Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Какова связь между ци и кровью
Ци и кровь* являются основными материальными субстанциями жизнедеятельности человеческого тела. Их хотя и можно разделить, но нельзя противопоставить друг другу, между ними существуют тесные связи взаимополагания и взаимодействия. Ци есть наставник крови. Кровь образуется следующим образом: накопленные ци взаимодействуют с мельчайшими материальными частицами " воды и зерна", поступающими через селезенку и желудок, после чего направляются в легочный канал, где вступают во взаимную реакцию с легочным ци (фэй ци). Образовавшаяся кровь протекает вдоль каналов и коллатералей вместе с ци. Управление кровью в сердцем, сохранение крови в печени, соединение крови в желчном пузыре - все это является результатом направляющего воздействия ци плотных и полых органов. Кровь с самого начала и до самого конца неотделима от ци. ци может " порождать кровь", " двигать кровь", " контролировать кровь", поэтому и говорят: " ци есть наставник крови". Кровь есть мать ци. " Ци движет кровь". В этом высказывании поясняется, что циркуляция крови подталкивается ци, подчеркивается также функция ци в качестве наставника крови. В свою очередь, интегральная функция ци всего тела, которая способствует физиологической деятельности различных органов, также осуществляется посредством питания из крови. Поэтому и говорят: " кровь есть мать ци ". Взаимополагание ци и крови (цисюэ) формирует главную материальную основу жизнедеятельности человеческого тела. Как сказано в " Каноне о трудностях" (" Нань цзин")* в главе " Трудность двадцать вторая", " ци обдувает, кровь обрызгивает" *. Используя друг друга, они протекают по всему телу, двигаясь без передышки, непрерывно осуществляя обмен веществ, помогая росту и развитию тела, способствуя физиологической и иной деятельности. Поэтому древние говорили: " Как только ци и кровь застаиваются, тут же возникают болезни; ци и кровь движутся - и болезни сами излечиваются". Если " между кровью и ци нет гармонии, то в результате изменений появляется сто болезней". Это еще раз указывает на тесную взаимосвязь между ци и кровью и их крайне важную роль в жизнедеятельности человеческого тела*. _____ Ци и кровь. - По поводу сочетания двух иероглифов " ци сюэ* (ци и кровь) на семинаре по традиционной китайской культуре, проведенном Новосибирским отделением Всесоюзной ассоциации китаеведов 20 ноября 1991 г. в Новосибирске, была предложена следующая точка зрения: в данном контексте ци выступает как тонкая субстанция крови, которая двигается по каналам и коллатералям и управляет движением крови по кровеносным сосудам. " Нань цзин". - " Нань цзин" (" Канон о трудностях"), классическое сочинение китайской медицины, написанное в форме объяснения и развития отдельных положений (" трудностей") " Канона о внутреннем" и, как и последний, состоящее из 81 главы. Точное время написания неизвестно, называется период от конца Восточного Чжоу до начала Хань (перевод и подробное толкование " Наньцзина" см.: Дубровин А.П. Трудные вопросы классической китайской медицины. - Л.: АСТА-пресс, 1991). " Ци обдувает, кровь обрызгивает". - Значение данного устойчивого выражения - помогать друг другу, выручать друг друга. Восходит к высказыванию " Чжуан-цзы" о рыбах, которые, оказавшись на суше, помогали друг другу выжить, обдувая друг друга и обрызгивая молоками (см.: Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. - М.: Наука, 1967. - С. 208). Д.А. Дубровин не увидел в этом фрагменте цитату из " Чжуан-цзы" и потому перевел его так: " Ци управляет дыханием, а кровь управляет увлажнением (тканей)" (см.: Дубровин А.П. Трудные вопросы классической китайской медицины. - Л.: АСТА-пресс, 1991. - С. 117). Как ни парадоксально, такой перевод тоже возможен и не противоречит смыслу. Тесная связь между ци и кровью, их крайне важная роль в жизнедеятельности человека. - В " Хуайнань-цзы" по этому поводу сказано: " Кровь и эфир - это основа жизни человека, пять органов - это семя жизни. Поэтому если ци и кровь удерживаются внутри, не переливаясь вовне, то внутреннее оказывается наполненным, а желания и страсти сокращаются" (см.: Древнекитайская философия: эпоха Хань / Сост. Ян Хиншун. - М.: Наука, 1990. - С. 56).
D: \vk\index.html
D: \vk\index.html
|