Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и функции коммуникации






ЛЕКЦИЯ 1.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАЦИИ

Вопросы

1. Происхождение и значение термина «коммуникация».

2. Структура и функции коммуникации.

3. Сущность и специфика социальной коммуникации.

4. Коммуникация и общение.

1. Происхождение и значение термина «коммуникация» (К.)

· Слово «К.» имеет латинское происхождение. По одной версии оно происходит от лат. " communico", что переводится как делаю общим, связываю, общаюсь, по другой - от communicare - «делать общим, связывать»; еще по одной – от communicatio = «сообщение, «передача», «общее» или «разделяемое всеми». Последняя версия мне представляется более обоснованной.

· В русский язык слово «коммуникация» пришло из Западной Европы в первой четверти XVIII века. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля (1881 г.) слово «коммуникация» писалось с одним «м» и толковалось как «пути, дороги, средства связи мест». Именно в этом смысле Н.В. Гоголь писал: «Невский проспект есть всеобщая комуникация Петербурга».

 

· В русском языке слово К. имеет два основных базовых значения:

1) путь сообщения, связь одного места с другим;

2) общение; сообщение или передача информации средствами языка.

Два базовых значения термина «коммуникация» («К») и их интерпретация
· Путь сообщения, · связь одного места с другим · Общение; · сообщение или передача информации средствами языка.
К. в техническом значении этого слова К. в социальном значении слова
· пути (линии, способы) движения, перемещения материальных объектов (грузов, людей, энергии и др.), напр.: транспортные К.; инженерные К.; энергетические К. · связь одного места с другим – это, напр., дорога, путь или технические способы связи (телефон, СМИ и др.)   · человеческое общение, контакты между людьми = взаимодействие субъектов, осуществляемое знаковыми средствами и состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. · речь письменная или устная, либо посредством жестикуляции и или др. языковыми средствами.  
Содержание Тех.К.: движение материальных объектов в трехмерном геометрическом пространстве и астрономическом времени. Содержание Соц.К.: движение идеальных объектов (смыслов, образов, чувств) в социальном пространстве и социальном времени.
Цели ТК. – перемещение материальных объектов одного места в другое; ресурсное обеспечение, связь. Цели СК. – информирование субъекта; взаимопонимание; воздействие на сознание и поведение человека.
Общее в двух базовых значениях понятия «коммуникация»: К. – это движение, перемещение, передача материального или идеального объекта (вещества, информации, людей, чувств и др.) от одного (места, субъекта) к другому. Общие свойства коммуникации динамизм, длительность, необрати­мость, интерактивность, знаковый характер.  

Структура и функции коммуникации

Во многих об­щественных, естественных и технических науках К. понимается как движение, передача информации от одной системы, субъекта, стороны другой, что отражается на нижеследующей схеме:

 

 

Рис. 1.Элементарная схема (модель) коммуникации.

 

Здесь коммуникация содержит три элемента:

1) коммуникант (отправитель, передатчик)

2) сообщение (передаваемый объект)

3) реципиент (адресат, приемник).

 

· Первым, кто, по сути (хотя и не в таких терминах как это представлено на рис. 2), предложил структурную модель коммуникации был древнегреческий философ Аристотель. В своей «Риторике» он указал, что любое общение предполагает по крайней мере три элемента: говорящего, производимое им сообщение и того, кому это сообщение предназначено.

 

 
 


 

Рис. 3. Аристотелевская модель коммуникации.

 

В теории К. существуют и др. структурные модели К., которые различаются а) количеством стадий и элементов коммуникативного процесса, б) характером связи между ними и в) др. типологическими особенностями. Наибольшую известность и влияние долгое время имела модель К., разработанная американ. социологом Гарольдом Лассуэллом (англ. Harold Dwight Lasswell, 1902—1978) в виде следующих пяти вопросов:

 

 

Рис. 4. Модель коммуникации Г. Лассуэлла

 

 

Иначе говоря:

 

1. Who says? кто (говорит, информирует)

2. what to? что (говорит)

3. whom in? кому (говорит)

4. which channel? как (говорит)

5. with what effect? с какимэффектом (говорит)

 

 

Разработанная в 1939-40 гг. и опубликованная в 1948 г. модель Г. Лассуэлл называется линейной, " однонаправленной", бихевиористской (коммуникация понимается как прямое воздействие на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию по принципу: стимул-реакция). Эту модель-формулу критиковали не только за " линейность", " направленность" в одну сторону, отсутствие обратной связи, но также и за отсутствие в ней такого важнейшего элемента, как цель К.

Несмотря на свои недостатки, модель Лассуэлла оказалась очень популярной и востребованной для объяснения и анализа самых различные видов и форм коммуникации. Дело в том, что она отражала важнейшие структурные элементы коммуникативного процесса и была одинаково пригодна для исследования процессов и межличностной, и массовой коммуникации, как в сфере политики, культуры, так и любых других областях общественной жизнедеятельности. В соответствии с ней можно выделить следующие параметры исследования коммуникации:

1) коммуникатор - анализ отправителя (коммуниканта, инстанции, организующей и контролирующей процесс К.);

2) сообщение - анализ содержания сообщения;

3) каналы, средства К. – анализ каналов и средств К.;

4) аудитория - анализ аудитории/получателя);

5) результаты - анализ изменений в сознании/поведении аудитории.

 

 

 

Рис. 5. Модель коммуникации по Г. Лассуэллу

Следует отметить, что в 1967 г. на Международной конференции в Индии Г. Лассуэлл дополнил эту свою знаменитую " пятивопросную" формулу-модель коммуникативного процесса следующими элементами": " кто, с какими намерениями, в какой ситуации, употребляя какую стратегию, достигает какой аудитории, с каким результатом".

 

В 1949 году американские ученые Клод Шеннон и Уоррен Уивер предложили математическую модель коммуникации (рис. 6).

 

 

Рис. 6. Модель коммуникации Шеннона – Уивера.

 

По содержанию модель Шеннона - Уивера близка модели Г. Лассуэлла и является своего рода ее графическим аналогом. Она основана на аналогии с телефонной связью. В данной модели:

1) источник — это тот, кто делает звонок (передает сообщение);

2) передатчик — телефонный аппарат, кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы;

3) сигнал - сообщение, передаваемая информация;

4) приемник - второй телефонный аппарат, декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны;

5) получатель — человек, которому адресовано сообщение;

6) шум - любые искажения или помехи, возникающими на линии связи.

 

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона—Уивера, как и аналогичные ей модели, имеет и ряд ограничений и недостатков:

· она механистична — отражает преимущественно технические способы коммуникации;

· человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации;

· она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству;

· коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

 

Практически тот же тип телеграфно-телефонной, или технической коммуникации представлен на рис. 7. В ней использована немного другая терминология, и она уже включает в себя девять элементов (компонентов) К.:

1) отправитель (источник) информации (сообщения),

2) процесс кодирования,

3) передатчик,

4) сообщение,

5) передающий канал,

6) приемник,

7) процесс декодирования,

8) потребитель информации,

9) шумы и помехи.

Рис. 7. Телефонно-телеграфная модель коммуникации.

 

Все рассмотренные ранее модели К. однотипны, несмотря на имеющиеся в них различия: они носят статичный линейный и однонаправленный характер и отражают не столько процесс К., сколько отдельный коммуникативный акт, действие.

Новый тип, или класс структурных коммуникативных моделей образуют те из них, в которых представлен такой элемент, как обратная связь. Такие модели коммуникации получили название – интерактивной (при однократной смене ролей коммуниканта на реципиента) и трансакционной (при многократной смене, напр., во время диалога). Об­ратная связь дает коммуникатору возможность лучше приспособить свое сообщение к коммуникационному каналу для повышения, эффективности передачи информации и увеличения вероятности, соответствия между отправленным и принятым значениями.

 

 

Рис. 8. Интерактивная модель коммуникации с обратной связью.

 

Примерами таких моделей К., в которых учтен основной недостаток линейных моделей — отсутствие обратной связи – являются такие, как модель французского социолога М. де Флера, циркулярная (циклическая) модель американцев У. Шрамма и Ч. Осгуда, двухканальная модель речевой коммуникации российского психолога В.П. Морозова и др.

 

 

 

Рис. 9 Циркулярная модель коммуникацииУ. Шрамма и Ч. Осгуда.

 

Циркулярная модель коммуникации, в которой отражена реакция коммуниканта на сообщение источника в виде обратной
связи, особенно наглядно показывает, что обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом (диалогом), позволяя каждой из сторон корректировать
свои действия и цели. У. Шрамм полагал, что было бы слишком большим заблуждением рассматривать коммуникацию как линейный процесс, у которого есть начало и есть конец. В дей­ствительности это процесс бесконечный; чтобы исправить неточ­ность линейных моделей, необходимо подчеркнуть циклический
характер коммуникации, когда ее участники (источник и получа­тель) периодически меняются ролями.

Таким образом, коммуникация трактуется как двусторонний процесс связи, когда и отправитель, и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сооб­щениями (сигналами).

Особое внимание авторы модели обращали на проблему интер­претации сообщения. Если механистические, линейные модели (например, Шеннона—Уивера) в первую очередь были нацелены на исследование точности передаваемых сигналов, достигаемой мини­мизацией технических шумов в канале, то в циркулярной модели основной акцент переносится на интерпретацию сообщения. По­скольку каждый участник коммуникации подходит к расшифровке

смысла передаваемого сообщения со своими критериями, то в ком­муникационном процессе возникает «семантический шум». Мини­мизировать его последствия и сделать коммуникацию более эффек­тивной (результативной) можно лишь посредством механизма «об­ратной связи».

Говоря о структуре К., очень иметь в виду ситуацию (или ситуации), в условиях которой она происходит и которую стремятся осмыслить и понять ее участники, а так же мотивы и цели, делающие сообщения направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу. Таким образом, сообщения, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание, составляют содержание К.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал