Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 17. Политическая коммуникация⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Понятие политической коммуникации. Сущностной стороной феномена власти — ключевого предмета исследования в политической науке — являются отношения господства (руководства) — подчинения. Это дает основания рассматривать власть и ее осуществление как коммуникационный процесс, который предполагает информационное взаимодействие «управляющих» и «управляемых», точнее, информационный обмен, обратную связь между ними. Политика осуществляется прежде всего в информационном пространстве. Известный тезис «кто владеет информацией, тот владеет миром» сегодня приобретает важнейшее значение — информация становится не только технологической основой коммуникации, но и субстратом общественных отношений, в том числе и в политике. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Изучение политической коммуникации восходит к Платону, но начало современным изысканиям положили исследования пропаганды в Первой мировой войне, проводившиеся после ее окончания. С тех пор много внимания уделялось изучению форм и объектов политической коммуникации, анализу средств передачи сообщений, их содержания, а также воздействия сообщений на их получателей. Фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин «политическая коммуникация», появились в конце 1940-х -начале 1950-х гг. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических наук было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетической теории, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий. Основателями общей теории политической коммуникации были представители двух американских научных школ: 1) сторонники так называемого кибернетического направления в анализе социальных систем (К. Дойч и др.), 2) представители структурно функционального подхода к изучению политики (Г. Алмонд и др.). Впервые политическую систему как информационно-коммуникативную систему представил К. Дойч. По его мнению, «процесс управления есть процесс власти, основанием которого выступает коммуникация». В модели Г. Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций. Представители структурно-функционального подхода, рассматривающие политическую коммуникацию как одну из функций политической системы, характеризовали ее с точки зрения гомогенности политической информации, ее мобильности, объема, направленности. В современной науке существует несколько подходов к понятию «политическая коммуникация». Среди них можно выделить следующие: · политическая коммуникация — это постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами (Л.Р. Посикера); · политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику (Л. Пай); · политическая коммуникация — это процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой (Р.Ж. Шварценберг). В целом политическую коммуникацию можно определить как процесс информационного обмена между политическими акторами, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий. Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот политической информации, тех сведений, которыми в процессе конкретной общественно-практической деятельности обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) «источники» и «потребители» — взаимодействующие в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы. Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества. С ее помощью передается политический опыт, координируются усилия людей, происходит их политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь. Важным аспектом политической коммуникации является смысловой аспект взаимоотношений между субъектами политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. При использовании различных коммуникативных моделей передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики). Политическая коммуникация выполняет следующие функции по отношению к политической системе и гражданскому обществу: · информационная (главноесодержание этой функции заключается в распространении необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании); · регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм взаимодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом); · функция политической социализации (способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и политического поведения); · манипулятивная (способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим проблемам). Модели политической коммуникации. Сущность изменений в области политической коммуникации, которые позволяют (по крайней мере в принципе) преодолеть доминирование и жесткий контроль отправителя информации над адресатом, достаточно наглядно иллюстрируется с помощью моделей альтернативных видов движения информации. Модель вещания предполагает распространение информации из центра одновременно многим абонентам на периферию. Эта ситуация встречается довольно часто, например во время лекции или официального доклада, когда слушатели сосредоточены в какой-либо аудитории, а также в случае телевизионной или радиопередачи, когда, некоторое сообщение одновременно принимается достаточно большим числом людей, находящихся в разных местах. Характерными чертами данной модели как типичной односторонней коммуникации являются относительно малая возможность личной обратной связи (особенно, если речь идет о СМИ), а также то обстоятельство, что время и место коммуникации определены отправителем. Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников и самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты. Характерное отличие диалоговой модели состоит в том, что она предполагает своеобразное «горизонтальное равенство» участников информационного обмена в противоположность «вертикальному» принципу руководство — подчинение, присущему модели вещания. Несомненно, коммуникация подобного вида не исключает участия и более двух сторон (например, телефонная конференция, дискуссия на сайте сети Интернет и т.д.). Однако увеличение числа участников и, в частности, появление «ведущего» приводят к сближению данной модели с моделью вещания. Консультационная модель такжесоотносится с большим количеством ситуаций, при которых индивид, находящийся на периферии коммуникационной линии, ищет необходимые сведения в центральном информационном хранилище (на сервере или в ином банке данных, в наиболее простом варианте — в библиотеке, работая с книгами, газетами и иной печатной продукцией). В отличие от модели вещания здесь место и время консультации, а также тема сообщения определяются не центром, а периферийным пользователем, обладающим максимальной свободой. Регистрационная модель движения информации является противоположностью консультационной модели. Здесь центр запрашивает и получает информацию от периферийного источника. Данная модель применяется, например, в случае, когда индивиду закрыт доступ к центральному банку данных, а также при автоматической записи телефонных сообщений во всех системах электронной сигнализации и наблюдения. При этом сосредоточение информации в центре нередко происходит помимо желания индивида или без согласования с ним. Хотя данная схема исторически не нова, ее возможности значительно возросли вследствие компьютеризации и расширения телекоммуникационных сетей. Типичным для регистрационной модели является то обстоятельство, что центр имеет больший контроль над определением направления информационного потока, чем находящийся на периферии коммуникационной сети индивид. В глобальном плане наметившаяся тенденция к смене моделей политической коммуникации, переходу от «вещания» к подлинно демократическому диалогу между «управляющими» и «управляемыми» предполагает равноправный обмен точными, полными, завершенными и проверяемыми сведениями о политических явлениях и процессах, сопрягаемыми с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, фундаментальными правами и свободами личности. Особое значение при этом имеют свобода открыто выражать свое мнение, свобода искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, если они не противоречат гуманистическим принципам.
ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998. 2. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. 3. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.
6. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. – СПб., 1996. 7. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2004. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., 2001. 2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. 1989. 3. Бретон Ф., Пру С. Взрыв коммуникации. Рождение новой идеологии. М., 1990. 4. Буданцев Ю.П. Очерки неокоммуникологии. М., 1995. 5. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов - путь к успеху. СПб., 2000. 6. Дейк Т.А. ван. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск, 2000. 7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. 8. Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проблемы конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999. 9. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. – СПб, 1997. 10. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в предверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. 1999. 11. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995. 12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Л., 1992. 13. Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии " Паблик рилейшнз": Опыт историко-социологического исследования. Калининград, 2001. 14. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. 15. Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. М., 2000. 16. Межкультурная коммуникация. 1998. 17. Межличностное общение /Сост. и общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. 2001. (серия " Хрестоматия по психологии"). 18. Морозов А.В. Психология влияния. СПб., 2001. 19. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999. 20. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб, 1999. 21. Пиз А. Язык телодвижений. – М., 1995. 22. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М., 2003. 23. Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Учебное пособие. Самара, М., 2001. 24. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб, 2002. 25. Социальные коммуникации в XXI веке: теория, практика, технологии. СПб., 2001. 26. Социология средств массовой коммуникации. Под ред. Ю.П.Буданцева. М., 1991. 27. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002. 28. Dimbley R., Burton G. More than words. An introduction to communication. L., N.Y., 1998. 29. Fiske J. Introduction to communication studies. L., 1990. 30. International encyclopedia of communications/ ed. by E.Barnow, G.Gerbner, W.Schramm, T.L.Worth, L.Gross. N.Y., Oxford. 1989. Vol. 1-4. 31. Mass communications. Ed. by Schramm W. University of Illinois Press. Urbana, Chicago, L. 1960.
|