Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взгляды на происхождение человека 5 страница
Виды монархии и их признаки
Линии сравнения
| Абсолютная
| Дуалистическая
| Парламентарная
| 1. Принадлежность законодательной власти
| монарху
| разделена между монархом и парламентом
| парламенту
| 2. Осуществление исполнительной власти
| монарх
| формально – монарх, фактически – правительство
| 3. Назначение главы правительства
| монарх
| формально – монарх, но с учетом парламентских выборов
| 4. Ответственность правительства
| перед монархом
| перед парламентом
| 5. Право роспуска парламента
| – (парламент)
| у монарха (неограниченное)
| у монарха (по рекомендации правительства)
| 6. Право veto монарха на решения парламента
| –
| абсолютное veto
| предусмотрено, но не используется
| 7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха
| неограниченное (указ монарха имеет силу закона)
| только в период между сессиями парламента
| предусмотрено, но не используется
| 8. Современные страны
| Саудовская Аравия, Оман
| Иордания, Кувейт
| Великобритания, Япония, Испания
|
Виды республик и их признаки
Линии сравнения
| Президентская
| Полупрезидентская (смешанная)
| Парламентская
| 1. Порядок избрания президента
| Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь)
| Избирается на заседании парламента
| 2. Порядок образования правительства
| Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле
| Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента
| Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии
| 3. Ответственность правительства
| Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству
| Двойная ответственность переел парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен
| Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства
| 4. Право роспуска парламента у президента
| Отсутствует
| Президент имеет право роспуска парламента
| 5. Наличие поста премьер-министра
| Отсутствует
| Существует пост премьер-министра
| 6. Объем полномочий президента
| Полномочия президента: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти
| Президент – глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством
| Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несет за них ответственность
| 7. Современные государства
| США, страны Латинской Америки
| Франция, Россия, Австрия
| Италия, Индия, ФРГ, Швейцария
|
| Формы территориально-политического устройства
|
|
|
|
|
|
| Унитарное государство
|
| Федеративное государство
|
| Конфедеративное государство
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью
| устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство
| постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, транспорта и связи, денежной системы
| централизованные государства (Великобритания, Швеция, Дания)
| децентрализованные государства (Франция, Италия, Испания)
| США, Германия, Мексика, Бразилия, Швейцария, Россия
| США (1776-1787) Швейцария (до 1848) Германия (1815-1867)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| представляется достаточно широкая самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Но средние уровни управления не обладают значительной автономией
| крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами и правительствами, административно-управленческими структурами. В области налогообложения их компетентность сильно ограничена
|
|
|
| | | | | | |
Политические режимы
Линии сравнения
| Виды режимов
| Демократический
| Тоталитарный
| Авторитарный
| 1. Формы
| Непосредственная и представительная демократия
| Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм
| От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, гражданских диктатур, например, в странах арабского Востока
| 2. Социальная база
| Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности
| Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения
| Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь
| 3. Государственное устройство
| Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения
| " Всеобщее государство", осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни
| Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни
| 4. Партийная система
| Многопартийность
| Государство одной партии
| Правящая партия огосударствлена
| 5. Оппозиция
| Действует легально
| Отрицается
| Ее деятельность ограничена жесткими рамками
| 6. Правовой принцип
| Разрешено все, что не запрещено законом
| Запрещено все, что не разрешено законом
| Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью
| 7. Права человека
| Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан
| Права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство
| Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
| 8. Экономика
| Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер
| Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина
| Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой
| 9. Идеология
| Политический плюрализм
| Существует единственная обязательная официальная идеология
| Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений
| 10. Карательные органы
| Строго подчиняются закону
| Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны
| Важный элемент государственного аппарата
|
| Избирательная система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мажоритарная система
|
| Пропорциональная система
| способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов
|
| способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов
|
|
|
|
|
|
| разновидности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| абсолютного большинства
|
| относительного большинства
|
|
| (избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50%+1 голос)
|
| (побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности)
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
Объединение различных интересов происходит до выборов в парламент
|
| Объединение различных интересов происходит после выборов
|
|
|
| Действует на основе создания коалиций групп интересов, стимулирует существование двухпартийной или двухкоалиционной системы
|
| Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции
|
|
|
| Применяется в США, Индии, Японии
|
| Применяется в Италии, Израиле и др.
|
Политическая идеология – систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих коренные интересы различных социальных групп по поводу власти, ее завоевывания, защиты и использования, на основе которых складываются политические отношения и функционируют политические институты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Виды политической идеологии
|
|
|
|
|
|
| Либерализм
| Консерватизм
| Социал- демократизм
| Коммунизм
| Фашизм
| – Абсолютная ценность человеческой личности
– Ограничение объема и сфер деятельности государства
– Свобода частной собственности
– Политическое равенство всех людей
– Общество изменяется при помощи реформ
| – Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность
– Укрепление устоев государства
– Против государственного капитализма
– Обществу присуще неравенство
– Общество изменяется эволюционно
| – Свобода личности, социально-экономическое равенство, справедливость
– Отказ от классовой борьбы
– Эволюционное развитие общества в сторону социализма
| – Превосходство рабочего класса над другими социальными группами и установление его диктатуры
– Пролетарский интернационализм
– Классовая борьба
– Уничтожение частной собственности
– Революционный переход к социализму
| – Расовое превосходство
– Социализация производства
–Подчинение интересов личности интересам государства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социальная база
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мелкая и средняя буржуазия, торговцы, интеллигенция, рабочие
| Крупная промышленная и финансовая буржуазия, интеллигенция, верующие, зажиточные слои крестьянства
| Мелкая и часть средней буржуазии, пролетариат, часть крестьянства
| Люмпенизированные элементы, часть рабочих и крестьян
| Люмпенизированные слои, часть рабочих и крестьян, интеллигенция и буржуазия
|
Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении
|
|
|
|
|
|
| Классификация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| по участию в осуществлении власти
|
| по характеру членства
|
| по шкале политического спектра
|
|
|
|
|
| правящие – это те партии, которые находятся у власти
|
| кадровые партии –
– немногочисленны; – в них свободное членство; – опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; – в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; – проводят деятельность только в период выборов
|
| левые партии –
– за реформы; – за вытеснение частного сектора; – социальная защита трудящихся; – радикально-революционные методы действия
|
|
|
| оппозиционные – это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу – завоевать власть
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| массовые партии –
– многочисленны; – в них преобладает воспитательная функция; – отличаются тесной связью между членами партии; – в них есть жесткая дисциплина; – есть первичные парторганизации; – их деятельность проводится систематически
|
| центристские партии –
– компромисс; – сотрудничество
|
| правые партии –
– за сильное государство; – охрана частной собственности; – за стабильность; – отрицательное отношение к революции
|
|
|
|
|
|
Борьба за власть в государстве и влияние на политику государства
|
| Участие в осуществлении власти
|
| Участие в формировании органов власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Политическое воспитание
|
|
|
| Формирование общественного мнения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка кадров политиков
|
|
|
| Выражение интересов социальных групп
|
|
|
|
|
|
Партийная система – это совокупность легально действующих партий и отношений между ними
|
|
|
|
|
|
| Альтернативная
|
| Неальтернативная
|
|
|
| 1. Существует, по крайней мере, одна оппозиционная легальная партия, которая может прийти к власти законным путем (Япония)
|
| 1. Не существует реальной возможности для прихода к власти оппозиции (Саудовская Аравия, Катар, Бруней)
| 2. Двухпартийная система (США, Великобритания)
|
| 2. Однопартийная система (КНДР, Куба)
| 3. Многопартийная система (ФРГ, Италия, Франция и др.)
|
| 3. Существует много партий, ведущих борьбу за власть, но власть реально принадлежит надпартийной силе (армия, церковь) (Чили 80-х гг. ХХ в.)
|
|
|
|
Мыслители о сущности гражданского общества
Мыслитель
| Основные идеи
| Т. Гоббс, английский философ
| Гражданское общество – это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом
| Дж. Локк, английский философ
| Гражданское общество – это общество политическое, т.е. общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы
| Ш.Л. Монтескье, французский философ
| Гражданское общество – это общество вражды людей друг с другом, которые для прекращения этой вражды преобразуются в государство
| Т. Пейн, американский просветитель
| Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства. Гражданское общество – благо, а государство – неизбежное зло
| Г. Гегель, немецкий философ
| Гражданское общество – сфера реализации особенных частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер. Само гражданское общество не в состоянии справиться со своими проблемами. Приоритет принадлежит государству, которое способно интегрировать разрозненные интересы в цельное общество граждан
| К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкий социологи, политические деятели
| Гражданское общество – сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство
|
| Предпосылки гражданского общества
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экономические
|
| Социальные
|
| Политико- правовые
|
| Культурные
| Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция
|
| Большой удельный вес в обществе среднего класса
|
| Юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм
|
| Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести
|
|
|
|
|
|
|
|
| Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Структура
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Научные и культурные организации, спортивные общества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Независимые средства массовой информации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Церковь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Семья
|
|
|
|
|
|
| В мировой науке выделяют четыре подхода к гражданскому обществу
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | как противопоставление дикости (анархии)
|
| как противоположность церкви (религиозным обществам)
|
| как комплекс общественных отношений, противоположных государству
|
| как конкретный феномен западной цивилизации
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
| Гражданское общество
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | Этапы формирования
|
| Функции
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | I. (XVI-XVII вв.) – складывание экономических и политических предпосылок его существования, переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики)
II. (XVIII- конец XIX вв.) – формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции
III. (XX в.) – превращение среднего класса в основную социальную группу, процесс становления правового государства
|
|
| Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан
| |
| | Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|