Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность в космическом праве.






Ответственность государства распространяется на любую национальную деятельность в космическом пространстве, независимо от того, ведется ли она самим государством, его частными лицами, правительственными или неправительственными юридическими лицами (ст. 6 Договора о космосе 1967 г.). Космическая деятельность всегда предполагает международно-правовую ответственность государства.

Основания ответственности в международном космическом праве:

1. Космическая деятельность государства соответствует международному праву, но причиняет ущерб другому государству, — ответст­венность наступает за правомерную деятельность, связанную с ис­пользованием источников повышенной опасности и повлекшую на­ступление неблагоприятных последствий на поверхности Земли.

2. Космическая деятельность государства противоречит междуна­родному праву, и вред является следствием совершения международ­ного правонарушения.

Конвенция 1972 г. специально посвящена вопросам ответственно­сти за осуществление деятельности в космосе. Конвенция закрепляет принцип абсолютной (объективной) ответственности запускающего государства за ущерб, причиненный его космическими объектами на поверхности Земли или воздушному судну, находящемуся в полете. На принципе презюмируемои вины основана ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом либо лицами или имуществом на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли.

Претензии о компенсации за причиненный ущерб предъявляются запускающему государству тем государством, которому (либо его фи­зическим или юридическим лицам) причинен ущерб. При совмест­ном запуске космического объекта наступает солидарная ответствен­ность всех властей, осуществивших запуск.

В космическом праве правоотношения ответственности (прежде всего, материальной) возникают между субъектами международного права независимо от того, кто является потерпевшей стороной, или стороной, обязанной возместить ущерб, — само государство или его физические либо юридические лица. Интересы частных лиц в косми­ческом праве представляют и защищают государства.

Конвенция 1972 г. определяет ущерб как случайное лишение жиз­ни, причинение телесных повреждений и вреда здоровью, уничтоже­ние или повреждение имущества. Непременным условием наступления материальной ответственности государства является факт причи­нения космическим объектом этого государства хотя бы одного из видов такого ущерба.

Конвенция 1972 г. определяет запускающее государство как госу­дарство, осуществляющее или организующее запуск космического корабля, либо государство, с территории или установок которого осу­ществлен запуск. В Конвенции установлен принцип солидарной от­ветственности за ущерб при совместном производстве запуска (ст. 5). Государство, возмещающее ущерб, имеет право регрессного требо­вания.

Положения Конвенции 1972 г. не применяются, если ущерб при­чинен космическим объектом запускающего государства его собст­венным гражданам иди юридическим лицам. Такие случаи не подпа­дают под действие международного космического права и регулиру­ются внутригосударственным законодательством.

Урегулирование претензий производится в порядке дипломатиче­ских переговоров. Для рассмотрения претензий создаются специаль­ные комиссии. Эти комиссии являются не арбитражными, а согласи­тельными органами: решение комиссии окончательно и обязательно только при наличии соответствующей договоренности государств.

 

 

77. Международное морское право: понятие, источники.

Международное морское право - совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, регламентирующих правовой режим морских пространств и разнообразную деятельность в них субъектов международного права.

Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в. I Конфе­ренция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этой Конвенции не участвует). II Конференция успеха не имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными со­глашениями (Международная конвенция по охране подводных кабе­лей, Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация), Международная конвенция электро­связи и др.).

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по правовому режиму.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал