Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ответственность в космическом праве.
Ответственность государства распространяется на любую национальную деятельность в космическом пространстве, независимо от того, ведется ли она самим государством, его частными лицами, правительственными или неправительственными юридическими лицами (ст. 6 Договора о космосе 1967 г.). Космическая деятельность всегда предполагает международно-правовую ответственность государства. Основания ответственности в международном космическом праве: 1. Космическая деятельность государства соответствует международному праву, но причиняет ущерб другому государству, — ответственность наступает за правомерную деятельность, связанную с использованием источников повышенной опасности и повлекшую наступление неблагоприятных последствий на поверхности Земли. 2. Космическая деятельность государства противоречит международному праву, и вред является следствием совершения международного правонарушения. Конвенция 1972 г. специально посвящена вопросам ответственности за осуществление деятельности в космосе. Конвенция закрепляет принцип абсолютной (объективной) ответственности запускающего государства за ущерб, причиненный его космическими объектами на поверхности Земли или воздушному судну, находящемуся в полете. На принципе презюмируемои вины основана ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом либо лицами или имуществом на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли. Претензии о компенсации за причиненный ущерб предъявляются запускающему государству тем государством, которому (либо его физическим или юридическим лицам) причинен ущерб. При совместном запуске космического объекта наступает солидарная ответственность всех властей, осуществивших запуск. В космическом праве правоотношения ответственности (прежде всего, материальной) возникают между субъектами международного права независимо от того, кто является потерпевшей стороной, или стороной, обязанной возместить ущерб, — само государство или его физические либо юридические лица. Интересы частных лиц в космическом праве представляют и защищают государства. Конвенция 1972 г. определяет ущерб как случайное лишение жизни, причинение телесных повреждений и вреда здоровью, уничтожение или повреждение имущества. Непременным условием наступления материальной ответственности государства является факт причинения космическим объектом этого государства хотя бы одного из видов такого ущерба. Конвенция 1972 г. определяет запускающее государство как государство, осуществляющее или организующее запуск космического корабля, либо государство, с территории или установок которого осуществлен запуск. В Конвенции установлен принцип солидарной ответственности за ущерб при совместном производстве запуска (ст. 5). Государство, возмещающее ущерб, имеет право регрессного требования. Положения Конвенции 1972 г. не применяются, если ущерб причинен космическим объектом запускающего государства его собственным гражданам иди юридическим лицам. Такие случаи не подпадают под действие международного космического права и регулируются внутригосударственным законодательством. Урегулирование претензий производится в порядке дипломатических переговоров. Для рассмотрения претензий создаются специальные комиссии. Эти комиссии являются не арбитражными, а согласительными органами: решение комиссии окончательно и обязательно только при наличии соответствующей договоренности государств.
77. Международное морское право: понятие, источники. Международное морское право - совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, регламентирующих правовой режим морских пространств и разнообразную деятельность в них субъектов международного права. Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в. I Конференция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этой Конвенции не участвует). II Конференция успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная конвенция по охране подводных кабелей, Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация), Международная конвенция электросвязи и др.). Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д. Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по правовому режиму.
|