Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
F. Недобросовестная конкуренция
1.57. Защита от недобросовестной конкуренции уже в течение около века считается частью системы охраны промышленной собственности. Ее признание в качестве таковой было впервые сделано в 1900 году на Брюссельской дипломатической конференции по пересмотру Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее — Парижская конвенция), когда в текст Конвенции была включена статья 10bis, гласящая в своем первоначальном варианте: «Граждане стран, присоединившихся к Конвенции (статьи 2 и 3), пользуются во всех странах Союза охраной, предоставляемой собственным гражданам против недобросовестной конкуренции». После изменений, внесенных на последующих конференциях Конвенции, текст Стокгольмского акта (1967) Парижской конвенции гласит следующее: (1) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. (2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. (3) В частности, подлежат запрету: 1. все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента; 2. ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; 3. указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общество в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров. 1.58. В комментарии к Типовому закону для развивающихся стран по товарным знакам, наименованиям фирм и недобросовестной конкуренции следующие 12 видов деятельности относятся к недобросовестной конкуренции: (1) подкуп покупателей конкурента с целью привлечения их на свою сторону в качестве покупателей; (2) промышленный шпионаж или подкуп служащих конкурента с целью разведывания деловой или коммерческой тайны; (3) использование или раскрытие без разрешения сводного технического «ноу-хау» конкурента; (4) подталкивание служащих конкурента к нарушению договоров о найме или к уходу с работы у конкурента; (5) угрозу в адрес конкурентов предъявить иск за нарушение патента или товарного знака, если такая угроза делается недобросовестно и с целью сокращения товарного оборота конкурента и препятствия конкуренции; (6) бойкотирование торговли для препятствия конкуренции или ее предотвращения; (7) демпинг, то есть продажа ниже себестоимости, с целью воспрепятствовать конкуренции или если демпинг приводит именно к этому последствию; (8) создание впечатления, что предлагаются необычно благоприятные условия покупки, если это не соответствует действительности; (9) рабское копирование товаров, услуг, рекламы и иных характеристик коммерческой деятельности конкурента; (10) поощрение конкурента к невыполнения контракта или использование такового в своих целях; (11) реклама, содержащая сравнение с товарами или услугами конкурента; (12) нарушение положений законов, не имеющих прямого отношения к конкуренции, с целью получения путем такого нарушения недобросовестного преимущества над другими конкурентами. 1.59. В то время как права промышленной собственности, закрепленные, например, в патентах, доставляются путем подачи соответствующей заявки патентными ведомствами и облекают патентовладельца исключительными правами в отношении объекта охраны, защита от недобросовестной конкуренции, с другой стороны, основывается не на предоставлении прав, а соображении — будь то зафиксированном в законодательных документах или признанных в качестве общего принципа права, — что действия, идущие вразрез с общепринятой честной коммерческой практикой, недопустимы. Честная игра на рынке не может быть обеспечена только путем охраны прав промышленной собственности. Широкий круг недобросовестных действий, таких, как вводящая в заблуждение реклама и нарушение коммерческой тайны, обычно не рассматривается конкретными законами в области промышленной собственности. 1.60. В некоторых случаях недобросовестной конкуренции прослеживается связь между этими двумя видами охраны. Например, во многих странах неразрешенное использование товарного знака, который не был зарегистрирован, считается противоправным на основании общих принципов в области охраны против недобросовестной конкуренции (в ряде стран такое неразрешенное использование известно как «выдавание одного товара за другой»). Можно найти еще один пример такого рода в области изобретательской деятельности: если изобретения не раскрываются и не рассматриваются коммерческой тайной, неразрешенное осуществление третьими сторонами определенных действий в отношении этой коммерческой тайны может трактоваться как противоправное. Более того, осуществление определенных действий в отношении изобретения, которое не было обнародовано и не запатентовано или в отношении которого срок патента истек, в ряде особых случаев также может быть противоправным (как, например, «рабская имитация»). 1.61. Решение вопроса о том, что является недобросовестным или нечестным, в значительной степени определяется экономическими и социальными реалиями в определенном месте и в определенный момент времени. Законодательство в области недобросовестной конкуренции особенно зависит от меняющихся обстоятельств и реалий. Оно может, с одной стороны, предоставить прочные правовые рамки, а с другой — достаточно гибкую норму для формулирования и применения мер, которые одновременно могут корректироваться в свете конкретных и постоянно меняющихся социальных и экономических условий в той или иной стране и служить эффективным средством борьбы против определенных видов внушающих озабоченность недобросовестных действий в области торговли. Литература к разделу F: Международное бюро. Анализ современного положения в области борьбы с недобросовестной конкуренцией. WIРО, Риb. No. 725(Е) (1994). ВIRРI. Типовой закон для развивающихся стран по товарным знакам и т. п. WIРО, Риb. No. 725(Е)(1994). Международное бюро ВОИС. Элементы промышленной собственности. WIРО/IР/АСС/86/1.
|