Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие развития. Развитие — бесконечное движение от низшего к высшему
Развитие — бесконечное движение от низшего к высшему. Понятия высшего и низшего выступают в качестве двух важнейших категорий теории развития. Высшее первоначальным образом может быть определено как более сложное, чем низшее. Поскольку в мире не существует ничего абсолютно простого, сложное и простое выступают как градации или ступени сложности и могут быть определены через это понятие. Для этого необходимо предварительно ввести весьма широко используемое в науке понятие содержания - в смысле «все, что содержится в предмете». Содержание в широком смысле слова - это совокупность всех «признаков» предмета - его свойств, качеств, связей, сущности, формы и содержания (в узком смысле слова) и т.д. Более сложное - это более содержательное, обладающее бó льшим многообразием, богатством содержания. Понятие многообразия («богатства») содержания - важнейший признак сложности. Однако каждая вещь - не просто многообразие (М) всевозможных признаков, но и их единство (Е). Единство, или интегрированность, - второй важнейший признак сложности. Газовая смесь водорода и кислорода и их интеграция в виде воды - качественно различные химические состояния. Сложность, таким образом, есть интегрированное многообразие. Символически это можно представить в виде дроби . Развитие, на этом уровне анализа, можно определить как рост многообразия содержания. При этом рост понимается не только в количественном, но и в качественном смысле, как возникновение новых качеств, несущих в себе большее богатство содержания. В понятии сложности как интегрированного многообразия угадываются скрыто содержащиеся в нем другие категории диалектики, в том числе самая мощная из них — противоречия. Каждая из основных форм материи представляет собой существенно большее богатство содержания, чем предыдущая. Так, химический мир, возникающий на основе многообразия пяти физических элементов (протонов, нейтронов, мезонов, электронов, виртуальных частиц), состоит уже из свыше ста химических элементов, которые образуют 1012 видов белков и 1010 видов нуклеиновых кислот. Сочетания белков и нуклеиновых кислот образуют еще более грандиозное многообразие химических соединений. Если исходных химических элементов свыше ста, то многообразие биологических видов измеряется десятками миллионов. Многообразие человеческих индивидов практически не ограничено, а в бесконечном развитии человечества — бесконечно.
Высшее (Н) можно представить как совокупность содержания, заимствованного из низшего (S) и некоторого нового, возникшего содержания, приращения сложности (h); Н=S+h. Так, химическое несет в себе основное содержание его физической основы и некоторое новое существенное содержание, собственно химическое. Точно так же биологическое включает наиболее богатые физико-химические структуры и свойства, но далеко не сводится к ним. Человек, социальное несет в себе основное богатство содержания физического, химического и биологического и собственно социальное «приращение», дополнительную сложность. Откуда берется добавочная сложность?
Попытки ответить на этот вопрос проходят через всю историю философской мысли, человеческого знания вообще. Современный человек довольно легко приходит к выводу, что в мире существует развитие, поскольку современная наука явственно демонстрирует возникновение химического из физического, биологического из химического и т.д. Однако если феномен развития бросается в глаза, то, когда человеческая мысль углубляется в сущность развития, неизбежно возникает представление, что развитие... невозможно! Идея развития, углубляясь от феномена развития к его сущности, неминуемо сталкивается с парадоксом. Исходя из одной и той же идеи развития как движения от низшего к высшему, мы приходим к двум исключающим друг друга заключениям. С одной стороны, если высшее возникает из низшего, то приращение сложности должно прийти из низшего, ибо больше ему неоткуда появиться. С другой стороны, если из низшего возникает действительно высшее, более сложное, то приращение сложности не могло прийти из низшего, ибо тогда не было бы факта развития. В современной науке парадокс развития получил также своеобразную форму в связи с попытками применения к описанию развития теории информации. Поскольку развитие есть рост многообразия, его можно формально выразить количеством информации, которая является, как известно, специфической мерой многообразия или упорядоченности. Процесс развития выражается приростом информации. Согласно подсчетам С. М. Данкова и Г. Кастлера, при переходе от атомного к молекулярному уровню организации живого количество информации возрастает в 103; если человеческая зигота содержит 1011 бит информации, то взрослый человеческий организм—примерно 5× 1025 бит - относительно молекулярного, или 2× 1028 бит - относительно атомного уровня организации. Таким образом, человеческий организм, развившийся из одной клетки, содержит информации на 14 или 17 (в зависимости от уровня отсчета) порядков больше, чем исходная клетка, то есть сложность организма, которая может быть измерена с помощью теории информации, в 1014 или 1017 раз превосходит сложность исходной клетки. Откуда берется эта подавляющая часть информации взрослого организма? «Как может нечто, что кажется простым, самостоятельно стать сложным?» — спрашивает по этому поводу М. Аптер 1. Некоторые философы и биологи утверждают, что добавочная информация приходит из внешней среды. Но, по остроумному замечанию одного американского биолога-эволюциониста, такое объяснение означает, что кролик содержится в траве, которую он ест. Заметим также, что кибернетика не в состоянии решить информационный парадокс, с ее позиций информация в «канале связи» от зиготы до взрослого организма может только уменьшаться. Парадокс развития, возникновения нового послужил настоящим камнем преткновения для всей предшествующей философии. Материалисты прошлого, несмотря на ряд глубоких догадок (в особенности Гераклита), не смогли его решить. Материализм