Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, принципы и гарантии законности






Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и законы.

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

Законность всегда целесообразна, в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона.

Принципы законности – это положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

К принципам законности относят:

1) единство законности;

2) верховенство законности;

3) связь законности с культурой;

4) связь законности с целесообразностью;

5) всеобщность законности;

6) гарантирование прав и свобод личности;

7) неотвратимость наказания за нарушение закона.

Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются равносильные отношения между производителями и потребителями материальных благ.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психоло-гическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношен.

Понятие системы права, её черты и основные компоненты

Система права — это обусловленное объективными факторами внутреннее строение права, характеризующееся согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием правовых норм, объединённых по соответствующим основаниям в обособленные группы (правовые общности).

Черты система права:

1. С её помощью формируются устойчивые связи между элементами права — нормами, институтами, отраслями. Эти связи могут быть: причинно-следственными, функциональными, внешними, внутренними, и горизонтальные. Внутренние системные связи права обеспечивают его единство и непротиворечивость.

2. Система права служит средством накопления социальной информации, исходящей, как от законодателя, так и иных нормативных систем. Поступающая информация (новые нормы) как бы сортируется и «хранится» в строго определённых местах системы права, пользуясь которой можно легко отыскать нужную норму.

3. Система права обеспечивает совокупный регулятивный эффект от реализации многочисленных правовых норм, оказывая воздействие на поведение людей, как на уровне отдельных норм, так и как целостное образование.

4. Система права позволяет сохранять стабильность правового регулирования при различного рода преобразованиях права. Правовые реформы осуществляются сообразно схеме, заданной объективным, неподвластным законодателю строением права.

5. Система права служит определённым механизмом преемственности правового прогресса, сохраняя для новых поколений выработанные многовековой практикой юридические феномены: нормы, институты, отрасли.

В качестве основных структурных элементов права выделяют отрасли права, подотрасли права, институты права и правовые нормы.

Отрасль права — это наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений. (Гражданское, уголовное право).

Подотрасль права — обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок общественных отношений, объединяемых по признаку видового сходства (в гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, жилищное, наследственное право; в конституционном праве — избирательное, муниципальное право).

Институт права — это сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений, которые представляют лишь отдельную сторону предмета регулирования отрасли.

Субинституты представляют собой группы норм права в рамках одного правового института, выражающих некоторые особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений (например, субинститутами являются: розничная купля-продажа в институте купли-продажи, охрана труда женщин в институте охраны труда в трудовом праве и др.).

Первичным элементом системы права является юридическая норма.

Понятие, содержание и классификация функций государства

Функцией государства считают направление его деятельности по решению вставших перед ним задач. Функции – это то, чем занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его социальное назначение, направления, в которых государство осуществляет управление обществом.
Функции Российского государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.
Многообразные функции Российского государства можно классифицировать по разным основаниям:

1) по длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);
2) по значимостиосновные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач;
3) по направленности государственной деятельностиобщесоциальные и классовые;
4) в зависимости от сферы государственной деятельностивнутренние и внешние.
В современной юридической литературе распространена единая классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности:
1) экономическая функция — направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;
2) политическая функция — связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;
3) социальная функция — согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;
4) идеологическая функция — поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты

В соответствии с частью 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Свободно получать информацию – значит, иметь открытый доступ к сведениям, представляющим значение для реализации прав и свобод человека и гражданина (информация о наличии вакантных рабочих мест, о состоянии окружающей природной среды, о расписании движения транспортных средств и т.д.).

Однако это право не безусловно – оно реализуется «законным способом», то есть в тех пределах, которые очерчены действующим законодательством. Установление таких пределов на основании федерального закона Конституцией РФ прямо связывается с необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц, защиты нравственности, здоровья, безопасности государства (статья 55).

Поэтому порядок реализации права граждан на информацию раскрывается в специальных федераль-ных законах, среди которых два нормативных правовых акта – Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О персональных данных» - имеют основополагающее значение.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вся информация по критерию её доступности подразделяется на две категории – открытого доступа (общедоступная) и ограниченного доступа, для получения которой существуют те или иные условия и ограничения.

Информация открытого доступ а - общеизвестная и иная информация, доступ к которой не ограничен

Информация ограниченного доступа. - Важное требование – соблюдение конфиденциальности такой информации.

Особой категорией охраняемой законом информации являются персональные данные – любая информация, относящаяся к определённому гражданину, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая.

Не допускаются любые действия по обработке персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни. Исключение из этого правила закон устанавливает для целей отправления правосудия, оказания медицинской помощи, безопасности, оперативно-розыскной деятельности.

Наконец, в ряде случаев закон устанавливает запрет на распространение информации – так, статьей 10 Федерального закона «Об информации…» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал