Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура и функции коммуникацииСтр 1 из 2Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАЦИИ Вопросы 1. Происхождение и значение термина «коммуникация». 2. Структура и функции коммуникации. 3. Сущность и специфика социальной коммуникации. 4. Коммуникация и общение. 1. Происхождение и значение термина «коммуникация» (К.) · Слово «К.» имеет латинское происхождение. По одной версии оно происходит от лат. " communico", что переводится как делаю общим, связываю, общаюсь, по другой - от communicare - «делать общим, связывать»; еще по одной – от communicatio = «сообщение, «передача», «общее» или «разделяемое всеми». Последняя версия мне представляется более обоснованной. · В русский язык слово «коммуникация» пришло из Западной Европы в первой четверти XVIII века. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля (1881 г.) слово «коммуникация» писалось с одним «м» и толковалось как «пути, дороги, средства связи мест». Именно в этом смысле Н.В. Гоголь писал: «Невский проспект есть всеобщая комуникация Петербурга».
· В русском языке слово К. имеет два основных базовых значения: 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение; сообщение или передача информации средствами языка.
Структура и функции коммуникации Во многих общественных, естественных и технических науках К. понимается как движение, передача информации от одной системы, субъекта, стороны другой, что отражается на нижеследующей схеме:
Рис. 1.Элементарная схема (модель) коммуникации.
Здесь коммуникация содержит три элемента: 1) коммуникант (отправитель, передатчик) 2) сообщение (передаваемый объект) 3) реципиент (адресат, приемник).
· Первым, кто, по сути (хотя и не в таких терминах как это представлено на рис. 2), предложил структурную модель коммуникации был древнегреческий философ Аристотель. В своей «Риторике» он указал, что любое общение предполагает по крайней мере три элемента: говорящего, производимое им сообщение и того, кому это сообщение предназначено.
Рис. 3. Аристотелевская модель коммуникации.
В теории К. существуют и др. структурные модели К., которые различаются а) количеством стадий и элементов коммуникативного процесса, б) характером связи между ними и в) др. типологическими особенностями. Наибольшую известность и влияние долгое время имела модель К., разработанная американ. социологом Гарольдом Лассуэллом (англ. Harold Dwight Lasswell, 1902—1978) в виде следующих пяти вопросов:
Рис. 4. Модель коммуникации Г. Лассуэлла
Иначе говоря:
1. Who says? кто (говорит, информирует) 2. what to? что (говорит) 3. whom in? кому (говорит) 4. which channel? как (говорит) 5. with what effect? с какимэффектом (говорит)
Разработанная в 1939-40 гг. и опубликованная в 1948 г. модель Г. Лассуэлл называется линейной, " однонаправленной", бихевиористской (коммуникация понимается как прямое воздействие на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию по принципу: стимул-реакция). Эту модель-формулу критиковали не только за " линейность", " направленность" в одну сторону, отсутствие обратной связи, но также и за отсутствие в ней такого важнейшего элемента, как цель К. Несмотря на свои недостатки, модель Лассуэлла оказалась очень популярной и востребованной для объяснения и анализа самых различные видов и форм коммуникации. Дело в том, что она отражала важнейшие структурные элементы коммуникативного процесса и была одинаково пригодна для исследования процессов и межличностной, и массовой коммуникации, как в сфере политики, культуры, так и любых других областях общественной жизнедеятельности. В соответствии с ней можно выделить следующие параметры исследования коммуникации: 1) коммуникатор - анализ отправителя (коммуниканта, инстанции, организующей и контролирующей процесс К.); 2) сообщение - анализ содержания сообщения; 3) каналы, средства К. – анализ каналов и средств К.; 4) аудитория - анализ аудитории/получателя); 5) результаты - анализ изменений в сознании/поведении аудитории.
Рис. 5. Модель коммуникации по Г. Лассуэллу Следует отметить, что в 1967 г. на Международной конференции в Индии Г. Лассуэлл дополнил эту свою знаменитую " пятивопросную" формулу-модель коммуникативного процесса следующими элементами": " кто, с какими намерениями, в какой ситуации, употребляя какую стратегию, достигает какой аудитории, с каким результатом".
В 1949 году американские ученые Клод Шеннон и Уоррен Уивер предложили математическую модель коммуникации (рис. 6).
Рис. 6. Модель коммуникации Шеннона – Уивера.
По содержанию модель Шеннона - Уивера близка модели Г. Лассуэлла и является своего рода ее графическим аналогом. Она основана на аналогии с телефонной связью. В данной модели: 1) источник — это тот, кто делает звонок (передает сообщение); 2) передатчик — телефонный аппарат, кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; 3) сигнал - сообщение, передаваемая информация; 4) приемник - второй телефонный аппарат, декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; 5) получатель — человек, которому адресовано сообщение; 6) шум - любые искажения или помехи, возникающими на линии связи.
Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона—Уивера, как и аналогичные ей модели, имеет и ряд ограничений и недостатков: · она механистична — отражает преимущественно технические способы коммуникации; · человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации; · она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; · коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.
Практически тот же тип телеграфно-телефонной, или технической коммуникации представлен на рис. 7. В ней использована немного другая терминология, и она уже включает в себя девять элементов (компонентов) К.: 1) отправитель (источник) информации (сообщения), 2) процесс кодирования, 3) передатчик, 4) сообщение, 5) передающий канал, 6) приемник, 7) процесс декодирования, 8) потребитель информации, 9) шумы и помехи. Рис. 7. Телефонно-телеграфная модель коммуникации.
Все рассмотренные ранее модели К. однотипны, несмотря на имеющиеся в них различия: они носят статичный линейный и однонаправленный характер и отражают не столько процесс К., сколько отдельный коммуникативный акт, действие. Новый тип, или класс структурных коммуникативных моделей образуют те из них, в которых представлен такой элемент, как обратная связь. Такие модели коммуникации получили название – интерактивной (при однократной смене ролей коммуниканта на реципиента) и трансакционной (при многократной смене, напр., во время диалога). Обратная связь дает коммуникатору возможность лучше приспособить свое сообщение к коммуникационному каналу для повышения, эффективности передачи информации и увеличения вероятности, соответствия между отправленным и принятым значениями.
Рис. 8. Интерактивная модель коммуникации с обратной связью.
Примерами таких моделей К., в которых учтен основной недостаток линейных моделей — отсутствие обратной связи – являются такие, как модель французского социолога М. де Флера, циркулярная (циклическая) модель американцев У. Шрамма и Ч. Осгуда, двухканальная модель речевой коммуникации российского психолога В.П. Морозова и др.
Рис. 9 Циркулярная модель коммуникацииУ. Шрамма и Ч. Осгуда.
Циркулярная модель коммуникации, в которой отражена реакция коммуниканта на сообщение источника в виде обратной Таким образом, коммуникация трактуется как двусторонний процесс связи, когда и отправитель, и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями (сигналами). Особое внимание авторы модели обращали на проблему интерпретации сообщения. Если механистические, линейные модели (например, Шеннона—Уивера) в первую очередь были нацелены на исследование точности передаваемых сигналов, достигаемой минимизацией технических шумов в канале, то в циркулярной модели основной акцент переносится на интерпретацию сообщения. Поскольку каждый участник коммуникации подходит к расшифровке смысла передаваемого сообщения со своими критериями, то в коммуникационном процессе возникает «семантический шум». Минимизировать его последствия и сделать коммуникацию более эффективной (результативной) можно лишь посредством механизма «обратной связи». Говоря о структуре К., очень иметь в виду ситуацию (или ситуации), в условиях которой она происходит и которую стремятся осмыслить и понять ее участники, а так же мотивы и цели, делающие сообщения направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу. Таким образом, сообщения, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание, составляют содержание К.
|