Тема 11. Коммуникационные системы и перспективы их развития
Средства массовой информации (масс-медиа), их виды и функции. Масс-медиа в структуре общей коммуникации.
Паблик рилейшнз: к истории вопроса; структура; роль в системе общей коммуникации.
Реклама как коммуникационный процесс.
Учебно-тематический план курса «Теория коммуникации»
Количество аудиторных часов – 32
Лекции – 32
Самостоятельная работа – 32
Наименование темы
|
| В т.ч.
| Всего
часов
| Лекции
| Практ.
занятия
| Самост. работа
| Тема 1. Коммуникация как явление
Коммуникация, определение понятия, типы и виды. Базовые элементы коммуникации и их краткая характеристика. Коммуникационные модели и принципы их описания. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста.
|
|
|
|
| Тема 2. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
Теория коммуникации как наука: объект, предмет, цели, задачи, содержание. Методы и приемы коммуникационных исследований. Изучение проблем коммуникации американской и западноевропейской научными школами. Проблемы смысла и понимания применительно к общей теории коммуникации.
|
|
|
|
| Тема 3. Коммуникационная деятельность
Формы коммуникационных действий и их разновидности. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности: микрокоммуникация, мидикоммуникация, макрокоммуникация. Фигуры коммуникаторов. Аудитория коммуникации. Общение как коммуникационная категория. Игра как коммуникационное действие.
|
|
|
|
| Тема 4. Средства коммуникации: вербальная и невербальная коммуникация
Речевая коммуникация: структура и составляющие. Психологические основы общения. Речевые аспекты общения. Риторические основы общения.
Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание.
Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Полемический диалог как специфическая форма убеждения в коммуникационном процессе. Виды полемического диалога: переговоры, дискуссия, полемика, дебаты, спор.
Письменная речь. Особенности письменной речи. Различия устных и письменных сообщений.
Невербальные средства коммуникации. Содержание и языки невербальной коммуникации. Символическая коммуникация.
|
|
|
|
| Тема 5. Межличностная коммуникация
Межличностное общение и его виды. Базовые модели поведения и их взаимодействие. Коммуникативные стратегии межличностного взаимодействия.
Имидж в системе коммуникации. Формирование имиджа как процесс коммуникации.
|
|
|
|
| Тема 6. Групповая коммуникация
Общение в малом коллективе. Динамика взаимоотношений в малом коллективе. Создание целевых установок распределение социальных и коммуникативных ролей, принятие решений. Закономерности эффективного общения в малом коллективе.
Общение в семье. Отношения и распределение социальных ролей. Коммуникационные модели общения.
|
|
|
|
| Тема 7. Деловое общение как групповая коммуникация
Деловое общение и его компоненты. Реализация личности в деловых отношениях, социальные и коммуникативные роли. Межличностное и групповое общение в сфере деловых отношений.
Виды деловой коммуникации и модели обсуждения проблем. Понятие делового этикета.
Профессионально-ориентированные виды общения. Интервью, его значение в американской традиции коммуникативных исследований.
|
|
|
|
| Тема 8. Массовая коммуникация и массовая информация
Сущность массовой коммуникации. Функции и характеристика массовой коммуникации. Развитие теорий массовой коммуникации и информации в 20-ом веке.
|
|
|
|
| Тема 9. Межкультурная коммуникация
Понятие межкультурной коммуникации. Понятие культурного пространства.
|
|
|
|
| Тема 10. Кризисные коммуникации. Особенности кризисной коммуникации. Коммуникационные кризисы и пути их разрешения.
|
|
|
|
| Тема 11. Коммуникационные системы и перспективы их развития
Средства массовой информации (масс-медиа), их виды и функции. Масс-медиа в структуре общей коммуникации.
Паблик рилейшнз: к истории вопроса; структура; роль в системе общей коммуникации. Реклама как коммуникационный процесс.
|
|
|
|
| ВСЕГО
|
|
|
|
|
Вопросы к зачету по курсу «Теория коммуникации»
1. Массовая коммуникация: определение. Структурные составляющие коммуникационных процессов.
2. Влияние массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций.
3. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина.
4. Предмет теории коммуникации. Методы и функции теории коммуникации.
5. Коммуникативный процесс
6. Виды коммуникаций. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация.
7. Уровни коммуникации.
8. Межличностная коммуникация.
9. Коммуникация в малых группах.
10. Естественный и искусственные языки в коммуникации.
11. Формы публичной коммуникации. Жанры публичной коммуникации. Устная публичная коммуникация. Устная деловая публичная коммуникация.
12. Формы межкультурной коммуникации. Типы восприятия межкультурных различий.
13. Понятие «коммуникация».
14. Цели коммуникации.
15. Функции коммуникации.
16. Понятие «коммуникатор» и типы коммуникаторов.
17. Основные теории массовой коммуникации.
18. Функции средств массовой информации.
19. Коммуникативные барьеры непонимания.
20. Особенности устной речи.
21. Различия устной и письменной коммуникации.
22. Виды слушания.
23. Роль слушания в коммуникации.
24. Политическая коммуникация
25. Виды и формы коммуникаций в организации
|