XVII—XVIII вв. трактовал идею появления нового как признание сотворения мира. Субстанция Спинозы, как мы уже рассматривали, существует сразу, во всем абсолютном содержании, «от века», ничего нового в мире не возникает. Материализм XVII—XVIII вв. был основан на парадигме сохранения: в мире все сохраняется, ничто не возникает и не исчезает бесследно, ибо материя вечна и неуничтожима. Парадигма сохранения в существенной мере подкреплялась естествознанием XVII-XVIII вв., открывавшего один за другим законы сохранения (движения, веса веществ, энергии и т. д.). В идеалистической и религиозной философии было предпринято несколько попыток решения парадокса. Исторически первой из них является концепция гилеморфизма, выдвинутая Платоном, развитая далее Ф. Аквинатом и разделяемая современной философией католической церкви — неотомизмом. С позиций гилеморфизма возникновение новой сложности объясняется вхождением (инкарнацией) в аморфную и косную материю различных по степени сложности духовных форм, идей (по Платону), которые в интерпретации Ф. Аквината и неотомизма являются частицами божественной сущности. Однако бог при этом рассматривается как абсолютно неизменная сущность. Парадокс развития, таким образом, не решается, а переводится в область «божественной сущности». Парадокс развития оказался не по силам и современной буржуазной философии. С точки зрения теории эмерджентной эволюции (С. Александер, Л. Морган) эмерджент, или новое содержание высшего, «обнаруживает в себе достаточную очевидность цели и включает в себя некоторый дух (Mind), посредством активности которого направляется ход событий». «Mind есть дух (Spirit), для нас - Бог»2. Согласно холизму (Дж. Смэтс) новое есть результат целостности (холизм - от слова Whole, целое), которая в конечном счете оказывается духовной связью. Обе концепции, таким образом, не дали ничего нового по сравнению с гилеморфизмом. Крупный шаг к решению одной из важнейших философских проблем сделал Гегель, согласно которому логическая идея рождает в себе, из себя все бесконечное богатство содержания. Однако, несмотря на огромный, не понятый до сих пор буржуазной философией шаг, Гегель не смог решить парадокса развития, поскольку с его точки зрения процесс развития есть возникновение всего особенного и единичного из абстрактного, общего. Этот коренной порок его философии был раскрыт Марксом и Энгельсом, как «тайна спекулятивной конструкции». По Гегелю, получалось, что «плод вообще» существует до единичных плодов и порождает их1. В советской философской науке под влиянием известных деформаций парадокс развития десятилетиями не замечался и не формулировался. В последние два десятилетия он стал предметом дискуссии, которая пока не завершена2. Без постановки и решения парадокса развития невозможно понять сути ни диалектики как теории развития, ни материализма, поскольку он немыслим без идеи развития. Однако в массовых упрощенных изложениях философии парадокс полностью обходится. Ниже будет изложено решение парадокса развития, предложенное нами в 60-х гг., которое читатель волен принять или отвергнуть. Решение парадокса развития опирается на признание того непреложного, принудительного для нашей мысли факта, что в высшей ступени развития имеется дополнительное содержание, «приращение сложности», которой нет в низшем. Последнее есть необходимое и абсолютное условие решения парадокса, следующее из констатации неоспоримого наличия в мире процессов развития, появления сложного из простого, наличия последовательности: физическое — химическое — биологическое — социальное. Решение парадокса состоит из двух последовательных шагов. Первый из них заключается в том, чтобы «ослабить» чрезмерную противоположность низшего и высшего. Парадокс возникает потому, что мы обнаруживаем в высшем такое приращение содержания, которого не было и не могло быть в предшествующей ступени развития: в неживой природе не могло быть свойства жизненности, в животном мире не было мыслящего существа. Однако следует признать, что новое содержание не является абсолютно чуждым низшему, но до некоторой степени присутствует в нем. Прежде всего оно присутствует в низшем в возможности: в химизме содержится возможность возникновения живого, в живом — появления человека. Однако ничто в мире не возникает только в силу возможности, все возникает в силу той или иной объективной необходимости, которая заложена в низшей ступени развития. Возможность и необходимость появления нового можно выразить одним понятием - направленности развития. В низшем, в самой его природе, как свидетельствует современная наука, заложена направленность развития в сторону более сложного, высшего. Новое не существует в низшем в готовом виде, оно существует там потенциально, в виде направленности развития. Введение представления о том, что высшее потенциально содержится в низшем, в значительной степени ликвидирует теоретическую несовместимость понятий низшего и высшего, однако не дает еще действительного решения парадокса, не снимает его окончательно. Какова бы ни была глубинная связь высшего с его предпосылками и тенденциями в низшей ступени развития, остается по-прежнему бесспорным, что между потенциальным и действительным, между неживой и живой материей, животным и человеком существует колоссальное различие. Материя претерпевает действительный процесс развития, который заключается в появлении нового, более сложного, никогда ранее не существовавшего. Переходя ко второму шагу в решении парадокса развития, подчеркнем два важных условия того, чтобы это решение состоялось. Во-первых, еще раз следует отметить, что решение должно опираться на бесспорный, абсолютный, подтверждаемый всем эмпирическим и теоретическим опытом человечества факт действительного различия основных форм материи: химического и физического, химического и живого и т.д. Во-вторых, необходимо предупредить читателя, что предлагаемое решение парадокса не будет иметь смысла для того, кто не смог поставить для себя проблему парадокса возникновения. Действительное решение парадокса покажется в этом случае тривиальным.
В Индии существует культ некой богини, для посвящения в тайну которой, хранящуюся в особой комнате, посвящаемый должен пройти искус в течение сорока лет. В конце периода послушания его вводят в комнату. Комната абсолютно пуста. Однако для человека, сорок лет стремившегося к постижению тайны, комната наполнена глубоким смыслом. Констатируя абсолютно доказанный современной наукой факт развития и не вводя никаких не следующих из этого факта объяснительных понятий (бога, идеи, эмерджента и т. д.), мы должны признать, что самоусложнение, возникновение нового, переход низшего в высшее — это фундаментальная, изначальная, коренная, невыводимая из каких-либо более глубоких причин способность материи. Самопревращение простого в сложное, низшего в высшее — это коренной способ бытия материи, ее глубинная сущность. Материя—это реальность, непрерывно творящая себя в самой себе, она существует не как нечто застывшее и раз навсегда данное, а в процессе перехода от низшего, простого, к высшему, сложному. Дополнительная сложность не приходит ниоткуда: она рождается в процессе развития. Четырнадцать порядков информации при переходе от зиготы к взрослому человеческому организму рождаются в самом процессе развития. Материя никогда не является абсолютно «ставшей»: она всегда существует, со всеми своими атрибутами, абсолютными всеобщими свойствами, и в то же время она вечно «становится», вечно развивается. В человеке, высшей форме материи, это всеобщее свойство материи представлено в наиболее явном виде: непрерывное становление себя — смысл человеческого существования, сознаем мы это или не сознаем. Разъясняя различие между материальным и идеальным, Кант остроумно заметил, что «сто талеров в кармане» есть нечто большее, чем «сто талеров в уме». Воспользовавшись этим образом, мы можем сказать, что суть развития заключается в том, что сто талеров в кармане способны превращаться в двести талеров, хотя мы ничего не добавляем при этом к исходной сумме. Самопревращение ста талеров в двести, неживой материи в живую, животного в человека кажется парадоксальным и выступает как нарушение логики и здравого смысла потому, что здравый смысл с его логикой основан на учете сравнительно простых связей и отношений реального мира и наших действий, благодаря которым мы привыкаем думать, что все в мире происходит на основе своеобразного эквивалентного обмена: поместив в реторту какое-то количество химических веществ, мы уверены в том, что после любых химических превращений мы найдем в ней ту же массу вещества. Сто талеров в кармане остаются для нас таковыми — ни больше, ни меньше, — если только мы что-нибудь к ним не прибавляли или не изымали. Вложив определенные материальные ресурсы и труд в какое-либо производство, мы ожидаем... Стоп! Здесь логика «эквивалентного обмена» («то же — на то же») уже не срабатывает! Человеческий труд является творцом нового, более сложного, чем исходные материалы; посредством труда человек творит не только новые вещи, ранее не существовавшие и не могущие возникнуть в природе, но и самого себя, свое социальное бытие, т.е. непрерывно увеличивает сложность, генерирует сложность, которой не было в мире. Но труд — это только высшее выражение способности материи к развитию. В результате решения парадокса мы обнаруживаем присущее материи внутреннее противоречие развития: материя вечно несет в себе противоречие с самой собой, она всегда.... сложнее самой себя, то есть непрерывно усложняется. Способ бытия материи — непрерывный переход от низших состояний к высшим, более сложным. Рассматривая парадокс развития, необходимо учесть, что его природа и решение определяются всеобщим характером развития. Когда мы беремся за объяснение более или менее крупных, но не всеобщих явлений или процессов, мы обнаруживаем бесконечную последовательность причин: объяснение человека невозможно без изучения его биологического происхождения, биологическая жизнь не может быть объяснена без исследования химической и физической форм материи и т.д. до бесконечности. Однако объяснение всеобщих свойств (атрибутов) материи предполагает конец цепи объяснений в том смысле, что всеобщие свойства потому и всеобщи, что «за ними» нет никаких других, более общих свойств. Понятие материи и ее атрибутов имеет в этом смысле предельный характер и существует на пределах или границах человеческого мышления. Материя бесконечно многообразна в прошлом, настоящем и будущем. В материи необходимо различать ее наиболее общую (всеобщую) сущность, которая имеет вечный характер: материя всегда есть объективная реальность, обладает движением и развитием и т.д. В то же время материя включает бесконечное многообразие особенного и единичного. Коренное свойство бесконечности заключается в том, что в силу своей природы бесконечное, в противоположность конечному, может бесконечно расти. Бесконечность материи означает поэтому ее бесконечное развитие.
|