогов, но и инженеров, агрономов, военных, других профессий. Вместе с тем, в каком почете стали «исты»: юристы, финансисты, футболисты?! Нет, я не говорю, что названные профессии не нужны. Но если футболист за 90 минут пинания мячика по полю зарабатывает в несколько раз больше, чем учитель в течение года, невольно задумаешься. Недавно услыщал, что в школах может быть введен для изучения второй иностранный язык, кроме английского, значит это кому-то надо, и планируется с определенным умыслом. Что же с нами происходит, почему многое перевернуто с ног на голову? Даже в практике взаимоотношений учителя и ученика порой отсутствуют всякие нравственные ориентиры. Есть примеры нападения учеников на педагогов. Дикий случай в Брянской области, когда 15 летний школьник за плохие оценки убил 55 летнего учителя и утопил в реке. В Петербурге учитель избил учительницу при первоклассниках. Новосибирскую учительницу родитель избил на виду всего класса. В Чите возбуждено уголовное дело в отношении учительницы по факту применения физического насилия, в результате которого ученик получил сотрясение мозга и потерял сознание. И, к сожалению, такие факты не еденичны. - Взаимоотношения в нашем обществе были подорваны в начале 90-х годов в обновленной России. В эти годы происходили поразительные вещи. Как говорится, в одночастье, признали школу невоспитательным учреждением, ликвидировали пионерскую и комсомольскую организации, непредложив ничего взамен. Дом пионеров стал станцией туристов. Началась деполитизация всех структур, включая армию и милицию. Стало заметным расслоение общества. Упразднили школьную форму (красивые фартуки и куртки), которая была лицом школы. Дети, в первую очередь новоиспеченных господ, стали приходить на занятия в дорогих джинсах, бусах, цепочках на шее, а некоторые приезжать на шикарных авто. Пусть это была не значительная часть учеников, но не здоровый вещизм захватил большинство. Талантливые дети, независимо от социального происхождения, быстрее найдут дорогу в жизни, а если ты посредственный? Вот эти стараются выделяться иными способами: не подчиняться, хулиганить, протестовать. Это одна причина отмеченных безобразий. Другая, влияние пропаганды легкой наживы. У Диброва с Галкиным на ТВ можно получить миллион, у Якубовича – автомобиль и т.д. Труд стал не в почете. А существующая не занятость, безработица в обществе?! Это все видит молодежь, несправедливость вызывает агрессию. Не могу не спросить об инициативе Министерства образования, во главе с господином Фурсенко, в отношении образовательного стандарта для средней школы, произведший в российском обществе эффект разорвавшейся бомбы.
- Сделать названные предметы приоритетными – ненормально! Думаю, до этого не дойдет. В учебном плане необходимо сохранить обязательными естественно-математические и гуманитарные предметы. Предполагаемые изменения нельзя назвать новаторскими… -Алексей Алексеевич, но вот такие предложения и свидетельствуют о мерах, направленных на уменьшение грамотных людей в стране. Кому-то это выгодно? Только что в Госдуме оппозиция приоткрыла завесу - это планы Международного валютного фонда, который под учебные программы в России выделяет деньги. - Думаю, что ни общественность, ни педагогические коллективы не позволят узаконить такие новшества. Будут внесены коррективы… -Правильно, коррективы уже вносят. Критику в Министерстве образования «поняли» и в доработанном варианте предлагают изучать общий курс русского языка и литературы. Это что, «Войну и мир» будем изучать по слогам? - Странное шарахание, но, все таки, я верю, что примут разумное и обоснованное решение. - Какие выскажете мысли в связи с планируемым переходом российского начального общего образования на новые стандарты с 1 сентября грядущего учебного года? Об этом поведала в своих апрельских материалах корреспондент «Тотемских Вестей» Евгения Румянцева. Очень хочется, чтобы инициативы сверху не привели к имитации дела. Безусловно, понадобятся большие деньги, которых сегодня не хватает даже на ремонт зданий школ, и в первую очередь методическую поддержку учителей. По программе Занкова или 2100 учить ребенка в сельской местности родители задумываться не будут. Будут ли служить успеху все эти переходы с балльного оценивания на процентное? Не загоняем ли мы сами себя в тупик? - О новациях в начальной школе хорошо осветила специалист Вишнякова Е.