Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исторический очерк и основные понятия. 21. Что называется цзин, ци и шэнь
21. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ " ЦЗИН", " ЦИ" И " ШЭНЬ". КАКОВЫ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ Цзин, ци, шэнь являются необходимым материалом для жизненных процессов в человеческом организме. В древности люди говорили: " У неба три драгоценности - солнце, луна, звезды. У человека три драгоценности - цзин, ци, шэнь". Цзин (эссенция, семя) есть тончайшая субстанция человеческого тела. В широком смысле - это все цзин человеческого тела, включая цзин пяти плотных органов. В узком смысле - это цзин органов размножения. Цзин также делится на два вида: предыдущего неба (пренатальное) и последующего неба (постнатальное)*. Пренатальное цзин - то, что зародыш получает от родителей. В разделе " Духовная точка опоры" в главе " О каналах" (" Цзин май лунь") говорится: " Когда человек рождается, прежде уже образовалось цзин". Цзин последующего неба преобразуется из питья и еды. В " Простых вопросах" в главе " О различении каналов" (" Цзин май бе лунь") сказано: " Пища поступает в желудок..., цзин вливается в каналы... питье поступает в желудок, затем переливается в цзин и ци". Это - указание на постнатальное цзин. Пренатальное и постнатальное цзин поддерживают друг друга и взаимопревращаются. Цзин выполняет важную функцию в человеческом теле. В древности люди говорили: " Человек, имеющий ци, порождает; когда исчерпывается цзин, он умирает". Ци (пневма) создает основной материал для процессов жизнедеятельности организма. Важность ци отмечена, например, в " Собрании сочинений [Чжан] Цзинюэ", где говорится: " Все жизненные проявления человека полностью опираются на ци". Шэнь (дух) - это еще одна материальная субстанция жизнедеятельности, которую совместно вырабатывают цзин и ци. В " Каноне о духовной опоре" (" Лин шу цзин") сказано: " Взаимная схватка (сцепление) двух цзин называется шэнь". В главе " Пища простых людей" (" Пин жэнь цзюэ гу пянь") раздела " Духовная точка опоры" (из " Канона о внутреннем") говорится: " Источник шэнь - тонкое ци " воды и зерна" ". В энциклопедии " Канон большого мира" (" Да пин цзин") сказано: " Человек обладает ци, следовательно, обладает шэнь; если ци прерывается, то прекращается и шэнь". Обычно люди считают, что шэнь - это категория мыслительно-познавательной деятельности. Однако в китайской медицине оно полагается одной из главных сущностей человеческого организма. Именно об этом сказано в разделе " Духовная точка опоры" в главе " Перемещение цзин и изменение ци" (" И цзин бянь ци пянь"): " Получившие шэнь благоденствуют, утратившие шэнь погибают". Важное значение цигунорегуляции состоит в том, чтобы упражнять шэнь, проникаться шэнь, сохранять шэнь. Так каковы же связи между цзин, ци и шэнь? * В разделе " Простые вопросы" сказано: " Из среды цзин рождается ци, из среды ци рождается шэнь". В " Каноне о категориях" утверждается: " Полнота цзин есть полнота ци, полнота ци есть полнота шэнь". На основе этой теории мастера цигуна старых времен сформулировали следующие методики: " цзин тренировкой превращать в ци, ци тренировкой превращать в шэнь, тренировкой шэнь возвращаться к пустоте (пустота в смысле ясности духа)", а также " накапливая шэнь, порождать ци, накапливая ци, порождать цзин". Во всех этих процессах цигун играет важную роль*. _____ Цзин предыдущего и последующего неба. - Деление цзин на два вида восходит к основным бинарным оппозициям даосской науки. Как сформулировал В. Малявин, " Предшествующее Небо" означало расстояние " до форм", сокровенное " семя" всего сущего, тогда как " Последующее Небо" - это зримый и мыслимый " мир форм".. Первое символизирует инволюцию, движение внутри, второе - эволюцию, развертывание вовне (см.: Малявин В. Сунь Лутан: Наука школы " Кулак восьми триграмм" // ПДВ. - 1990. - № 5. - С. 159). Связи между цзин, ци и шэнь. - О прочных и глубоких связях между тремя указанными субстанциями и о необходимости работы с ними для достижения здоровья и долголетия говорится в " Тай пин цзин": " Пневма (ци. - С.К.), находящаяся в человеке, также движется в теле по кругу, то поднимаясь, то опускаясь, а дух (шэнь - С.К.) и сперматическая эссенция (цзин - С.К.), оседлав его, то входят, то выходят. Дух и сперматическая эссенция также соотносятся с пневмой, как рыба с водой. Если пневма покидает (тело), то дух и сперматическая эссенция рассеиваются, подобно тому как рыба гибнет, оказавшись без воды". И далее: " Пневма - это корень Неба, Земли и Человека. Что касается духа, то его получают от Неба, что касается сперматической эссенции, то ее получают от Земли, что касается пневмы, то ее получают от Срединной гармонии: взаимно соединяясь, [они] вместе становятся единым Дао-путем. По этой причине дух движется, оседлав пневму, а сперматическая эссенция также пребывает в нем. Что касается [этих] трех, то вместе они помогают друг другу достичь упорядочивания. По этой причине, если человек хочет достичь долголетия, то он должен беречь пневму, почитать дух, высоко ценить сперматическую эссенцию" (см.: Тай пин цзин / Вступ. и коммент. Е.А. Торчинова, пер. с кит. Е.А. Торчинова и С.Ф. Лейкина // НАА. - 1989. - № 5. - С. 99, 100). Цигун играет важную роль в этих процессах. - Упомянутые процессы представляют собой содержание даосской " внутренней алхимии". Постоянная трансмутация цзин, ци и шэнь имеет результатом выплавление " внутренней пилюли", которая может сделать человека бессмертным. Об этом сказано в " Баоцзюане о Пу-мине": Достигший совершенства воздух наполняет все четыре формы. В выплавленном изначальном теле собраны три цветка (т.е. цзин, ци и шэнь - С.К.). (Э.С. Стулова. Бао-цзюань о Пу-мине // Памятники письменности Востока. - М.: Наука, 1979. - Т. 56. - С. 279). Многие системы цигуна опирались в своем развитии именно на эту основу, что проявляется даже в их терминологии. Из современных методик наибольшей известностью пользуется тяньчжуская система Лю Шаобиня (см.: Лю Шаобинь. Динамические упражнения тяньчжуской системы цигун // ЦиС. - 1991. - № 2; Он же. " Искусство внутренней пилюли" и тяньчжуская система цигун // ЦиС. - 1991. - № 3; Он же. Тяньчжуская система цигун: " перемещение пилюли для возвращения молодости" // Там же; Он же. Статические упражнения тяньчжуской системы цигун // ЦиС. - 1991. - № 4).
D: \vk\index.html
D: \vk\index.html
|