Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формационный подход к типологии государства, его достоинства и недостатки






Суть формационного (марксистско-ленинского) подхода заключается в том, что за основу типологии государств берётся общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства производства.

Согласно учению об общественно-экономических формациях первой из них была первобытнообщинная формация (примитивный коммунизм), затем возникают, сменяя одну другую, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, наконец, должна наступить коммунистическая формация.

Таким образом, формационный подход позволяет проследить исторический путь, по которому развиваются государства от первоначального уровня их организации до более высокого более совершенного.

То есть одно из важных и положительных достоинств формационного подхода заключается в том, что смена исторических типов государства — это процесс прогрессивного, поступательного движения. Переход от рабовладельческого типа государства к феодальному, а затем к буржуазному и социалистическому означает движение вперед, от более простой к более совершенной государственной организации.

Отмечая бесспорную научность формационного подхода необходимо обратить внимание на его недостатки:

1. Формационный подход является слишком общим, в его основе лежит один основной критерий — сложившаяся общественно-экономическая формация. Вместе с тем существует множество государств, которые в чистом виде не могут быть, отнесены ни к одной из формаций, называемых сторонниками этого подхода.

2. Формационное объяснение типов государств является жестко запрограммированным, однолинейным, оно не охватывает реального множества факторов, влияющих на тип государства, т. е. не является исчерпывающим.

3. При формационном подходе акцент делается только на противоположные классы. Другие социальные структуры общества не берутся во внимание, исключаются из анализа, что свидетельствует не об объективности научного анализа, а о его заданности, предвзятости, так как не охватывается весь спектр общества, он искусственно обедняется.

4. Формационный подход не придает важного значения культурно-духовной оставляющей в жизни любого общества, оставляет без должного внимания духовные, культурные, нравственные, психологические, религиозные факторы, акцентирует внимание лишь на противостоящих устремлениях антагонистических классов.

Функции права: понятие, признаки и критерии классификации

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций: 1) общесоциальные; 2) специально юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти; 2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надёжности и справедливости экономических отношений;

3) культурно историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убеждённость в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приёмы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – направлена на осуществление правового воздействия, на организацию социально значимых отношений посредством формально определённых правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция – с её помощью осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – с её помощью реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

5) компенсационная функция – с её помощью обеспечивается предоставление компенсаций за причинённый вред или нанесённый ущерб;

6) восстановительная функция – направлена на восстановление нарушенного права;

7) ограничительная функция – направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершённые правонарушения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал