Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие записи о цигуне имеются в памятниках периода Суй и Тан






В период Суй - Тан определенное развитие в области " взращивания тела" получали такие способы, как даоинь и туна.

Чао Юаньфан* в книге " О происхождении всех болезней" (" Чжу бин юань хоу лунь") в большей части предписаний излагает методы даоинь и туна. Всего их около 260 видов. Можно сказать, что данная книга является первым обобщением способов лечения с помощью цигуна за весь период, предшествовавший династии Суй. Например: "...При лечении четырех конечностей не следует предаваться хандре; в брюшной полости надо накопить ци; надо [приготовить] ровную постель; тело вытянуть прямо, голову запрокинуть; одежду и пояс расслабить; подушку взять высотой в три цуня II держать крепко... Успокоить сердце, укрепить волю (и), отрегулировать дыхание, не думать ни о каких делах, специально следовать вниманием за ци, медленно прочищать телесные источники. При медленном прочищении телесных источников надо языком слегка облизать губы и зубы, затем проглотить слюну. Медленно-медленно ртом выдохнуть ци, носом втянуть ци в горло, чтобы согреть его; выполнять движения помедленнее, нельзя делать их поспешно и с силой. Дождаться хорошей циркуляции, постепенно, понемногу увеличивать полезность, так проделать 100 или 200 вдохов-выдохов, болезнь пройдет". Данный способ указан как эффективный при излечении болезней четырех конечностей и живота.

В каждом из " тысячи золотых рецептов" Сунь Сымо* содержатся записи о даоинь. Он считал, что " путь взращивания жизни обычно требует небольшой [физической] работы"; " когда дыхание тела отрегулировано, сто болезней не возникают... искусный в поддержании жизни должен регулировать способы дыхания". " Путь гармонии духа [шэнь] и регуляции ци должен быть таким же, как потайная комната... надо лечь навзничь с прямым туловищем... закрыть глаза, замкнуть ци в груди, очень легко дышать носом и не двигаться; осуществить 300 вздохов-выходов, при этом уши ничего не слышат, глаза ничего не видят, на сердце никаких мыслей". Он был также знаком с практическим применением " шестисловного заклинания" *, с 18 формами массажа индийских брахманов, с 49 движениями массажа по Лао-цзы.

В книге " Тайные предписания " управления внешнего лечения" " * (" Вай тай ми яо") ее автор, Ван Тао*, часто до того, как дать рекомендацию, перечислял методики даоинь и туна. Например, в предисловии к десятому предписанию, посвященному болезням сердца и желудка, а также болям при вспучивании, сказано: " Постоянно сохранять безмятежность, перед рассветом лечь спокойно, тремя глотками прополоскать рот, что регулирует пять плотных органов, способствует продлению жизни, лечит боль в сердце и в желудке". Также в предисловии ко второму предписанию, касающемуся патологическому отхождению мокроты из дыхательных путей, говорится: "...Лежа на левом и на правом боку, упорядочение дышать (по два цикла вдохов-выдохов), чтобы излечить отхождение мокроты".

Кроме того, великий поэт Бо Цзюйи* создал стихотворение об источнике спокойствия: " Грея спину на солнце, сижу, закрыв глаза. Гармоничное ци рождается во внешних покровах. Словно много выпил чистейшего вина. Либо будто погрузился в спячку, устав от тяжелой работы. Внешний мир пребывает в согласии. Кости тела в удобной позиции. Внутри не возникает ни одной мысли. Озаренность вплоть до того, что забываешь о всем существующем. Сердце полностью сливается с пустотой". Это - глубокое описание вхождения в мир спокойствия.

_____

Чао Юаньфан (581-616) - создатель первого обобщающего труда по этиологии болезней. Уделял внимание проблемам паразитологии и дерматологии (см.: Алексеенко И.П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С. 44; Ибрагимов И.И., Ибрагимова В.С. Китайская национальная медицина. - Ташкент: Медгиз УзССР, 1959. - С. 31-33.

Сунь Сымо (581-673) - великий алхимик и врач. Существует два варианта чтения его имени: Сымо и Сымяо. В современной литературе принято первое чтение, как более соответствующее древнему произношению (см.: Карапетянц А.М., Торчинов Е.А. История и теория алхимии и химии в Китае: (Обзор) // Современные историко-научные исследования. Наука в традиционном Китае. - М., 1987. - С. 160). Он создал сочинение " Важнейшие предписания из алхимической практики" (" Дань цзин яо цзюэ") и несколько рецептурных сборников. Детально описал методы применения таких эффективных средств, как ртутная мазь, эфедрин (при астме); впервые изложил клинику и лечение сахарного диабета, бери-бери, куриной слепоты (см.: Алексеенко И.П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С. 44; Вязьменский Э.С. Из истории древней китайской биологии и медицины // Тр. ин-та истории, естествознания и техники. - 1955. - Т. 4. - С. 46-50; Ибрагимов И.И., Ибрагимова В.С. Китайская национальная медицина. - Ташкент: Медгиз УзССР, 1959. - С. 36-38; Ци Сичжоу. Метод продления жизни " Короля фармацевтов" Сунь Сымао // ЦиС. - 1991. - № 2. - С. 57).

Практическое применение " шестисловного заклинания". Сунь Сымо установил соответствие между " шестью иероглифами" и временами года. В сочинении " Правила сохранения здоровья" он указывал: " Если весной выдохнуть со слогом " сюй" - просветлеют глаза, дерево поможет печени; слог " хэ", произносимый летом, успокаивает огонь в сердце; выдыхание со слогом " сы" приводит к орошению легких; слог " чуй" зимой сохраняет ян в почках; слог " си" круглый год устраняет лишний жар в тройном обогревателе; слог " ху" круглый год помогает селезенке и желудку переваривать пищу. Если произносить беззвучно и неслышно, упражнения будут эффективней чудесной пилюли" (Цит. по: Мо Вэньдань. Оздоровительный метод - " шесть иероглифов" (лю цзы цзюэ) // ЦиС. - 1993. - № 3. - С. 14).

Управление внешнего лечения (ваи тай). - Согласно разъяснениям профессора Лю Дэпэя, в танское время при императорском дворе существовало две лечебных управы: " внутреннего лечения", где лечили только самого императора, его жен и принцев крови, и " внешнего лечения", где лечили всех остальных родственников императора и высших чиновников.

Ван Тао - врач, уделявший особое внимание диететике, в частности для лечения дистрофий. Рекомендовал использовать целебные свойства растений, содержащих йод (например, морскую капусту и т.п., всего около 37 видов), для лечения заболеваний щитовидной железы (см.: Алексеенко И.П. Очерки о китайской народной медицине. - Киев, 1959. - С. 46- 47).

Бо (Бай) Цзюйи - великий китайский поэт Бо Цзюйи (772-846) в жизни был крупным государственным чиновником. В поэзии стал создателем нового направления, которое пыталось сочетать глубокую гражданственность и тонкую лирику. Лучшие стихи Бо Цзюйи прекрасно переведены на русский язык Л.3. Эйдлиным.

 

D: \vk\index.html

 

 


D: \vk\index.html


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал