Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативные стили






Понятие коммуникативного стиля обозначает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми.

В данном определении обращается внимание на индивидуальные различия в поведении людей; указывается на устойчивость данного способа поведения; акцент делается на внешние формы поведения, на то, что можно наблюдать — видеть и слышать.

Приведем несколько примеров. Если человек бывает искренним лишь с несколькими близкими друзьями и этот вид самораскрытия важен для него, то можно сказать, что глубокое самораскрытие с близкими — часть его межличностного стиля и одна из ценностей его системы межличностного общения. Или, предположим, кто-то никогда не сплетничает, не говорит о людях за их спиной, так как не желает порочить чью-либо репутацию или создавать кому-либо проблемы. В этом случае отказ от сплетен о людях — часть его стиля и одна из межличностных ценностей. А может быть, размышляя о своих отношениях с другими людьми, вы заметили, что всегда стараетесь добиться своего. Скажем, вы идете с приятелями только на тот фильм или концерт, который интересует лично вас; именно вы всегда устанавливаете время встречи (поездки, развлечения и т.п.); в беседе с людьми, как правило, вы задаете тему разговора и говорите большую часть времени. Это может означать, что управление, манипулирование людьми, доминирование над ними является частью вашего межличностного стиля и входит в систему ваших межличностных ценностей.

Понимание собственного коммуникативного стиля и умей распознавать стиль партнера по коммуникации — важные хар ристики коммуникативной компетентности.

От чего зависит устойчивость стереотипов поведения челов и что лежит в основе различия индивидуальных схем? Крат ответ на этот вопрос: во-первых, особенность Я-концепции и, > (вторых, требования культурной среды. Более глубокий нужно искать в области исследования структур личности, в час ти в формировании механизмов психологических защит. Согл неофрейдистам, защитные механизмы осуществляют регуляповедения таким образом, что они помимо сознания человека] определяют весь его последующий стиль жизни.

Большинство исследователей стилей деятельности и обще разделяют следующие методологические установки:

• стиль представляет собой проявление целостности индивй альности;

• стиль связан с определенной направленностью и системой 1 ностей личности;

• стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индив

альности наиболее эффективно приспособиться к требован

среды.

К анализу стилей межличностного взаимодействия обраи многие выдающиеся психологи.

Рассмотрим идеи некоторыхних.

Известный австрийский психолог А. Адлер ввел в психолс понятие жизненного стиля, рассматривая его как уникальноеединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятШ совокупности, определяют неповторимую картину существов индивида.

По мнению Адлера, жизненный стиль формируется у реб уже в возрасте 4 или 5 лет и настолько прочно закрепляется, Я впоследствии почти не поддается серьезным изменениям и вится главным стержнем поведения человека.

Каждый человек в своей жизни, согласно Адлеру, нос перед тремя неизбежными проблемами:

1) профессиональная проблема: как найти занятие, которое, зволило бы выжить в сложном социальном мире;

2) проблема сотрудничества и дружбы: как занять такое пол ние среди других людей, которое позволило бы сотрудничав ними и пользоваться совместно преимуществами сотрудничес

3) проблема любви и супружества: как приспособиться к # факту, что продолжение и развитие жизни человечества завис нашей любовной жизни.

Все эти проблемы взаимосвязаны. На основании того, как реша--отся три главные жизненные задачи, Адлер предложил типологию «язвенных стилей, правда, оговариваясь при этом, что он не рас-дцатривает людей как типы, потому что у каждого человека свой, йНдивидуальный стиль жизни, а выделяемые им типы установок — лишь концептуальное средство для лучшего уяснения понятия.

В своей классификации ученый использует в качестве переменных две движущие силы развития личности — социальный интерес и степень активности. Социальный интерес проявляется в [сотрудничестве с другими людьми ради общего успеха. Его противоположностью является эгоистический интерес. Степень ак-[тивности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Как считал Адлер, каждый человек имеет [определенный энергетический уровень, в границах которого он ре-' шает свои жизненные проблемы и который может варьироваться у [разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой [ активности.

Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом. Эти два измерения позволяют выделить следующие типы жизнен- \ ных установок:

[••управляющий тип— люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их в агрессивной, антисоциальной манере;

берущий тип — люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически, удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса, но, обладая низкой степенью активности, маловероятно, что они причинят вред другим; iv избегающий тип—у людей этого типа нет ни достаточно-I го социального интереса, ни активности, необходимой для ре-V Шения своих собственных проблем, для них характерно социально-бесполезное поведение;

социально-полезный т и п — люди, соединяющие в себе высокую степень социального интереса и высокий уровень ак-I, тивности. Они проявляют истинную заботу о других, заинтере-|(сованы в общении с ними, осознают, что решение жизненных 3аДач требует сотрудничества, личного мужества и готовности Помогать другим людям.

^веденный Адлером фактор социального интереса позволяет и установки межличностного взаимодействия: индивидуалистическое стремление к социальному превосходству над ми может быть рассмотрено как вариант борьбы против дру людей с целью стать выше их; социальное тяготение равных щ видов друг к другу предполагает интерес к другим людям, учас по отношению к ним (полезная сторона) или их использование полезная сторона).

Стили поведения в межличностных отношениях, лишь ные в концепции Адлера, получили глубокое исследование и тие в работах немецкого психолога К. Хорни. Основной подхода заключается в следующем: в целях достижения чувства опасности в окружающем мире, снижения тревоги человек гает к разным защитным стратегиям.

Каждой стратегии со ет определенная основная ориентация в отношениях с др) людьми:

• ориентация на людей, или уступчивый тип. Этот тип
полагает такой стиль взаимодействия, для которого характе|
зависимость, нерешительность, беспомощность. Человеку ус
чивого типа необходимо, чтобы в нем нуждались, любили:
щищали его, руководили им. Подобные люди завязывают о
шения с целью избежать чувства одиночества, беспомощщ
или ненужности, однако за их любезностью может скрыват||
подавленная потребность вести себя агрессивно; а

• ориентация от людей, или обособленный тип. Для типа характерна установка никоим образом не дать себя у идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В рез тате человек такого типа утрачивает истинную заинтересоность в людях, привыкает к поверхностным наслаждениям. 1 данного стиля характерно стремление к уединенности, нез симости и самодостаточности;

• ориентация против людей, или враждебный тип. стиль характеризуется доминированием, враждебностью, г? к эксплуатации. Враждебный тип способен действовать та но и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено ретение контроля и власти над другими, все направлено на, вышение собственного престижа, статуса или на удовле— ~ ние личных амбиций.

По мнению Хорни, каждый из нас когда-либо применял эти тегии в межличностных отношениях. Как у здоровой, так и у не тической личности все они находятся между собой в состоя конфликта. Однако у здоровых людей этот конфликт не нес себе такого эмоционального заряда, как, например, у больных 1 розами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спс бен менять стратегии сообразно обстоятельствам. Невротик

 

когда решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими, не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями.

Различные коммуникативные стили исследовались американским психологом В. Сатир, которая сделала акцент на описании паттернов коммуникации, т.е. используемых вербальных и невербальных знаков и приемов.

20. Малая группа: понятие, отличительные черты

Малой группой обычно называют небольшое число людей, хорошо зна" друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Кс ство определений малой группы в литературе приближа" сотне, но чаще всего в них указывается на следующие призна • контактность — возможность каждого члена группы регул

общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг, "

обмениваться информацией;

л. целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое;

.ф. стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников;.ф. устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы;

наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля;

< $• удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже определенного уровня, индивид покидает ее.

В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой группы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.

Диада состоит из двух человек, социальное начало в диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъективность, взаимные чувства и пристрастия как основа существования диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон межличностных отношений в диаде); жесткость структуры отношений — уход одного из партнеров приводит к распаду диады;

наличие только одной линии взаимодействия.

Триада — активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады свойствами: наличием феномена большинства и, следовательно, более оформленного проявления социального начала, системы социальных отношений;

V возможностью создания качественно новой позиции — наблюдателя, что добавляет существенный момент к возникающей системе взаимоотношений. К примеру, наличие этой позиции может Добавить нечто к одной из позиций в конфликте. Тем самым создается дополнительная основа для разрешения конфлщ

снимается его личностная природа.

Относительно верхнего предела группы существуют разли» мнения. Достаточно распространенными являются представлевв сформированные на основе открытия «магического числа» 7+2, г исследованиях объемов оперативной памяти. Оно означает кол~ ство предметов, одновременно удерживаемых в памяти, а поев ку малая группа контактна, необходимо, чтобы индивид одно менно удерживал в поле своих контактов всех членов группы.,, ] аналогии с памятью, это может быть обеспечено при наличю группе 7+2 членов. Однако практика экспериментальных несли ваний показывает, что верхний предел группы может составлю—' 10, и 20 человек. В некоторых исследованиях упоминаются гр-по 35—40 человек. Отсюда вторым подходом к определению ней границы группы выступает утверждение о зависимости ее 1 меров от характера деятельности. Малой группой тогда оказыв ся группа, представляющая собой некоторую единицу совмес~ деятельности, а ее численность определяется эмпирически. Н мер, при исследовании семьи в качестве малой группы на ра будут рассматриваться семья, состоящая из трех человек, и се» в которую входят 10 членов и более. При анализе рабочих бригкачестве малой группы может приниматься бригада как из пят" ловек, так и из 40 человек, если при этом именно данная ~ выступает единицей предписанной ей деятельности. В < когда численность группы превышает определенную «критичёс массу», она неизбежно распадается на подгруппы, клики, фрак1

Важно также отметить, что количество связей в группе уве;
вается в геометрической прогрессии, если число членов возрас
в арифметической. В группе из трех человек возможны всего ч
ре отношения, в группе из четырех человек — 11, а в групп*
семи — 120 связей. л

В то же время, чем меньше по численности группа, тем ю сивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще < ~ шения теряют личностный характер, формализуются и перес удовлетворять членов группы. Группа из 5—7 человек считаетслЙ тимальной. Согласно статистическим расчетам, болыш— малых групп включает 7 индивидов и менее.

Итак, малые группы — это немногочисленные группы, насчИ вающие не более нескольких десятков членов. Они обычно г" ны дружескими отношениями, в них преобладают непосредс ные личные контакты. Однако, как справедливо подчерк» Г.М. Андреева, «малая группа — это не просто любые конт между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в п$|

вольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы общественной деятельностью» (Андреева Г.М. Социальная психология. М, 2001. С. 192).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал