![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет научной философии
Каждая наука имеет свой предмет, содержание, структуру и метод (методы). Предмет науки — та область действительности, которая изучается данной наукой. Предметом науки может быть какая-либо область объективной действительности (например, физическая, химическая, биологическая, социальная реальности) или субъективной, духовной реальности (например, психические процессы, духовная культура общества). От предмета науки нередко отличают ее объект — сложную реальность, каждая сторона которой служит предметом какой-либо отдельной науки. Так, человек является объектом исследования для целой системы наук о человеке — философии, психологии, логики, педагогики, медицины и др. Предмет науки отражается в ее содержании, которое определяет структуру науки и методы, используемые данной наукой. Вопрос о том, что изучает данная наука, — первый ключевой вопрос всякой науки. В ходе развития философии ее предмет претерпел сложный процесс изменения, прежде чем возникла научная философия, определившая — в основных и принципиальных чертах—свой предмет исследования. Выявление подлинного предмета исследования позволило определить и ту действительную роль, которую должна играть научная философия в современном обществе, в системе наук, в духовной культуре вообще. В истории философии наметились две полярные точки зрения, или две крайности, в понимании предмета философии и, следовательно, ее функций или роли в обществе. Исторически первая точка зрения заключалась в весьма широком понимании предмета философии, к которому были отнесены существенные части предметов будущих частных наук. Она возникла в античной философии, которая в умозрительной форме, опираясь на первичные наблюдения природных и общественных явлений, стремилась решать вопросы об их сущности, которые могли быть окончательно решены только с появлением экспериментальных наук — физики, химии, биологии и др. Ошибочно было бы думать, что умозрительный подход к решению таких вопросов (например, строения вещей) не дал никаких серьезных результатов: в русле этого философского подхода возникла, например, идея атомизма, которая позднее становится одной из важнейших идей физики и химии. Античный материализм сыграл неоценимую роль в подготовке будущего систематического конкретно-научного исследования С началом все более интенсивного развития естественных наук от философии “отпочковывались” один вопрос за другим, одна отрасль знания за другой. Так, к физике и химии отходит проблема строения вещества. В последней трети XIX в от философии отпочковывается экспериментальная психология (1878-1879 гг.) Поэтому в среде естествоиспытателей возникает реакция на попытки идеалистической и особенно религиозной философии сохранить чрезмерно расширительное — по меркам нового, естественнонаучного, мышления толкование предмета и функций философии. Если материализм XVII-XVIII вв., как уже отмечалось выше, позитивно воспринимал дух естественнонаучного исследования и оказал сильнейшее содействие развитию частных наук, расчищал дорогу для развития науки, исследовал и обосновывал ее методы, защищал науку от религии и идеализма, то идеализм и религия первоначально оказались “закрытыми” для научного мышления и лишь позднее, особенно с конца XIX в, начали приспосабливаться к данным естествознания, давая их извращенную интерпретацию. Этот процесс особенно широко развернулся в идеалистической и религиозной философии XX в Последней крупной классической попыткой чрезмерно расширительного толкования предмета и функций философии послужила грандиозная философская система Гегеля, которая впервые для идеалистической философии весьма широко использовала материал всех основных отраслей естествознания того времени, но пыталась целиком подчинить его целям обоснования и построения системы объективного идеализма. Философия Гегеля выступала как “наука наук”, “царица наук”, подчинявшая материал и логику частных наук идеалистическим философским схемам. Так, следуя логике “отрицания отрицания”, действительной только в определенной сфере (забегая вперед, скажем — в сфере всеобщих сторон действительности), Гегель пытался подогнать все конкретные частные процессы под схему “триад” Вся природа жестко укладывалась им в триаду механики, физики и органики. Весьма показательным для гегелевского понимания предмета и роли философии является объяснение им звука как “крика идеи, стесненной материей” Крайней реакцией на чрезмерно расширительное, в условиях Нового времени, понимание предмета и роли философии явилась концепция философского позитивизма, созданная в первой трети XIX в. О. Контом (1798-1857) и развивавшаяся далее Дж. С. Миллем (1806-1873), Спенсером (1820-1903) и другими. О. Конт утверждал, что философия как спекулятивная (умозрительная) наука не имеет права на существование, она целиком исключается системой частных, или положительных (позитивных), наук, не оставляющих места для какой-либо особой науки о мире как целом. По Конту, каждая наука “сама себе философия”. Родоначальник позитивизма утверждал, что право на существование имеют только те науки, проблемы которых могут быть выражены на языке эксперимента и доступны экспериментальному решению Естественно поэтому, что все наиболее общие вопросы, прежде всего основной вопрос философии, оказывались, по Конту, “не имеющими смысла”, “псевдовопросами” и, соответственно, “упразднялось” деление философских взглядов на материализм и идеализм. Существование объективного мира за пределами человеческого сознания не может быть сформулировано на языке эксперимента, не может быть доказано какими-либо экспериментами Позитивизм объявил себя надпартийной философией, стоящей “выше” материализма и идеализма Однако человеческое познание, в силу своей универсальной природы, неизбежно ставит основной вопрос философии, вопрос о сущности мира, человека, сущности и смысле человеческого существования. Поэтому, как глубоко подметил Энгельс, если ученый пытается избавиться от философии, он неизбежно попадает в плен к наихудшей философии “Естествоиспытатели воображают, — писал Энгельс, — что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории, то в итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части самой скверной, и те, кто больше всех ругает философию, являются рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений”[10] Отказываясь даже от постановки вопроса о существовании объективной реальности за пределами ощущений, Конт утверждал, что “последней реальностью” для нас, в существовании которой мы убеждаемся из нашего опыта, являются ощущения. Таким образом, фактически Конт становился на позиции субъективного идеализма. Поскольку философский “вакуум” требовал своего заполнения, Конт возводил в ранг философии наиболее развитую в то время науку — механику (с соответствующими разделами математики) Субъективный идеализм и механицизм — две главные отличительные черты классического позитивизма. С появлением позитивизма в буржуазной философии возникает феномен скрытой партийности, когда идеализм выступает под прикрытием якобы “нейтральных” по отношению к материализму и идеализму концепций.
Нетрудно выявить основной ход мыслей Конта, приводивший его к отрицанию философии как самостоятельной науки: по мнению позитивиста, система частных наук, отображающих мир по частям, дает исчерпывающее и всеохватывающее описание мира, не оставляющее места для философии. Будучи метафизиком и механицистом, Конт не понимал, что целое не сводится к сумме частей: оно обладает такими целостными свойствами и закономерностями, которые “не схватываются” частными науками и составляют предмет особой науки — философии. Научная философия преодолевает обе крайние точки зрения на предмет и роль философии — чрезвычайно широкое и “нигилистическое” истолкование последней. Однако если первая, античная концепция философии, с позиций научной философии, содержала большой рациональный смысл — высокую оценку роли философии в человеческом познании, то вторая, негативная, представляла интерес скорее как чрезмерная крайность, недопустимое упрощение. В первом приближении, сравнивая философию с физикой, химией, биологией, историей и другими частными науками, предмет философии можно определить как мир в целом и процесс его познания. Однако такая оценка философии содержит крупную неточность: мир как целое изучается системой наук, включая философию. Поэтому правильнее предмет философии определить как наиболее общие (всеобщие) стороны (свойства, законы и т. д.) мира в целом и его познания, или, иначе, как наиболее общая сущность мира и сущность сознания, или сущность мира, сущность человека, место человека в мире, смысл и сущность его существования. Нетрудно понять, что изложенное ранее понимание двух важнейших вопросов философии содержит в себе совершенно определенную и прозрачную концепцию предмета философии. Проблематика философии выражает предмет философии как науки. Изложенным выше представлениям о научной философии в наибольшей мере отвечает философия марксизма - диалектический материализм. Выше отмечалось, что серьезное научное содержание в определенных пределах имеется также в современной зарубежной философии. Однако нельзя не заметить, что все течения современной зарубежной философии чрезмерно сужают предмет философии, сводят его, например, к логике и языку науки (неопозитивизм), особенностям научного знания и научных революций (постпозитивизм) и т.д. Предельная широта и универсальность диалектического материализма были справедливо отмечены Л. Грэхэмом.
|