А.в разговоре с корреспондентом районки Румянцевой Е.А., на который вы ссылаетесь. Добавить что-то сложно. Да, время требует изменений в подходах к обучению. Возможности стали более широкими. Но я считаю, все лучшее, что было в советской школе, нужно сохранять. Советую учителям не забывать практику педагога-новатора Амонашвили, настоящего детского психолога. Звездочки, солнышки в тетрадях первоклашек – это с его подачи. Предложения разнообразить занятия не новы. Игры, физзарядка на уроках, аэробика – это хорошо, но как за 45 минут успеть дать необходимые знания ученику? Не заиграть бы главное! В каждом случае подход должен быть индивидуальным и рациональным. Занятия в школе для учеников – это большой труд, а каждый труд должен быть оценен нормально и понятно. Система Занкова не новая. В этом деле не надо изобретать велосипед. Методической подготовке учителей – да! Чем больше, тем лучше. Вооружившись, учитель разберется, какая у него аудитория и примет решение по методике. Выставление индивидуальной специализации педагогов совместно с необдуманными решениями местных властей составили «гремучую смесь» в событиях в Екатеринбурге (ночные дежурства во дворе школ, драки между родителями), во время записи первоклашек в школу. Такие вещи не допустимы. -Ваше отношение к эксперименту по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики», введенного в 19 регионах. Спланировано, что в течение 2010-2011 годов новый курс преподается в четвертой четверти четвертого класса и первой четверти пятого класса. Это что дань времени? А может для демократичности преподавать тогда и уроки атеизма? - Название курса звучит воспитательно: «культура, этика», но за этим видится одно – приобщение к религии. Это и дань времени и цель воспитания положительной морали и нравственности. Но ведь по действующей конституции церковь отделена от государства?! А введение курса открывает двери религиозным мессионерам. Кто желает изучать религии, это можно делать в открытых воскресных школах. Ну а атеизм, специально, изучать в школах необходимости нет. Этим занимаются науки естественного цикла: биология, химия, физика, астрономия. -Избитая тема ЕГЭ. Считается, что это передовая практика экзаменов в образовательной системе. Не соглашусь, что все западное, есть передовое. Например, в США в планах, чтобы дети не называли своих родителей: папа и мама (неудобства для однополых пар). Не следовать же нам по этому пути?! Если хочется новизны, может стоит ученикам самим предоставлять возможность выбора между традиционной и новой формой экзаменов? Такое же право дать вузам. Народный артист О.Табаков возмущается, как принимать студентов в театральные вузы по результатам ЕГЭ? - Соглашусь, что это чужая «песня». Первым у нас в районе в такой форме сдавал экзамен по алгебре 9-й класс средней городской школы №3. За время работы присутствовал в разных комиссиях. Вывод однозначный – форма ЕГЭ уродливая. По большинству предметов нужны развернутые ответы, объяснение действий, прямое общение ученика с учителем. По русскому языку и литературе (письменно) не должно быть речи о тестировании. Как здесь переложить на ответы А, В, С, Д необходимые логику, язык, мнение о героях и т.д.? А возможностей поставить в клетках «правильные» галочки, без знания предмета, убедился, предостаточно. Понятно недоверие к результатам ЕГЭ многих вузов. Московский
С 2007 года действует закон об автономных учреждениях, который школу приравнял к торговому киоску. О каких равных возможностях в получении знаний детьми можно говорить? Строю рассуждения из собственного опыта. В первом классе в Санкт-Петербурге, где обучается моя внучка, предложили изучать нужный предмет – риторику, но родители должны платить за это 400 рублей в месяц. А не пострадает ли в этих условиях сама школа? - К федеральному закону № 83 мы шли последовательно. В 90-е годы школам было рекомендовано оказывать платные услуги. Но тогда эти услуги оказывались населению, к примеру, профессиональное обучение водителей. Кружки, факультативы были бесплатными. Не сомневаюсь, если оставить данный закон в предложенном виде, системе образования будет нанесен серьезный урон, и в первую очередь пострадают дети. Ну кого это беспокоит? Коммерческая составляющая застилает разум. Заместитель декана факультета управления по учебной работе Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И.Герцена Кондрашин А.В. рассказал о рекомендации правительства в отношении директоров школ. В будущем они должны быть менеджерами, иметь экономическое образование или закончить факультет управления. - Директор школы без педагогического образования? Хотя чему удивляться, ведь руководит министерством человек, не проведший в жизни ни одного урока. Печальная информация. Как вы относитесь к внедрению болонской системы в высшей школе, деление на бакалавров и магистров? В интересах ли России такая образованность молодых людей? - Опять повеяло каким-то «забугорным». Вдруг появился «магистр каких-то наук». В прежней системе ПТУ, техникумы, институты-все давали профессию. А кто такой бакалавр, недоучка вуза? В какой системе он будет работать, где его будут ждать с нетерпением? Хорошее старое ломать нельзя. Давно сказано: «не воспитывай Ивана Ивановича, воспитывай Ванюшку»! В Минобразовании не исключают возможности сокращения к 2013 году 200 000 учителей. На что направлена такая мера и оправдано ли такое решение? А кому хочется попасть под нож сокращений?! Не по этой ли причине некоторые учителя находятся в состоянии безропотной управляемости, похожи на чеховского учителя Беликова, жившего по принципу: как бы чего не вышло? - Согласен, нож сокращений, как «домоклов меч». Безусловно, ситуация «демократичности» поведения учителю не добавляет. А было время, когда катастрофически не хватало учителей-предметников. Принимались различные меры, чтобы закрыть вакансию. Помнится, учителю русского языка и литературы городской школы Лысановой Л.А. предложили вести предмет в Никольской школе. Конечно, стимулирование предусматривалось. Педагог получил вне очереди квартиру в Тотьме. Я, будучи инспектором РОНО, в течении 2-х месяцев преподавал и жил на Вожбале. Многие учителя, при выходе на пенсию, продолжали работать в школе, не смотря на то, что сумма пенсии и зарплаты не могла превышать определенного уровня. При сокращении количества школьников могут появиться «не востребованные» учителя. Почему такое происходит, это тема отдельного разговора. В 1967 году в районе было 10 400 учащихся, а сегодня – 2400. Чувствуете разницу? Но время должно нацеливать на оперативное планирование, нельзя допустить обвального сокращения педагогов. Страшно представить учителя, торгующего на базаре. К сожалению, из разговора с коллегами, можно сделать вывод, что сегодня должного планирования не ведется. Нет госплана, нет райплана?! Вспомнил вашу статью в газете «Ленинское Знамя» от 10.01.1991 года под названием: «Много ли получает учитель?». Как вы оцениваете новую систему оплаты труда педагогов, разделение на базовую и стимулирующую части? - Изменения в системе оплаты труда учителей происходили и в 80-90 годы. Раньше она зависела от образования педагогов, их стажа, нагрузки. Теперь учителей стали атестовывать и разделять. Этот-первая категория, этот-последняя. Появились новые критерии: участие в инновациях, методической работе, результат. Расширился круг надбавок. Средняя зарплата достигла 11 000 рублей. Стимулирование это хорошо, но когда стимулирующую часть переложили на плечи регионов, которые в стране в большинстве дотационные, вопрос – где деньги взять?! Алексей Алексеевич, насколько памятным для вас является период вашей педагогической деятельности в Усть-Печенгской восьмилетней школе? Вспоминаете ее два деревянных здания, являвшихся лучшими образцами деревянного зодчества на селе? Коридорами этой школы прошли многие учителя, ставшие в последствие известными педагогами в районе: М.П.Коточигов, А.М.Попова, А.И.Коншина, Л.А.Переляева, Ю.Ф.Осовской, Н.А.Осовская, А.И.Земляков, В.М.Протопопов, А.В.Протопопова, Т.И.Протопопова, Т.П.Терехова, Т.Н.Рычкова, О.И.Гончарова, В.Н.Корепова. - Работа в Усть-Печенгской, как и в Погореловской школах один из самых приятных периодов моей жизни и педагогической деятельности в молодые годы. Не забыть те школы, как и двухэтажное, также деревянное, здание Дома учителей на берегу Сухоны. Кстати, деревянные строения благотворно влияют на состояние здоровья. Педагогический коллектив в Усть-Печеньге был очень активным. Мы занимались спортом, организовывали субботники, выезжали с концертами по деревням. Помнится в д.
Да, вы были в ритме деревенской жизни, активны в воспитании всех жителей, проведении общественных и культурно-массовых мероприятий. А ведь был еще народный театр. Помню вас на сцене Усть-Печенгского сельского клуба участником спектакля по пьесе Н В.Гоголя «Женитьба». - Артистизм, исполнение роли, влияние на публику – все это заложено в педагогической профессии. Городские учителя тоже участвуют в общественной жизни, но сельские больше. В деревне учитель, как говорится «швец, жнец и на дуде игрец». От сцены никогда не отказывались. На бис и при полных аншлагах проходили как серьезные пьесы, так и интермедии, пение, декламация. Перед концертом – лекция, обзор, информация, а на трибуне, конечно же, учитель. Народ не был избалован разными шоу. В ту пору в деревнях района телевидения не было. С готовой программой выступали во всех бригадах колхоза «1- Мая»и за его пределами. В российских регионах, в т.ч. и Тотемском районе, как считается, в целях оптимизации учебного процесса, закрываются малокомплектные школы. Перефразируем кинорежиссера Абуладзе, создавшего фильм «Покаяние»: что это за дорога, если она не ведет к храму знаний? Какая семья с детьми поедет работать на село, если там нет образовательных учреждений!? Допустимо ли такое состояние в сельской местности? - Изменения в демографии безусловно повлияли на укомплектованность школ и принимаемые решения властей. В 60-е годы в районе насчитывалось 56 начальных школ. Были школы, где с 1 по 4 класс обучалось свыше 100 детей, а были такие, где в класс не набиралось и десятка. Но к таким, как сегодня принято называть, малокомплектным школам, подходили очень ответственно. Вспоминается, когда в той же Усть-Печенге, в деревне Осовая в начальной школе в 3 классе учился один ребенок, но вопрос о ее закрытии не стоял (изменения произошли из-за проблем с учителем). Проблемы в школах, где мало учеников существуют. Нельзя приветствовать методику, когда для того, чтобы иметь нагрузку на ставку и получать зарплату, к примеру, учитель-историк вынужден вести математику, физику, биологию и т.п. Это влияет на качество знаний учащихся. Но власть, в первую очередь, должна думать о причинах отсутствия учеников в школах. Даже в Тотьме в средних школах по одному старшему классу, это роскошь. В свое время в средней №1 было по 6 классов- параллелей. Без перемен в масштабах страны проблему не решить. Конечно, нельзя говорить, что наше местное руководство, должностные лица в районе не понимают, с какими трудностями приходиться сталкиваться современному педагогу. Сужу хотя бы по содержательной части их ежегодных поздравлений к дню учителя. Ведь не случайно, с прочими пожеланиями, в них говорится о необходимости учителю иметь терпение. Действительно, необходимо запастись терпением и надеяться на приход нового Геракла. Как вы думаете, когда это может случиться? - Терпения педагогам не занимать. В какой еще профессии приходится постоянно находиться в нервном напряжении? Учитель вынужден терпеть и нерадивого ученика, и возбужденного родителя, и строгих проверяющих. Это постоянное состояние его души. Кто не готов терпеть, педагогом быть не может. Ну а приход нового Геракла…? Если бы гении рождались чаще, меньше страдал бы наш народ. Помните в «Медвежьей охоте» у Н.А.Некрасова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!». Сколько в этих словах любви, уважения, благодарности и признательности педагогу за его труд. В одном из писем, адресованных мне, ваш ученик Валерий Чиков, известный сегодня кинорежиссер и кинодраматург, вспоминает своего учителя А.А.Переляева: «… хорошо, что его встретил в момент моего формирования целой кучи понятий». Вы нас учили не начетничеству, не натаскиванию на угадайку ЕГЭ, а конкретным знаниям, жизни, как преодолевать трудности и достигать цели. Спасибо от всех выпускников той поры за вашу школу. - Спасибо на добром слове. Пользуясь случаем хочу пожелать всем педагогам района здоровья, удачи, и как прозвучало выше, терпения.
|