Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смотри ответ №16.






 

22. Чем вызван рост научного интереса к проблеме коммуникации? Тем, что коммуникации - это общение и мгновенная передача информации, а без этого трудно представить сегодня современный мир. Научный интерес к коммуникации появился в России и США в первой половине XX в. в связи с ростом грамотности. Особенно заметный рост исследовательского интереса к проблемам коммуникации, информационного обмена стал наблюдаться во второй половине XX века. Термины «коммуникация» и «информация» быстро и прочно вошли в научный лексикон. роблемы коммуникаций в науке и научно-технической информации приобретают сегодня особую остроту и для организаторов науки, и для самих исследователей

 

23. Социальная память коммуникации. Благодаря индивидуальной памяти человек выходит за пределы своей наследственности и усваивает социальный опыт, воплощенный в культурном наследии общества. Прежде всего ребенок овладевает родным языком и первичными навыками поведения в кругу семьи. Затем он приобщается к смыслам и ценностям своих сверстников, а в школе начинается педагогически организованное изучение культурного наследия общества. Всякое изучение (научение) заключается в понимании и запоминании некоторых символов. Например, изучить историю России XVII века или французский язык означает прочно зафиксировать и систематически упорядочить в тезаурусе факты, концепции, понятия, имена, лексику и грамматику, а в моторном разделе запечатлеть навыки произношения и восприятия французской речи. Профессионализация обогащает индивидуальную память такими знаниями и умениями, которые позволяют ему стать специалистом в каком-то полезном деле. Ясно, что любое освоение социального опыта, изучение культурного наследия, профессионализация и т. п. — это коммуникационная деятельность. Конечным реципиентом здесь является индивидуальная память, в которой концентрируются полученные смыслы. А кто выступает в качестве коммуниканта? Другие люди (микрокоммуникация), социальные группы (мидикоммуникации), общество в целом (макрокоммуникации), но они могут выполнять функции коммуниканта только в том случае, если обладают памятью, в которой сосредоточены передаваемые смыслы. Коммуникант, который ничего не помнит, выпадает из коммуникации. Всякая смысловая коммуникация есть взаимодействие не между субъектами, а между памятями, точнее — тезаурусами, этих субъектов. Элементарную схему коммуникационной деятельности можно даже представить в виде. Память коммуниканта является индивидуальной памятью, если речь идет о микрокоммуникации, и социальной, если речь идет о мидикоммуникации или микрокоммуникации. Стало быть, нужно разделять два вида социальной памяти, носителями которых являются разные социальные субъекты: групповая память и память общества. Существует еще понятие общечеловеческая память или память мира, субъектом которой мыслиться все человечество. Мы рассмотрим эти виды социальной памяти, но сначала завершим разговор о памяти индивидуальной. Индивидуальная память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является предпосылкой формирования социализированной личности. С. Л. Рубинштейн хорошо сказал: " Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы основанных на прошлом ни знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни". Однако механизмы памяти неизвестны и загадочны. В самом деле, в результате метаболизма происходит постоянное обновление организма, отмирание и нарождение новых клеток, внешние и внутренние изменения. Дитя и муж, юноша и старик, носящие одно и то же имя, совершенно не похожи ни физиологически, ни психологически. Но все метаморфозы индивида объединяет память. Непонятным образом память о детстве сохраняется в сознании старика, как будто мнемические структуры не подвластны переменам. Как это возможно в вечно изменяющемся теле? Как будто кристаллы льда в кипящей воде. Наука не знает ответа на этот вопрос. Чтобы получить представление о современном уровне наших знаний, рассмотрим информационную модель индивидуальной памяти, предложеную американским психологом Ричардом Аткинсоном.

 

24. Социальная ситуация это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности. Группа социальных психологов Оксфордского университета под руководством М. Аргайла предложила выделять следующие универсальнее факторы, присутствующие на любой стадии социального взаимоодействия, которые придают ситуации определенность: 1) цели; 2) правила, т.е. общепринятое мнение о допустимом и недопустимому поведении в ряде конкретных ситуаций; 3) роли, т.е. принятые в данной культуре модели взаимодействия; 4) набор элементарных действий – простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии; 5) последовательность поведенческих актов (например, принятый порядок смены ролей говорящего и слушающего); 6) концепты-знания, т.е. наличие в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации. В социальной ситуации такими концептами выступают представления о людях, социальной структуре, элементах взаимодействия и объектах, включенных во взаимодействие; 7) физическая среда, элементами которой являются границы ситуации (закрытое помещение, улица, площадь и т.п.), физические качества среды, воздействующие на органы чувств (цвет, шум, запахи и т.п.), реквизит (например, классная доска, парты в школьном классе), пространственные условия (расстояния между людьми и объектами); 8) язык и речь, т.е. ситуационно обусловленные словарь, обороты речи, интонации, используемые участниками взаимодействия; 9) трудности и навыки — различные препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления. Важными характеристиками ситуации, воздействующими на поведение людей, являются: знакомая — незнакомая; формальная - неформальная; ориентированная на выполнение дела — ориентированная на общение; поверхностная — глубокая (интимная) включенность. В соответствии с этими характеристиками Аргайл и его сотрудники выделили следующие типы социальных ситуаций: -официальные события (формальные социальные события); -личностное взаимодействие с близкими друзьями или родственниками; -случайные эпизодические встречи со знакомыми; -формальные контакты в магазинах и на работе; -асимметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями (например обучение, руководство, интервьюирование); -конфликт и переговоры; групповая дискуссия.

Берн предлагает рассматривать шесть способов структурирования времени — четыре основных и два пограничных случая. 1.Первый пограничный этап – замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует: человек физически присутствует, но психологически он вне контакта, погружен в собственные мысли 2. Ритуалы, или привычные, повторяющиеся действия. Они могут иметь неформальный характер (например, приветствия, прощания, благодарности), но могут быть и официальными (например, дипломатический этикет). 3. Времяпрепровождение — это полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Примерами могут служить вечеринка, участники которой недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания какого-нибудь официального собрания. 4. Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе, целью которого, прежде всего, является эффективное выполнение поставленной задачи. 5. Игры ( каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над отличительная особенность игр — скрытая мотивация их участников). 6. Второй пограничный случай — близость, замыкающий ряд способов структурирования времени. Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды.

Еще одна классификация социальных ситуаций различает 3 уровня общения в зависимости от степени личностной вовлеченности участников: на социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью. На этом уровне целью участников коммуникации является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Основной принцип такого общения — эмпатия, доверительность.

Стрессовая ситуация — это ситуация, которая становится для человека, переживающего или воспринимающего ее, причиной стресса или тревоги. М. Аргайл: «Данная ситуация заставляет вас чувствовать тревогу или дискомфорт либо потому, что вы не знаете, как поступить, либо потому, что она заставляет вас испытать чувства страха, смущения или неловкости» В качестве стрессовых определены следующие ситуации межличностного взаимодействия: 1) ситуации неодобрения или критики со стороны других; 2) ситуации публичного выступления и социальной активности; 3) ситуации конфронтации и выражения недовольства; 4) ситуации сексуального контакта; 5) ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей; 6) ситуации утраты близкого человека или значимых отношений.

 

25. Типы восприятия межкультурных различий. (М. Беннет и др.) 6 типов реакции на другую культуру и ее представителей. 1. Отрицание различий культур — тип восприятия, основанный на уверенности в том, что все люди в мире разделяют (или обязаны разделять) одни и те же убеждения, установки, нормы поведения, ценности. Это типичная позиция обывателя, убежденного, что все должны думать и поступать так же как он. Однако отрицание как тип реакции на иную культуру со временем обычно претерпевает изменения. Дело в том, что человек не может постоянно проявлять замкнутость и закрытость, сопротивляться давлению новых фактов, избегать встреч и тесного, эмоционально окрашенного общения с представителями других культур. В этом случае отрицание может модифицироваться в защитную реакцию. 2. Защита собственного культурного превосходства — тип восприятия, в основе которого лежит признание существования других культур, но при этом складывается устойчивое представление о том, что ценности и обычаи чужой культуры представляют угрозу привычному порядку вещей, мировоззренческим устоям, сложившемуся образу жизни. Это достаточно активная (порой агрессивная) позиция, реализующаяся в утверждении непременного собственного культурного превосходства и пренебрежении к другим культурам. Межкультурные различия при защитной реакции не просто не игнорируются; напротив, они отчетливо фиксируются как негативные стереотипы другой культуры. Все люди оказываются разделенными по признаку «мы» (хорошие, правильные, культурные и т.п.) и «они» (полная противоположность). При этом набор негативных характеристик, как правило, приписывается всем членам инокультурной группы и каждому из них в отдельности. Типичные ситуации, когда формирование защитной реакции практически неизбежно: контакты представителей разных рас, внешне, физически отличающихся друг от друга; взаимодействие групп иммигрантов и коренного населения; адаптация отдельных «чужаков» в новой культуре — студентов и специалистов, обучающихся за рубежом, иностранных рабочих, сотрудников международных организаций и иностранных компаний и т.д. Может показаться, что люди разных рас, национальностей или конфессий обязательно понравятся или поймут друг друга, если вступят в прямой контакт, познакомятся поближе. Однако при низком уровне межкультурной компетентности, которым характеризуется «защитное» восприятие чужой культуры, происходит нечто противоположное — негативные стереотипы и проявления агрессивности лишь усиливаются. Формирование защитной модели поведения и восприятия происходит как непосредственно, в межличностном общении, так и опосредуется социальными институтами, в том числе и политическими. 3. Минимизация культурных различий — достаточно продвинутый способ восприятия других культур. Ею характеризуют признание возможности существования инокультурных ценностей, норм, форм поведения и поиск общих объединяющих черт. Такой была типичная реакция советского человека на межкультурные различия внутри страны, когда ценностное содержание национальных культур, этнических и религиозных групп оказывалось скрытым стереотипными общесоветскими символами (об этом свидетельствует известная формулировка «новая историческая общность людей — советский народ»). Гораздо реже по сравнению с описанными выше типами межкультурного восприятия (даже в стабильной ситуации, а тем более в моменты кризиса) встречаются варианты позитивного отношения к межкультурным различиям, когда человек способен принять существование другой самобытной культуры, адаптироваться к ней, интегрироваться в нее. 4. Принятие существования межкультурных различий — тип межкультурного восприятия, характеризующийся знанием другой культуры, в целом благожелательным к ней отношением, не предполагающим вместе с тем активного проникновения в инокультурную среду. 5. Адаптация к новой культуре — позитивное отношение к другой культуре, восприятие ее норм и ценностей, умение жить и действовать по ее правилам при сохранении собственной культурной идентичности. 6. Интеграция и в родную, и в новую культуры — тип реакции поликультурной личности, интериоризирующей инокультурные нормы и ценности в такой степени, в которой они начинают восприниматься как свои собственные, родные.

 

26. Диалог – форма речи, состоящая из обмена высказываниями–репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от речевой ситуации), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности. К основным языковым особенностям диалога относят наличие повторов в реагирующих репликах, синтаксическую неполноту реплик, экспрессивность, обилие вопросительных и побудительных предложений. Типы диалога: информативный диалог; прескриптивный диалог (содержит просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить предлагаемое действие); диалог-обмен мнениями (это обычно спор или дискуссия); диалог с целью установления или регулирования межличностных отношений; праздноречивый диалог (это может быть эмоциональное общение или интеллектуальный разговор). Максимы П. Грайса: • Максима кооперации предполагает готовность партнёров к сотрудничеству; • Максима количества (каждый должен вносить в разговор достаточно, но не слишком много информации); • Максима качества предписывает правдивость высказываний; • Максима релевантности (согласно ей, реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту диалога); • Максима способа коммуникации требует избегать неясности, двусмысленности.

 

27. Аргументация - это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории). Довод, или аргумент, представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений. Довод предназначается для поддержки тезиса аргументации -- утверждения, которое аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений. Теория аргументации исследует многообразные способы убеждения аудитории с помощью речевого воздействия. Теория аргументации анализирует и объясняет скрытые механизмы «незаметного искусства» речевого воздействия в рамках самых разных коммуникативных систем - от научных доказательств до политической пропаганды, художественного языка и торговой рекламы. Аргументация представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или отвергнуть это мнение. Таким образом, для аргументации характерны следующие черты: * аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи, мотивы, которые стоят за ними; * аргументация является целенаправленной деятельностью: она имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений; * аргументация -это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и, активную реакцию другой стороны на приводимые доводы; * аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать. Наиболее важным компонентом аргументации является умение рассуждать обоснованно, подкреплять выдвигаемые положения убедительными аргументами. Обоснованность знания - одно из наиболее важных требований, предъявляемых к теоретическому мышлению.

 

28. Межличностная коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Аксиомы межличностной коммуникации. Американский психолог П.Вацлавик разработалследующие аксиомы межличностной коммуникации: Аксиома 1. Невозможность отсутствиякоммуникации (активность или пассивность, слова или молчание — все это передает информацию: влияет на других людей, которые в свою очередь не могут не ответить на эту коммуникацию и, следовательно, сами в нее вступают. Таким образом, невозможность не вступать в коммуникацию делает все ситуации, в которые включены два или более человека, межличностными, коммуникационными). Аксиома 2. Любая коммуникация имеетуровень содержания и уровень отношения (на уровне отношений передается то, как это сообщение должно быть воспринято. Отношение может быть выражено как речевыми приемами, так и невербально с помощью крика, улыбки или других способов. Характер отношений можно ясно понять из контекста, в котором происходит коммуникация. В межличностном общении экспрессивная окраска сообщения часто более важна, чем его содержание. Смешение уровня содержания и уровня отношения нередко приводит к нарушению коммуникации. Аксиома 3. Пунктуация последовательностисобытий (люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего. Несогласие относительно пунктуации последовательности событий лежит в основе возникновения бесконечных проблем во взаимоотношениях. Примером патологической коммуникации, вызванной нарушением последовательности причин и следствий, является эффект «самоосуществляющегося пророчества». Например, человек, строящий свое поведение на основе предпосылки «никто меня не любит», будет вести себя недоверчиво, демонстрируя массу защитных реакций, или агрессивно. Такое поведение вряд ли вызовет симпатию окружающих, что подтвердит изначальную предпосылку этого человека. При этом сам человек ошибочно считает, что он просто реагирует на отношение окружающих, а не провоцирует его. В данном случае это и составляет проблему пунктуации). Аксиома 4. Симметрическое икомплементарное взаимодействие (отношения между людьми базируются либо наравенстве, либо на отличии). Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так и ненамеренной, эффективной и неэффективной. Аксиома 6. Коммуникация необратима (иногда и хотелось бы вернуть время, исправить слова или поступки, но, к сожалению, это невозможно. Последующие объяснения с партнером могут что-то исправить, извинения могут смягчить обиду, однако созданное впечатление изменить очень сложно ).

29. Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформулировано в 1954 году в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. В межкультурной коммуникации выделяют сферы макрокультуры (типы культуры по континентальному признаку и из-за своей масштабности, например, можно говорить об американской культуре, латиноамериканской культуре, африканской культуре, европейской культуре, азиатской культуре и т.д.) и микрокультуры (многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями).

Типы межкультурной коммуникации на микроуровне: межэтническая коммуникация – это общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы). Свое культурное наследство этнические группы передают от поколения к поколению и благодаря этому они сохраняют свою идентичность среди доминирующей культуры. Совместное существование в рамках одного общества естественно приводит к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями. Контркультурная коммуникация происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской. Характерной особенностью этого уровня коммуникации является отказ субкультурных групп от ценностей доминирующей культуры и выдвижение своих собственных норм и правил, противопоставляющих их ценностям большинства. Коммуникация среди социальных классов и групп — основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. В мире нет ни одного социально однородного общества. Все различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального статуса и т.д. Во всех странах мира расстояние между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными довольно велико. Оно выражается в противоположных взглядах, обычаях, традициях и др. Несмотря на то, что все эти люди принадлежат к одной культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отражается на коммуникации между ними. Коммуникация между представителями различных демографических групп - религиозных (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений).

Общение между людьми в данном случае определяется их принадлежностью к той или иной группе и, следовательно, особенностями культуры этой группы. Коммуникация между городскими и сельскими жителями — основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», которые прямым образом сказываются на процессе коммуникации между этими группами населения. Региональная коммуникация — возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться. Так, например, жители Москвы испытывают значительные затруднения при общении с представителями Санкт-Петербурга. Москвичей отталкивает нарочито-интеллигентный стиль общения жителей Петербурга, который они считают неискренним. А жители Питера воспринимают прямой и свободный стиль общения своего соседа как грубость и необразованность. Коммуникация в деловой культуре — возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.

Итак, общей характерной чертой всех уровней и видов межкультурной коммуникации является неосознанность культурных различий ее участниками. Дело в том, что большинство людей в своем восприятии мира придерживаются наивного реализма. Им кажется, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкиваясь с представителями других культур, обнаруживая, что привычные модели поведения перестают работать, обычный человек начинает задумываться о причинах своей неудачи.

 

30. Групповая коммуникация - коммуникация внутри группы, между группами или коммуникация типа " индивид - группа". В зависимости от степени произвольности индивида группы бывают: открытые/инклюзивные (носит добровольный характер (напр., кружок по вязанию) и закрытые/эксклюзивные (опр.знания – студенты). По характеру и формам организации деятельности: случайно организованная группа (напр., экскурсионная на основании происшествия); ассоциация (группа друзей), корпорация (семья, объединение происходит на основании только внутр.целей, достижение целей за общий счёт); коллектив (связи и отношения опосредованы общественно-значимыми целями (это высшая степень развития группы); команда (из 2х человек и более, достижение целей и выполнение опр.задач: каждый член команды – высокий профессионал; обладают технич. или функциональными умениями, умениями принимать решения и решать проблемы; интерперсональные умения (умение налаживать контакты).

Типы коммуникантов (в зависимости от способа использования ком-го потенциала): 1) доминантный (стремление завладеть инициативой); 2) мобильный (легко входит в разговор, не теряется в незнакомой ситуации); 3) регидный (испытывает трудности в начале ком-ии, чёток в изложении и логичен); 4) интровертный (не стремится к общению, владеть инициативой, застенчив, скромен в высказываниях).

 

31. Формы деловой коммуникации: беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции, разнообразные деловые встречи, обеспечивающие эффективность как внутренних, так и внешних взаимодействий. Особенности каждой формы деловой коммуникации определяются следующими критериями: цель проведения; участники; регламент; коммуникативные средства реализации намерений; организация пространственной среды; ожидаемый результат. Деловой разговор – самый распространенный ситуативныйконтактный метод. Цель такой коммуникации – обмен информацией по конкретному вопросу. Основная цель деловой беседы – обменинформацией. В зависимости от предметного содержания различают деловые беседы следующегосодержания: найм и увольнение персонала, «поручение производственного задания», анализ иразрешение конфликтных ситуаций, внедрениеноваций, трудовая и производственная дисциплина, улучшение психологического климата в коллективе. Деловое совещание это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения. Пресс-конференция мероприятие, направленное на информационную и рекламную поддержку имиджа организации. Этот вид деловыхконтактов во многом обеспечивает эффективностьвзаимодействия с внешней средой. Деловые переговоры – специфический видделовой коммуникации, имеющий свои правила изакономерности, использующий совместный анализпроблем.

 

32. Формы речевой коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. Диалог – форма речи, состоящая из обмена высказываниями – репликами, характеризующаяся ситуативностью (завис-ью от речевой ситуации), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности. Типы диалога: информативный; прескриптивный (содержит просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить предлагаемое д-ие); диалог-обмен мнениями (это обычно спор или дискуссия); диалог с целью установления или регулирования межличностных отношений; праздноречивый (это м.б. эмоциональное общение или интеллектуальный разговор). Монолог– форма речи, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отн-ии. Для монолога характерны большая протяжённость реплик, композиционная сложность, смысловая завершённость, большая степень традиционности при выборе языковых средств. К разновидностям речевой ком-ии относят также спор, полемику, дискуссию. Спор -всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, при к-ом каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемикой наз-ся такой спор, при к-ом имеется конфронтация, борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою т.зр. и опровергнуть мнение оппонента. Дискуссия – публичный спор, целью к-го в отличие от полемики явл-ся выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается наиболее эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

 

33. Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи и обмена полит. инф-ей, к-ая структурирует полит.деят-ть и придает ей новое значение. ПК выступает своеобразным соц.-информационным полем политики. Ее значение в полит.жизни общества, его культуры, сравнимо со значением нервной системы для человека. Одно из наиболее полных толкований ПК дано известным французским социологом политики Р.Ж. Шварценбергом. Он определил это понятие как “процесс передачи полит.инф-ии, посредством к-го инф-ия циркулирует м/у различными элементами полит.системы, а также м/у полит. и соц.системами. Непрерывный процесс обмена инф-ей осущ-ся как м/у индивидами, так и м/у управляющими и управляемыми с целью достижения согласия”. Близкое понимание сущности ПК содержится и в российской научной литературе. В ней под ПК понимается “процесс взаимодействия полит.субъектов на основе обмена инф-ей и непосредственного общения, а также средства и способы этого духовного взаимод-я.

Существуют 3 осн. способа ком-ии: через неформальные контакты, общественно-политические организации (институты), СМИ. К ним можно отнести и особые коммуникативные ситуации или действия (выборы, референдумы и т.п.). В ПК обыкновенно дело имеют с написанным или произносимым словом, но она м.происходить и при помощи всякого знака, символа и сигнала, посредством к-го передается смысл. Следовательно, к ком-ии надо отнести и символические акты – самые разнообразные, такие как сожжение повестки о призыве в армию, участие в выборах, полит.убийство или отправление каравана судов в плавание по всему свету. В значительной своей части ПК составляет сферу компетенции специализированных учреждений и институтов, таких как средства МК, правительственные информационные агентства или полит.партии. Тем не менее она обнаруживается во всякой обстановке соц.общения, от бесед с глазу на глаз до обсуждения в палатах национального законодательного органа.

 

34. Малая группа – небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Осн.признаки: - контактность – возможность взаимодействия каждого с каждым; - целостность – соц. и психологич. общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое; - стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников; - устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы; - наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля; - удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже определенного уровня, индивид покидает ее. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Оптимальный состав малой группы 5-7 человек, но может доходить до 40 человек. ДИАДА – 2 человека (Зимель) особенности: субъективность, взаимные чувства и пристрастия, жёсткость структуры, наличие только одной линии взаимодействия. ТРИАДА – 3 человека. наличием феномена большинства и, следовательно, более оформленного проявления социального начала, системы социальных отношений; а также возможностью создания качественно новой позиции — наблюдателя, что добавляет существенный момент к возникающей системе взаимоотношений.

 

35. Коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций. В широком смысле понятие «организация» применяется к биологическим, социальным и к техническим объектам. В научных работах понятие «организация» определяется как: - внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого; -совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; - объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. 3 уровня организации: структурный, процессуальный, соц.-психологич. Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. За отправную точку исследования организации cтали принимать уровень социальной системы, объединяющей отдельные элементы. Ключевыми понятиями социальной системы являются представления об открытых и закрытых системах. Система любого типа – это некое целое, состоящее из частей (подсистем), которые функционируют сообща взаимозависимым образом с целью осуществления общих задач. Отрытая система – это система, которая влияет на свое окружение и испытывает влияние с его стороны, и взаимодействует с ним. Концепции, рассматривающие организацию в качестве открытой системы, акцентируют внимание на взаимосвязи различных компонентов и функций организации и признают взаимную зависимость между организацией и ее внешней средой, являющейся источником трудовой силы и сырья и реципиентом продукции и услуг организации. С системной точки зрения организация сумеет выжить и преуспеть, если ее различные функции и компоненты функционируют в согласии друг с другом и система как единое целое поддерживает


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал